Слайд 1Фреска и мозаика, Годуновская и строгановская школы иконописи.
Выполнила:
студентка
ФРФиД
3 курс, гр
320971
Самойлова Дарья Игоревна
Тула 2019.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Слайд 2Мозаика – один из способов украшения стен храмов священными изображениями
Техника
выполнения мозаики
1. Смальта (цветное стекло)выплавляли в специальных мастерских. Для цвета
добавляли окись различных металлов.
2. Стены и своды покрывали цементирующим раствором.
Наносили рисунок
3. В раствор вдавливали кубики смальты.
Слайд 3Фреска – более доступный вид настенной живописи.
Слайд 5Годуно́вская шко́ла и́конописи (или «годуно́вские пи́сьма») — русская школа иконописи,
сложившаяся в конце XVI века в стремлении возродить традиции дионисиевского
искусства путём следования древнему иконописному канону.
Наиболее ярко иконописная школа проявилась в ряде произведений, связанных с именем царя Бориса Годунова, отчего и получила своё название. Хотя вкладные иконы и лицевые рукописи Годуновых в Ипатьевском и в других монастырях и храмах характеризуются определённым единством стиля, выделение «годуновской школы» носит достаточно условный характер, поскольку зачастую одни и те же иконописцы создавали произведения, относимые и к «годуновской школе», и к противопоставляющейся ей «строгановской школе» иконописи.
Слайд 61. Канонические образы соседствуют с изображениями, свидетельствующими о поисках новых
средств выражения путём обращения к разным источникам (византийские и западные
произведения живописи, впечатления живой натуры)
2. Многофигурные сцены с попыткой дать толпу людей в виде компактной многоголовой группы, одна композиция часто содержит несколько эпизодов
3. Сочетание плотных охряных, киноварно-красных и густых зеленовато-синих тонов
4. Заметно желание передать материальность предметов, хотя в этом направлении делаются лишь первые шаги
5. Фигуры представлены в разнообразных позах и быстрых движениях, излюбленный тип лица — с острым носиком и маленькими зоркими глазами.
Особенности годуновской школы
Слайд 7
Росписи Грановитой палаты Кремля
Слайд 9Грановитая палата Московского Кремля. «Сказание о князьях Владимирских» [сохранившиеся росписи
(1880-82) выполнены по описи, сделанной С. Ф. Ушаковым в 1668]
Слайд 10Фрески Спасо-Преображенского собора в Больших Вяземах
Слайд 12Росписи церкви Благовещения в Соль-Вычегодске
Слайд 14Строгановская школа живописи и ремесел сочетала традиции древнерусского искусства и
ярославской школы живописи – узорчатость, красочность – соединились с новейшим
влиянием барокко – светотенью, тональной моделировкой объемов, перспективой, повествовательностью композиции.
Строгановская школа приобрела широкую известность и стала символом нового европеизированного стиля русского иконописного искусства.
Слайд 15Отличительные особенности строгановской школы:
1. Небольшие размеры икон, сложность и миниатюрность
письма
2. Цветовая гамма, построенная на полутонах, обогащалась применением золота.
3. Композиции
фигур всегда дополнялись фантастическим пейзажем низким горизонтом.
4. Небо всегда украшалось причудливой формы облачками.
5. В композиции много палат, горок, растений и фигур, мелких элементов
6. Иконы Строгановского письма имели повествовательный характер и строились многоклеймовыми звеньями.
7. В центре иконы находился основной образ святого. Он изображался более крупными цветовыми пятнами.
8. Растительность писалась более приближенной к натуре, с разнообразными и проработанными элементами., используется для растений золотая краска
Слайд 16В целом для Строгановской школы школы, была характерна миниатюрность, как
раньше говорили, "мелочное письмо". Живопись приобрела сложность и изящество, но
потеряла простоту и монументальность. Строгановская икона — небольшая по размеру, это не столько моленный образ, сколько драгоценная миниатюра, рассчитанная на ценителя искусства (недаром она уже подписная, не анонимная).
Слайд 17Лучшие из живописцев Строгановской школы:
Прокопий Чирин,
Никита,
Назарий,
Фёдор
и Истома Савины
Созданная скорее для коллекционеров, знатоков, любителей, икона «строгановской
школы» осталась в русском иконописании как образец высокого профессионализма, артистичности, изощрённости языка, но она свидетельствовала вместе с тем о постепенном умирании монументального моленного образа.
Слайд 18Икона Прокопия Чирина «Никита-воин» (1593).
В иконе святой-воин, одетый в
красную рубаху, золотые доспехи и ярко-синий плащ, отличается утончённым изяществом.
Художник обращал главное внимание на изысканность красочных сочетаний, на тщательную отделку деталей одежды и миниатюрную выписанность лица и рук.
Слайд 19Новым у мастеров «строгановской школы» то, что им удавалось передать
глубоко лирическое настроение поэтичного, сказочного пейзажа с золотой листвой деревьев
и серебристыми, тонко прорисованными реками —
Прокопий Чирин
«Иоанн Предтеча в пустыне» (20-30 гг., 17 в.).
Слайд 20В иконе Никифора Савина «Чудо Фёдора Тирона» (нач.17 в.) на
небольшом поле объединено несколько эпизодов: здесь и царский двор, наблюдающий
за единоборством святого-воина с чудищем, пленившим царевну, и молящийся о ниспослании победы Тирон, и битва его с драконом, и лирическая сцена освобождения царевны из плена юным витязем.
Слайд 21
В иконе Прокопия Чирина «Иоанн Предтеча» почти во всю вышину
доски изображён худой отшельник, с крылами. Фоном для фигуры аскета
служит с величайшей тщательностью выписанный ландшафт – извивающиеся лентой речки, дерева, архитектурные детали. Очевидно, он не мог противостоять желанию запечатлеть реальный мир, волновавший его воображение.
Слайд 22«Строгановская» школа - новое художественное явление, отличающееся непревзойденным изяществом и
утонченной изысканностью рисунка.
Для нее характерно отражение тревоги и мук
своего времени: возникает изображение царевича Дмитрия, русских святых, монахов, юродивых, взывающих о спасении Руси, присуще миниатюрное письмо, изысканность цвета.