Слайд 1УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ
(курс лекций)
Слайд 2СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник/ М.А. Вахрушина.- 8-е
изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Национальное образование», 2013.-
672с.
Воронова Е.Ю. Управленческий учет: учебник для бакалавров/ Е.Ю. Воронова. – М.: Издательство Юрайт, 2012.- 551с.
Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2013.- 352с.
Лысенко Д.В. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2010.- 478с.
Молчанов С. С. Управленческий учет за 14 дней. Экспресс-курс. Новое, 4-е изд. – СПб.: Питер, 2013.- 480с.
Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг): Учеб.- практ. пособие.- 3-е изд., испр. И доп./ Под ред. Ю.А. Бабаева.- М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014.- 188с.
Янковский К.П., Мухарь И.Ф. Управленческий учет: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения.- СПб.: Питер, 2011.- 368с.
Слайд 3Тема 1. Основы бухгалтерского
управленческого учета
П Л А Н
Сущность, содержание
и назначение бухгалтерского управленческого учета
Задачи и принципы бухгалтерского управленческого учета.
Производственный учет как составная часть управленческого учета
Объекты, методы и функции управленческого учета
Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
Учетная политика организации для целей управленческого учета
Слайд 41. Сущность, содержание и назначение бухгалтерского управленческого учета
В современных
условиях хозяйствования, когда предприятиям дана самостоятельность в разработке своих производственных
программ, планов производственного и социального развития, в определении стратегии в области ценовой политики, существенно возрастает ответственность руководителей за принимаемые ими управленческие решения.
Для выработки эффективных и оперативных решений управляющим необходима достоверная информация как о производственном, так и о финансовом положении предприятия.
По мере усложнения экономических отношений общество все более интенсивно занято поиском и практическим использованием новых инструментов, позволяющих повысить эффективность хозяйствования как отдельных организаций, так и экономики в целом.
Одним из таких инструментов является управленческий учет.
В отличие от бухгалтерского финансового учета который в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» регулируется документами четырех уровней (федеральные стандарты, отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты экономического субъекта), управленческий учет не имеет такой регламентации.
Действия менеджмента каждой коммерческой организации имеет свою собственную целевую направленность в области построения системы управленческого учета.
Слайд 5Таблица 1
Положения по управленческому учету первых двух категорий
Слайд 6В России по мере развития рыночной экономики постепенно возрастает осознание
необходимости внедрения управленческого учета.
Использование его данных в управленческой деятельности все
больше рассматривается как средство достижения успехов в бизнесе, способствующее оптимизации предпринимательских рисков.
В российских нормативных документах по бухгалтерскому учету понятие «управленческий учет» не фигурирует, а его статус официально не закреплен. Но всеми учебными программами данная дисциплина рекомендована для изучения.
Управленческий учет является самостоятельной отраслью бухгалтерской деятельности.
Весь бухгалтерский учет делится на финансовый, налоговый и управленческий.
Слайд 7На выходе бухгалтерской информационной системы формируются отчеты для:
внешних пользователей бухгалтерской
информации;
целей периодического планирования и контроля;
принятия решений в нестандартных ситуациях и
выборе политики организации.
Виды учета по видам отчетов
Управленческий учет
Финансовый учет
Налоговый учет
Отчеты для целей периодического планирования и контроля
Отчеты для принятия решений в нестандартных ситуациях и выборе политики организации
Отчеты для внешних пользователей бухгалтерской информации
Слайд 8Подготовленная информация представляется пользователям в виде отчетов табличного, графического и
текстового формата.
Основные пользователи информации управленческого учета – высшее руководство организации,
руководители структурных подразделений и специалисты.
Высшее руководство формирует стратегические цели управления организацией.
Руководители структурных подразделений формируют оперативную стратегию реализации долгосрочных целей развития организации.
Специалисты получают информацию в пределах своей компетенции о деятельности организации и ее структурных подразделений, а также прогнозы внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на результаты хозяйственной деятельности.
Слайд 9 2. Задачи и принципы управленческого учета. Производственный учет как
составная часть
управленческого учета
Управленческий учет – это самостоятельное направление бухгалтерского
учета организации, которое обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений.
Задачи управленческого учета
сбор и регистрация первичной информации
передача данных и их обработка
хранение информации и группировка данных
формирование итоговой отчетной документации по функциям и уровням управления
Рис. 1. Задачи управленческого учета
Слайд 10Основными задачами управленческого учета являются:
учет наличия и движения материальных, финансовых
и трудовых ресурсов и предоставление информации по ним менеджерам;
учет затрат,
доходов и отклонений по ним от установленных норм, стандартов и смет по организации в целом, структурным подразделениям, центрам ответственности, группам изделий, технологическим решениям и другим позициям;
исчисление различных показателей фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и отклонений их от нормативных и плановых показателей (полной производственной себестоимости, неполной производственной себестоимости, полной себестоимости проданной продукции, себестоимости проданной продукции по зонам продаж и т.п.);
определение финансовых результатов деятельности отдельных структурных подразделений по центрам ответственности, новым технологическим решениям, проданным изделиям, выполненным работам и услугам и другим позициям;
Слайд 11контроль и анализ финансово – хозяйственной деятельности организации, ее структурных
подразделений и центров ответственности;
планирование финансово – хозяйственной деятельности организации в
целом, ее структурных подразделений и других центров ответственности;
прогнозирование и оценка прогноза (предоставление заключения о воздействии ожидаемых в будущем событий на основе анализа прошлых событий и их количественная оценка для целей планирования);
составление управленческой отчетности для управления производством и принятия решений на перспективу.
Бухгалтерский управленческий учет – связующее звено между учетным процессом и управлением предприятием.
Предметом бухгалтерского управленческого учета является хозяйственная (производственная) деятельность организации и ее отдельных структурных подразделений (сегментов), называемых центрами ответственности.
В управленческом учете под центром ответственности понимают структурное подразделение организации, во главе которого стоит руководитель (менеджер), контролирующий в определенной для данного подразделения степени затраты, доходы и средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса.
Слайд 12Сегменты бизнеса, являющиеся предметом бухгалтерского управленческого учета, могут обладать юридической
самостоятельностью, а могут входить в состав организации на правах структурных
подразделений.
Предметом управленческого учета может также быть деятельность отдельных цехов завода, отдела магазина, отделения больницы, т.е совсем мелких сегментов бизнеса. Каждое такое структурное подразделение имеет своего руководителя.
Слайд 13Независимо от размеров, в управленческом учете выделяют четыре типа центров
ответственности: центры затрат, центры доходов, центры прибыли и центры инвестиций.
В
основе этой классификации лежит критерий финансовой ответственности их руководителей, который определяется широтой предоставленных им полномочий и полнотой возложенной ответственности.
Центры ответственности в управленческом учете
Центры затрат
Центры доходов
Центры прибыли
Центры инвестиций
Рис. 1. Состав центров ответственности в управленческом учете
Слайд 14Центр затрат – его руководитель обладает наименьшими управленческими полномочиями и
поэтому несет минимальную ответственность за полученные результаты.
Центром ответственности является центр
затрат – сегмент предприятия, чей руководитель отвечает лишь за произведенные затраты.
Система управленческого учета в этом центре нацелена лишь на измерение и фиксацию затрат на входе в центр ответственности.
Результаты деятельности центра ответственности (объем произведенной продукции, оказанных услуг, выполненных работ) не учитываются, тем более что во многих случаях измерять их или невозможно, или не нужно.
Центр затрат является структурным подразделением предприятия, в котором имеется возможность организовать нормирование, планирование и учет издержек производства в целях наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования.
Слайд 15Таблица 2
Статьи затрат, за которые отвечают руководители
центров затрат в издательствах
Слайд 16Центр доходов – это центр ответственности, менеджер которого отвечает за
получение доходов, но не несет ответственности за издержки. Пример: отдел
оптовых продаж торговой организации или отдел распространения в издательстве.
Деятельность руководителей центра оценивается на основе заработанных ими доходов, поэтому задачей управленческого учета будет фиксация результатов деятельности центра ответственности на выходе.
При этом у подразделения есть и расходы. Любой центр доходов, даже самый небольшой, несет определенные затраты.
В системе управленческого учета центр квалифицируется как центр доходов потому, что администрация предприятия принимает решение не возлагать на менеджера ответственность за затраты его подразделения. Планированию, учету, анализу и контролю подлежат только доходы подразделения.
Например, в банковских учреждениях вместе с такими структурными подразделениями, как отдел кадров, юридический, транспортный отделы и т.д., существуют отделы, привлекающие денежные средства населения и юридических лиц (отдел пластиковых карт, отдел вкладов населения, отдел обслуживания юридических лиц и др.) и отделы, размещающие денежные средства (отделы кредитования юридических и физических лиц, отделы ценных бумаг, валютных операций).
Отделы, размещающие привлеченные средства, можно рассматривать как центры доходов, а другие подразделения и отделы, привлекающие денежные ресурсы, являются центрами затрат.
Слайд 17Центр прибыли – это сегмент, руководитель которого отвечает одновременно как
за доходы, так и за затраты своего подразделения.
Менеджер центра прибыли
принимает решения о количестве потребляемых ресурсов и размере ожидаемой выручки.
Критерием оценки деятельности такого центра ответственности служит размер полученной прибыли.
Управленческий учет должен предоставить информацию о стоимости издержек на входе в центр ответственности, затратах внутри этого центра, а на выходе – о конечных результатах деятельности сегмента.
Прибыль центра ответственности в системе управленческого учета может рассчитываться по-разному (в расчетах могут участвовать как прямые, так и косвенные издержки).
Цель центра прибыли – получение максимальной прибыли путем оптимального сочетания параметров вкладываемых ресурсов, объема выпускаемой продукции и цены.
Менеджеры центров прибыли, в отличие от руководителей центров затрат, не заинтересованы в снижении качества продукции, поскольку это сокращает их доходы, а следовательно, и прибыль – показатель, по которому оценивается эффективность их работы.
Слайд 18В таблице 2 для примера представлены показатели, контролируемые менеджерами центров
прибыли издательств.
Принимая прибыль за основной оценочный показатель, руководствуются следующими правилами:
рост
прибыли подразделения не должен вести к снижению прибыли всей организации;
прибыль каждого подразделения должна быть сформирована объективно, независимо от размеров прибыли всей организации;
результаты деятельности одного менеджера не должны зависеть от решений других менеджеров.
На практике встречаются случаи, когда сталкиваются интересы двух или более центров прибыли.
На практике встречаются случаи, когда сталкиваются интересы двух или более центров прибыли.
Например: высшее учебное заведение, имеющее ряд филиалов в разных городах России, оказывает платные образовательные услуги (при этом в каждом филиале функционируют несколько факультетов). Абитуриентов принимают для обучения по разным специальностям. Факультеты, в данном случае рассматриваются как центры прибыли, доходная часть которых зависит от числа зачисленных студентов. Однако при неизменном количестве мест на платное обучение в масштабе всего вуза увеличение приема студентов на один из факультетов ведет к сокращению числа абитуриентов, зачисляемых на другие факультеты.
Слайд 19Поэтому рост прибыли одного центра ответственности является следствием ухудшения результатов
другого центра.
В подобных случаях рекомендуется считать факультеты центрами доходов
и предусматривать создание центра прибыли на более высоком уровне управления, объединив эти центры ответственности в единый центр прибыли.
В данном случае центрами прибыли станут филиалы института.
Слайд 20Таблица 3
Показатели, за которые отвечают менеджеры
центров прибыли издательства
Слайд 21Центр инвестиций – это сегмент предприятия, чьи менеджеры контролируют не
только затраты и доходы своих подразделений, но и следят за
эффективностью использования инвестированных в них средств.
Руководители центров инвестиций, по сравнению со всеми перечисленными центрами ответственности, обладают наибольшими полномочиями в руководстве, и следовательно, несут наивысшую ответственность за принимаемые решения. Например, им делегировано право принимать собственные инвестиционные решения, то есть распределять выделенные администрацией предприятия средства по отдельным проектам.
Классификация центров ответственности приведена на рисунке 2.
Слайд 22Центры ответственности
Центры затрат
Центры доходов
Центры прибыли
Центры инвестиций
используют текущие ресурсы для производства
продукции (работ, услуг), отвечают за результаты производства и потребленные при
этом ресурсы
используют текущие ресурсы с целью продажи продукции (работ, услуг) и отвечают за полученные при этом доходы
используют текущие ресурсы для производства и продажи продукции (работ, услуг) и отвечают за полученную при этом прибыль
кроме текущих ресурсов, связанных с производством и продажей продукции, используют инвестиционные ресурсы в рамках инвестиционных проектов, и отвечают за полученную при этом прибыль
Рис. 2. Классификация центров ответственности по степени полномочий и ответственности руководителей
Слайд 23ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
Принцип (от лат. principium – основа, начало) –
это основное, исходное положение какой-либо теории, учения (Словарь иностранных слов.-
11-е изд., стер.- М.: Русский язык, 1984).
Управленческому учету как подсистеме бухгалтерского учета присущи те же принципы (допущения), что и финансовому учету, а именно:
Слайд 24Таблица 4
Принципы управленческого учета
Слайд 26Производственный учет как составная часть управленческого учета
Производственный учет призван контролировать
издержки производства, анализировать причины перерасхода по сравнению с предыдущими периодами,
сметами или прогнозами, а также выявлять возможные резервы экономии.
Производственный учет - четко и детально отражает все процессы, связанные с производством и продажей продукции на предприятии.
Основными разделами современного производственного учета являются:
учет издержек (затрат) по видам;
учет издержек (затрат) по местам их возникновения по центрам ответственности;
учет издержек (затрат) по носителям затрат.
Учет затрат по видам предполагает группировку затрат по экономически однородным элементам и статьям калькуляции.
Он предоставляет информацию о том, какие группы издержек возникли на предприятии в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) в отчетном периоде.
Слайд 27По месту возникновения затраты группируются по производствам, цехам, участкам и
другим структурным подразделениям предприятия.
Такая группировка затрат необходима для организации учета
по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг).
В качестве центра ответственности рассматривается структурное подразделение (или сегмент) хозяйствующего субъекта, наделенное полномочиями по использованию ресурсов организации и несущее ответственность за результаты использования этих ресурсов.
Центры ответственности условно можно разделить на 4 группы:
а) центр издержек использует ресурсы для производственных целей, отвечает только за затраты, их регистрацию, управление ими, но не подводит результаты деятельности;
б) центр доходов использует ресурсы только для сбытовых целей, отвечает за полученные от реализации доходы;
в) центр прибыли использует ресурсы и для производственных, и для сбытовых целей, отвечая одновременно как за доходы, так и за расходы своего подразделения;
Слайд 28г) центр инвестиций использует ресурсы для осуществления капитальных вложений, отвечает
за доходы, расходы и за эффективность использования инвестированных в них
средств.
Носителями затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные к продаже.
Учет затрат по носителям предполагает определение всех издержек, связанных с производством единицы какой – либо конкретной продукции или выполнением определенного заказа.
Таким образом, только в рамках производственного учета можно рассчитать себестоимость единицы продукции, приходящуюся на нее прибыль и уровень рентабельности.
Производственный учет не является самоцелью. Его информация необходима для принятия оперативных производственных решений.
Слайд 293. ОБЪЕКТЫ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
Предметом управленческого учета является
производственная и финансовая деятельность предприятия в целом и его структурных
подразделений.
В общем виде предметом управленческого учета выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством.
Содержание предмета раскрывается в его многочисленных объектах, которые можно объединить в две группы:
производственные ресурсы, обеспечивающие труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия;
хозяйственные процессы (факты хозяйственной жизни) и их результаты, составляющие в совокупности хозяйственно – финансовую деятельность предприятия.
Слайд 30ОБЪЕКТЫ
в состав производственных
ресурсов входят:
ко 2-ой группе относятся хозяйственные
процессы по видам видам деятельности:
ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ
МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
ФИНАНСОВО-СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СНАБЖЕНЧЕСКО
- ЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬННОСТЬ
Слайд 31Планирование, нормирование и лимитирование входят в систему управления предприятием.
Планирование –
это непрерывный процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия
с условиями рынка.
Нормирование – это процесс научно – обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, направленных на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов и нахождения путей наиболее эффективного превращения затрат в выпуск и продажу готовой продукции.
Лимитирование – это нахождение предельной суммы выдачи исходя из норм расхода ресурсов на единицу произведенной продукции, установленных в технологической документации и производственной программе в соответствии с планом каждого производственного подразделения.
В процессе анализа выявляются взаимосвязи подразделений по выполнению целевых задач, отклонения и причины, их вызвавшие, принимаются новые соответствующие управленческие решения.
Контроль является завершающим процессом планирования и анализа.
Слайд 32Таблица 5
Реализация элементов метода бухгалтерского учета
в подсистемах финансового и управленческого
учета
Слайд 34В снабженческо – заготовительной деятельности находят отражение такие направления, как
расширение оптовых закупок в связи с увеличением объема производства, выбор
метода закупки, эффективность инвестирования в оборотные активы, капитальные вложения и текущие затраты снабженческо – заготовительных подразделений предприятия.
С этой целью собирается информация о затратах по видам работ и складам, о ценах на приобретаемые материальные ценности и оценке выданных в производство материальных ресурсов.
Уделяется внимание и вопросам разработки смет по складским операциям (погрузка, разгрузка, сортировка, хранение, оснащение и обеспечение рабочих мест и др.).
Результативная информация о снабженческо – заготовительной деятельности используется для определения критической точки объема снабжения.
Управленческий учет производственной деятельности является центральным звеном системы управления затратами. Здесь группируется информация о затратах по целям, функциям, поведению затрат.
Производственный учет призван контролировать издержки, учитывать их отклонения от норм или планов, выявлять внутренние резервы.
Слайд 35По финансово – сбытовой деятельности организации собирается и формируется информация:
об
ассортименте выпускаемой продукции (работ, услуг);
о рентабельности, составе и структуре покупателей
и заказчиков;
о рыночных тенденциях в ценах на продажу готовой продукции;
о расходах на рекламу, тару, упаковку;
о сроках хранения и остатках готовой продукции на складах.
При этом составляются сметы затрат по разным структурным подразделениям и сегментам финансово – сбытовой деятельности, контролируется их исполнение.
На этом участке определяются наиболее рентабельная продукция и факторы, влияющие на величину маржинального дохода по всему объему производства и отдельным видам продукции (работ, услуг).
Руководству организации предоставляется оперативная информация, позволяющая минимизировать расходы и максимизировать прибыль в краткосрочном периоде.
Слайд 36Управленческий учет в организационной деятельности предназначен для удовлетворения потребностей менеджеров
в информации на разных уровнях управления: о затратах соответствующего уровня,
принципах формирования трансфертных цен, об оптимальном уровне специализации предприятия, правильности выбора состава и размерах структурных подразделений и др.
Составляются сметы расходов по организационной деятельности и контролируется их выполнение, проводятся расчеты критических точек объемов производства, переменных и постоянных расходов, себестоимости, трансфертных цен, прибыли.
Этот участок предоставляет сводную информацию по каждому центру ответственности, затрат и рентабельности, т.е. выполняет функцию контроля.
Система управленческого учета в организации действует посредством ряда функций, таких как: планирование, контроль, анализ и мотивация.
Слайд 37Функции управленческого учета – это проявление его сущности в действии,
специфические способы выражения присущих свойств, показывающие, каким образом реализуется экономическое
предназначение управленческого учета.
ФУНКЦИИ заключаются:
в обеспечении руководителей всех рангов управления информацией, необходимой для текущего планирования, контроля и принятия оперативных управленческих решений
в формировании информации, служащей средством внутренней коммуникационной связи между уровнями управления и структурными подразделениями одного уровня
в оперативном контроле и оценке результатов деятельности внутренних подразделений и предприятия в целом
В перспективном планировании и координации развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов деятельности
Слайд 38Можно сформулировать множество задач, решаемых в системе управленческого учета в
организации.
В качестве основных задач, решаемых в системе управленческого учета большинство
организаций, в рамках названных функций можно назвать следующие:
Слайд 39Основные функции управленческого
учета
Планирование
Бюджеты
Расчеты
Прогнозы
Движение
денежных
средств
Контроль
Бюджеты – обратная связь,
отклонения
Учетные
регистры
Нормативные
калькуляции
Принятие
решений
Первичные
документы
Калькуляция себестоимости
Оценка
инвестиций
Ценообразование
Оценка
результатов,
мотивация
Центры
прибыли
Центры затрат
Отчеты о
выполнении
Анализ
коэффициентов
Рис. 2. Функции управленческого учета
Слайд 41Таблица 6
Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
Слайд 465. Учетная политика организации для целей управленческого учета
Применительно к управленческому
учету учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов
ведения учета, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и составления внутренней отчетности с целью контроля и управления деятельностью организации.
Содержание и структура УПУУ индивидуальны для каждой организации и представляют собой коммерческую тайну.
На выбор и обоснование учетной политики по управленческому учету решающее влияние оказывают те же факторы, что и на учетную политику для целей бухгалтерского финансового учета:
организационно – правовая форма организации (АО, государственное и муниципальное унитарное предприятие, количество дочерних и зависимых обществ у головной организации и т.д.);
- отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и др.); масштабы деятельности организации (объем производства и продажи продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и др.);
управленческая структура организации и структура бухгалтерского финансового и управленческого учета;
финансовая стратегия организации;
Слайд 47материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и
т.д.);
степень развития информационной системы в организации, в том числе управленческого
учета;
уровень квалификации работников, занимающихся управленческим учетом и др.
Учетная политика для целей управленческого учета формируется работником, на которого возложена ответственность за организацию и ведение управленческого учета, и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;
рабочий план счетов управленческого учета;
формы первичных документов и учетных регистров, используемых в управленческом учете;
формы отчетов центров затрат и центров ответственности;
перечень центров затрат и центров ответственности;
методы калькулирования себестоимости продукции для соответствующих центров затрат и центров ответственности;
Слайд 48трансфертные цены;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за
хозяйственными операциями;
другие решения, необходимые для организации управленческого учета.
Такая учетная политика
подлежит оформлению соответствующей организационно – распорядительной документацией (приказами, распоряжениями) организации.
Способы управленческого учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно – распорядительного документа.
При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.
Слайд 49Учетная политика для целей управленческого учета представляет собой внутренний регламент
организации, определяющий принципы и организационные основы построения и ведения управленческого
учета, а также совокупность способов его ведения и составления управленческой отчетности.
УПУУ может иметь организационный, технический и методический аспекты (таблица 7, курсивом выделены специфические вопросы управленческого учета):
Слайд 50Таблица 7
Учетная политика организации в целях управленческого учета (УПУУ)
Слайд 52Организационный аспект УПУУ должен определять избранные предприятием подходы к формированию
центров финансовой ответственности, выделению операционных сегментов предприятия, подходы к организации
бюджетирования, учета и контроля затрат и результатов деятельности структурных подразделений, а также регламент подачи информации, степень ее конфиденциальности в зависимости от уровня управления организацией и др.
Организационный аспект УПУУ должен определить избранную предприятием форму ведения управленческого учета (вариант автономии, интегрированная или смешанная форма), способ передачи и обмена информацией между системами финансового и управленческого учета.
В этом разделе УПУУ следует определить и основных пользователей внутренней управленческой отчетности, виды и частоту представляемых им отчетов.
Слайд 53Технический аспект УПУУ предполагает создание системы учетных регистров, формирование рабочего
плана счетов для целей управленческого учета, системы многоуровневой управленческой отчетности,
технологии обработки учетной информации, избрание валюты учета.
Очень важна избранная предприятием технология обеспечения сохранности и конфиденциальности учетной информации.
От построения рабочего управленческого плана счетов зависит, какая информация в конечном счете будет отражаться во внутренней управленческой отчетности предприятия.
При формировании управленческого рабочего плана счетов особое внимание надо уделить построению отражающих счетов, а также счетов для учета информации, обрабатываемой лишь в системе управленческого учета. Такая информация не должна попасть в систему бухгалтерского финансового учета.
Слайд 54Методический аспект УПУУ: если методы оценки, амортизации внеоборотных активов оказываются
отличными от методов, используемых в системе финансового учета, подобная информация
подлежит специальному раскрытию. То же относится к методам учета товарно – материальных запасов.
Методический аспект должен раскрывать методы учета затрат и калькулирования, подходы к распределению по объектам калькулирования косвенных затрат, применяемые в отдельных сегментах предприятия, определенные предприятием для этих целей статьи калькуляции.
Очень важен для целей управления порядок формирования финансового результата, в частности маржинального дохода.
В связи с этим классификация затрат центров финансовой ответственности на постоянные и переменные и методика формирования их финансового результата также могут составлять содержание методического аспекта.
При использовании организацией трансфертного ценообразования в этом разделе учетной политики должны раскрываться избранные организацией методы формирования и порядок применения цен.