Слайд 1Футуризм
(лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х —
начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России.
Слайд 2Футуризм (от лат. futurum — будущее) – это литературное течение
начала ХХ века (1910 — 20-х гг.), распространенное в Италии
и России. Футуристы пропагандировали идею открытого произведения искусства, которое бы охватывало зрителя со всех сторон.
Футуризм — одно из направлений русского авангарда; термин, используемый для обозначения группы российских поэтов, писателей и художников, проповедовавших дух анархического бунтарства.
Футуризм
Слайд 3Возникновение
футуризма в литературе
Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт
Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). 20 февраля 1909 г. в газете
«Фигаро» появилась статья Маринетти «Манифест футуризма».
Слайд 4Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением,
хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством.
Футуризм
был источником вдохновения для некоторых авангардных русских художников, таких как Михаил Фёдорович Ларионов, Наталья Сергеевна Гончарова и Казимир Северинович Малевич.
С точки зрения идеологии между итальянским и русским футуризмом также существовали различия. Итальянский футуризм воспевал милитаризм, а его лидера Маринетти упрекали в шовинизме и женоненавистничестве. В то же время, в русском футуризме немало антивоенных произведений, в противоположность милитаризму Маринетти.
Русский футуризм в сравнении с итальянским
Слайд 6Русский футуризм
В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид
Бурлюк основал в своём имении колонию футуристов «Гилея». Ему удаётся
сплотить вокруг себя самые разные, яркие, ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бурлюк – наиболее известные имена русского футуризма
Слайд 8Манифест «Пощёчина общественному вкусу»
«Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого
и проч. и проч. с парохода современности». Но призыв этот
смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней»
Слайд 9
Мы приказываем чтить права поэтов:
1. На увеличение словаря в его
объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
2. На непреодолимую ненависть к
существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников
Москва, 1912. Декабрь
Слайд 10Основные принципы футуризма
Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
отрицание
культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
бунт против
привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
поиск раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
культ техники, индустриальных городов;
пафос эпатажа.
Слайд 12Футуризм — одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и
школ.
Имажинизм Есенина и Мариенгофа.
Конструктивизм Сельвинского, Луговского.
Эго-футуризм И.
Северянина.
Будетлянство В. Хлебникова.
ОБЭРИУ Д. Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова.
В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм — направление, в котором в разное время работали такие художники, как Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов
Слайд 13ФУТУРИЗМ
Кубофутуризм
Эгофутуризм
«Мезонин поэзии»
(поэтическое объединение)
«Центрифуга»
(московская футуристическая группа)
Слайд 14 ФУТУРИСТЫ
Кубофутуристы
(Д. Бурлук,
В. В. Маяковский,
В. Хлебников)
Эгофутуристы
(И. Северянин)
Группа
«Центрифуга»
(Б. Пастернак)
Слайд 17 Публикация «Пощечины» была воспринята общественностью в основном отрицательно,
как факт безнравственности и дурновкусия. Но кубофутуристы считали, что издание
этой книги официально утвердило футуризм в России.
Слайд 19Эпата́ж (фр. épatage) — умышленно провокационная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие
принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, демонстрируемые
с целью привлечения внимания
Слайд 22"Собака из воздушных шаров" Джефф Кунс
Слайд 26Давид Бурлюк (1882 - 1967)
Украинский,
русский и американский поэт,
художник, один из основоположников российского футуризма.
Слайд 29Велимир Хлебников
(Виктор Владимирович Хлебников)
Остраница - гетман Войска Запорожского Низового,
один из руководителей названного его именем крестьянско-казацкого восстания 1638 года на
Украине на левобережье Днепра.
Слайд 30Велимир Хлебников
(Виктор Владимирович Хлебников)
Матвей Иванович Платов - атаман
Донского казачьего войска, генерал от кавалерии, который принимал участие во
всех войнах Российской империи конца XVIII - начала XIX века. В 1805 году основал Новочеркасск, куда перенёс столицу Донского казачьего войска.
Слайд 31Велимир Хлебников
(Виктор Владимирович Хлебников)
Бакланов
Яков Петрович -
русский генерал, герой Кавказской
войны.
Слайд 32Велимир Хлебников
(Виктор Владимирович Хлебников)
Станисла́в-Н́естор Мрозови́цкий, известный также как Морозенко
(год рождения неизвестен - между 30 июня и 12 августа
1649) - военно-политический деятель эпохи Хмельницкой, корсунский полковник.
Слайд 33Велимир Хлебников
(Виктор Владимирович Хлебников)
Ермак Тимофеевич -казачий атаман, исторический освоитель
Сибири для Русского государства.
Слайд 34Велимир Хлебников
Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав
и вер.
"Пинь, пинь, пинь!" - тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!
Слайд 36Владимир Маяковский
НАТЕ!
Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по
человеку ваш обрюзгший жир,
А я вам открыл столько стихов
шкатулок,
Я - бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
Ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
Кривляться перед вами не захочется – и вот
Я захохочу и радостно плюну,
Плюну в лицо вам я - бесценных слов транжир и мот.
Слайд 38Центрифуга
«Центрифуга» была самым длительным по времени футуристическом объединением. В него входили С. Бобров,
Б. Пастернак и Н. Асеев, Божидар (Б. Гордеев), Г. Петников, И. Аксенов и другие. Как поэтическая группа
они просуществовали до конца 1917-го, а книги под маркой «Центрифуги» продолжали выходить до 1922 года.
Слайд 39Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною
черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись
туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Слайд 40Игорь Северянин
КАЧАЛКА ГРЕЗЕРКИ
Как мечтать хорошо Вам
В гамаке камышовом
Над
мистическим оком – над бестинным прудом!
Как мечты - сюрпризерки
Над качалкой грезёрки
Истомленно лунятся: то - Верлен,
то - Прюдом!
Что за чудо и диво!
То Вы - леди Годива,
Через миг - Иоланта, через миг
Вы - Сафо!..
Стоит Вам повертеться –
И загрезится сердце:
Все на свете возможно, все для Вас ничего!
Покачнетесь Вы влево –
Королев королева,
Властелинша планеты голубых антилоп,
Где от вздохов левкоя
Упоенье такое,
Что загрезит порфирой заурядный холоп!
Покачнетесь Вы вправо –
Улыбнется Вам Слава,
И дохнет Ваше имя, как цветы райских клумб;
Прогремит Ваше имя,
И в омолненном дыме Вы сойдете на
Землю,- мирозданья Колумб!
А качнетесь Вы к выси,
Где мигающий бисер,
Вы постигнете тайну: вечной жизни процесс.
И мечты-сюрпризерки
Над качалкой грезёрки
Воплотятся в капризный, но бессмертный эксцесс!
Слайд 41Исследуя футуризм на заре его зарождения, Николай Гумилев писал: «Мы
присутствуем при новом вторжении варваров, сильных своею талантливостью и ужасных
своею небрезгливостью. Только будущее покажет, „германцы“ ли это, или… гунны, от которых не останется и следа».