Разделы презентаций


Фотолетопись памятника природы г.Косотур

Содержание

Наш город мог бы называться по названию реки Ай, на берегах которой находится, или Косотуром по названию горы, вокруг которой он расположился. «Здесь не нужно распространяться насчет выбора места для плотины,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Ко дню города Златоуста 2020

Автор: Заикина Елена Анатольевна
Фотолетопись памятника

природы г.Косотур

Ко дню города Златоуста 2020 Автор: Заикина Елена АнатольевнаФотолетопись памятника природы г.Косотур

Слайд 2Наш город мог бы называться по названию реки Ай, на

берегах которой находится, или Косотуром по названию горы, вокруг которой

он расположился. «Здесь не нужно распространяться насчет выбора места для плотины, скажем только, что Златоустовский завод может оным гордиться: сама природа как бы предназначила сие место для построения завода, поставив естественную плотину (гору Косотур), простирающуюся почти на 1 ½ версты» (П.П. Аносов). Художник Г.М.Берсенев «Основание Златоуста»
Наш город мог бы называться по названию реки Ай, на берегах которой находится, или Косотуром по названию

Слайд 3Еще не было фотографий. Центр Златоуста с г.Бутыловка. Акварель Абабкова,

1810г.

Еще не было фотографий.  Центр Златоуста с г.Бутыловка. Акварель Абабкова, 1810г.

Слайд 4Все города строились у рек. Места для строительства заводов и

поселений выбирали с учетом полноводности рек. По реке можно перемещаться

и перевозить грузы. На всех предприятиях нашего края в XVIII веке механизмы приводились в действие силой воды. На Южном Урале, заселенном воинственными башкирами в 18в., запруда и река служили отчасти и защитой предприятия, обыкновенно окруженного частоколом с воротами и сторожевыми башнями. В Златоусте – дополнительной защитой выступали гора Косотур и хребет Уреньга.
Первая плотина построена из глины и дерева. Деревянные укрепления 2 режа, 5 быков, 4 свинки срублены из «лиственничного дерева, как прочнейшего между всеми деревьями». На строительство использовали самую лучшую древесину. Полотна изготовляли из ларевого теса, стрелы – из бревен. Использовали так же окованный железом брус.

Главное – плотина на реке Ай

Все города строились у рек. Места для строительства заводов и поселений выбирали с учетом полноводности рек. По

Слайд 5 В 1915 началось сооружение новой железо- бетонной плотины (завершено в

1925). Долгие годы по плотине пролегала дорога, соединяющая центр города

со ст. Златоуст. К 1935г. здесь же была проложена трамвайная линия, и началось движение трамваев. Движение по мосту плотины закрыли в 21 веке после строительства нового Петровского моста.
В 1915 началось сооружение новой железо- бетонной плотины (завершено в 1925). Долгие годы

Слайд 6В своём очерке «Русская Швейцария» в 1892 г. П.П. Падучев

пишет: «Златоустовские пруды делятся на верхний и нижний…». Нижний пруд

существовал с 1770 годов. В половодье открывали шлюзы и пропускали барки с продукцией завода. В 1809г. у плотины начали строить нижний завод.
В своём очерке «Русская Швейцария» в 1892 г. П.П. Падучев пишет: «Златоустовские пруды делятся на верхний и

Слайд 8В 18в. рабочие, владевшие каким – либо мастерством назывались мастеровыми,

люди, выполняющие работу, не требующую квалификации – работными. Трудились семьями,

знания передавались от отца к сыну. По своему правовому положению работники относились к нескольким группам: казенные мастеровые; пришлые люди, приписанные к заводам на правах государственных крестьян; вечноотданные причисленные в 1755г. к крепостным; купленные и вотчинные крепостные.
Потомственных рабочих называли кузюками. В словаре русских народных говоров написано, что кузюками на тульских оружейных заводах называли чернорабочих. Основатели завода были туляками и привезли на завод туляков, мастеровых людей. Переселенные на завод крепостные крестьяне использовались как чернорабочие, т.е. были кузюками. Название сохранилось, но приобрело другой смысл (по Ю. Окунцову). Кузюками стали называть обеспеченных старожилов, имеющих добротные дома и другие хозяйственные постройки.
Постепенно появлялись сословные группы: мастеровые, работные люди, торговцы, подрядчики и т.д. Основную массу рабочих кадров (до 80%-93%) составляли неквалифицированные рабочие, занятые ручным трудом

Кто строил город и завод?

В 18в. рабочие, владевшие каким – либо мастерством назывались мастеровыми, люди, выполняющие работу, не требующую квалификации –

Слайд 9В 1837г. по приказ у Николая I, вместе с цесаревичем,

будущим императором Александром II, его наставник Василий Андреевич Жуковский отправился

в путешествие по России. Александр в письме описывает Златоуст: «Селение Златоустовское довольно большое – 8000 жителей, оно расположено между горами, с которых виды удивительные…». Поэт нарисовал два рисунка, оба – с Косотуром.
В 1837г. по приказ у Николая I, вместе с цесаревичем, будущим императором Александром II, его наставник Василий

Слайд 10Правый берег р.Ай у г.Косотур был сильно изменен. Здесь брали

«камень» и освобождали площадку для строительства домов, а потом и

цехов завода.
Правый берег р.Ай у г.Косотур был сильно изменен. Здесь брали «камень» и освобождали площадку для строительства домов,

Слайд 11Правый берег. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Фото из Архива В.Б.

Фролова. Начало 1900-х г.


Правый берег. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.  Фото из Архива В.Б. Фролова. Начало 1900-х г.

Слайд 12 У Косотура находилась Заайская улица. В 20 веке была

застроена производственными строениями. В 30 – тых годах здесь построены

цеха: деревообрабатывающий, сверловый, новопрокатный. Справа – заводские корпуса. У пруда виден Свято – Троицкий собор и колокольня.
У Косотура находилась Заайская улица. В 20 веке была застроена производственными строениями. В 30 – тых

Слайд 13Поселение у Малого Косотура называлось Сатаевка. Возникло в начале 19в.

До 30 – тых годов 20в. здесь находились улицы Заайская

и Сатаевка. На склоне располагалась крутая лестница «Шайтанка»., которая позволяла сократить расстояние между частями города. Разобрана после Великой Отечественной войны.
Поселение у Малого Косотура называлось Сатаевка. Возникло в начале 19в. До 30 – тых годов 20в. здесь

Слайд 14 К приходу Петропавловской церкви были приписаны четыре часовни. (сама

церковь находилась на площади возле Нижне – Заводского пруда). Одна

из них Мироносицкая находилась на Малом Косотуре. Часовня сооружена в 1905 году. Разрушилась.
К приходу Петропавловской церкви были приписаны четыре часовни. (сама церковь находилась на площади возле

Слайд 15
Косотурская улица одна, она расположена в центре города, а не

на Косотуре…
Формирование центральной части города началось после 1760г. у

подножий Уреньги и Косотура. Для строительства домов жителями города удобных мест было мало, к тому же, добираться до завода можно было только пешком. Многие улицы располагаются на крутых склонах гор на высоте 450 – 600 м.
В Златоустовском краеведческом музее представлена карта 1775г. План завода составлен после обследования членами Берг – Коллегии последствий Пугачевского восстания. На плане отмечено 7 улиц. В центральной части - 5 улиц, 2 улицы – в Демидовке, в Ветлуге несколько домов.
При Лугинине началось развитие производства, росло население Златоуста. Начинает формироваться центр заводского поселка. Первыми улицами Златоуста были: две Барочные, две Пристанские, Мастерская и Златоустовская. Появление Барочных и Пристанских улиц не случайно. Завод у подножия Малого Косотура или Сатаевки имел пристань.

По косотурским улицам

Косотурская улица одна, она расположена в центре города, а не на Косотуре… Формирование центральной части города началось

Слайд 16 Для укрепления Златоустовского завода специалистами Л. Лугинин переводит с

Саткинского завода рабочих, до этого привезенных Строгановым со своих вотчин

на реке Ветлуге . Переселенцы селились компактно. На склоне Косотура в начале 70-х годов XVIII века появился район, который называют Ветлуга.
Для укрепления Златоустовского завода специалистами Л. Лугинин переводит с Саткинского завода рабочих, до этого привезенных Строгановым

Слайд 17 Уровень воды в городском пруду значительно менялся. Чтобы предотвратить

размывание набережной пруда со стороны Ветлуги, была сооружена деревянная подпорка.

В конце 19в. деревянные ряжи по берегу пруда начали разрушаться. В 1896г.произвели замену деревянных сооружений на каменные.
Уровень воды в городском пруду значительно менялся. Чтобы предотвратить размывание набережной пруда со стороны Ветлуги, была

Слайд 18 Прямо у плотины и моста начинается улица Аносова. Сейчас

это самая длинная улица Златоуста, ее протяженность около 6 км.

Но так было не всегда. Свое название улица получила в 1965г., а до этого она состояла из двух улиц: Большая Ветлужская и 1 – я Шоссейная. Улица Большая Ветлужская возникла еще в конце 18 века, свое название получила по названию поселка Ветлуга (называли также Пороховая).
Прямо у плотины и моста начинается улица Аносова. Сейчас это самая длинная улица Златоуста, ее протяженность

Слайд 19На берегу городского пруда со стороны Ветлуги находилась Тургоякская дорога,

по которой можно было проехать в Миасс.

На берегу городского пруда со стороны Ветлуги находилась Тургоякская дорога, по которой можно было проехать в Миасс.

Слайд 20 В 1880г. жители Ветлуги решили строить православный храм. Пожертвований

не хватало и строительство затянулось. Только 24 июня 1894г. на

строящийся храм подняли кресты. В 1934г. С храма сняты колокола. Фото 1909г. Прокудина – Горского.
В 1880г. жители Ветлуги решили строить православный храм. Пожертвований не хватало и строительство затянулось. Только 24

Слайд 21 В приходе Иоанно - Предтеченской церкви в 1866г. была

построена каменная часовня во имя Николая Чудотворца взамен деревянной, пришедшей

в ветхое состояние. Фото 1909г. Прокудина Горского.
В приходе Иоанно - Предтеченской церкви в 1866г. была построена каменная часовня во имя Николая Чудотворца

Слайд 22В апреле 1871г Комитет железных дорог признал «настоятельной потребностью» строительство

Уральской горнозаводской железной дороги. Строительство начато в 1885 году, 8 (20) сентября 1888 года открыто

движение на участке Самара – Уфа, а 8 (20) сентября 1890 года – до Златоуста.
В северном склоне горы была сделана выемка глубиной 10 метров и построен мост. За мостом находится станция Златоуст. В 1949г. выемка была расширена во время реконструкции.
Некоторое время станция Златоуст была конечным пунктом, однако строительство дороги продолжалось. В 1891 вышел  именной рескрипт императора, повелевавший приступить к строительству «сплошной, через всю Сибирь, железной дороги». В 1892 году был пущен участок от Златоуста до Челябинска  протяжённостью в 150 вёрст. От Челябинска началось строительство Транссибирской магистрали.

Из Европы в Азию

В апреле 1871г Комитет железных дорог признал «настоятельной потребностью» строительство Уральской горнозаводской железной дороги. Строительство начато в 1885

Слайд 23Выемка в г.Косотур. Фото 1880 и 1900г.г.

Выемка в г.Косотур. Фото 1880 и 1900г.г.

Слайд 24В первой половине XIX века впервые взорвали южный склон Косотура

– город стал разрастаться, второй раз – в начале XX

века для прокладки трамвайных путей, третий раз – в 2001 году для взятия скальных пород при строительстве нового моста.
В первой половине XIX века впервые взорвали южный склон Косотура – город стал разрастаться, второй раз –

Слайд 25Косотур хранит еще много тайн… Спасибо за внимание.

Косотур хранит еще много тайн…  Спасибо за внимание.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика