Слайд 1Тутаева Г., 17ИПО1
Формирование пространственных и временных представлений на уроках истории
Слайд 2основные содержательные линии школьного курса истории
Историческое время (хронология и
периодизация событий и процессов).
Историческое пространство (историческая карта России и мира,
её динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества).
Историческое движение.
Слайд 31. Формирование пространственных представлений
Понятие «локализация»
- отнесение событий к конкретному
пространству и описание среды, в которой они произошли.
Средства формирования локальных
представлений
Карты
Картосхемы
Планы местности
Слайд 4Картографические умения:
-определять географическое положение страны, рельеф местности;
-показывать на карте
места исторических событий;
-читать историческую карту, правильно используя данные легенды
карты;
-выполнять задания на контурной карте;
использовать карту как источник информации во время характеристики исторических событий, явлений, процессов;
-пользуясь картой, определять причины и последствия исторических событий, связанные с геополитическими факторами и факторами окружающей среды;
-использовать картографическую информацию для объяснения развития международных отношений, полит. интересов той или иной страны.
Слайд 5Классификация карт
1. Общие (в названии указаны место и время)
2. Обзорные
(ряд последовательных моментов в развитии
3. Тематические
Слайд 6Приемы работы с картой
Прием локализации исторических событий для решения проблемных и
творческих заданий. Вот примеры: Объясните, как человек разумный смог освоить
землю, «не замочив ног»? Определите с помощью карты, в каких районах земли в качестве денег X--IV тысячи лет тому назад могли использовать: морские раковины, перья экзотических птиц, мешочки с какао-бобами, шкурки пушных зверьков, бруски железа?
Игра «Собери карту». Игра построена по принципу детских кубиков. Раздаточный материал могут подготовить учащиеся по заданию учителя. Разрезается карта атласа (в зависимости от размеров кубиков нужны будут 2 – 3 атласа) и её основные фрагменты наклеиваются на кубики. Возможна работа без кубиков ( лучше её проводить в 6 – 7 классах), с разрезанной контурной картой. Цель игры: школьники должны как можно быстрее собрать карту в единое целое. Игра может быть индивидуальной и групповой.
«Найди ошибку». Этот приём можно использовать не только для проверки усвоения учащимися материала, но и при изучении новой темы.
Учитель рисует на доске схему с ошибками. Учащиеся, опираясь на карту, должны за одну минуту найти все ошибки.
Выполнение творческих заданий:
- это составление собственных маршрутов,
- проложение путей,
- прогнозирование хода битв,
- отыскание родины привычных для нас предметов, продуктов питания, одежды и др. Усложняя задания такого типа, можно предложить ребятам объяснить, как эти вещи попали с Востока в Западную Европу, из Европы в Россию, из Америки в Европу.
Например, из Нового Света были завезены в Западную Европу: кукуруза, земляной орех, ананас, фасоль, подсолнух, картофель, помидоры, индейка, ваниль. Можно проследить пути их распространения в Европе. Такую же работу можно провести при изучении Крестовых походов, когда в Европу попали многие виды продуктов, организовать «путешествия» китайского чая и лапши.
«Юные картографы». Пример такого рода деятельности: «Представьте себе, что вы картограф XVI в. Один из заказчиков попросил изготовить для него точную карту Европы, так как он хотел отправить своих людей в Аугсбург и Геную и проложить для них более безопасный путь. Второго заказчика привлекала торговля пряностями, и он попросил выполнить для него такую карту, на которой можно бы было проложить маршрут для экспедиции к островам Тихого и Индийского океанов». Ученикам предлагаются заготовки карт
Меловые картосхемы. Методическое преимущество картосхемы заключается в том, что она содержит ограниченную и необходимую информацию для определенного урока. В настенной же карте детям порой трудно бывает выделить картографические объекты, необходимые для данного урока. Второе преимущество заключается в том, что информативная нагрузка увеличивается в такой схеме постепенно, на глазах учащихся, и легче усваивается ими.
Слайд 7Полезным методическим приемом в этой работе является «путешествие по карте»: ребятам
предлагают двигаться по течению рек, пересекать страны и континенты, плыть
в морях и океанах.
Изготовление «компасов» со сторонами света из бумаги. Вспомогательным способом нахождения и локализации исторического объекта. является четкое усвоение сторон горизонта. Регулярное наложение «компасов» способствует преодолению трудностей по определению сторон горизонта и препятствует появлению негативных формулировок в обозначении объекта типа: «выше--ниже», «вправо--влево».
Прием «живой» картой или «оживление» карты. Прикрепление силуэтов, фигурок способствует запоминанию мест исторических событий. Полезно также их передвижение по карте. Например, передвигают фигурку варвара на границе Римской империи, изображение верблюда вдоль Великого Шелкового пути, каравеллу на путях Великих географических открытий. С помощью «живой» карты учитель получает возможность вычленить, подчеркнуть нужные элементы исторической карты, сосредоточить внимание школьников на важнейших объектах, облегчая процесс запоминания.
Приём ознакомления с легендой карты. Для понимания роли легенды как опоры в действиях с картой возможен такой вариант ознакомления с условными обозначениями карты: «Карта начинается с легенды – таблички в нижней её части. Познакомьтесь с каждым условным значком легенды, прочитайте его – и вы легко отыщете на карте то, что вам нужно. Вы должны запомнить порядок работы с картой». Ученик не должен беспомощно и бессистемно искать тот или иной нанесённый на карту значок; направлять подобные поиски – задача учителя. При этом следует использовать указания на известные ученику элементы изображённого на карте ( «Найди Нил, двигайся вниз по течению» или «На какой реке расположен Вавилон?»). Важно, чтобы учитель, предлагая наводящий вопрос, пользовался правильной терминологией («Ищи восточнее Афин» или «Ищи выше по течению Евфрата»). За предварительными поисками следует показ на настенной карте, а также правильное называние найденного (Нил течёт не «тут», а из Эфиопии на север через пустыню в Средиземное море).
Составление легенды карты. Современная методика исходит из того, что меняющиеся в историческом времени легенды вместе с картами лучше усваиваются учениками, если они сами участвуют в их создании. Рисование условных значков ученики выполняют с большим удовольствием. Такая работа приучает детей к мысли, что наличие различных подходов к отображению истории на картах -- нормальное явление. В рабочих тетрадях регулярно детям предоставляется такая возможность.
Слайд 85 класс, тема «Древний Египет»
В какой части Африки течёт река
Нил? В какое море впадает Нил? Найдите на карте Москву.
Сравните местоположение Москвы и Египта. Определите, где расположен Египет относительно Москвы (севернее, южнее, западнее, восточнее)? Сделайте вывод о климате Египта. Где могли жить египтяне? Каким занятиям способствовало местоположение Египта?
Рассмотрите карту учебника. Что означают чёрные стрелки? Какая страна к югу от Египта была окончательно покорена войсками фараона? Какие страны были захвачены в Азии к северо - востоку от Египта? До какой реки доходили владения Тутмоса на севере?
Слайд 96 класс «История средних веков»
Карта «Римская империя и Великое переселение
народов»
Найдите территорию Римской империи. Какие изменения произошли с территорией империи
в конце 4 в.?
Что обозначают чёрные стрелки на карте? Какая часть империи подверглась вторжениям германцев? Назовите германские племена, расселившиеся на территории Западной Римской империи. Сделайте вывод, что произошло с Западной Римской империей? Что появилось на месте бывшей Западной империи в начале 6 в.?
Какая часть империи сохранилась? Назовите территории, которые входили в состав Восточной Римской империи. Назовите крупные города. Подвергалась ли Восточная империя вторжениям? Кто совершал их? Какая часть империи разорялась славянами?
Слайд 107 класс «История России в XVII – XVIIIвв.»
Карта «Россия с
конца 17 в. по 60-е гг. 18 в.»
Опишите территорию России
в конце 17 в. К каким морям она имела выход?
На основе анализа карты расскажите об Азовских походах в конце 17 в.
Покажите и назовите территории, вошедшие в состав России по Ништадтскому мирному договору.
Слайд 11Картографические пособия
(атласы и контурные карты)
Позволяют систематизировать знания из других источников:
о
природе и общественной жизни;
об экономической и политической истории;
о последовательных
этапах истории одной или нескольких стран;
о синхронных и аналогичных явлениях в разных странах.
Контурные карты – важное средство практического обучения истории, развития познавательной деятельности учащихся.
Применяются для:
закрепления нового материала на уроке;
для отработки изученного на нескольких уроках;
для контроля знаний.
Слайд 12Проверка и контроль картографических умений и знаний
Тестовые задания
1. Тесты с
выбором (нескольких географических названий).
2. Тесты соответствия («места-люди»).
3. Тесты на группировку
картографических знаний.
4. Тесты на аналогию.
5.Тесты на исключение лишнего.
6.Тесты на определение последовательности (присоединение земель, ход сражения).
7. Картографический диктант.
Слайд 13
13. Напишите название войны, основные сражения и итоги которой обозначены
на схеме.
.
14. Назовите российского государя, в правление которого происходила война,
основные сражения которой обозначены на схеме
15. Напишите название города-крепости, обозначенного на схеме цифрой «3», под которым произошло одно из первых крупных сражений войны, события которой обозначены на схеме.
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
История. ЕГЭ.
Слайд 142. Формирование временных представлений
Исторические представления – это конкретные
образы исторических фактов, локализованные во времени и пространстве.
Временные представления – это отображение в сознании учащихся последовательности, длительности или синхронности исторических событий, явлений, процессов, отнесение фактов к определённому времени.
Слайд 15Основные шаги в работе с хронологией
Начинать с того, что ближе
детям (семья, семейные события, дата рождения). (длительность событий)
Специальный урок по
хронологии «Счёт лет в истории». 5 класс.
Работа с «лентой времени», которая формирует представление о последовательности событий, линейности, протяжённости и необратимости времени.
Слайд 17Работа с «лентой времени»
Вот один ее из вариантов: «Учитель
называет дату исторического события, она фиксируется на доске или аппликационной
карточке (зрительное восприятие), затем соотносится с событием, о котором пойдет речь на уроке (например, 1240 г. – захват Киева войсками Батыя), определяется век этого события, часть века (первая или вторая половина), затем отыскивается на «ленте времени». Происходит усвоение категорий «год», «век».
Затем ученики вычисляют, сколько лет прошло между двумя ближайшими историческими событиями (от начала нашествия монголо-татар на Русь (1237 г.) до захвата Киева (1240 г.). Так вырабатываются представления о длительности и последовательности событий. Для понимания материала важно на уроке задавать вопрос: «Что было раньше и на сколько раньше?» [5. С. 84]. Предложенный вариант столь детальной работы целесообразно использовать в обучении учащихся с нарушением интеллекта.
Слайд 18ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
Наряду с «лентой времени» представление о последовательности событий создается
с помощью хронологической таблицы (находящейся на форзацах учебника). События в
ней расположены в хронологической последовательности, наряду с годом указан и век. Дата каждого исторического события сопровождается наглядным изображением, что способствует запоминанию и прочному усвоению, учитывая наглядно-образный характер мышления учащихся специальной (коррекционной) школы.
Хронологические таблицы, календари событий могут составляться коллективно в классе или самостоятельно учениками в тетрадях, на карточках. Так, например, на протяжении изучения темы «Великая Отечественная война» постепенно составляется хронологическая таблица этой войны. Другой вариант ее составления – итоговая работа на повторительно-обобщающем уроке, когда в процессе беседы учащиеся вспоминают основные события войны и заносят в таблицу их даты и сами события.
Слайд 19Основные шаги в работе с хронологией
4. Первые представления о последовательности
событий формируются преимущественно на основе численного соотношения дат (5 класс).
Практическая
работа с линией времени (решение задач).
Понятия «год», «век», «тысячелетие», «эра».
Обозначение записи года, века и тысячелетия: арабские и римские цифры (начальная школа).
5. Воссоздание образов времени (по этапам исторического развития, в крупных временных масштабах). (6 класс)
6. Формирование представлений о синхронности событий складывается не ранее 6 класса. В 6-7 классе работа с синхронистическими таблицами.
Слайд 20Приёмы работы с хронологией
1.Рассказ о точке отсчета в истории.
2. Простое
и образное обозначение даты (образные и слуховые ассоциации).
3. Составление календарей
событий, хронологических рядов (перечень дат, происходящих в сжатые сроки и связанные общим историческим явлением), хронологических комплексов (даты событий, происходившие в разные века, но связанные общим сюжетом или проблемой).
4. Составление хронологических и синхронистических таблиц для систематизации и обобщения знаний.
5. Решение задач (стандартные, нестандартные).
6. Упражнения.
7.Хронологический диктант.
Слайд 21Правило определения века по году
(5 класс)
Счёт лет начинается с 1
года.
100 лет = 1 век.
С 1 по 100 год –
1 век.
Если дата заканчивается двумя нулями, то первая цифра означает номер века.
Если число года заканчивается не нулями, а другими цифрами, то к первой цифре надо прибавить 1. Получим номер века. Например, 101 г.: 1+1 = 2 век.
Помните, что века записывают римскими цифрами.
Слайд 22Типы
хронологических задач
1.
На определение длительности исторических событий.
2.
На выявление синхронности
исторических событий.
3.
На выявление степени отдалённости событий от современности.
Слайд 23Решение исторической задачи
Необходимо изучить задачу: установить её
требования (вопросы) и условия (утверждения), т.е. провести её анализ.
В задаче обычно не одно условие, а несколько независимых элементарных (т.е. нерасчленимых дальше) условий. Требований тоже может быть не одно.
ПРИМЕР. Город Рим возник в 753 г. до н.э. Сколько лет прошло от этого события до наших дней?
2019+753=2772 (года)
Ответ: от возникновения города Рима до наших дней прошло 2772 года.