Слайд 1
ГБОУ Гимназия №1582.
Второе дошкольное отделение.
Академия родительского образования
«Гармония детства.
Не талантливых детей не бывает»
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории
Узунова
Оксана Владимировна
Слайд 2Основная идея деятельности Академии:
способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и
сотрудничества родителя и ребёнка.
Мы предлагаем проделать путь от ума к
разуму; от опыта к мудрости; мы предлагаем научиться не просто смотреть и слушать – но видеть и слышать. Это непросто – но это изменяет всё…
Слайд 3Что же такое «Одаренность»
В чём она может
проявляется? Какая она бывает?
Слайд 4Детская одаренность – социально – общественная проблема. История знает случаи, когда
многие выдающиеся люди уже с детства блистали незаурядными способностями. С
другой стороны, выдающиеся умственные или творческие проявления ребенка могут оказаться лишь чем – то временным. В ходе возрастного развития вместе с укреплением свойств интеллекта и качеств личности, подъемом их на новый уровень происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.
Слайд 5Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения нового.
Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей
этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.
Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь эти признаки могут указывать на предпосылки подлинного таланта.
Слайд 6Фундаментальный вклад в изучение способностей человека был сделан в трудах
выдающихся российских психологов Б.М. Теплова и С.Л. Рубинштейна. По мнению
Б.М. Теплова - понятие одаренности имеет комплексный, синтетический характер и тесно связано с конкретными требованиями, которые предъявляет человеку практическая деятельность. Б.М.Теплов подчеркивает, что бессмысленно говорить об "одаренности вообще", поскольку возможна лишь одаренность к чему-либо, т.е. к какой-либо деятельности. В соответствии с этим дифференцируются два вида одаренности:
Слайд 7Специальная одаренность, которая понимается как качественно своеобразное сочетание способностей, создающее
возможность успеха в некоторой деятельности;
Общая одаренность, которая в отличие от
специальной рассматривается применительно к широкому кругу деятельностей.
- Каких же детей можно считать одаренными?
Слайд 8Одаренный ребенок –
это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в
том или ином виде деятельности.
Слайд 9Виды одаренности:
Одаренность в ремеслах; спортивная и организационная одаренность;
Интеллектуальная одаренность различных
видов;
Хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;
Лидерская одаренность, т.е. способность
привлекать, притягивать к себе других людей, вызывать у них чувство симпатии;
Одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.
Слайд 10Поэтому очень важно, уделяя внимание развитию способностей ребенка в той
области, где его одаренность проявляется наиболее ярко, стимулировать развитие других
его возможностей, способствовать формированию у ребенка таких личностных качеств, как доброта, сострадание, готовность помочь, щедрость, скромность, терпение, надежность и т.д.
Слайд 11Пастор и ученый Карл Витте считал, что способности есть у
каждого ребенка и они являются результатом обучения и воспитания в
первые пять-шесть лет жизни. Этот ученый провел одно из наиболее интересных лонгитюдных исследований в области психологии одаренности, причем в качестве испытуемого выступал его сын. В 1800 году на заседании магдебургского педагогического общества преподавателей гимназий в горячем споре со сторонниками генетического подхода к одаренности Карл Витте произнес свою знаменитую фразу: "Если Бог пошлет мне сына ... то я, сделаю из него выдающегося человека". Вскоре у пастора действительно родился сын, который в честь отца также был назван Карлом. Карл Витте-старший разработал множество педагогических приемов, позволявших ему обучать и развивать своего ребенка. Первоначально не только критики-педагоги, но даже жена пастора не верили в успех. Однако по мере взросления мальчика им пришлось изменить свое мнение.
Слайд 12Уже в неполные восемь лет маленький Карл мог читать и
переводить Плутарха с греческого, сочинения Юлия Цезаря с латыни. Его
не затрудняли ответы на вопросы по этим далеко не простым произведениям. Он также легко читал по-итальянски и по-французски, беседуя на этих языках с преподавателями так, как будто это был его родной язык. Он мог решать в уме сложнейшие математические примеры, обладал блестящими познаниями в географии и истории. Уже в 9 лет мальчик поступает в Лейпцигский университет, в 13 лет становится доктором философии, а в 16 лет получает степень доктора юриспруденции. В 18 лет юноша становится профессором Гейдельбергского университета. С 23 лет и до самой смерти он работает заведующим кафедрой в Бреслау. Его коллеги и ученики отмечали его эрудицию, блестящие способности педагога и ученого.
Слайд 13 «Талант похож на жемчужину, заключённую в раковине. Иногда раковины
бывают открыты, и в этом случае талант ребёнка очевиден: он
прекрасно рисует, поёт, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трёхзначные числа… Нужно очень постараться, чтобы не заметить очевидное — этот ребёнок — талант. Таких детей очень мало».
Гораздо больше детей с «закрытыми раковинами». Талант (а если не талант, то способности) есть у каждого ребенка. Но нужно приложить усилия, для того чтобы его разглядеть и развить. В научной психологии различают два типа одарённости детей: интеллектуальную и творческую. Первый тип отличается повышенной способностью к обучению, его представители поражают всех своими энциклопедическими знаниями. Люди второго, творческого типа, обладают прежде всего нестандартностью мышления. Они резко выделяются из толпы. Любопытно, что если человек одарён творчески, у него всегда высокий интеллект. А вот интеллектуал, в свою очередь, может быть напрочь лишён творческих способностей.
Слайд 14- Базу будущего дара надо сформировать! Разовьёт свой дар малыш
или загубит его, во многом зависит от семьи, воспитания, педагогов.
Но сегодня статистика печальна: большинство детей к 8-10 годам теряют свои задатки. Задатки каждый малыш, действительно получает с рождения, их заложили мама и папа. Конечно. Все родители понимают, что задатки ребёнка надо развивать, превращая их в способности. И тогда их чадо достигнет успеха.
Способности — это индивидуальные особенности личности, проявляющиеся и развивающиеся в деятельности, только в деятельности, и при том положительной, успешной, вызывающей благоприятный эмоциональный настрой. В реальности способности могут быть великолепно развиты, но чаще преждевременно угасают или деформируются. Способности, вовремя не выявленные и нераскрытые — утрачиваются. К тому же, у каждой способности своё время.
А если просто ждать у моря погоды?
Слайд 15Уже к 7 годам у малыша может произойти необратимое угасание
возможностей эффективного развития способностей (Б. Никитин). То, что в 2-
3 года познается с интересом, легко, в 6 лет может вызвать трудности и как следствие – нежелание учиться. Упустишь – не наверстаешь. Поэтому особенно актуально
раннее развитее детей.
Слайд 16
Занятия Оригами
имеют следующее значение для развития дошкольника:
развивают мелкую моторики
пальцев, глазомер, речь, внимание, память, творческие задатки, творческое воображение, художественный
вкус, конструктивное мышление; происходит знакомство с геометрическими понятиями;
дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге) ;
способствуют формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;
влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности: конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские, театральные.
Работа рук, движение пальцев и мышц кисти подают сигналы в центральную нервную систему, побуждая активизировать большую часть клеток. Возбуждение передается практически на всю кору больших полушарий, активная работа клеток заставляет сосуды в этой области мозга расширяться и гнать кровь, глюкозу и кислород в усиленном количестве.
Слайд 17Шашки– Развивают способность к концентрации внимания, умение выстраивать цепь, понятие
очередности, игры по правилам, усидчивости, чувство здорового азарта, требует от
играющего усиленной деятельности в мысли, изобретательности и сообразительности, способствует развитию аналитических способностей.
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развивается внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.