Слайд 1Формы экологического образования детей
Слайд 2План
Понятие об организационных формах экологического образования
Характеристика занятий, функции,
признаки, типы и виды занятий
Экскурсии как форма организации обучения
Систематические наблюдения в природе
Организация экологических мероприятий (экологических недель, акций, праздников, походов и т.п.)
Слайд 31. Понятие об организационных формах экологического образования
Совместная деятельность обучаемых
и обучающего осуществляется в определенном порядке, режиме, т.е. облечена в
определенную форму
( индивидуальная, групповая-с подгруппой,
фронтальная – со всей группой.
Слайд 4Индивидуальная обеспечивает:
необходимое усвоение ЗУНов;
дает возможность педагогу
определять задачи
содержание,
методы и средства в соответствии
с уровнем развития ребенка,
темпом усвоения
материала,
особенностями
психических процессов.
Слайд 5Недостатки индивидуальной формы :
экономически невыгодная
форма;
создает психологический
и эмоциональный
дискомфорт;
не формирует самооценку,
взаимооценку, сопереживание
Слайд 6Характеристика групповой формы:
Подразумевает деление на подгруппы (по5-6- человек с разными
уровнями развития, общностью интересов, с личными симпатиями);
Обеспечивает оказание помощи друг
другу;
содержит элементы соревнования;
Обеспечивает психологический и эмоциональный комфорт.
Слайд 7Характеристика фронтальной формы обучения
Экономически выгодная форма обучения;
содержание таких занятий
требует эмоционального воздействия и сопереживания ( инсценировки, музыкальные, физкультурные занятия,
игры и т.д.)
Слайд 82.Занятие как форма организации обучения детей
Занятие - это относительно
самостоятельная целостная единица общего учебного процесса
и временной отрезок
процесса
обучения,
способный отразить
все его структурные
компоненты
(общую педагогическую
цель, дидактические
задачи, содержание,
методы и средства обучения.
Слайд 9Функции занятия:
1. обучающая (связанная с приобретением определенных природоведческих, географических, экологических
знаний, умений, навыков);
2. воспитывающая (направлена на формирование определенных эмоционально-ценностных отношений
к природному и социальному окружению);
3. Развивающая (связана с развитием наблюдательности, познавательных процессов, эстетического восприятия).
Слайд 10Требования к занятию
Использование новейших достижений науки и практики;
Реализация
в оптимальном соотношении
всех дидактических
принципов;
3. Обеспечение условий
предметно-пространственной
среды для развития
познавательной деятельности;
4.
Соблюдение
санитарно-гигиенических
норм к организации
деятельности детей;
Слайд 11Требования к занятию
5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности,
содержания);
6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком
уровень;
7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы);
8. Логика построения занятия, единая линия содержания;
9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).
Слайд 12Требования к занятию
10. Связь с жизнью и личным опытом каждого
ребенка;
11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их
объем;
12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом
Слайд 13признаки занятия:
занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации
обучения;
по временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем
дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);
занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: экология + изобразительная деятельность);
ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка;
занятие проводится в заранее определенные часы дня;
Слайд 14Виды занятий, структура
1) традиционные;
2) нетрадиционные
Классификацию
традиционных занятий
логично осуществлять
на основе выбранных
задач и используемых
видов деятельности
для их
реализации.
Слайд 15В экологическом образовании детей используют:
познавательные занятия, которые делятся на
такие виды:
- информационные;
- практикумы;
- итоговые;
- беседы;
познавательные
рассказы;
- занятия-экскурсии.
Слайд 16
Виды нетрадиционных занятий.
Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми):
кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.
Занятия-КВН (предполагают
разделение детей на две подгруппы и проводятся как природоведческая или экологическая викторина: «Знай свой край», «Крымские горы», «Обитатели черного моря»).
Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).
Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).
Слайд 17Нетрадиционные занятия
Занятие КВН
Занятие КВН
Занятие-путешествие
Слайд 18Виды нетрадиционных занятий.
Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей моделированию, описательному рассказу
и т.п.);
Занятия-сомнения (поиска истины) (исследовательская деятельность детей типа: тает -
не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)
Занятия-путешествия («Путешествие по Крыму», «Путешествие по луне», «Путешествие поморю» и т.п)
Слайд 19Нетрадиционное занятие
Занятие взаимообучение
Слайд 20Виды нетрадиционных занятий.
Бинарные занятия (Составление творческих рассказов на основе использования
двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание
рассказа);
Занятия-фантазии;
Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика экологическая - актуальная и интересная).
Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме).
Занятия типа «Поле чудес» ( угадывание букв) или «Интеллектуальное казино»
Слайд 21Типы экологических занятий
Занятия первично-ознакомительного типа;
Занятия углубленно-познавательного типа;
Занятия обобщающего типа;
Комплексные
занятия.
Слайд 22Характеристика комплексных занятий
Родоначальником комплексных занятий является лаборатория эстетического воспитания
НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В 1970— 1980-е годы под
руководством Н.А.Ветлугиной
Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности.
Слайд 23Экскурсия
Экскурсия есть форма учебно-воспитательной работы с детьми или группой
учащихся, проводимая вне учебного заведения с познавательной целью при передвижении
от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору и по темам, связанным с программой.
Аналог научной экспедиции
Слайд 24Организация экскурсий
Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров:
продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач, видов деятельности, уровня
подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.
Слайд 25Значение экскурсий
обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений
об окружающей жизни;
дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии,
развитии;
наблюдают взаимную связь явлений.
Слайд 26Виды экскурсий
Во второй младшей группе экскурсии проводятся внутри дошкольного учреждения,
участка, а начиная со средней группы - за пределами детского
сада.
Экскурсии бывают : а)природоведческие
( яркие и интересные объекты растительного и животного мира, с сезонными изменениями в природе)
б) на сельхозобъекты ( знакомство с трудом людей своей местности)
Слайд 27Структура экскурсии
подготовительный этап;
ход экскурсии,
последующая послеэкскурсионная работа.
Слайд 28Подготовка педагога к экскурсии
Педагог (при календарном планировании образовательной работы) намечает
тему экскурсии, определяет ее программное содержание, сроки проведения;
Накануне педагог
осматривает место, куда планируется повести детей, знакомится с состоянием объектов, уточняет объем знаний для усвоения,
формулирует примерные вопросы и продумывает содержание пояснений;
подбирает фрагменты из стихотворений, пословицы и поговорки.
Слайд 29Подготовка детей к экскурсии
Предварительная беседа (сообщение новых, интересных для
детей сведений о предметах и явлениях, с которыми им предстоит
встретиться на экскурсии (о маскирующей окраске животных и т.п)
актуализация опыта детей (перед экскурсией в сквер педагог интересуется, кто из детей бывал в сквере , что видел, что понравилось);
использование произведений искусства (художественная литература, репродукции картин, музыка, песни) с целью воздействия на эмоциональную сферу ребенка, так как это, в свою очередь, обостряет наблюдательность, восприятие.
Слайд 30Ход экскурсии
Ведущим методом является наблюдение (знакомство с объектом)
При
этом используются вопросы разных типов:
- нацеливающие внимание, требующие констатации фактов
(как называется, какие части, какими обладает качествами, особенностями);
активизирующие мышление,
требующие сравнения, сопоставления,
различения, обобщения
(для установления связей,
отношений);
стимулирующие деятельность
воображения, побуждающие
к выводам, суждениям.
Слайд 31Послеэкскурсионная работа
направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний, на упрочение чувств,
отношении, зародившихся на экскурсии. Приемы: оформление материалов, принесенных с экскурсии
( шишки, желуди, камни и др.);
обращение к художественным произведениям (книга, музыка, песни, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства), с помощью которых усиливаются впечатления от экскурсии;
работа в уголке книги (оформление альбомов «Наш город», «Наш парк», «Кто живет в лесу», «Как трудятся люди нашего города» и др.), в уголке природы (изготовление макетов, коллекций, гербариев);
организация игр (режиссерских, дидактических, сюжетно-ролевых и т. п.);
-обобщающие беседы
Слайд 32Наблюдения как форма организация обучения
Наблюдение -
Слайд 33Наблюдения за растениями и животными
Наблюдение за кошкой
Наблюдение за капустой
Слайд 35Экологические походы
Поход – это интересное комплексное мероприятие
не только по
сочетанию задач и видов деятельности, но прежде всего по своей
организации.
Решает оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические задачи. Его планируют, готовят, обдумывают эколог, физинструктор, медсестра и воспитатель группы.
Слайд 36Природоохранные акции
природоохранные акции — социально значимые мероприятия, которые могут быть
проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а, возможно,
и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильное воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей. Поход-это
Слайд 37Экологические акции в детском саду
Слайд 42Организация труда на участке детского сада
Слайд 47Экологические праздники и досуги
Педагогический смысл праздников и досугов
заключается в том, чтобы вызвать у
детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Эмоции рождают
отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо и содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 — 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком («День Земли», « День черного моря» и т.п)
Слайд 49Экологические праздники и развлечения в детском саду
Слайд 52Организация экологических праздников