Слайд 1Формы профилактической работы
Выполнили : студентки 2 курса
Гуманитарного факультета
Профиль: Психология
и социальная педагогика
Меркулова Анастасия и Морозова Татьяна
Слайд 2План
1.Понятие профилактика в социально-педагогической деятельности.
2. Цель, задачи и направленность социально-
педагогической профилактики.
3.Формы социальной профилактики.
4.Этапы социально-педагогической профилактики.
5.Место применения.
6.Формы организации социально-педагогической профилактики.
7.
Эффективность профилактической работы .
Слайд 3Проблемные вопросы:
1.Какие формы профилактической работы лучше использовать социальному педагогу в
работе?
2.Возможно ли использовать одну из форм профилактической работы в отдельности
от других?
Слайд 4— предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного
ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;
— сохранение,
поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
— содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Слайд 5социальная профилактика должна быть научно обоснованной.
социальная профилактика должна быть своевременной.
необходим
определённый уровень профессиональной компетенции социальных работников.
Слайд 6
- индивидуальная социально-педагогическая профилактика;
- групповая социально-педагогическая профилактика;
- социально-педагогическая профилактика в
микросоциуме.
Слайд 7Социально-педагогическая профилактика – это система мер социального воспитания, направленных на
создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих
проявлению различных видов его активности.
Слайд 8
Этапы социально-педагогической профилактики:
раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
обеспечение
профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на
различных видах учета;
организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»;
способствование пропаганде здорового образа жизни;
повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;
организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учреждений.
Слайд 9Формы организации социально-педагогической профилактики
Лекция.
Распространенная среди взрослых и не очень
приемлемая среди детей форма профилактики.
Для учеников начальной школы и младших
подростков лучше всего будет использовать мини-лекции (не более 10-15 мин). А при работе со старшими подростками, которые способны воспринимать большой объем информации на слух, можно уже использовать лекцию как самостоятельную форму.
Так же важно избегать избыточной информации. Нужно учитывать, что не вся информация интересна и полезна детям и поэтому не рассказывать абсолютно все, что известно по данной проблеме.
Слайд 102. Дискуссионные формы работы.
Дискуссия – это специально организованный обмен мнениями
по какому – либо вопросу, проблеме для получения продукта в
виде решения. В основе любой дискуссии лежит спор, борьба мнений.
Групповая дискуссия – одна из наиболее эффективных форм организации деятельности при проведении профилактических мероприятий.
Слайд 11Формы групповых дискуссий по классификации Н.В. Семилитова:
- тематические дискуссии
- биографические дискуссии
- интеракционные дискуссии
Слайд 123.«Круглый стол».
Это обсуждение какой-либо проблемы, в котором принимают участие
с равными правами несколько экспертов, под руководством ведущего. Обычно в
начале участники высказываются в определенном порядке, а затем переходят к свободной дискуссии. Обычно цели «круглого стола» - выявить спектр мнений по поставленной проблеме; с разных точек зрения, обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой.
Слайд 13
Целью проведения круглых столов может являться следующее положение: привлечение подростков
и молодежи к активной профилактической антиалкогольной работе, стимулирование инициативы в
сфере организации антиалкогольной работы на местах по принципу «подросток-подростку».
Слайд 144.Тренинговые занятия.
Это форма специально организованного группового общения в процессе
совместной деятельности.
Слайд 15Требования к тренинговым занятиям:
а) добровольность (нельзя ни в коем случае
принуждать подростка, даже если вы убеждены, что тренинг ему очень
необходим и важен);
б) эмоциональная безопасность (тут свойственен высокий накал страстей, в порыве чувств подростки могут становиться неадекватно резкими, высказывать негативные оценки по отношению к другому человеку).
Слайд 165. Ролевые игры.
Проигрывание детьми вариантов отказа от провоцирующего предложения,
что способствует формированию у них определенных поведенческих стереотипов, которые реально
способны выполнять функцию внутреннего антинаркогенного барьера.
Ролевые игры так же эффективны и при работе с детьми, уже использовавшими одурманивающие вещества, предотвращая их дальнейшее наркогенное заражение.
Слайд 176.Опросы учащихся (анкетирование).
При организации социально-педагогической профилактики анкетирование учащихся выполняет
целый ряд важных функций:
-при помощи опросов можно определить актуальность профилактики
как таковой для конкретной группы детей.
-можно выявить преимущественные направления профилактики - на что прежде всего следует обратить внимание: на борьбу с курением, использованием токсикоманических веществ, наркотиков, алкоголя.
Результаты анкетирования служат показателем эффективности работы педагога.
Слайд 187.Проекты.
Такой метод как проект способствует развитию у детей и
подростков навыков, обеспечивающих им эффективную социальную адаптацию: способность планировать свою
деятельность, прогнозировать ее результаты, строить взаимоотношения с людьми и т.д.
Виды проектов:
- краткосрочные проекты
- творческие проекты
- долгосрочные практико-
ориентированные проекты
Слайд 19 8.Выставка
– специально организованная деятельность по созданию
экспонатов или информационного продукта.
Слайд 20Любая выставка проходит на определенной заранее подготовленной площадке с выставочным
материалом для последующей демонстрации.
Слайд 21Приоритетным направлением в решении проблем, связанных с формированием негативной зависимости,
девиантного поведения, является профилактика. Алкоголизм, наркомания ,табакокурение и другие проблемы,
являются важными и сложными проблемами нашего общества и поэтому вызывает острую необходимость решительных и активных действий в организации их профилактики.
Эффективность профилактической работы во многом зависит от ее координации. Проведение отдельных мероприятий не дадут желаемого результата, если будут реализовываться отдельно от других. Профилактическая деятельность, ориентированная на педагогов, учащихся и их родителей, представляет собой целостную систему, координировано направленную на всех участников образовательного процесса.