Слайд 1Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
в МБОУ
СОШ №7
Слайд 2«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто»
Сократ
Слайд 3Негативные тенденции:
• значительное снижение числа абсолютно здоровых детей
(их остаётся не более 10-12%);
• стремительный рост числа
функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые зарегистрированы у 50-60% школьников;
• резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
• увеличение числа обучающихся, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).
• слабая освещённость классов;
• плохой воздух в школьных помещениях;
• неправильные форма и величина школьных столов.
Слайд 4Школьные факторы риска
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения
возрастным и функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований
к организации учебного процесса;
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Слайд 5Социологическое исследование
Слайд 6
4 апреля 2003г. приказом
Министерства здравоохранения РФ была утверждена «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий
в деятельность образовательных учреждений», в которой содержатся основные принципы внедрения и реализации оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений
Слайд 7Образовательные стандарты нового поколения ВКЛЮЧАЮТ
Показатели здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений:
Степень невротизации,
распространённости астенических состояний и вегетативных нарушений.
Физическое развитие учащихся.
Заболеваемость учащихся.
Физическая подготовленность
учащихся.
Комплексная оценка состояния здоровья.
Здоровый образ жизни.
Слайд 8Образовательные стандарты
нового поколения
Оценка показателей сформированности здорового образа жизни учащихся
проводится по показателям:
распространенности основных факторов риска нарушения здоровья школьников;
информированности школьников
в отношении факторов риска;
сформированности у школьников установок на здоровый образ жизни.
Слайд 91) комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся,
структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания;
2) непрерывность проведения оздоровительных мероприятий
в течение года;
3) максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;
4) интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс;
5) преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;
6) использование простых и доступных технологий;
7) реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся, воспитанников, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.
Слайд 10Типы технологий
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация,
организация здорового питания)
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика,
массаж, фитотерапия, арттерапия)
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Слайд 11В организации и проведении урока необходимо учитывать:
◊ обстановку и гигиенические
условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения
класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
◊ число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
Слайд 12◊ среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности.
Ориентировочная норма – 7-10 минут;
◊ число видов преподавания: словесный,
наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
◊ чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
◊ наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь
Слайд 13◊ место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими
нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
позы учащихся, чередование поз;
◊ физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
◊ наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
Слайд 14◊ наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем
и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения
к человеку и его здоровью как к ценности;
◊ выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни;
◊ выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
◊ психологический климат на уроке;
◊ наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
Слайд 15В конце урока следует обратить внимание на следующее:
плотность урока,
т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма -
не менее 60 % и не более 75-80 %;
момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
Слайд 16
темп и особенности окончания урока:
-
быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически
без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Слайд 17
Уровень гигиенической рациональности урока
Плотность урока
Не менее 60% и не более 75%
Число видов учебной деятельности
4-7
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности
Не более 10 минут
Частота чередования видов учебной деятельности
Смена не позднее, чем через 7-10 минут
Число видов преподавания
Не менее 3
Наличие эмоциональных разрядок (число)
2