Слайд 1«Формы и методы работы ОО по повышению мотивации рационального питания
у обучающихся»
Педагог-психолог
Ботякова Ю.В.
ГЦППМС г.Ярославль
Слайд 2Забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя детского сада, школьного
учителя, педагога дополнительного образования. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Понятия “человек”, “жизнь”, “здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы.
Слайд 3 Правительством Российской Федерации утверждены «Основы государственной политики
Российской Федерации в области здорового питания населения до 2020 года»
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-р), которыми предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение в соответствии с требованиями медицинской науки потребностей различных групп населения в здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения. Целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием. Поэтому одной из задач является разработка образовательных программ для различных групп населения по вопросам здорового питания.
Слайд 4 Многие дети отказываются есть в столовой и причин может
быть несколько …
Слайд 5 Ребенок не привык есть у всех
на виду.
Это чаще всего случается с детьми,
которые не ходили в садик. Они привыкли, что во время еды их окружают родные люди.
Как правило, это стеснительные и замкнутые дети.
Слайд 6Не успевает поесть.
Некоторые дети привыкли есть размеренно, что, с
одной стороны, хорошо, полезно для пищеварения. Но с другой стороны,
они успевают только дойти до столовой и начать есть, как уже звенит звонок. Это вызывает стресс у неокрепшего организма, что может подтолкнуть ребенка и вовсе отказаться от еды в школе.
Слайд 7 Не вкусно.
Одна из самых распространенных причин. Детям сложно объяснить,
что каша – это, прежде всего, полезно, а уже потом
вкусно.
У детей вкусовые рецепторы чувствительнее, чем у взрослых.
Слайд 8Нет права выбора блюд
Крайне редко можно встретить семьи, где питание
строго фиксировано: на завтрак съедают кашу, на обед суп и
т. д. Чаще всего родители интересуются у ребенка, что бы он хотел на обед или ужин. И если вдруг не нравится какая-то еда, то дома всегда можно найти альтернативу. Чего не скажешь о столовой. Если на обед, к примеру, рыбные котлеты, а ребенок не любит рыбу, значит, останется голодным.
Слайд 9Другие причины
– Еще некоторые родители отмечают, что дети не хотят
есть в столовой, потому что им мешают. Кто-то балуется, отбирает
еду.
- Ребенок очень щепетилен в питании. А тут холодные котлеты. Рис...
-Ребенок видел, как повара руками котлеты накладывают, этого хватило…
Слайд 10Задача педагога заключается в том, чтобы замотивировать ребенка на полноценное
сбалансированное питание в образовательной организации .
Итак, давайте разбираться…
Слайд 11Методы и формы работы по повышению мотивации питания в ОО
обучающихся.
Мотивация – залог качества, от нее зависит результат любого процесса. Именно
она является стимулом к активной деятельности и во время ее же формируется. Это обоюдный процесс.
(Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя)
Слайд 12 Мотивация – «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека,
его направленность и активность»
(Немов Р. Психология. М.: Просвещение, 1995).
Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.
Слайд 13.
Сформированная мотивация – это энергетический фундамент педагогического воздействия, и
эффективно действует тот педагог, который сначала мотивирует, а потом обучает,
воспитывает.
Слайд 14 Важную роль в формировании мотивации играет сам педагог,
его личность.
ПОСМОТРИТЕ НА СЕБЯ!
(как вы питаетесь, что вы говорите,
думаете о питании в ОО и о правильном питании в целом).
Также немаловажную роль играет создание эмоционально-комфортной обстановки.
Слайд 15Среди всех мотивов деятельности самым действенным является познавательный интерес. Он
не только активизирует умственную деятельность, но и направляет ее к
последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им освоить любой материал.
Слайд 16Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а
все пути в определенной системе, в комплексе, так как не
один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть.
В совокупности, в комплексе все указанные пути являются достаточно эффективным средством формирования мотивации у учащегося.
Слайд 17
Давайте рассмотрим какие формы и методы обучения по ФГОС
мы можем использовать в достижении нашей цели. А именно в
повышении мотивации в рациональном питании обучающихся.
Слайд 18
ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь
отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагают методисты
для построения уроков в контексте ФГОС?
Многие путают термины "методы" и "приемы", употребляя их как синонимы. Между тем, метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика.
Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.
Слайд 19
Вы можете провести интересные уроки о сбалансированном, правильном питании
Уроки в
форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
Уроки на основе
нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.
Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.
Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, суд.
Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.
Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.
Интегрированные уроки.
Слайд 20
Классификация методов, которые можно использовать
Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся
— пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными,
хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
Слайд 21Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики
должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из
возможных решений.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
Слайд 22Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых
и ролевых игр, соревнований, исследований.
Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения.
Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
Слайд 23Важно привлечь к работе родителей
Слайд 24
Уважаемые коллеги желаю вам успехов в работе!
Спасибо за внимание!