Разделы презентаций


Формирование читательской грамотности как цель и результат обучения в

Содержание

изменение информационно-образовательного пространства в современных условиях; изменение миграционной ситуации (рост количества учащихся-инофонов, главным образом, из стран СНГ);изменение познавательных интересов и запросов учащихся;необходимость социальной адаптации и саморазвития на протяжении всей жизни;необходимость повышения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Формирование читательской грамотности как цель и результат обучения в школе
2019

год

Формирование читательской грамотности как цель и результат обучения в школе 2019 год

Слайд 2изменение информационно-образовательного пространства в современных условиях;
изменение миграционной ситуации (рост

количества учащихся-инофонов, главным образом, из стран СНГ);
изменение познавательных интересов и

запросов учащихся;
необходимость социальной адаптации и саморазвития на протяжении всей жизни;
необходимость повышения уровня языковой и читательской грамотности.

Побудительные факторы обновления содержания образования:

изменение информационно-образовательного пространства в современных условиях; изменение миграционной ситуации (рост количества учащихся-инофонов, главным образом, из стран СНГ);изменение

Слайд 3 Из указа Президента России от 7 мая 2018 года: Правительству

РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации

в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) …

Из указа Президента России от 7 мая 2018 года: 	Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность

Слайд 4Приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования

(PISA: математическая, естественнонаучная, читательская и др.)
Изменение
запроса на
Качество
Общего


образования

Создание поддерживающей позитивной образовательной среды за счет изменения содержания образовательных программ для более полного учета интересов учащихся и требований 21 века

Приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (PISA: математическая, естественнонаучная, читательская и др.) Изменение

Слайд 5Функциональная грамотность (определение 1)
Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это

человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни

знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
(Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35)
Функциональная грамотность (определение 1)Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые

Слайд 6Функциональная грамотность (определение 2)
Новый словарь методических терминов и понятий: «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Способность человека вступать в отношения

с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде»
(Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342)
Функциональная грамотность (определение 2)Новый словарь методических терминов и понятий: «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться

Слайд 7Функциональная грамотность (определение 3)
Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое

образование личности Ребенок должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать

с изменяющимся окружающим миром …;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
- способностью строить социальные отношения…;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»
(Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с., с. 16–17)
Функциональная грамотность (определение 3)Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности  Ребенок должен обладать:- готовностью

Слайд 8Функциональная грамотность (определение 4)
Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено

в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся

15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»
(PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p. )

Функциональная грамотность (определение 4)Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование:

Слайд 9Инновационный проект Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования и оценки функциональной

грамотности».
Руководитель - Ковалева Галина Сергеевна, к.п.н., руководитель Центра оценки

качества образования ФГБНУ «ИСРО РАО»




«Мы должны научиться измерять то, что важно, а не то, что легко измерить…»
А. Эйнштейн

Инновационный проект Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности». Руководитель - Ковалева Галина Сергеевна, к.п.н.,

Слайд 10Основные положения проекта
1. Мониторинг формирования функциональной грамотности – это проект,

направленный на формирование способности учащихся применять в жизни полученные в

школе знания.
2. Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка. Это поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности.
3. Проект реализуется с целью повышения качества и конкурентоспособности российского образования в мире.
4. Главная задача – разработка системы заданий для учащихся 5-9 классов - основы для новых методик формирования функциональной грамотности.
5. Основа проекта - идеи и инструментарий международного исследования PISA.
6. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.








Основные положения проекта1. Мониторинг формирования функциональной грамотности – это проект, направленный на формирование способности учащихся применять в

Слайд 11Почему исследование PISA?

Почему исследование PISA?

Слайд 12Разработанный инструментарий для апробации - система заданий, включающая различные ситуации

из реальной жизни
В среднем каждый вариант выполняло от 800 до

900 учащихся

Выполнение каждой работы
рассчитано на 2 урока

Разработанный инструментарий для апробации -  система заданий, включающая различные ситуации из реальной жизниВ среднем каждый вариант

Слайд 13 ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Слайд 14Читательская грамотность
способность человека понимать и использовать письменные тексты,
размышлять о

них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,


расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотностьспособность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы

Слайд 15Оценка читательской грамотности (Мониторинг формирования функциональной грамотности)

Оценка читательской грамотности (Мониторинг формирования функциональной грамотности)

Слайд 16ВИДЫ ТЕКСТОВ

сплошные несплошные составные

ВИДЫ ТЕКСТОВсплошные  несплошные составные

Слайд 17Требования к текстам :
информационная насыщенность текстового материала;
отсутствие «привязки»

к содержанию разных образовательных областей, представленных в школьном курсе;
соответствие

возрастным особенностям восприятия ученика;
соответствие читательским и жизненным интересам учеников;
возможность разработать задания, «готовящие к жизни», на основе данного текстового материала.

Требования к текстам : информационная насыщенность текстового материала; отсутствие «привязки» к содержанию разных образовательных областей, представленных в

Слайд 18Описание заданий блока «Читательская грамотность»
Комплексные задания, объединённые общей темой или

проблемой
Каждый блок включает текст, в котором представлена некоторая ситуация, и

от 7 до 10 вопросов различной трудности
Задания не типичны для российской школы, а близки к реальным проблемным ситуациям
Для решения проблемы не требуется специальных предметных знаний, но необходима сформированность общеучебных и интеллектуальных умений
Описание заданий блока  «Читательская грамотность»Комплексные задания, объединённые общей темой или проблемойКаждый блок включает текст, в котором

Слайд 19Блок заданий по читательской грамотности для 5-ого класса: «Необычный путешественник»

Блок заданий по читательской грамотности  для 5-ого класса: «Необычный путешественник»

Слайд 20В интервью Н. Ванье описывает веерный способ расстановки собак в

упряжке. Отметьте рисунок, на котором изображен именно этот способ.
А
Б
В
Г
Характеристики

задания:
Содержательная область оценки: 4. Чтение для получения образования
4.1 Человек и природа
Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
Контекст: образовательный
Тип текста: составной (объявление, интервью, аннотация, отзыв о книге)
Уровень сложности задания: средний
Формат ответа: задание с выбором ответа
Объект оценки: соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

Пример задания для 5 класса

Часто использую веерный способ расстановки собак в упряжке: каждая собака напрямую связана с санями шлейкой, все шлейки одинаковой длины. Этот способ даёт большую подвижность собакам во время езды, бережёт их силы при поворотах и неровной дороге.

В интервью Н. Ванье описывает веерный способ расстановки собак в упряжке. Отметьте рисунок, на котором изображен именно

Слайд 21Блок заданий по читательской грамотности для 7-ого класса: «Погружение»

Блок заданий по читательской грамотности  для 7-ого класса: «Погружение»

Слайд 22Рассмотрев схему, трое ребят поспорили о том, что такое Бездна

Челленджера.
Артем: Бездна Челленджера – это один из самых глубоких

участков Марианской впадины.
Иван: Нет, Бездной Челленджера называют дно Марианского жёлоба.
Инна: А я думаю, что Бездна Челленджера – это другое название Марианского жёлоба.
Кто из ребят прав? Объясните свой ответ.

Пример задания для 7 класса

Рассмотрев схему, трое ребят поспорили о том, что такое Бездна Челленджера. Артем: Бездна Челленджера – это один

Слайд 23 Предварительные выводы по результатам апробации. Проблемы и рекомендации

Предварительные выводы по результатам апробации. Проблемы и рекомендации

Слайд 24Как использовать задания в учебном процессе?
Первое, что надо понимать: с

какой целью это делается?
Два полюса: с целью диагностики (включая текущую

оценку) или с формирующей целью.

Диагностика
Оценка достижения планируемых результатов.
Выявление реальных возможностей учащихся.

Формирующая цель
Различные фазы урока: введение нового материала; актуализация знаний; формирование и развитие умений.

Как использовать задания в учебном процессе?Первое, что надо понимать: с какой целью это делается?Два полюса: с целью

Слайд 25Что подготовлено к учебному году
http://skiv.instrao.ru

Что подготовлено к учебному году http://skiv.instrao.ru

Слайд 27Демоверсия 5 класс
Характеристики заданий
и система оценивания
Демоверсия 7 класс
Характеристики заданий


и система оценивания
Основные подходы к оценке
Пять документов по каждой составляющей

функциональной грамотности
Демоверсия 5 классХарактеристики заданий и система оцениванияДемоверсия 7 классХарактеристики заданий и система оцениванияОсновные подходы к оценкеПять документов

Слайд 28Публикации
Дополнительный тематический выпуск журнала «Отечественная и зарубежная педагогика»
Вестник образования Российской

Федерации:
- №14 «На пути решения стратегических задач»
- №16 «Что необходимо

знать каждому учителю о функциональной грамотности»

ПубликацииДополнительный тематический выпуск журнала «Отечественная и зарубежная педагогика»Вестник образования Российской Федерации:- №14 «На пути решения стратегических задач»-

Слайд 29Функциональная грамотность. Сборники эталонных заданий. Рабочие материалы для школьников 5

и 7 кл.
Методическое пособие для учителя
Читательская грамотность
Математическая грамотность


Естественнонаучная грамотность

Финансовая грамотность

Глобальные компетенции

Креативное мышление

Центр оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО РАО»
http://www.centeroko.ru/

Описание материалов,
Разбор заданий
Задания для самостоятельного решения
Самооценка
Ответы и решения
Методические комментарии

Публикации

Функциональная грамотность. Сборники эталонных заданий. Рабочие материалы для школьников 5 и 7 кл.Методическое пособие для учителя Читательская

Слайд 30Для дополнительной информации
Международный координационный центр исследования TIMSS –PIRLS – http://timss2015.org/;

http://pirls2016.org/
тел.: +1-617-552-1600 – Ina V.S. Mullis, Michael O. Martin

– международные координаторы (электронная почта – timss@bc.edu; pirls@bc.edu)

Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) – www.oecd.org/edu/pisa

Центр оценки качества образования ИСРО РАО – http://centeroko.ru тел.: +7-495-621-76-36 – Ковалева Галина Сергеевна (электронная почта – centeroko@mail.ru)

Для дополнительной информацииМеждународный координационный центр исследования TIMSS –PIRLS – http://timss2015.org/; http://pirls2016.org/ тел.: +1-617-552-1600 – Ina V.S. Mullis,

Слайд 31Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика