Слайд 1Функции и обязанности тьютера
Слайд 2Кто такой тьютор
Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor –
наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.
Понятие тьюторства пришло
в Россию из Великобритании, где тьюторство - это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. В Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а после помогает ему вести проекты в вузе.
Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.
Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы.
Слайд 3Под понятием тьюторское сопровождение понимается деятельность человека, получившего специальное образование,
направленная на помощь в обучении с применением индивидуального подхода. Иными
словами – это специалист, который собственными силами обеспечивает процесс взаимодействия учащегося с учителем, помогая ему преодолеть как педагогические, так и психологические «барьеры». Часто встречаются примеры, когда с трудным ребёнком не хотят заниматься и взаимодействовать учителя, однако и он имеет на это все права, просто даётся такому ребёнку процесс обучения сложнее, чем его сверстникам. Именно в таких ситуациях тьютор выступает как связующее звено между учеником и его педагогом, зачастую помогая ему открыть в себе новые таланты и расширять собственные возможности. Надо отдать должное такому специалисту, ведь это тяжёлый труд, который даётся не каждому.
Слайд 4КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТЬЮТОР
Тьюторское сопровождение – это трудоёмкая работа. Какими
качествами и навыками необходимо обладать для её осуществления? Немаловажную роль
играет именно психологическая готовность человека к данному процессу, необходимо иметь специальные педагогические навыки и обладать сдержанным и дружелюбным характером. Тьютор может сопровождать как одного ребёнка, так и целую группу детей. И для каждого из них необходимо находить время, подход, налаживать взаимосвязь.
Слайд 5НУЖНЫ ЛИ ТЬЮТОРЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Тьюторское сопровождение показывает абсолютно новый
педагогический подход, где ребёнок может обращаться к своему наставнику как
к товарищу, задавать вопросы и не бояться, что его проигнорируют или проявят в отношении его грубость. В подобной помощи очень нуждаются особенные категории детей. В качестве примера можно привести тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Это дети с различными ограниченными возможностями здоровья: умственно отсталые, с задержкой развития, с нарушением речи, с диагнозом ДЦП и т. д.
Слайд 7Основные группы
Дети с нарушениями слуха и зрения;
Дети с нарушениями интеллекта;
Дети
с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
Дети с нарушением речи;
Дети с нарушением эмоционально-волевой
сферы и поведения (расторможенные, гиперактивные, с неврозами и нарушениями навыков самообслуживания);
С задержкой и комплексными нарушениями развития.
Слайд 8Тьютор должен знать:
Приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
Законы и иные
нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
Конвенцию о правах ребёнка;
Основы
педагогики, детской, возрастной и социальной психологии;
Психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности…
Слайд 9Функциональные обязанности
Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья (обучающиеся с ОВЗ) с учётом их особых образовательных потребностей,
направленный на создание совокупности условий, результатом которых является создание комфортной коррекционно-образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей, духовно-нравственное развитие учащихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Слайд 10Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для
коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и
участию в проектной и научно- исследовательской деятельности с учетом интересов.
Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.
Слайд 11Необходимая документация тьютора
Дневник наблюдений
Единое календарно-тематическое планирование
Индивидуальный образовательный план