Слайд 1«Физиологическое взросление
и его влияние на поведенческие реакции ребёнка»
Слайд 2 «Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального
«Я»
Л.С. Выготский
Слайд 310 лет
период «тяжёлого кризиса» в развитии личности ребёнка
Слайд 4Первым на переходный период реагирует организм.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Слайд 5Во-первых, изменяется рост и вес. Это влечёт за собой изменение
пропорций тела.
При этом рост скелета (4-7 см в год) опережает
развитие мускулатуры. Отсюда появление «угловатости» фигуры, что вызывает внутреннее чувство неловкости у подростка. Изменение веса тоже причиняет немало хлопот, особенно у девочек. Именно у девочек между 5-6 классом зачастую вес резко возрастает.
Слайд 6Во-вторых¸ появляются вторичные половые признаки, что тоже беспокоит.
чем раньше
начинается половое созревание, тем более бурно и быстро оно протекает.
При начале созревания в 12 лет оно завершается в 15,
а при начале созревания в 15 лет длительность его достигает 6 лет до 21 года.
Слайд 7В-третьих, происходит временная дестабилизация защитных сил организма, что снижает сопротивляемость
к вредным воздействиям.
Так же могут появиться и функциональные расстройства.
Слайд 8У младших подростков закономерно появляется повышенная утомляемость, но сами они
её не замечают. Психологи обратили внимание, что большинство случаев неповиновения
у подростков отмечается во второй половине дня. Это относится к нарушениям дисциплины, пререканиям с учителями, проявлением своеволия и упрямства.
Слайд 9В-четвёртых, гормональная перестройка становится причиной нестабильности эмоционального фона.
Именно в
это время подросток остро нуждается в эмоциональной поддержке и дружбе.
Слайд 10
Внешняя непривлекательность приводит к чувству неполноценности.
Поэтому в этот период
особенно актуальным для подростка является принятие его внешности значимыми для
него людьми (родителями, друзьями).
В период физиологических изменений у подростка возникает новый образ своего физического «Я»
Слайд 11Личностное развитие характеризуется двумя основными потребностями:
- с одной стороны потребностью
в самоутверждении,
- с другой – потребностью в общении со стороны
сверстников, ибо ведущая деятельность в данном возрасте – интимно-личностная.
Эти потребности и образуют основные черты психического развития подростка.
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Слайд 12Одной из главных черт психического развития можно считать личностную нестабильность
подростка. Это проявляется в сосуществовании прямо противоположных потребностей и черт,
что выражается в резкой смене точки зрения на отдельные предметы, в смене хобби и увлечений.
Слайд 13Любой подросток мечтает о закадычном друге. Причём о таком, которому
можно было бы доверять «на все 100», как самому себе,
который будет предан.
Дружба
Слайд 14
Любовь
Любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская. В начале
лагерной смены мальчик влюблён в одну девочку, в середине ревнует
другую, а в конце смены обменивается телефоном с третьей. И ведь каждое из отношений со стороны мальчика серьёзные намерения.
Слайд 15Немалую роль в формировании личности подростка играет референтная группа –
значимая для подростка группа. Это может быть и дворовая компания,
и класс, и друзья по кружку, и соседи по этажу. Вот когда родителям надо быть особенно внимательным. Именно к мнению членов данной группы будет прислушиваться подросток, именно в ней будет пытаться утвердиться.
Слайд 16Основное новообразование подросткового возраста – чувство взрослости
Слайд 17
Появляется своя позиция и отношение к себе, как к взрослому.
Это проявляется в:
Желание, чтобы все относились к нему, как к
равному, взрослому.
Стремление к самостоятельности.
Появление собственных вкусов и взглядов, оценок, линии поведения.
Соблюдение морального кодекса товарищества, который везде одинаков, и не зависит от культуры и страны.
Слайд 19Первоначально образы «Я» разные:
- «Я – физическое» - представление о
том, как выглядит своё тело, фигура.
- «Я – интеллектуальное» -
оцениваются мыслительные способности.
- «Я – характер» - какой я человек, друг.
Слайд 20Главная задача родителей – помочь ребёнку правильно себя оценить, при
этом не расстраиваться. А спокойно решать проблемы шаг за шагом.