Слайд 1Формирование УУД на уроках биологии
Методика обучения и воспитания по профилю
«Биология» 3 курс 5 семестр
2018-2019 уч. год
Слайд 2Понятие и сущность УУД
В широком
значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е.
способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
УУД – умения, связанные с самостоятельным осуществлением учебной деятельности.
Слайд 3Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:
носят надпредметный,
метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и
саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Слайд 4Виды универсальных учебных действий
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Слайд 5Личностные УУД
построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора;
нравственно-этическое оценивание
событий и действий с точки зрения моральных норм;
ориентировка в моральной
дилемме и осуществление личностного морального выбора.
Нравственно-этическое
оценивание
Смыслообразование
установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;
установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».
Самопознание и самоопределение
построение образа «Я» («Я-концепции»), включая самоотношение и самооценку;
формирование идентичности личности;
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.
Слайд 6Регулятивные УУД
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая саморегуляция
Слайд 7Регулятивные УУД
предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.
Прогнозирование
Планирование
определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий.
Целеполагание
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Контроль
Коррекция
Оценка
сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Слайд 8Познавательные УУД
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Постановка и решение проблем
Логические УУД
анализ объекта с выделением существенных и
несущественных признаков;
синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждения;
выдвижение гипотез, их обоснование
доказательство.
Общеучебные УУД
самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
информационный поиск;
знаково-символические действия;
структурирование знаний;
произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);
смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения;
рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий.
Слайд 9Коммуникативные УУД
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
•
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Коммуникация как условие интериоризации – действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
Коммуникация как кооперация – согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
• контролировать действия партнера.
Коммуникация как взаимодействие – действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности.
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию.
Слайд 15Продуктивные задания
Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не
описан в учебнике, имеются лишь подсказки.
Репродуктивные задания нацелены лишь на
предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные.
Слайд 16ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ -
как традиционные задания сделать продуктивными
Традиционное задание
Продуктивное задание
Представь, что ты – человек XXI века – оказался в
числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести?
Свое мнение объясни. (История, 7 кл.)
Назовите прогрессивные
силы, участвовавшие в
восстании Пугачева
Вместо оценки авторской предложить ученику оценить ситуацию самому
Слайд 17ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ -
как традиционные задания сделать продуктивными
Традиционное задание
Продуктивное задание
Если
бы вы входили в команду Семена Дежнева, то какое время
года вы предложили бы для начала похода? Почему? А если бы вы отправились в Антарктиду?
Расскажите о путешествии Семена Дежнева
Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций
Слайд 18ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ -
как традиционные задания сделать продуктивными
Традиционное задание
Продуктивное задание
Почему
Петра Первого считают великой личностью? Чем великая личность отличается от
обычных людей?
Назовите выдающихся личностей первой половины XVIII века
Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации
Слайд 19ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ -
как традиционные задания сделать продуктивными
Традиционное задание
Продуктивное задание
Поработайте
в паре: один из вас приводит преимущества демократии, другой –
ее недостатки; затем поменяйтесь и ролями и обсудите демократический режим власти.
Назовите преимущества и недостатки демократического режима власти
Дать задание паре или группе, распределив роли участников
Слайд 20Порядок выполнения продуктивного задания
Осмыслить задание (что надо сделать?)
Найти нужную информацию
(текст, рис…)
Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить
главное, дать оценку…)
Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
Слайд 21Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Слайд 22Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Слайд 23Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Слайд 24Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Слайд 25Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Слайд 26Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Слайд 29Урок на тему:
«Внутреннее строение рыб»
Цель: выявить особенности внутреннего строения рыб
в связи с жизнью в водной среде.
Задачи:
образовательные: сформировать знания об
особенностях строения опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем рыб; сформировать понятие «плавательный пузырь», развивать понятия «обмен веществ», «рефлекс»;
развивающие: развивать умения выделять главное, составлять схемы «Опорно-двигательная система рыб», «Пищеварительная система рыб», «Выделительная система рыб», «Нервная система рыб»; развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между строением внутренних систем органов рыб и выполняемыми ими функциями,
воспитательные: воспитывать культуру общения, культуру труда.
Слайд 30Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
систематику животного мира;
особенности строения изученных животных, их
многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение
в природе и жизни человека;
исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.
Слайд 31Предметные результаты
Учащиеся должны уметь:
находить отличия простейших от многоклеточных животных;
правильно писать
зоологические термины и использовать их при ответах;
работать с живыми культурами
простейших, используя при этом увеличительные приборы;
распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;
раскрывать значение животных в природе и в жизни человека;
применять полученные знания в практической жизни;
распознавать изученных животных;
определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;
наблюдать за поведением животных в природе;
прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;
работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
Слайд 32Предметные результаты
Учащиеся должны уметь:
находить отличия простейших от многоклеточных животных;
правильно писать
зоологические термины и использовать их при ответах;
работать с живыми культурами
простейших, используя при этом увеличительные приборы;
распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;
раскрывать значение животных в природе и в жизни человека;
применять полученные знания в практической жизни;
распознавать изученных животных;
определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;
наблюдать за поведением животных в природе;
прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;
работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
Слайд 33Предметные результаты
Учащиеся должны уметь:
понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их
значение;
отличать животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их
численности и мест обитания;
совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении;
вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных;
привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;
оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.
Слайд 34Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп
между собой;
использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
выявлять
признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;
абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания;
обобщать и делать выводы по изученному материалу;
работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;
презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ.
Слайд 35Личностные результаты:
Учащиеся должны:
знать правила поведения в природе;
понимать основные факторы,
определяющие взаимоотношения человека и природы;
уметь реализовывать теоретические познания на практике;
видеть
значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными;
признавать право каждого на собственное мнение;
формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
уметь отстаивать свою точку зрения;
критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Слайд 36Урок на тему:
«Внутреннее строение рыб»
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные
результаты: обучающиеся должны знать особенности внутреннего строения рыб, должны уметь
объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, работать с влажными препаратами рыб.
Метапредметные результаты: обучающиеся должны уметь абстрагировать органы и их системы из целостного организма рыбы при их изучении; обобщать и делать выводы по изученному материалу; работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета; презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ.
Личностные результаты: обучающиеся должны уметь слушать и слышать другое мнение, уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.