Слайд 1
Групповая и индивидуальная работа педагогов ДОО
с родителями воспитанников
Слайд 2Концепция взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
В основе новой концепции взаимодействия
семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за
воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Слайд 3Взаимодействие детского сада с семьей
Взаимодействие детского сада с семьей
можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Для того, чтобы
спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому, начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.
Новые задачи диктуют и новые формы взаимодействия с родителями:
Слайд 4Условные группы родителей
Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения, можно
условно разделить на три группы.
Первая группа – это родители, очень
занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.
Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, необходимо активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя – выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.
Слайд 5Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации.
Есть родители,
приобретающие педагогическую литературу или выписывающие периодические издания, некоторые родители могут
получить необходимую информацию через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка.
Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т.д.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели.
Требования к формам взаимодействия:
Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей
Слайд 6Семьи с открытой формой неблагополучия
Непонимание между семьёй и детским садом
всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители
интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:
конфликты между родителями из - за детей;
родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;
жалобы воспитателей на пассивность родителей;
невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из - за молодого возраста или небольшого опыта работы.
Слайд 7Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного
контакта педагога с родителями, ежедневное информирование родителей о том, как
ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.
Часто молодых педагогов пугает обращение к ним родителей с жалобой или претензией. Многие неопытные педагоги вместо того, чтобы разобраться в ситуации, автоматически переводят для себя таких родителей в категорию сложных, конфликтных, пытаются переубедить их, доказать, что они не правы, убеждают, что на самом деле все обстоит благополучно.
Такая позиция воспитателя, конечно, насторожит родителя, и впоследствии он вряд ли будет обращаться со своими проблемами к этому педагогу, накапливая негативные эмоции по отношению к детскому саду.
Реакция на жалобу должна быть конструктивной и направлена на готовность исправить ситуацию, принять быстрые меры к урегулированию спорных вопросов, наладить контакт с родителями ребенка, улучшить работу детского сада по тому или иному вопросу. Необходимо при первой встрече выслушать родителя, дать ему почувствовать готовность воспитателя профессионально разобраться в ситуации, назначить дополнительную встречу, на которой рассказать о результатах предпринятых мер.
Слайд 8Основные принципы взаимоотношения родителей и детей (Ю.П. Азаров)
позволяют успешно предвидеть,
преодолевать и разрешать конфликты репродуктивно- воспитательной сферы (различие взглядов супругов
на воспитание детей). Сформулированы профессором в его демократической воспитательной модели.
Правда, совесть, раскаяние, честность и порядочность, помноженные на труд, - главные воспитатели личности ребенка,
Гармоничное сочетание системы поощрений и наказаний воспитателями в семье. При этом нельзя замыкаться только в требованиях, надо постоянно думать также и о защищенности детей
Умеренность контроля в воспитании и недопущение НИ при каких обстоятельствах физических наказаний, оскорблений, грубости. Надо помнить о том, что вседозволенность (отсутствие контроля за поведением ребенка) и слишком суровые наказания способствуют повышению агрессивности, асоциальности ребенка.
Преобладание в воспитании детей любви, вечных человеческих ценностей: доброты, свободы, стремления к независимости, доверия, уважения к достоинству личности, бережного отношения к демократизму, гуманизму в межличностных отношениях. Воспитывать другого может только любящий человек.
Сохранение и развитие в ребенке того лучшего, что есть в нем. Надо научить детей любить самих себя, свои потенциальные возможности.
Высокая требовательность и уважение к ребенку, его интересам. Смысл в том, чтобы заронить в детские души потребность истинного счастья.
Создание благоприятных педагогических условий, когда появляется возможность для ребенка, всех членов семьи стремиться к эстетическому наслаждению, удовольствию и удовлетворению своих потребностей.
Слайд 9Двойственные послания при воспитании ребёнка
Случается так, что родительское поведение становится
противоречивым и непредсказуемым. В такой ситуации ребёнку направлены два противоречивых
мессенджера – первый вербального уровня,
а второй - невербальный.
Когда говорится одно, а в жестах, тоне, фигуре – совсем другое.
Противоречивость в посланиях может быть такой, к примеру: в словах - у меня к тебе любовь, но невербально - у меня к тебе ненависть. В своих высказываниях – ты свободный и можешь делать, что угодно, а в невербальном плане – я плохо к тебе отношусь, и ты будешь делать то, о чём я тебе буду говорить.
Ребёнок может серьёзно наказываться за ложь, а в тоже время, близкие люди постоянно ему лгут, делая двойной посыл. Желая «лучших результатов» и делать, при этом, намного хуже (ставить перед подростком запреты романов и спонтанной жизни; принуждение к раннему и быстрому взрослению любым способом; требование достижений и пр.).
Американским учёным Григорием Бейтсоном в 60-е г. была разработана «концепция противоречий в требованиях»- двойные послания. Им утверждалось, что противоречивость указаний относится к разному уровню коммуникаций, т.е. :
сознательно и эмоционально – словами,
бессознательно – жестами, голосовой тональностью.
Слайд 10Двойственные послания при воспитании ребёнка
Ребёнок в такой ситуации является жертвой,
и он не сможет защитить себя, обвинив мать, в неправильном
обращении с ним при помощи «двойного послания».
У ребёнка отсутствуют интеллектуальные возможности, чтобы осознать это, потому, что двойной посыл направляется ещё совсем маленькому ребёнку.
И ещё, мама является слишком близким для него человеком, общение с которой вызывает большую чувственность, эмоциональность, зависимость. Даже повзрослевшему ребёнку сложно не поддаться двойным посланиям. Разрыв связей может привести к прямой конфронтации с единственным и самым дорогим человеком в мире, от которого зависит жизнь и обеспечение ребёнка.
Иногда, в полной семье раскачивание детской психики при помощи противоречивого послания производится обоими родителями – противореча один другому. В такой семье существуют риски приучить ребёнка с раннего возраста манипулятивному поведению, научить отношениям, где ключевое место занимает ложь.
И как результат такого воспитания, из-за отсутствия чётко сформированной границы и правил, могут появиться частые детские истерики и недоразумения.
Слайд 11Двойственные послания при воспитании ребёнка
«Двойными посланиями», исходя из концепции
Бейтсона, даётся толчок для развития шизофрении (психического расщепления). В остальных
случаях можно сказать о появлении шизоидных или нарциссических черт в характере. Такие люди страдают эмоциональной холодностью, оторванностью от внешних реалий, погруженностью в свою собственную фантазию, замкнутостью.
В итоге от такого воспитания – уже взрослый человек уходит в себя, не может участвовать в построении связей с окружающими людьми, живёт фантазиями в интровертированном мире. Не редкость, появление у таких людей аутоагресси, сильного гнева, проявление которого можно наблюдать, как во сне, так и в реалии. И как следствие – появление многочисленных и безосновательных страхов.
Самостоятельная жизнь из-за желания обезопасить себя, может превратиться в постоянную постройку системы для самосохранения.
Двойные послания в воспитании могут привести к психическим травмам!
Слайд 12Конфликты во взаимодействии с бабушками:
Типы бабушек, не нашедших удачного сочетания
ролей (А. С. Спиваковская ):
«Бабушка-жертва» воспринимает роль бабушки как
центральную для себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной деятельности, ощутимо ограничив дружеские контакты и досуг. Сделав заботы о семье, детях и внуках смыслом своего существования, пожертвовав другими сторонами личной жизни, эта женщина периодически испытывает противоречивые чувства, включающие недовольство близкими, обиду за недостаточную благодарность с их стороны, тоску и раздражение. Характерная позиция внуков такой бабушки — любовь к ней и вместе с тем зависимость, привычка к опеке и контролю, трудности самоконтроля и общения с другими детьми.
«Бабушка-соперница», на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тенденция ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной «матерью» внуку. В этом случае идет поиск ошибок и промахов родителей ребенка, а все успехи в воспитании приписываются ею себе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримиримость по отношению к собственным взрослым детям. Внуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо прагматически используют противоречия позиций взрослых.
Слайд 13Типы бабушек (П. Робертсон):
гармоничные — сочетают высокие идеальные представления о
роли бабушки и реальную сильную вовлеченность в жизнь внуков;
далекие —
имеют заниженные социальные и личностные представления о социальной роли бабушек и занимают обособленную позицию по отношению к проблемам внуков;
символические — имеют высокий социально-нормативный образ бабушки при неразвернутости реальных взаимоотношений с внуками;
индивидуальные — акцентированы личностные аспекты поведения.
Функции прародителей в семье (по их мнению):
1. Присутствие — как символ стабильности, как интегрирующий центр, как сдерживающий фактор при угрозе распада семьи.
2. Семейная «национальная гвардия» — призваны быть рядом в трудный момент, оказать поддержку в кризисной ситуации.
3. Арбитры — согласование семейных ценностей, разрешение внутрисемейных конфликтов.
4. Сохранение семейной истории — ощущение преемственности и единства семьи.
По критерию выполняемой ими внутрисемейной роли (О.В.Краснова):
• формальные — строят отношения в соответствии с социальными предписаниями о роли старшего в семье;
• суррогатные родители — берут на себя ответственность и заботу о внуках;
• источник семейной мудрости — осуществляют связь с семейными корнями;
• затейники — организуют отдых и досуг внуков;
• отстраненные — редко включены в реальную жизнь семьи детей и внуков.
Слайд 14Условия Этапы
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между
ДОУ и семьей, являются следующие:
изучение семей воспитанников: учет различий в
возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
открытость детского сада семье;
ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Этапы:
Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
Слайд 15Условия Этапы
Формирование у родителей более полного образа своего ребенка
и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые
невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
http://kroshka-enot.detkin-club.ru/images/news/detsad-1024x616_5c89ffe2069eb.png
Слайд 16Познавательное направление
Познавательное направление. Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными
и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических
навыков воспитания детей.
Это направление включает:
общие, групповые собрания;
консультации и индивидуальные беседы;
выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали.
участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений.
совместные экскурсии;
открытые НОД (непосредственно образовательная деятельность). Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
совместное создание предметно-развивающей среды;
телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .
утренние приветствия;
Почта доверия;
семейные проекты.
Составление семейного древа помогает ребенку осознать себя не былинкой, одиноко растущей в поле, а членом целого рода, раскрывает родственные связи и объединяет поколения.
Слайд 17Информационно-аналитическое направление
Информационно-аналитическое направление. Цель: направлено на выявление
интересов, потребностей, запросов
родителей,
уровня их педагогической грамотности,
установление эмоционального контакта между педагогами,
родителями и детьми.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению можно проводить:
анкетирование;
тестирование.
Как правило, из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Сведения используются при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи ОО, для определения перспектив развития детского сада.
Слайд 18Наглядно-информационное направление
Наглядно-информационное направление. Цель: даёт возможность донести до родителей любую
информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и
ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
Данное направление включает:
родительский уголок: включающий различную информацию.
Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.
нормативные документы;
объявления и рекламы; - продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки) ;
папка-передвижка.
Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.
эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл».
фотовыставки;
выпуск газет.
Слайд 19Досуговое направление
Досуговое направление: Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный
контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление
самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.
Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
Слайд 20Досуговое направление
По данному направлению можно организовать:
праздники, которые можно закончить чаепитием.
Воспитанием
детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже
в основном они.
развлечения;
знакомство с профессиями родителей;
празднование дней рождения;
выставка семейной коллекции
акции.
У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.
дни добрых дел.
Слайд 21
Диагностика: методы изучения семьи
традиционные (анкетирование, тестирование, опрос, беседа, наблюдение, домашние
визиты);
нетрадиционные (дневник «Моя семья», телефон «Советчик семьи», дайджест литературы, день
семьи, семейные педсоветы).
Например, в ДОУ:
Слайд 22Анкета
Анкета Уважаемые родители! Ваш ребенок посещает наше детское дошкольное учреждение.
Мы хотим, что бы время, которое он проводит в детском
саду, было для него радостным и счастливым. Поэтому надеемся на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания с Вами в вопросах воспитания. Для нас важно узнать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для своего ребенка.
Ф.И.О. родителей_________________________________________________ Имя ребенка, возраст _____________________________________________
Есть ли еще дети в семье, их возраст.
1. Следите ли Вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания?
Да Нет Иногда
2. Читаете ли Вы книги по педагогической литературе? Да Нет Иногда
3. Какие вопросы воспитания остаются для Вас менее изученными?
Взаимоотношения между детьми
Взаимоотношения между детьми и родителями
Организация здорового образа жизни ребенка
Приобщение к культурным ценностям
Другое
4. В каких формах Вы хотели бы получать в детском саду информацию о воспитании своих детей?
На занятиях, в игровых формах
На родительских собраниях
На родительских конференциях
В индивидуальных беседах со специалистами
Другое
Слайд 235. Единодушны ли Вы с супругом в вопросах воспитания ребенка?
Да Нет Иногда
6. Кого Вы считаете ответственным за воспитание ребенка?
Семья
Государство
Социальная среда
Воспитатели (МДОУ)
7. Считаете ли Вы, что понимаете внутренний мир ребенка?
Да Нет Затрудняюсь ответить
8. Желаете ли Вы участвовать в работе с детьми Вашей группы?
Да Да, но нет времени совсем Нет Иногда
9. Какому направлению воспитания Вашего ребенка Вы отдаете предпочтение? (можно выбрать 2 направления)
* Спортивно-оздоровительное * Экологическое
*Умелые руки * Нравственно-этическое
*Музыкальное *Танцевально-пластическое
*Театрализовано-речевое *Другое _______________
10. Хотели бы Вы вести кружковую работу?
Да Да, но нет времени совсем Нет
11. Какой кружок Вы могли бы вести в группе?
*Юный спортсмен *Хоровой *Танца и пластики *Умелые руки *Юннаты *Художественная лепка *Музыкальный *Этикет*Юный художник *Другое
Спасибо!
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/presentacii/formy_raboty_s_roditieliami_v_sootvietstvii_s_fgos
Слайд 24Педагогические консилиумы
Педагогические консилиумы. В состав консилиума входят воспитатель, заведующая, заместитель
заведующего по основной деятельности, педагог-психолог, учитель логопед, старшая медсестра, члены
родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть: наличие сведений об особенностях конкретной семьи; определение мер помощи родителям в воспитании ребенка; разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.
(СМ. ТЕСТ «Дом, дерево, человек»)
Слайд 26
Ошибки взаимодействия:
Негативная оценка деятельности ребенка. Ребенку нельзя говорить: «Ты
не умеешь строить, рисовать и т.д.» В этих случаях ребенок
не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе.
Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность. Это блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности. Невротическое развитие ребенка начинается с переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых.
Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети раннего и даже дошкольного возраста реагируют не только на содержание высказывания взрослого, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.
Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие срав-нения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой — они формируют негативизм, эгоизм и зависть.
Родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.
Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей. Родители должны научиться регулировать степень психологической нагрузки на ребенка, которая не должна превышать его возможностей.
В отношениях к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.
Слайд 27Групповые и индивидуальные формы взаимодействия
К групповым формам взаимодействия с родителями
относят:
групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, клубы,
конференции, родительские собрания и пр.
К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся:
беседа (важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности).
задушевный разговор (может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса. Родителям предлагается подумать о том, что важно учитывать педагогам в воспитании их ребенка, подготовить вопросы для классного руководителя).
посещение на дому (полезна эта встреча у ребенка дома, так как домашняя обстановка располагает к откровенному разговору, есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспитания ребенка.
Слайд 28индивидуальная консультация (распространенная форма взаимодействия с родителями. Она может проводиться
по инициативе учителя или по просьбе родителей и успешна при
доверии педагогу. Родители же доверяют педагогу, если он участвует в решении проблем ребенка, вместе с ними выясняет их причины, ищет пути решения проблем, помогает найти специалистов, которые проведут консультацию).
выполнение индивидуальных поручений
переписка
телефонный разговор (надо договориться об условиях связи, чтобы у обеих сторон не возникало дополнительных проблем и неудобств) и пр.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
https://i.pinimg.com/originals/79/24/b0/7924b053015fc65823389bd98b1d5dfd.png
Слайд 29Индивидуальные формы взаимодействия
Посещение семьи Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить
семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого
посещения семьи - выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т.д. Есть другая форма посещения семьи - обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т.д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи.
Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой – это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем, настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.
Слайд 30Групповые формы взаимодействия
Вечер вопросов и ответов. Цель: уточнить педагогические знания
родителей, умение применять их на практике, узнать о чем-либо новом,
пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий. Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени методисты, воспитатели должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.
Нетрадиционные формы работы с родителями Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал».
Слайд 31Групповые формы взаимодействия
«Устный журнал» - одна из целесообразных форм работы
с коллективом родителей, позволяющая ознакомить их сразу с несколькими проблемами
воспитания детей в условиях детского сада и семьи, обеспечивает пополнение и углубление знаний родителей по определённым вопросам. Каждая "страница" "Устного журнала" заканчивается выступлениями детей, что позволяет родителям увидеть имеющиеся знания детей по данным проблемам.
«Устный журнал» состоит из 3-6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Например, рекомендуем использовать рубрики: «Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.
Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Слайд 32Групповые формы взаимодействия
Тематические выставки создаются как для родительского коллектива всего
детского сада, так и для родителей одной группы. К их
оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей. Целью является дополнение словесной информации для родителей рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.
Привлекают, способствуют сближению педагогов, родителей и детей различные творческие мастерские, кружки ’’Очумелые ручки”, «Копилки идей».
Существуют приемы создания ролей для родителей. Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них. Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними. Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям , принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
Слайд 33Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр
участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель
действий, отношений.
Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.
Попечительский совет. Одной из новых форм работы с родителями, являющийся коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ.
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно - развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.
Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
Благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по - новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.
Слайд 34
Алгоритм подготовки к семейным праздникам:
Выделение цели и задач мероприятий для
детей, родителей и педагогов.
Консультации для родителей
Составление плана проведения мероприятия и
участия в нем родителей
Распределение ролей взрослых
Изготовление пригласительных билетов.
Подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен)
Составление памятки-помощницы для родителей и для детей
Индивидуальные встречи и консультации
Изготовление атрибутов, пособий.
«Родительский университет», где могут работать разные кафедры по потребностям родителей: «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой - моя новая профессия). «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа - первые и главные учителя). «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки - хранители семейных традиций). Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.
Слайд 35Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие
родителей. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта
форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e4df04ad6998edbffa55e030f6d99e8d&n=13
Слайд 37Факторы, препятствующие адекватному воспитанию
Первая группа факторов. Родители не способны
справляться с возрастными проблемами психического и личностного развития детей. В
воспитании отражаются неблагоприятные личностные особенности родителей. Со стороны направленности личности — это излишняя принципиальность, требовательность и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей.
Со стороны характера — это эгоцентризм родителей, внутренняя конфликтность, тревожная мнительность. Такие родители настойчиво стремятся «создать» идеальный образ ребенка, ожидая от него то, в чем они сами оказались личностно несостоятельными; при этом родители болезненно реагируют на несоответствие своих требований и ожиданий, усиливают психологическое давление на детей, прибегая к различным санкциям и наказаниям.
К этой же группе факторов можно отнести большое количество взрослых, прямо или косвенно принимающих участие в воспитании, которые нередко заменяют собой родителей. В эту группу следует включить односторонний характер воспитания. Здесь речь идет о доминировании матери и бабушки в воспитании. Подобная ситуация особенно неблагоприятна для личностного развития мальчиков.
Инверсия воспитательных ролей также неблагоприятно сказывается на детях, особенно в тех случаях, когда мать «играет роль» отца, что сопровождается усилением требовательности, ужесточением санкций и физических наказаний детей.
Слайд 38Факторы, препятствующие адекватному воспитанию
Вторая группа факторов. Преобладание рационального аспекта в
воспитании в виде большого количества моральных предписаний и требований, его
«заорганизованность», формальность в ущерб детской непосредственности. Результатом рационального характера воспитания будет недостаток воображения и гибкости у детей. В отличие от сверстников они нередко затрудняются в выборе свободной темы для разговора, не знают, как вести себя в новой ситуации, боятся выразить свои чувства и сделать что-то не так, как нужно. Сюда же относится недостаточное внимание к половым аспектам в формировании личности детей, так называемое бесполое воспитание, нивелирование психологических особенностей формирования личности мальчика (девочки).
Третья группа факторов. Непонимание своеобразия детей, возрастных особенностей формирования их личности, семейных конфликтов. Данная группа факторов обычно включает в себя:
Непринятие в отношениях с детьми. Обычно это ситуация, когда ребенок «не тот», кто ожидался, кто устраивает, а «тот», кто создает проблемы, омрачает существование и мешает профессиональной карьере.
Негибкость воспитания подразумевает отсутствие альтернатив, заданность, некоторую косность суждений.
Неравномерность воспитания включает в себя главным образом недостаток эмоционального контакта с детьми в первые годы их жизни и избыток в последующие годы.
Слайд 39Факторы, препятствующие адекватному воспитанию
Непоследовательность воспитания препятствует формированию устойчивого «Я» у
детей и создает состояние тревожного ожидания и неуверенности в себе.
Несогласованность
воспитания — социально-психологическая характеристика, обусловленная доминированием в нем одного из взрослых и наличием конфликтной структуры семейных отношений и трудностью сочетания установок родителей. По данным многих авторов, сходство взглядов на воспитание связано с удовлетворенностью семейными отношениями, отсутствием напряженных отношений у родителей, их взаимопониманием и сходством характеров.
Четвертая группа факторов. Неблагоприятные личностные изменения у родителей:
Тревожность в отношениях с детьми — следствие гиперсоциальных и тревожно-мнительных черт характера у родителей, их невротического состояния. В целом, тревожность действует отрицательным образом на психическое развитие детей, сопровождаясь снижением у них активности и уверенности в себе.
Аффективность в обращении с детьми подразумевает эмоционально бурные проявления родителями своего раздражения и недовольства. Обычно это крик, ругань, угрозы в отношении детей. Родители переживают затем крайности своего отношения, квалифицируют их как срывы. При этом отсутствие изменений в поведении детей порождает чувство безысходности и отчаяния, что рано или поздно приводит вновь к критическому моменту.
Слайд 40Гиперсоциальность, как и тревожность и аффективность, в отношениях с детьми
составляют наиболее типичную триаду отклонений в воспитании детей с неврозами.
Доминантность,
или властность, в отношениях детей означает безапелляционность, категоричность и директивность суждений родителей, стремление подчинить себе детей и добиться беспрекословного послушания.
Недоверие к детям, их возможностям, собственному опыту — это, как правило, субъективно сформулированное мнение родите-лей о неспособности детей к самостоятельным действиям.
Недостаточная отзывчивость в отношениях с детьми подразумевает недостаток эмоционально-теплых и непосредственных чувств к детям. Эмоциональная тупость может быть также обусловлена интровертированными чертами личности родителей.
Противоречивость подчеркивает сложность, проблемность, непоследовательность и взаимоисключаемость воспитательных подходов в семье. Противоречивость отношений родителей яв-ляется выраженным психогенным фактором, способствующим возникновению внутреннего конфликта у детей.
Пятая группа факторов. Базисные характеристики воспитания.
Забота. Это ведущий фактор воспитания. В этом случае невротические проявления у детей чаще вызывает гиперопека со стороны кого-либо из родителей. Как правило, повышенный уровень заботы нужен не столько детям, сколько родителям. Забота о детях восполняет нереализованную потребность родителей в привязанности и любви.
Слайд 41Гиперопека. Можно выделить следующие мотивационные аспекты гиперопеки у матерей:
Любовь
родителей к детям. Мать любит не столько реального ребенка, сколько
некую модель идеального, с ее точки зрения, ребенка. Любовь проявляется только тогда, когда ребенок во всем оправдывает ожидания и требования взрослых.
Контроль за детьми является необходимым инструментом социализации и одним из условий формирования самосознания личности. Условно контроль разделяется на отношение к дисциплине и конкретное выражение в виде санкций.
Чрезмерный контроль или строгая дисциплина в семье выражается стремлением родителей :
Слайд 42Факторы, препятствующие адекватному воспитанию
Обучение. Характерно стремление родителей к чрезмерно раннему
обучению — привитию навыков самостоятельности, самоконтроля и гигиены. Здесь встречается
чрезмерно ранняя рационализация чувств и завышенный уровень притязаний родителей в отношении успехов детей, которые должны скорее соответствовать взрослым стандартам поведения, чем быть детьми с их непосредственным и искренним поведением.
Интенсивность воспитательных мероприятий. Она выражается феноменом психологического прессинга — избыточного морального давления на детей. Это создает у них непосильную нервно-психическую нагрузку с ведущим первосигнальным типом восприятия.
https://studopedia.ru/17_138929_rabota-
psihologa-s-roditelyami-doshkolnika.html
Слайд 43
Для родителей детей раннего возраста темы собраний:
1. Закономерности психической жизни
детей первого, второго и третьего года жизни и их влияние
на последующее развитие ребенка.
2. Причины отклонений в психофизическом развитии ребенка. Возможности их компенсации средствами семейного воспитания.
3. Культура быта и ее значение для психофизического развития ребенка.
4. Игрушка как средство психического развития ребенка.
5. Эмоциональное общение и его роль в нервно-психическом развитии ребенка.
6. Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста.
7. Развитие движений у детей раннего возраста.
8. Воспитание познавательной активности у детей раннего возраста в процессе действий с предметами.
9. Развитие речи у детей раннего возраста. Роль взрослых в активизации речевого общения ребенка.
10. Что и как читать маленькому ребенку.
11. Ребенок и музыка.
12. Маленький художник.
Для родителей, чьи дети находятся на следующем возрастном этапе, можно предложить такие темы собраний:
1. Особенности психофизического развития ребенка младшего дошкольного возраста.
2. Сюжетная игра у детей. Партнеры и оборудование для детских сюжетных игр.
3. Свойства и качества предметов, окружающих детей в повседневной жизни. Роль родителей и других членов семьи в расширении представлений детей о свойствах и качествах предметов.
4. Развитие памяти у детей. Как учить детей запоминать зрительную и слуховую информацию.
5. Критические периоды в развитии речи ребенка. Роль родителей в профилактике отклонений в речевом развитии ребенка.
6. Оборудование детского уголка или детской комнаты в домашних условиях.
Слайд 447. Прогулки с детьми как средство общения и развития их
представлений об окружающем мире.
8. Роль закаливающих мероприятий в воспитании ребенка.
Меры профилактики простудных заболеваний.
9. Проблема левшества у детей.
10. Агрессивное поведение у детей. Его коррекция средствами семейного воспитания.
11. Личностное развитие ребенка-дошкольника. Роль семьи в воспитании нравственного поведения, этических норм и личностных качеств.
12. Изобразительное искусство и его роль в коррекции отклоне¬ний в развитии ребенка.
Для родителей ребенка-дошкольника старшего возраста можно предложить следующие темы родительских собраний:
1. Психофизические особенности ребенка старшего дошколь¬ного возраста.
2. Сюжетно-ролевая игра ребенка-дошкольника. Возможности и место участия в ней родителей и членов семьи.
3. Развитие слухового восприятия ребенка на прогулках и в про¬цессе овладения звуковой культурой речи.
4. Развивающие игры и их место в семейном досуге.
5. Возможности развития детского воображения в повседневных видах детской деятельности.
6. Профилактика детских неврозов.
7. Отклонения в поведении детей и возможности их коррекции посредством воспитательных воздействий со стороны членов семьи.
8. Друзья наших детей. Помощь родителей в приобретении ре¬бенком друзей и подруг.
9. Домашний театр как средство организации семейного досуга.
10. Нравственность и безнравственность. Как помогать ребенку находить грани между «белым» и «черным».
11. Обязанности ребенка-дошкольника по дому.
12. Подготовка ребенка к школе.
https://studfiles.net/preview/2419629/page:22/
Слайд 45«При солнышке тепло, при матери добро!», «Сядем рядком, поговорим ладком»,
«В умной беседе ума набраться, в глупой – свой потерять»,
«Материнский гнев, что весенний снег: и много выпадает, да скоро растает», «Кошке игрушки, а мышки слезки», «Не нужен клад, коли в семье лад», «Изба детьми весела», «Вся семья вместе и душа на месте».
Автор: Облапенко Наталья Николаевна
https://konkurs-dlya-pedagogov.info/rabota-roditelyami-vzaimodejstvie-d/
http://4.bp.blogspot.com/-PdTR774ypoU/VWbtig8pnnI/AAAAAAAAAVg/cvVNa1ZAHQU/s1600/0_94ab7_ba3687dc_XXXL.png
Слайд 46Родительский уголок
Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на части:
материалы
информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
материалы,
освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время.
Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание. Для этого необходимо:
Выбрать подходящее место на стене. Желательно разместить уголок напротив входной двери или сразу над шкафами в раздевалке. Так нужная информация будет сразу попадаться родителям на глаза. Освободить на стене место для будущего родительского уголка. Сделайте из фанеры планшетный стенд или купите готовый, желательно сборно-разборный, чтобы иметь возможность при необходимости увеличить или уменьшить площадь стенда.
Решить, что именно будет наполнять родительский стенд. Обязательно должны присутствовать плакаты со справочной информацией: родителям о правах ребенка, ОБЖ родителям (правила личной безопасности), родители и второй ребенок, советы врачей, родители и их обязанности и пр.
Слайд 47Обратить внимание на содержание справочных материалов. Все статьи должны быть
написаны доступным языком, без сложных терминов, размер шрифта букв -
не менее 14 кеглей. Информацию дополнить красочными рисунками.
Подготовить и поместить информацию о детском учреждении и персонале, с указанием контактных телефонов. Это даст родителям возможность получать личные консультации в случае необходимости. Расписание дня, ежедневное меню, информация о воспитанниках группы (рост, вес и прочие показатели) – все это непременная часть родительского уголка.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности;
Фамилия, имя, отчество заведующего, часы приёма родителей;
Наименование и телефон вышестоящей организации;
Направления деятельности детского сада: краткая характеристика групп, программ, перечень дополнительных услуг;
Информация о кадрах;
Дипломы и грамоты детского сада.
Традиционно родительский уголок оформляется в виде теремка, крышу которого можно сделать из любого материала (бумаги, самоклеящейся клеёнки, соломы, веток и т.д.). Украшается уголок рисунками, аппликациями и поделками детей. Можно попросить и самих родителей, которые вместе с детьми с удовольствием примут участие в этом творческом мероприятии.
Но можно подумать и о нетривиальном оформлении уголка. Здесь вариантов может быть много. Можно оформите стенд в соответствии с названием группы или общим дизайном приёмной. Например, в виде паровозика с вагончиками. Для этого на каждую статью или памятку (они обычно выпускаются в формате А4) приклеить из разноцветного картона колеса, сделать окантовку вагончиков цветной бумагой .
Слайд 48http://cdn.akrosta.ru/archive/2017-04-19/a72467b697d1b3192bc1b48bae5a6db8.jpg
https://region.my1.ru/1_2_1/078_1030_780_dlja_vas_roditeli.jpg
http://dou29.ivweb.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_20161028_111510-2.jpg
https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-613602-1461158623.jpg
Слайд 50ППС семейного воспитания: традиционные формы взаимодействия
работа со всем или большим
составом родителей; совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них
подразумевают участие и детей.
предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями
индивидуальные
коллективные
наглядно-информационные
Слайд 51Нетрадиционные формы взаимодействия
социологические срезы;
опросы; «почтовый ящик»,
индивидуальные блокноты
участие родителей и детей в выставках,
творческих конкурсах, массовых
мероприятиях
семинары-практикумы;
родительская гостиная
организация дней открытых дверей,
открытых просмотров занятий и других
видов деятельности; мастер – класс,
выпуск газет; устные педагогические журналы,
информация об образовательной
организации на сайте
Информационно - аналитические
Досуговые
Познавательные
Наглядно-информационные
Слайд 54Письменные формы
Письменные формы взаимодействия с родителями являются новыми в практике
работы детского сада с семьёй. Эту форму целесообразно использовать при
нехватке времени или сложностями с графиком работы родителей, когда нужно обсудить какой-либо вопрос лично.
Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию. Записка-просьба указывает на потребность в деловом общении по решению различных вопросов
Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
Слайд 55Письменные формы
Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между
детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что
происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
Доска объявлений. Доска объявлений - это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.
Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка - это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов
Письмо - повествование о трудностях и достижениях в воспитании и обучении ребёнка, о месте и роли родных и чужих взрослых в его развитии. Письмо позволяет передать собственное эмоциональное отношение к тому, что происходит в жизни конкретного ребёнка, связанного с миром семьи и детского сада; поделиться радостями и заботами, посочувствовать, обратиться за помощью.
Благодарственное письмо- это обращение с благодарностью за помощь в организации и проведении, каких-либо мероприятий в детском саду (экскурсий, праздников, акций, конкурсов, мастер-классов), а также за сотрудничество в воспитании и обучении детей.
Открытка - это форма письменного поздравления с достижениями ребёнка, а также с праздниками (в том числе семейными) и профессиональными успехами родителей воспитанников.
Слайд 56Познавательные формы
Родительское собрание
Педагогический совет с участием родителей
Родительская конференция
Тематические
консультации
Педагогический консилиум
Групповые собрания родителей
«Круглый стол»
Родительский комитет
Открытые
занятия с детьми
Слайд 57Познавательные формы
«Дни открытых дверей» - дают родителям возможность увидеть стиль
общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность
детей и педагогов.
Презентация образовательной организации - родители знакомятся с уставом ОО, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Клубы для родителей – регулярные заседания, выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей.
Устный педагогический журнал - 3—6 страниц (каждая от 5 до 10 мин.) Каждая страница устное сообщение, проиллюстрированное дидактическими пособиями, видеороликами, продуктами деятельности детей. Родителям заранее предлагаются вопросы для обсуждения.
Вечера вопросов и ответов – помогает родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Кафедра семейных ценностей (традиций, или Родительский университет)- обсуждаем различные темы, делимся опытом семейного воспитания и приглашаем специалистов, где родители могут задать интересующие их вопросы.
Слайд 58Познавательные формы
Мини-собрания - изучается опыт воспитания одной семьи, которая приглашает
к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании
и в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.
Деловая игра - присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы.
Мастер - класс - родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей (может быть теоретическим и практическим).
Психологические тренинги - присутствующие не только знакомятся с полезной для себя информацией, но и учатся применять полученные знания на практике.
Ток - шоу - обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения.
Дни добрых дел - дни добровольной посильной помощи родителей группе, помощи в создании предметно – развивающей среды.
Слайд 59Формы общения
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так
и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они
построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Шоу-технологии – основные особенности:
Деление участников на выступающих - (“сцену”) и зрителей - (“зал”);
Соревновательность на сцене;
Подготовленный организаторами сценарий шоу-программы.
Этапы:
Подготовка: (“Сцена”, “Ведущий”, “Зал”, оценивание, оформление);
Реализация: Запуск (разогрев); сценическое действо; финал; диагностика результата.Уточнить представления http://doshkolnik.ru/pedagogika/708.html
(СМ. ШОУ-ТЕХНОЛОГИИ)
https://kinomonitor.ru/upload/medialibrary/086/
prazdnik_trudolyubivogo_bezdelnika_
proydyot_v_krasnodare.png
Слайд 60Образовательные области
Квест - В процессе игры игроки последовательно движутся по
этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.).
Прохождение
каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы (фишки) и штрафы.
Уточнить представления https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/kvest-v-detskom-sadu.html (СМ. КВЕСТ)
(СМ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ)
Формы общения
Слайд 61
Например, «Здоровье»
Семья имеет все условия для закаливания ребенка, стремится к
этому, но, как правило, родители не имеют достаточного опыта и
знаний. Недостаточная осведомленность родителей в вопросах охраны здоровья ребенка может быть причиной его частых заболеваний. Поэтому необходима индивидуальная работа с каждой семьей. Надо терпеливо, последовательно разъяснять вред чрезмерного перегревания малышей. Воспитатель сам глубоко изучает литературу, связанную с вопросами закаливания детей, предлагает ее семьям, направляет родителей на консультацию к медсестре.
Полноценность прогулки зависит в немалой степени от того, как одеты дети. Воспитатель обращает внимание родителей на количество слоев одежды в каждый сезон, ее гигроскопичность, водонепроницаемость, способность сохранять тепло, показывает образцы детской одежды.
Педагог рекомендует целенаправленно совершенствовать основные движения детей во время утренней гимнастики со взрослыми, включать с этой целью два-три игровых упражнения, показывает и рассказывает, как это делать.
На групповом стенде можно поместить рекомендации по совершенствованию ходьбы детей, ее дозировке. Нередко родители, сами того не сознавая, ограничивают движения детей, и не только в помещении. Распространилась практика перевозки двухлетних детей в колясках, предназначенных для малышей до полутора лет. Можно поднять этот вопрос на собрании, консультации, поместить статью на данную тему в папку-передвижку. Воспитатель может пригласить некоторых родителей на прогулку, чтобы показать, какие подвижные игры с целью развития бега он использует, или в день открытых дверей предложить побывать на занятии по развитию движений, рассказать, как дома организовать условия для развития двигательной активности ребенка.
Слайд 62
Например, «Здоровье»
Детский сад обращает внимание семьи на организацию сна детей,
соблюдение его режима. При посещении семьи педагог может поинтересоваться, где
спит малыш, в котором часу его укладывают, как готовят ко сну. Особенно необходим контакт воспитателя с теми семьями, которые с первых дней посещения ребенком дошкольного учреждения вызывают у него тревогу. В такие семьи педагог идет незамедлительно.
В тех семьях, где это необходимо, воспитатель советует перед сном создавать ребенку соответствующие условия, устраивать спокойные игры, выключать телевизор, приглушать громкую музыку. Опытный педагог обычно видит, кто из детей постоянно недосыпает, интересуется, чем это вызвано. Следует разъяснить родителям, что хроническое недосыпание ведет к развитию детского невроза, рассказать, как готовят детей ко сну в детском саду; посоветовать, что делать, чтобы малыш спокойно засыпал. Многое зависит от взрослого, который укладывает ребенка спать (тон, манера обращения с малышом). Молодые родители нередко задают педагогам вопрос: позволять ли ребенку брать с собой в постель игрушки. Можно посоветовать давать малышу мягкую игрушку, прикосновение к которой вызывает состояние покоя, тепла, располагает ко сну, но не допускать, чтобы ребенок играл в постели.
В некоторых семьях родители курят в помещении, где находятся дети. Обнаружив это, воспитатель вправе потребовать от взрослых наведения надлежащего порядка.
Слайд 63
Совместная деятельность Фотоколлажи
https://i.pinimg.com/originals/41/a3/43/41a3432d57b86f6c7dbd8592413d6794.jpg
http://gimnasium12.ucoz.ru/_ph/23/622707099.jpg
https://ds75sp.edumsko.ru/uploads/5000/20243/section/314511/Moya_Mama_samaya/P1030510.JPG
Слайд 66
Совместная деятельность Лэпбуки
https://i.mycdn.me/image?id=853213132192&t=3&plc=WEB&tkn=*tQjv6ivfuFMPe35OrBEJFqeADdI
https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-33785-1463245043.jpg
Слайд 68
Совместная деятельность Скрапбукинг
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1747618/90adc4b4-e5ea-4834-b341-43d8835b614c/s1200?webp=false
http://4.bp.blogspot.com/_lUdD0ye1zDE/Ssj3YsVrP8I/AAAAAAAABGA/HHirc1LOkQ4/w1200-h630-p-k-no-nu/buket.jpg
http://tytmaster.ru/wp-content/uploads/2019/02/Skrapbuking-dlya-nachinayushhih-poshagovo-s-foto-9.jpg
https://i.pinimg.com/originals/9d/3b/53/9d3b53290a55dd0958940f7ec14d6840.jpg
Блокнот
Открытка
Фотоальбом
Фоторамка
Слайд 69
Совместная деятельность Скрапбукинг
-
Слайд 70
Мульттерапия
https://www.youtube.com/watch?v=j3OMoGt42co
https://www.youtube.com/watch?v=wTyRGFcGec0
https://www.youtube.com/watch?v=NHuGHffr9Lo
https://www.youtube.com/watch?v=jWKZJuE1RP0
https://www.youtube.com/watch?v=xWkqQQlPd74
https://www.youtube.com/watch?v=DaWrvy35s0U
https://youtu.be/vsXtNdZTgzQ
https://www.youtube.com/watch?v=rb4dDqV5l_0
https://www.youtube.com/watch?v=eVFWQc_ufdE
https://www.youtube.com/watch?v=0NlB-s0_1MI
https://www.youtube.com/watch?v=ntUwmYsxuAE
https://www.youtube.com/watch?v=sSCNzMHJB5k
https://ru.savefrom.net/#url=http://youtube.com/watch?v=ntUwmYsxuAE&t=27s&utm_source=youtube.com&utm_medium=short_domains&utm_campaign=www.ssyoutube.com&a_ts=1564796756.546
Слайд 71Куклотерапия
Куклотерапия— это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол.
Куклотерапия
решает следующие задачи:
помогает отреагировать эмоции
помогает актуализировать ресурсы
значительно расширяет спектр личностных
ролей
дает возможность проработать тему собственной внешности и образа «Я»
способствует повышению самооценки, уверенности в себе.
позволяет наделять куклу состояниями и возможностями, которые он хотел бы их иметь и развивать.
Также, взаимодействуя с куклой, создавая ее, трансформируя, человек способен расстаться с некоторыми ограничивающими убеждениями, прошлыми образами себя, травмирующими состояниями.
Способы обращения с куклой в арт-терапии
кукольный спектакль или кукольный театр,
ролевая игра с куклами,
создание разного вида кукол, этот вид относится больше к рукоделию,
терапевтическое создание кукол - формирование запроса (что болит, что ты хочешь исследовать),
творческий процесс создания куклы (выбор материала, реакция клиента), рефлексия (что происходило, как тебе кукла, чувства и эмоции, как это в реальной жизни)
способ доделывания куклы - психолог делает куклу, но не доделывает до конца, затем дает клиенту, завершить (для тех, кто не может довести дело до конца). Важно предупредить клиента, что могут возникнуть различные эмоции и состояния, но важно доделать куклу до конца.
Слайд 72Куклотерапия
Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем
(сказки, мультфильма и т.д.), он базируется на трех основных понятиях:
«игра» - «кукла» - «кукольный театр».
Можно использовать такие разновидности кукол:
верховые – перчаточные, варежковые;
низовые — игрушки-марионетки;
игровые — из пластилина, тканевые, бумажные; ростовые.
Куклотерапия складывается из вступления, трех основных этапов (изготовление персонажа, знакомство с персонажем, развитие сюжета) и заключительной части.
https://thumbs.dreamstime.com/z/%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5--37611557.jpg
Слайд 73http://900igr.net/up/datai/240929/0016-007-.jpg
http://dooc.ouvlad.ru/files/2014/12/%D0%9A% 1%8F5-1024x768.jpg
https://static.elitsy.ru/media/cache/ed/39/ed39645e6792612c7cdf48d5f79c73e5.jpg
Слайд 74Досуговое направление
Досуговое направление призвано устанавливать теплые доверительные отношения,
эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям расширить, оптимизировать свой опыт взаимодействия с ребенком, а также включиться в во взаимодействие с педагогами и другими родителями.
По данному направлению можно организовать:
праздники наиболее полно раскрывают возможности для сотрудничества. Проведение спортивных праздников: «Будем в армии служить», «Мама, папа, я – спортивная семья» сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников выпускаются газеты, альбомы с фотографиями.
акции; в ходе акций «Наш участок», «Веселая горка», «Посадка дубков» родители получили возможность оказать помощь в благоустройстве территории и игрового участка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками. Акции «Накорми птицу зимой», предоставляют возможность родителям как участникам показать личный пример ребёнку положительного отношения. В ходе акции «Внимание, дорога», цель которой было напомнить родителя о необходимости соблюдения правил дорожного движения, родителям вручили буклеты; «Начните утро с зарядки» цель которой была в сотрудничестве с семьёй формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
Слайд 75Досуговое направление
участие родителей в конкурсах, выставках. Выставки семейного творчества
«Дары осени», «Елочная игрушка», «Весенний букет» (поделки из природного материала),
фотовыставки «Я и мои друзья», «Осенние радости», «Зимние чудеса», «В весеннем лесу» сближают родителей и детей, носят не просто «развлекательный» характер, но и способствуют педагогическому просвещению родителей, трансляции их творческого потенциала, распространению положительного опыта семейного воспитания.
выставка семейной коллекции
участие родителей в мероприятиях (выступают как носители новой интересной информации о своей работе, о домашних питомцах, или как сказочный персонажи, или как мастера для передачи своего опыта и мастерства)
участие родителей в совместной игровой деятельности (где родители принимают активное участи и ненадолго становятся «детьми»).
мастер-класс включает в себя практическую часть: «Попробовать. Научиться чему-нибудь» в заключении каждый родитель получает памятку по теме.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/02/16/sovremenny-formy-raboty-pedagogov-s-roditelyami-v-dou-v-usloviyah
Слайд 76Правила общения с ребенком (Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?
– М.:АСТ: Астрель, 2007)
Слайд 77
Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не
просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует. (В.Леви)
Слайд 78
Советы, которые помогут активизировать участие родителей
Проявляйте взаимное уважение друг к
другу.
Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им.
Привлекайте родителей, к
занимательным мероприятиям детского сада и группы.
Используйте разнообразные виды участия родителей, проявляйте чуткость и понимание.
Помните!!! У всех людей - разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому.
Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.
Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.
Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей.
Будьте терпеливыми к ним.
Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.
Поддерживайте тесные контакты.
Высказывайте свою признательность им.
Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.
Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью.
Поощряйте посещаемость родительских собраний.
Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
Обучайтесь навыкам сотрудничества.
Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания.
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/presentacii/formy_raboty_s_roditieliami_v_sootvietstvii_s_fgos
Слайд 79
Основные требования к построению любого совместного мероприятия
активизация родителей. Соблюдение
этого требования проявляется в том, что родители имеют возможность быть
активными участниками любого действа: говорить, спорить, играть, соревноваться.
актуальность информационного блока. Реализация этого требования строится на основе выявления интересов родителей. Безусловно, есть темы актуальные для какого-либо возрастного периода дошкольника (адаптация к детскому саду в раннем и младшем дошкольном возрасте, подготовка к школе в старшем).
Для выполнения этого требования можно использовать следующие методы и приемы: выступление специалистов (руководителей ДОУ, педагогов, учителя начальной школы, медиков, социальных работников, сотрудников МВД и других, анкетирование, тестирование; обмен мнениями, опытом; обсуждение проблем; и другие.
наличие развлекательной части. Необходимость такого требования связана с проблемой снижения родительского интереса к деятельности ОО и жизни ребенка в детском саду. Не секрет, что в настоящее время довольно распространена по отношению к дошкольному учреждению потребительская позиция родителей, смысл которой можно выразить следующим образом: «Я за сад заплатил, ребенка в сад сдал. Верните мне его воспитанным, умным, добрым, аккуратным. Я работаю, и мне им заниматься некогда». По этой причине возникла необходимость привлечения внимания родителей к дошкольному учреждению именно через развлекательные элементы.
Слайд 80возможность для каждого родителя увидеть деятельность (выступление) своего ребенка. Безусловно,
для каждого родителя наиболее важен и интересен именно его ребенок,
поэтому при подготовке любых мероприятий для родителей нужно помнить о том, что каждый из них хочет увидеть своего малыша. По этой причине каждый ребенок из детской группы, независимо от умений и таланта, должен быть «представлен».
возможность свободного общения родителей и детей. Существует знаменитая фраза Сент Экзюпери: «Самая большая роскошь это роскошь человеческого общения». К сожалению, для большинства работающих родителей общение с собственными детьми действительно является роскошью. По этой причине при планировании и продумывании сценариев любых мероприятий для родителей необходимо предусматривать возможность их свободного общения с детьми. Для этого достаточно посадить их рядом, включить в различные виды совместной деятельности (игры, соревнования). http://talumala.com/images/users_images/anat/v_detskiy_sad-privivka.png
Слайд 81Преимущества
Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу
по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда
поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги , в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.
Учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.
Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
Слайд 82Критерии эффективности
Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:
проявление у родителей
интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
возникновение дискуссий, диспутов по
их инициативе;
ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
https://i.ya-webdesign.com/images/we-clip-3.png
Слайд 83Причины неудач
нежелание что-то менять;
устойчивые штампы в работе;
большая затрата времени на
подготовку и т.д.
неумение поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием,
выбрать методы;
при выборе методов и форм сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;
довольно часто особенно молодые воспитатели используют лишь коллективные формы работы с семьей;
недостаточное знание специфики семейного воспитания;
неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и
особенности воспитания
детей;
неумение планировать
совместную работу с детьми
и родителями;
у отдельных, особенно
молодых, воспитателей
недостаточно развиты
коммуникативные умения.
Воспитательница в ДОУ
https://pp.userapi.com/c840024/v
840024262/32024/6Xqae195kMM.jpg
Слайд 84Рекомендации по проведению родительского собрания
Традиционно повестка дня включает в себя
чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами
выше, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами».
Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка.
К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист и др.). Собрание готовится за ранее, объявление вывешивается за 3-5 дней.
Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит».
Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.
Слайд 85Материалы
http://doshvozrast.ru/rabrod/rabrod.htm
Консультации для родителей в детском саду
Памятки, рекомендации родителям, анкеты для
родителей
Родительские собрания в детском саду
Родительский уголок в детском саду и
его оформление, перспективные планы по работе с родителями
http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-
Подготовка к родительскому собранию и др.материалы
https://gigabaza.ru/doc/70246-p3.html
Активные формы работы с родителями в плане работы 3-4 страницы