Слайд 1Физиологические основы эмоций, памяти и мышления
Слайд 2План
Теории эмоций
Процессы памяти
Виды памяти
Временная организация памяти
Механизмы памяти
Морфологический субстрат памяти
Виды
и структурные основы мышления
Слайд 3Теории эмоций
Классическая (периферическая) – эмоции оценивались по вегетативным проявлениям (древние
детекторы лжи, отбор воинов)
Центральная – роль различных структур в формировании
эмоций. Главная роль лимбической системы: древняя кора, гипоталамус, таламус, Rf, височные и лобные доли коры
Слайд 4ЦИТАТА
«Является ли эмоция продуктом волшебства или физиологическим процессом, который зависит
от анатомического механизма? Я
думаю что эмоции - настолько важная функция, что, каков бы ни был их механизм, он должен иметь морфологическую основу»
Пейпс, 1937
Слайд 6Круг Пейпса – связи внутри лимбической системы
Гиппокамп- свод –
сосцевидные тела – поясная извилина - гиппокамп
Слайд 72 ЛИМБИЧЕСКИХ КРУГА
БОЛЬШОЙ КРУГ ПЕЙПСА:
гиппокамп - свод-
мамиллярные тела - мамиллярно-таламический пучок Вик-д’Азира - таламус - поясная извилина - гиппокамп
МАЛЫЙ КРУГ НАУТА: миндалина - конечная полоска - гипоталамус - перегородка - миндалина
гипоталамус
Слайд 8Центры (+) и (-) эмоций
Положительные эмоции – латеральный гипоталамус, перегородка,
медиальный переднемозговой пучок, левое полушарие
Отрицательные эмоции – медиальный гипоталамус,
миндалина, правое полушарие
Слайд 9Опыт с самораздражением Олдса
Слайд 11Влияние миндалин на иерархические отношения в стае
До операции
После удаления миндалин
у Дейва
Слайд 12Нейрохимия эмоций
Положительные эмоции связывают с эндогенными опиатами (эндорфины, энкефалины), норадреналином,
дофамином, серотонином
Отрицательные эмоции – вещество Р, состояние агрессии связывают с
определенными соотношениями ацетилхолина и норадреналина
Слайд 13Причины возникновения эмоций
П.К.Анохин – с позиций функциональной системы поведения: эмоции
связаны с появлением потребности и её удовлетворением (входят в состав
афферентного синтеза и акцептора результата действия)
Слайд 14
П.В. Симонов – информационная теория: недостаток информации для достижения цели
формирует отрицательную эмоцию, достаточность – положительную
Г.И. Косицкий: для достижения цели
необходима не только информация, но и время и энергия. Эмоциональное напряжение возрастает при недостатке средств для достижения цели
Слайд 15Стадии эмоционального напряжения (по Г.И.Косицкому)
СН = Ц (ИнВнЭн - ИсВсЭс)
ВМА- внимание, мобилизация, активность
СОЭ –
стенические отрицательные эмоции
АСОЭ- астенические отрицательные эмоции
Невроз
Слайд 16
Память – сохранение информации о
раздражители после прекращения его действия.
И.М.Сеченов: «Память –
это краеугольный камень психического развития… Это сила, сплачивающая, склеивающая всякое предыдущее со всяким последующим…Деятельность памяти охватывает все психические процессы. »
Слайд 17Нейрогенная память
Наследуемая (генетитческая) – безусловные рефлексы, инстинкты
Ненаследуемая (приобретенная, индивидуальная) -
основа жизненного опыта- это способность нервной системы воспринимать окружающую нас
действительность, запечатлевать её в нейронах, хранить эту информацию и по мере необходимости воспроизводить.
Слайд 18Процессы памяти
Восприятие и запечатление (фиксация) информации – может быть произвольным
и непроизвольным. Стимулы, имеющее большее биологическое значение, фиксируются эффективнее
Сохранение информации
– центральное звено в системе памяти. По мере поступления новой информации происходит трансформация раннее поступившей.
Воспроизведение - наиболее уязвимый процесс
Слайд 19Формы воспроизведения информации
Узнавание – извлечение информации из памяти в
результате сличения одного раздражителя с раннее действующим. Не требует активного
поиска
Припоминание – активный выбор информации, хранящийся в памяти.
Воспроизведение, как и запоминание, может быть произвольным и непроизвольным
Слайд 20Виды памяти по форме проявления
Образная (модально-специфическая):
Зрительная
Слуховая
Тактильная
Моторная
Словесно –
логическая
Эмоциональная – способность запоминать и воспроизводить эмоционально значимые события
Слайд 21Эмоциональная память
Истинная – способность воспроизводить эмоциональное состояние
Абстрагированная – воспроизведение эмоционально
значимого события без чувственной окраски
Черты эмоциональной памяти:
Быстрота формирования
Надмодальность
– независимость от конкретных сенсорных воздействий
Слайд 22
По уровню управления памятью:
Непроизвольная
Произвольная
По способу запоминания:
Неосмысленная (непосредственная, механическая) –
запоминание без использования специальных приемов
Опосредованная – использование вспомогательных средств для
запоминания (элемент логической смысловой памяти)
Слайд 23Произвольная мнестическая деятельность
Включает стадии мотива, программирования, использования
различных способов и приемов запоминания, контроля и коррекцию результата
Слайд 24
Декларативная память – запоминание объектов (лица, предметы), событий, эпизодов. Основана
на ассоциации одновременно действующих раздражителей
Процедурная память – запоминание действий :
моторные навыки, условные рефлексы; формируется медленнее декларативной, без подкрепления склонна к угасанию
Слайд 26Энграмма – след памяти
Это комплекс структурно- функциональных
изменений в ЦНС, обеспечивающих запечатление объектов памяти и субъективного отношения
организма к данным объектам
Слайд 27Временная организация памяти (этапы становления энграммы)
Сенсорная память (мгновенная, иконическая память)
– непосредственный отпечаток сенсорной информации, удерживается в течение 50-500 мсек.,
количество информации избыточно; сенсорная память не воспроизводима, на её основе формируется кратковременная память
Слайд 28
Кратковременная память – способность воспроизводить информацию после однократного предъявления в
объеме 7 +- 2 единицы. Длительность хранения – секунды, минуты
Промежуточная
(оперативная) – хранение в течение минут, часов
Долговременная – хранение на протяжении всей жизни
Слайд 29Консолидация следов памяти
Процесс упрочения и удержания информации
с течением времени при добавлении новой информации
Первичная память – временное
хранение (соответствует кратковременной памяти)
Вторичная - при целенаправленном повторении информации длительное хранение, но возможно забывание в связи с вновь поступающей информацией
Третичная – закрепляется в результате многолетней практики, не происходит забывания
Слайд 30Механизмы памяти
Импульсная теория – объясняет механизм кратковременной памяти, заключается в
циркуляции (реверберации) возбуждения по замкнутым нейронным цепям между таламусом и
корой (нейронные ловушки). Многократное повторение информации приводит к изменению синаптической передачи (явление посттетанической потенциации), что способствует консолидации памяти
Слайд 31
Нейрохимическая теория – закрепление следов памяти связывают с действием определенных
медиаторов и модуляторов (нейропептидов), синтез которых увеличивается под действием глутамата.
Процессы кратковременной памяти связывают с медиатором ацетилхолином, модулирующее действие оказывают норадреналин и дофамин. Серотонин обеспечивает формирование долговременной памяти. Важная роль в долговременной памяти отводится эндогенным опиатам (эндорфины, энкефалины), регулирующим эмоциональную память
Слайд 32
Молекулярная (нейроструктурная) теория- объясняет механизм долговременной памяти: структурные изменения в
нейроне, синтез специфических белков памяти, чувствительных к определенному узору импульсного
потока (узнавание афферентного сигнала). В результате – освобождение медиаторов в синапсах, обеспечивающих передачу информации в системе нейронов, ответственных за фиксацию, хранение и воспроизведение информации
Слайд 33Процесс запоминания- следствие структурных и биохимических изменений
Реверберация возбуждения – облегчение синаптической передачи – консолидация
памяти – синтез РНК и белков – долговременная память
Слайд 34Морфологический субстрат памяти
Процесс запоминания
у человека опирается на целую систему совместно работающих аппаратов мозговой
коры и нижележащих образований, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию мнестических процессов
Слайд 36
Модулирующие системы мозга (Rf, лимбическая система) – поддерживают тонус коры
(необходимое условие запечатления любых следов)
Вторичные и третичные сенсорные поля (височная
и теменная область)- хранение сенсорной информации
Лобная кора (префронтальная область) – ответственна на актуализацию (воспроизведение) следов памяти
Слайд 38Роль гиппокампа
Фиксирует события, значимые для организма, не допускает фиксации случайных
следов
Оживляет следы памяти , инициирует ориентировочные рефлексы на новый раздражитель
(нейроны новизны и нейроны тождества)
Способствует переходу кратковременной памяти в долговременную – консолидация следов памяти
Правое полушарие связывают с долговременной памятью, левое – с кратковременной
процесс оперирования закодированной с помощью механизмов памяти информацией и приобретение
новой информации
Слайд 40Виды мышления
Образное (конкретно- предметное)
Физиологическая основа – 1-я сигнальная
система
Абстрактное (словесно-логическое) – рассуждение, состоящее из последовательного ряда логических звеньев,
каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее
Физиологическая основа – 2-я сигнальная система
Слайд 41Структурные основы мышления
Ведущие структуры – ассоциативные зоны коры с ближайшей
подкоркой и ретикулярной формацией
Ведущее значение- лобные доли коры