Слайд 1
Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом через сочетание
игровых, соревновательных и современных информационных технологий
Михайлин Антон Геннадьевич
учитель
физической культуры
МАОУ СОШ №45 Калининград
Слайд 2Цель, задачи деятельности учителя физической культуре
Цель:
Содействие всестороннему развитию личности учащихся
с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры.
Основные задачи:
1. Укрепление здоровья,
физического развития и повышение работоспособности учащихся;
2. Коррекция физического и психофизического развития учащихся;
3. Развитие и совершенствовании двигательных умений и навыков;
4. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанных осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости;
5. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Слайд 3Мотивация – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий.
Слайд 4Мотивация, связанная с перспективой, рождается при получении результата от занятий
физической культурой (улучшение фигуры, увеличение рельефа мышц, уменьшение количества простудных
заболеваний в результате повышения иммунитета и т. д.).
Слайд 5Средства повышения мотивации, интереса к занятиям физической культурой и спортом:
-
Беседы, убеждения, объяснения;
- Теоретические основы того или иного действия;
- Изучение
в форме игры или путешествия (квестов);
- Различные внеклассные мероприятия и соревнования;
- Элементы самостоятельности при изучении и т.д.
Слайд 6Для ученика младшего школьного возраста мало волнует, как отразятся его сегодняшние
упражнения на его завтрашнем самочувствии, состоянии. Для него главное –
получать сиюминутное удовлетворение своих потребностей. Поэтому большое значение имеют эмоциональная окрашенность.
Слайд 7На уроках используются мною следующие методы:
фронтальный метод,
поточный метод,
посменный метод,
круговой метод ,
игровой метод.
индивидуальный метод ,
соревновательный метод ,
Слайд 8Фронтальный метод
успешно применяется при управлении однородной деятельностью занимающихся, не требующей
страховки, например – при разучивании и совершенствовании техники выполнения высокого
и низкого старта в беге на короткие дистанции, ряда простейших акробатических упражнений (кувырков, перекатов и др.), при отработке технических приемов игры в волейбол в парах (передача мяча и др.).
Слайд 9Мотивация
при фронтальном методе
Здесь обязательно дается соответствующую информацию как
при обучении движению, так и при его совершенствовании.
Эта информация
должна обязательно раскрывать важность того или иного упражнения для выполняющего его.
Например, начиная обучение упорному прыжку, мы объясняем, что прыжок через коня или козла – это не самоцель, но что многократные прыжки укрепляют силу мышц, развивают координацию движений, вырабатывают умение ориентироваться в пространстве.
Слайд 10Поточный метод
состоит в том, что учащиеся одно и то же
упражнение выполняют по очереди, один за другим, беспрерывным потоком.
Преимущество
одного потока — в большей возможности наблюдать за индивидуальным выполнением упражнений.
Слайд 11 Здесь используется анализ выполненной работы и самоанализ. Предлагаю детям после
выполнения задания найти совершённые ошибки, объяснить, почему что-то не получилось,
что выполняющий сделал неправильно.
Мотивация
при поточном методе
Слайд 12Посменный метод
состоит в том, что все учащиеся на уроке распределяются
на смены, на очереди для выполнения упражнений. В каждой из
смен столько учеников, сколько могут одновременно сделать упражнение. Во время занятий одной смены остальные наблюдают за своими товарищами
Слайд 13Круговой метод
состоит в том, что учащиеся распределяются на группы, каждая
группа по заданию учителя занимается самостоятельно. К такому способу прибегают
в основной части урока в тех случаях, когда для занятий одним видом упражнений не хватает оборудования и инвентаря. Поэтому, чтобы рациональнее использовать время, изучаются одновременно два-три вида упражнений. Группы через определенный промежуток времени меняются местами, для того чтобы за время, отведенное на основную часть урока, все успели выполнить задание учителя. В каждой группе назначается старший, который наблюдает за детьми во время занятий.
Слайд 14
Мотивация
при посменном и круговом
методах
Здесь перед каждым учеником ставятся минимальные
задачи. У ученика, более быстро освоившего движение, задача на уроке
более сложная, чем у слабого ученика. Сильному ученику я, например, предлагаю после того, как он овладел техникой выполнения кувырка, совершенствовать его из различных исходных положений или, наоборот, приходить после кувырка в различные конечные положения. При этом всегда прошу сильного ученика помочь более слабому учащемуся в освоении техники выполнения изучаемого движения и постараться и объяснить своему подопечному, почему у него это движение не получается.
Слайд 15Игровой метод – это метод, позволяющий организовать двигательную деятельность занимающихся
на основе содержания, условий и правил игры.
В практике физического воспитания
игровой метод проявляется:
во всестороннем развитии физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков;
в наличии в игре элементов соперничества - эффективный метод воспитания физических способностей;
в широком выборе разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре – формирование самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
в соблюдении условий и правил игры в условиях противоборства -формирование нравственных качеств: взаимопомощь, сотрудничество, воля, коллективизм и т.д.;
в формировании устойчивого положительного интереса и деятельностного мотива к физкультурным занятиям.
Игровой метод
Слайд 16Игровой метод
«сюжетная» организация, где деятельность играющих организуется в соответствии с
образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры), в котором предусматривается
достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.
Разнообразие способов достижения цели – возможность достижения игровой цели (выигрыша) обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не определяют жестко конкретные действия.
Комплексный характер деятельности: игра включает в себя различные двигательные действия – бег, прыжки, метания и т. д.
Слайд 17
Широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости,
ловкости – игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения
двигательных задач, при этом постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.
Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность в большинстве игр хотя и условно, но с достаточно высокой степенью психической напряженности, воспроизводят активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты. Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности.
Вероятное программирование действий и ограниченные возможности дозирования нагрузки.
Слайд 18 Игровые комплексы в силах составить содержание целого урока. Можно применять
их только в конкретной части урока в зависимости от поставленных
задач, например, в разминке(«Пятнашки», «У медведя во бору») или упражнения соревновательного характера в парах («Тяни-толкай», Фламинго).
При правильной организации игр и игровых упражнений они всегда доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, дают возможность для проведения личной активности и инициативы. И это, естественно, повышает интерес к занятиям физическими упражнениями.
Мотивация
при игровом методе
Слайд 19Соревновательный метод
Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания, причем
спортсмен может соревноваться не только с другими, но и с
самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях.
Слайд 20В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
Соревновательный метод — это
способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в
использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, района и т.п.);
Соревновательный метод
Слайд 21стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
выявлять
и оценивать качество владения двигательными действиями;
обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
содействовать воспитанию
волевых качеств.
Соревновательный метод
позволяет:
Слайд 22 Обязательным условием успешного формирования у школьников активного, устойчивого интереса к
физической культуре является формирование результативных мотивов.
Без ориентации
на результат двигательная активность школьников неэффективна как в плане формирования активного интереса к физической культуре, так и в плане физической и технической подготовки школьников.
Мотивация
при соревновательном методе
Слайд 23 1) Создание ситуаций познавательного спора – данный приём основывается на том,
что спор всегда вызывает повышенный интерес к теме. Привлечение учащихся
к научным спорам способствует углублению их знаний, приковывает их внимание, вызывает волну интереса и желание разобраться в оспариваемом вопросе.
2) Создание ситуаций успеха в учении - этот приём используется, в основном, по отношению к учащимся, которые испытывают определённые затруднения в обучении. Основан приём на том, что радостные переживания способствуют преодолению трудностей в обучении.
Обучающихся среднего звена можно замотивировать следующими способами
Слайд 24Обучающихся старшего звена мотивировать сложнее, так как они ставят перед
собой более сложные цели, и разочаровываются не достигнув их. Данную
категорию следует мотивировать через беседы, убеждения, объяснения, просмотр мотивирующих роликов (данный вид мотивации пользуется большим спросом), каждому обучающемуся применять дифференцированный подход (так как данном возрасте у них сформирован интерес и они предпочитают заниматься определенным видом спорта, ставят задачи похудеть, увеличить мышечную массу и т.д.), не редко обучающиеся старшего возраста используют самотивацию.