Слайд 1Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных
культур и светской этики»
Слайд 2Законодательные нормы
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также Закон Российской Федерации «Об образовании» устанавливают, что государство должно обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Слайд 3Религия как часть мировой культуры
Следует различать процессы
обучения
школьников религии и обучения
знакомства) обучающихся
культурологическими и религиоведческими
дисциплинами.
Изучение исторических и культурных основ религий в системе образования должно
формировать у обучающихся представление о
религии как о важнейшей составляющей
мировой культуры, являться основой
воспитания межнациональной,
межконфессиональной толерантности,
способствовать осознанному
выбору мировоззрения
Слайд 4Знания о религии в школьных предметах
В настоящее время знания
об исторических и культурных основах религий в рамках общеобразовательных предметов
включены отдельными темами в курсы истории, литературы, обществознания, мировой художественной культуры, преподаются в форме факультативных занятий, элективных или специальных курсов.
Слайд 5Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г.
Напомню норму
Конституции
России.
В статье 14 говорится о том,
что религиозные
объединения
отделены
от государства и
равны перед законом.
При этом каждому
Гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакую – это статья 28.
Я думаю, что мы должны подчеркнуть и безусловную важность соблюдения этих фундаментальных конституционных положений на каждом этапе реализации согласованных планов
Слайд 6Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г.
…все эти вопросы
будут погружены в одну программу, соответственно, это будут одни и
те же пособия по изучению.
Таким образом, мы охватим всех, кто имеет разные представления о том, что необходимо
для обучения,
сообразуясь
с представлениями
самих учеников,
их родителей
Слайд 7Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г.
Ученики и их
родители
должны будут
самостоятельно
выбрать предмет
обучения.
Выбор учеников и их
родителей, конечно,
должен быть абсолютно добровольным
– это важнейшее дело.
Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным.
Слайд 8Поручение Президента
Прошу обеспечить решение
организационных и финансовых
вопросов, касающихся
введения
в 2010 году в 18-ти
субъектах Российской Федерации,
а с
2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов:
основы православной культуры,
основы исламской культуры,
основы буддийской культуры,
основы иудейской культуры,
основы мировых религиозных культур
и основы светской этики
для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)
Слайд 9Распоряжение Правительства РФ от 29.X.09 № 1578-р
1. Утвердить прилагаемые:
план
мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для
общеобразовательных учреждений
"Основы религиозных культур
и светской этики", включающего основы православной культуры, основы
исламской культуры, основы
буддийской культуры, основы
иудейской культуры, основы
мировых религиозных культур
и основы светской этики (далее - план);
перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в 2010-2011 годах в апробации комплексного учебного курса.
Слайд 10Распоряжение Правительства РФ от 29.X.09 № 1578-р
2. Минобрнауки России:
заключить соглашения
о взаимодействии по
вопросам апробации комплексного учебного курса, предусмотренной планом,
с органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющими управление в сфере образования;
обеспечить координацию и контроль реализации плана
Слайд 11Межведомственный координационный совет
Состав совета утвержден приказом Минобрнауки России.
В него
входят представители:
1. Религиозных организаций
2. Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства
Российской Федерации и аппаратов Полпредств
3. Минобрнауки России, Рособразования, Минрегиона России, Минэкономразвития России
4. РАН и РАО
5. ФИРО и АПКиППРО
и координатор группы разработчиков учебно-методического обеспечения курса
Слайд 12Основные характеристики курса
1. Курс «Основы религиозных культур и
светской этики» включает 6 составляющих (модулей): основы православной культуры, основы
исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики
2. Курс рассчитан на две школьные четверти: IV четверть 4 класса и I четверть 5 класса 2 уч./ч. в неделю
3. Курс объединяют единые цели и задачи, что позволяет разработать единую методическую основу курса. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми иными необходимыми школьными предметами
Слайд 13Особенности подготовки учителей
Учитель, который способен обсуждать с детьми содержание учебного
курса, а не заучивать, без отметок
УМК разные, но они отражают
интересы конфессий и строятся на общих ценностных основаниях
Необходимо будет рассматривать и организационные вопросы по формированию учебного расписания, чтобы ни 1 ребенок не был забыт
Слайд 14Ученики говорят…
Даниил Ш.: «Наша семья уважает традиции православной культуры. Родители
решили, что мне надо хорошо знать, в чем суть этих
традиций. Да я и сам этого хочу.
Луиза М.: « Мама посоветовала мне пойти на уроки «Основы светской этики. Девочки должны иметь хорошие манеры и быть воспитанными.»
Слайд 15Отличаются ли эти уроки от других школьных уроков?
Софья У.: «Да,
конечно. Во-первых, мы все из разных классов. Во-вторых, другая учительница.
В-третьих, не ставят оценки!
Лиза П.: Интересно на уроках. Узнала, что русская культура берет начало в православной религии.
Егор Б.: Душевные уроки. Рассказал родителям, что на Руси не всегда пили. В выходные и праздничные дни люди отдыхали., а винные лавки были закрыты. Хорошо бы и сейчас так было.
Руслан Т: Мне нравятся эти уроки. И родителям моим понравился учебник. Сказали, что в армии легче будет служить воспитанному человеку.
Слайд 16Мысли родителей по поводу…
Татьяна Николаевна Л.:
В стране стало много
внимания уделяться религии. Первые люди нашего государства посещают храмы. Хочу,
чтобы сын бережно и уважительно относился к традициям своего народа.
Да и «Основы светской этики»
нужны. Жаль , что два модуля
нельзя выбрать.
Слайд 17Марина Сергеевна Л.: Руководствовалась своим вероисповеданием. Пусть сын знает традиции
православия.
Татьяна Николаевна Ш.: Моя внучка стала изучать «Основы светской этики».Считаю,
что для девочки это важно. Надеюсь, что не ошиблась в выборе модуля.
Слайд 18Слово учителю:
Есть ли будущее у курса «ОРКиСЭ»?
Анна Максимовна
М.: Да. Это разумный шаг правительства. Родители и педагоги нашей
школы единогласно приняли этот курс.
Елена Анатольевна М.: Методическое обеспечение есть, условия созданы. Много позитива в прессе. При такой поддержке, думаю, будущее у курса есть.
Ирина Александровна К.: Школа создала условия для ведения
курса «ОРКиСЭ».
Учителя с желанием обучают детей.
Претензий со стороны родителей нет.
Что будет дальше, время покажет.
Слайд 19Система деятельности учителя и учащихся на всех этапах выполнения проекта,
предложенная И.Д. Чечель, представлена на схеме (стр.9).
Слайд 20Отношения в системе «ученик-ученик» строятся в соответствии с разработанными правилами:
в
команде нет лидеров, все члены группы равны;
команды не соревнуются между
собой;
все члены группы должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело, не должно быть спящих партнеров;
ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.
Слайд 21Исследовательский проект
Исследовательские проекты строятся в соответствии с логикой и структурой
научного исследования. В ходе выполнения проекта дети с помощью учителя
выдвигают научную проблему, обосновывают ее актуальность, формулируют объект, предмет и цели работы; обсуждают гипотезы решения проблемы, осуществляют выбор гипотезы, отбирают адекватные цели и методы исследования, определяют прогнозируемые результаты исследования и форму их презентации.
Слайд 22ПЛАН- ПРОГРАММА
РАБОТЫ НАД ВЫПОЛНЕНИЕМ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
ВЫДВИЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ:
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ
ПРОБЛЕМЫ:
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ:
ОБСУЖДЕНИЕ
ГИПОТЕЗ,
ВЫБОР ГИПОТЕЗЫ:
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Слайд 23Информационные проекты
требуют хорошо продуманной структуры, где сформирована цель проекта, его
актуальность, определены предмет информационного поиска, способы обработки полученных материалов и
формы представления результатов проектной деятельности.
Слайд 24ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Цель проекта
Обоснование актуальности
Определение источников информации (литература,
средства массовой информации, базы данных, интервью, анкетирование, проведение «мозгового штурма»),
предмета информационного поиска
Этап поиска, результаты работы на этапе
Обработка информации (анализ, сравнение, обобщение, аргументированные выводы)
Корректировка направления информационного поиска (если требуется); дальнейший сбор информации
Результат (статья, реферат, альманах, альбом, составление матрицы идей, составление формально-логической
Слайд 25Творческие проекты
Творческиечаще всего имеют произвольную структуру. Существенной стороной работы детей
над творческим проектом является определение того, какие результаты деятельности должны
быть достигнуты и в какой форме пройдет их презентация.
Результаты работы учащихся могут быть представлены в следующих возможных формах: видеофильм, спектакль, драматизация, компьютерная газета, веб-страница, праздник, сайт, географическая, фольклорная, этнографическая экспедиции, поэтический альманах и многие другие.
Слайд 26Практико-ориентированные проекты
Практико-ориентированные проекты имеют четкую структуру, в сценарии проектной деятельности
описываются функции каждого участника предстоящей работы и возможные формы презентации
результатов.
Результаты проекта могут быть представлены в различных формах, например:
азбука советов, рекомендаций;
бизнес-план;
словарь;
дизайн-проект;
малая энциклопедия;
справочник «Советы домашнему мастеру»;
«решебник»,
возможны и другие виды продуктивной деятельности детей.
Слайд 27Ролевые, игровые проекты
Ролевые, игровые проекты могут иметь произвольную структуру. Доминирующей
деятельностью в этих проектах обязательно является сюжетно-ролевая игра, в ходе
которой дети моделируют различные ситуации, играют различные роли, обусловленные содержанием и характером проекта: литературные персонажи, герои народных сказок, исторические личности, вымышленные герои и др.
Слайд 28Рекомендуемые методы обучения:
Метод моральных дилемм и дискуссий
Наглядный
Исследовательский
Проблемно-поисковый
Проектирование
Метод самостоятельной
работы
Эвристический
Слайд 29Работа в группах позволяет
ученикам получить эмоциональную и
содержательную поддержку,
создает эффект включенности
в общую работу класса
При организации работы в
группе
необходимо учитывать
личностные характеристики учащихся и
степень самостоятельности
в овладении способами
оптимизации учебной деятельности.
Групповая работа
Слайд 30Правила групповой работы
отсутствие принуждения;
продуманная система поощрений и порицаний;
организационная
и содержательная поддержка со стороны учителя;
четкий инструктаж;
владение учителем
приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися;
стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности;
временные ограничения: работа младших школьников в группе не должна превышать 10—15 минут.
Слайд 31Формы учебной работы
Взаимные вопросы и задания групп
После прочтения текста
или просмотра видео учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного
или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).
Слайд 32Формы учебной работы
Взаимообъяснение
Учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя
или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы.
Учащиеся дают одноклассникам рекомендации по
организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.
Слайд 33Формы учебной работы
Беседа
При организации и проведении беседы на уроке учителю
необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи.
В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы.
Слайд 34Формы учебной работы
Интервью
Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися,
а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве
материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.
Слайд 35Формы учебной работы
Драматизация (театрализация)
Педагогический эффект достигается при условии активного участия
детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей,
режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.
Слайд 36Формы учебной работы
Составление словаря терминов и понятий
При составлении понятийного словаря
учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или
сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.
Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.
Слайд 37Формы учебной работы
Составление галереи образов
Содержанием Галереи образов может стать разнообразный
наглядный материал
Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися или
иметь виртуальный характер.
«Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса.
Учащиеся могут быть объединены в творческие группы, задача каждой из которых – подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе.
Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией.
На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию.
Впоследствии можно провести экскурсию по галерее для учащихся других классов.
Слайд 38Формы учебной работы
Использование информационно-коммуникационных технологий
В сети Интернет учащиеся могут
найти необходимый иллюстративный материал и самостоятельно его оформить. Ресурсы сети
Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.
Слайд 39Формы учебной работы
Задания на дом
Задания должны иметь творческий, поисковый
или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие
и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.
Слайд 40Рекомендации к домашним заданиям
Чтение
(целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).
Заучивание
( минимального количества
дат, терминов, имен).
Подготовка пересказов
(подробных, выборочных, кратких, обобщенных).
Составление опорных конспектов
к пересказам
(по желанию), планов, конспектов, выписки.
Творческие формы работы
(сочинительство, создание, разработка и т.п.)
Слайд 41Наиболее интересные для учащихся
4-5 классов формы работы
эвристические беседы;
различные виды
дискуссий;
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и
другие конкурсные события;
творческие мастерские.