Слайд 2Возникновение проблемы
Маркетинговые исследования всегда начинаются с проблемы менеджмента.
Слайд 3Возникновение проблемы
Рис.1.Пример связи проблемы менеджмента с исследовательской проблемой
Слайд 4Возникновение проблемы
Типовые управленческие проблемы
и их связь с маркетинговыми исследованиями
Таблица
1
Слайд 5Возникновение проблемы
Для проведения исследований важно:
знать, как принимаются решения.
Отсюда станут ясными истоки проблемы и то, что надо изменить.
В противном случае исследование будет проведено впустую;
учитывать ограничения по временным и денежным ресурсам и находить компромисс между полнотой, достоверностью и стоимостью исследований;
анализировать результаты исследования и давать рекомендации.
Слайд 6Возникновение проблемы
В формализованном виде процесс принятия маркетингового решения выглядит как
задача.
Слайд 7Возникновение проблемы
Дано:
Решение принимается для достижения определенной цели.
Существуют по крайней мере
два пути для достижения этой цели.
Для каждого пути возможны по
крайней мере два исхода, оцениваемые значением критерия – степенью достижения поставленной цели.
Существуют оценки вероятностей каждого исхода при выборе каждого из путей.
Слайд 8Возникновение проблемы
Требуется: выбрать путь достижения цели, дающий наилучший ожидаемый результат
с точки зрения выбранного критерия.
Если вероятности исходов равны для
всех вариантов выбора, то выбор наилучшего решения не имеет смысла.
Слайд 9Возникновение проблемы
Если задача не может быть сформулирована так, как изложено
выше, то для принятия решения недостаточно информации, и формулируется задача
предварительных исследований.
Слайд 10Возникновение проблемы
Задача предварительных исследований
Начинать следует с определения всех возможных альтернативных
способов действий.
Необходимо убедиться, что рассмотрены все альтернативы, даже на
первый взгляд неочевидные.
Слайд 11Возникновение проблемы
Задача предварительных исследований
Определение целей лица, принимающего решения.
Типична ситуация,
когда он не может сразу их четко сформулировать.
Кроме того,
у руководителей может быть разное (более того, изменяющееся во времени) отношение к риску.
Выявление целей даст уверенность, что «лечится болезнь, а не ее симптомы»
Слайд 12Возникновение проблемы
Задача предварительных исследований
Рассмотрение возможных последствий альтернативных действий и их
оценка.
Это обычно и составляет главную исследовательскую проблему.
Слайд 13Возникновение проблемы
Задача предварительных исследований
Таблица 2
Примеры формулировки проблемы исследований
Слайд 14Принятие решения о проведении исследований
Когда выявлена управленческая проблема и встал
вопрос о проведении исследований, следует оценить ожидаемый экономический эффект от
полученной в результате исследований информации.
Если окажется, что цена исследований выше, чем даваемый эффект, то проводить их нецелесообразно.
Слайд 15Принятие решения о проведении исследований
Выяснение этого вопроса базируется на теории
принятия решений.
Часто используется метод построения дерева решений
Слайд 16Принятие решения о проведении исследований
Этот метод начинается с выделения конечного
множества альтернатив и состояний среды.
Хотя это значительное упрощение, оно
делает множество рассматриваемых ситуаций обозримым, а главное – позволяет ясно увидеть последовательность событий, полностью раскрыть проблему прежде, чем приниматься за ее решение.
Слайд 17Принятие решения о проведении исследований
Пусть, например, перед фирмой стоит проблема
выбора цены нового товара.
Возможны три альтернативы: высокая, средняя и
низкая цена.
Покупатели (окружающая среда) характеризуются тремя возможными взаимоисключающими состояниями: малым, средним и высоким спросом на новый товар.
Для того, чтобы определить, каким будет спрос, можно провести тестовый маркетинг.
Таким образом, требуется принять два решения: проводить или не проводить тестовый маркетинг и какую цену товара выбрать (высокую, среднюю или низкую).
Хотя спрос зависит от цены, в данном случае рассматриваются ситуации высокого, среднего и низкого спроса при высокой, средней и низкой цене (всего 9 вариантов).
Слайд 19Принятие решения о проведении исследований
Следует рассмотреть дерево полностью, оценить все
возможные последствия каждого из решений.
Слайд 20Принятие решения о проведении исследований
Первое решение, которое следует принять –
проводить ли пробный маркетинг.
Если его не проводить, то сразу
надо принимать решение о цене товара.
Если же пробный маркетинг проводится, то он дает три возможных результата:
высокий (Z1) спрос;
средний (Z2) спрос;
низкий (Z3) спрос.
Слайд 21Принятие решения о проведении исследований
Следует отметить, что результаты пробного маркетинга
не всегда совпадают с последующим состоянием спроса, но считается, что
они достаточно точно его предсказывают.
Для различных результатов исследования принимается решение о цене товара.
Далее, в зависимости от спроса на товар, возможны различные последствия принятых решений.
Слайд 22Принятие решения о проведении исследований
Эффект от использования полученной при исследованиях
информации заключается в том, что выбирается то решение (в данном
случае та цена), которая наилучшим образом соответствует предсказанному спросу.
Слайд 23Принятие решения о проведении исследований
Очевидно, что альтернативы принимаемых решений требуется
как-то сравнить и выбрать наилучшие.
Для сравнения требуется присвоить каждой
ветви, выходящей из квадрата вес.
Слайд 24Принятие решения о проведении исследований
Определение весов – наиболее сложная часть
метода.
Очень удобно присваивать решениям веса в соответствии с ожидаемыми
результатами – прибылями (положительные значения) или убытками (отрицательные).
Слайд 25Принятие решения о проведении исследований
Тогда наилучшему решению будет соответствовать ветвь
с максимальным весом.
Вес ветви, соответствующей решению проводить исследование (Vres)
, должен учитывать стоимость этого исследования.
Если вес данной ветви все же остается больше, чем вес альтернативной ветви (V), то исследование проводить целесообразно.
Слайд 26Заключение договора
на проведение исследований
Исследования могут проводиться:
силами самой фирмы,
которой они нужны, особенно если в ней есть маркетинговая служба;
сторонними
специалистами или специализированной исследовательской фирмой.
Слайд 27Заключение договора
на проведение исследований
В пользу привлечения специалистов со стороны
говорит следующее:
собственные специалисты как правило загружены неравномерно, поэтому «раздувание» их
штата нецелесообразно;
для исследований могут понадобиться знания в различных, иногда специальных, областях. Можно выбрать специализированную или многопрофильную исследовательскую фирму;
если исследования ведет исследовательская фирма, то заказчик может остаться анонимным.
Слайд 28Заключение договора
на проведение исследований
Хорошо, если имеются несколько предложений от
разных фирм, которые можно сравнить:
по ценам предлагаемых исследований;
по планируемым объемам
работ;
по репутации фирм.
Слайд 29Заключение договора
на проведение исследований
Этапы постановки исследовательской задачи:
Выбора исполнителя
Уточнение
задач исследования
Подготовка документов для договора
Заключение договора
Слайд 30Заключение договора
на проведение исследований
При заключении договора на проведение исследования
составляется ряд документов:
Договор на проведение исследований
Протокол соглашения о договорной цене
Календарный
план
Техническое задание
Акт приемки-сдачи работ по этапу
Акт приемки-сдачи работ по договору
Слайд 31Заключение договора
на проведение исследований
Обязательными элементами договора на проведение исследований
являются:
наименование договора;
дата и место подписания;
полное наименование контрагентов, под которыми они
внесены в единый реестр Государственной регистрации;
условные сокращенные наименования, под которыми контрагенты в дальнейшем фигурируют в тексте документа;
полное и подробное указание должностных лиц, подписывающих договор, их фамилии, имена и отчества;
наименование документа, из которого вытекают полномочия каждого должностного лица на подписание договора;
предмет договора;
права и обязанности сторон;
Слайд 32Заключение договора
на проведение исследований
Обязательными элементами договора на проведение исследований
являются:
способ исполнения обязательств каждой из сторон (порядок действий, их последовательность
и сроки).
срок действия договора;
ответственность сторон;
способы обеспечения обязательств (меры имущественного воздействия на виновную сторону);
основания расторжения договора и порядок действия сторон при одностороннем расторжении договора;
условия конфиденциальности информации по договору;
порядок разрешения споров по договору между сторонами.
реквизиты сторон;
количество экземпляров договора;
перечень приложений.
особые условия.
Слайд 33Заключение договора
на проведение исследований
В техническом задании должно быть четко
указано следующее:
Общие сведения:
наименование исследований;
номер договора;
наименование Исполнителя и Заказчика и их
реквизиты;
перечень документов, на основании которых проводятся исследования;
плановые сроки начала и окончания выполнения работ, порядок их финансирования;
источники информации.
Назначение и цели проведения маркетинговых исследований: действия, которые будут проведены на основе исследования, требуемая для этого информация и способ ее использования руководством фирмы;
Характеристика объекта исследований, условия проведения исследований;
Слайд 34Заключение договора
на проведение исследований
В техническом задании должно быть четко
указано следующее:
Требования к исследованиям:
требования к исследованиям в целом: достоверность, надежность,
временные и стоимостные ограничения, состав и квалификация аудитории пользователей результатов исследований, конфиденциальность, целевые группы, от которых требуется собрать информацию;
специальные требования к отдельным этапам исследований. Каждая часть исследований должна иметь четко определенный смысл;
требования к информационному обеспечению: назначению и составу информации; ее структуре; способам сбора, организации, обработки, представления данных; информационной совместимости.
Порядок осуществления контроля хода исследований и приемки результатов.
Требования к документальному оформлению результатов исследований.