Слайд 1ГБУ ДО ДУМ «Смена»
Областной центр профориентации
«Формула успеха»
Школа волонтера
Подготовила: руководитель СП
Т.М. Зайцева
Г. Челябинск, 2017
ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ВОЛОНТЕРОВ С ЛЮДЬМИ
С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Слайд 2Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Категория лиц с
нарушениями опорно-двигательного аппарата – неоднородная по составу. Имеется значительный разброс
первичных патологий и вторичных нарушений развития.
Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:
I. Заболевания нервной системы:
- детский церебральный паралич (ДЦП);
- полиомиелит.
Слайд 3Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:
II. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:
-
врожденный вывих бедра;
- кривошея;
- косолапость и другие деформации стоп;
- аномалии
развития позвоночника (сколиоз);
- недоразвитие и дефекты конечностей (верхних и/или нижних);
- аномалии развития пальцев кисти;
- артрогрипоз (врожденное уродство).
Слайд 4Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:
III. Приобретенные заболевания и повреждения
опорно-двигательного аппарата:
- травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей;
-
полиартрит;
- заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);
- системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
Слайд 5Как волонтеру правильно выстроить коммуникацию с лицами с нарушением опорно-двигательного
аппарата?
Слайд 6Как волонтеру правильно выстроить коммуникацию с лицами с нарушением опорно-двигательного
аппарата?
Во первых, волонтер должен уметь снимать опасения данной категории людей
при помощи простых правил общения: демонстрировать грамотность своей подготовки работы с людьми с инвалидностью, проявлять доброжелательность и доброту, обязательно ставить в известность родителей и самого подопечного о том, как и в какие сроки он намерен выполнить поставленную задачу, уточнять у близких о наличии дополнительной информации, которая на их взгляд поможет лучше справиться с ней.
Слайд 7Как волонтеру правильно выстроить коммуникацию с лицами с нарушением опорно-двигательного
аппарата?
Во-вторых, чтобы волонтер мог уверенно взаимодействовать с людьми, имеющими инвалидность,
необходимо уяснить несколько следующих этических правил:
когда вас знакомят с человеком, имеющим инвалидность, вполне естественно пожать ему руку;
обращайтесь напрямую к человеку, имеющему инвалидность, а не к сопровождающему лицу или переводчику;
в начале разговора представляйтесь сами и, если необходимо, представляйте людей, находящихся рядом;
обращайтесь по имени или по имени и отчеству;
прежде чем оказывать помощь, всегда спрашивайте, чего именно от вас ждут. Вы предложили помощь - и ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Внимательно выслушивайте указания человека с инвалидностью, перед тем как начинать действовать. Если вам не все ясно, попросите повторить указание,
будьте внимательны, дружелюбны, терпеливы.
Слайд 8Как волонтеру правильно взаимодействовать с лицами с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Чаще
всего люди с данной категорией инвалидности используют инвалидное кресло, костыли
либо другие технические приспособления.
Когда общаетесь с человеком, использующим инвалидную коляску, присядьте на корточки, или отойдите от него на метр, чтобы он мог на вас нормально смотреть.
Не прикасайтесь к коляске, к человеку и его вещам пока вас не попросят.
Нужно подойти и представиться, предложить свои услуги, но не стоит быть назойливым.
Слайд 9Как волонтеру правильно взаимодействовать с лицами с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Начать
катить без спроса – грубейшее нарушение.
Начать катить без спроса –
грубейшее нарушение.
Если вам разрешили катить коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
Если человек на коляске расположился таким образом, что мешает пройти вам или другим людям, можно ли его подвинуть?
Слайд 10Как волонтеру правильно взаимодействовать с лицами с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Отдельной
категорией выступают люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, способные передвигаться самостоятельно,
в том числе используя трости, костыли или ходунки.
Если человеку сложно ходить, будьте готовы проявить индивидуальный подход. Найдите место, где человек может присесть, и принесите его вещи к нему. Можно предложить помощь в размещении верхней одежды, сумок, чемоданов или других вещей. Уместно будет предложить открыть дверь. Помните, что нельзя трогать и переставлять костыли, трости, ходунки без разрешения человека.
Слайд 11Технологии волонтерской работы с лицами с нарушением зрения
По состоянию зрительной
функции среди слепых выделяют: тотальную слепоту, практическую слепоту (светоощущение: способность
различать свет и тьму либо форменное зрение: возможность различать формы предмета, выделять фигуры из фона).
Слабовидение связано со значительным нарушением функционирования зрительной системы вследствие ее поражения.
Слайд 12Технологии волонтерской работы с лицами с нарушением зрения
Порядок сопровождения:
Оказывая помощь
при передвижении инвалида по зрению, предложите ему свою руку в
качестве опоры.
Сопровождающий должен идти с левой стороны от инвалида по зрению на расстоянии полушага, во избежание столкновения незрячего со встречным потоком пешеходов.
Слайд 13Технологии волонтерской работы с лицами с нарушением зрения
Правила взаимодействия с
инвалидами по зрению и их сопровождения:
При встрече с инвалидом по
зрению необходимо представиться, представить всех присутствующих рядом людей, сообщая при этом об их местонахождении относительно незрячего, используя слова: «справа», «слева», «спереди» и т.д. Ни в коем случае не использовать слова «там», «здесь» и т. д.
Слайд 14Технологии волонтерской работы с лицами с нарушением зрения
Предупреждайте инвалидов по
зрению о различных препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах
и т.п.
Вполне корректным считается употребление при общении с незрячими слова «смотреть». Для человека, имеющего нарушения зрения, это означает «видеть руками», осязать.
При общении с незрячими необходимо озвучивать все свои действия.
Слайд 15ПРАВИЛА РАБОТЫ ВОЛОНТЕРА ПРИ РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
Избегайте словесных штампов
и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.
Не говорите «свысока». Не думайте, что вас не поймут. Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам».
Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз.
Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим.
Слайд 16ПРАВИЛА РАБОТЫ ВОЛОНТЕРОВ С ЛЮДЬМИ,
ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ЗАТРУДНЕНИЯ В РЕЧИ
1. Не игнорируйте
людей, которым трудно говорить, потому что понять их - в
ваших интересах.
2. Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.
3. Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт.
4. Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
5. Не стесняйтесь переспросить то, что вы не поняли.
Слайд 17Технологии волонтерской работы с людьми с нарушением слуха
Психолого-педагогическая характеристика лиц
с нарушением слуха (глухие и слабослышащие)
К категории глухих относятся лица
cо стойким двусторонним нарушением слуха, при котором при врожденной или рано возникшей (до овладения речью в 3 года) глухоте, естественный ход развития словесной речи оказывается невозможным.
К категории слабослышащих относятся лица cо снижением способности обнаруживать и понимать звуки, при сохранении минимальной возможности самостоятельного формирования словесной речи.
Слайд 18ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЧЕЛОВЕКОМ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1. Чтобы привлечь внимание
человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или прикоснитесь к
нему. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хорошо артикулируя. Хотя также надо иметь в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может это делать, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и вас было хорошо видно.
Слайд 19ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЧЕЛОВЕКОМ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2. Если разговор не
получается, можно предложить набирать текст или писать от руки.
3. Разговаривая
с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него.
4. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
Слайд 20ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЧЕЛОВЕКОМ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
5. Говорите ясно и
ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо,
тоже не надо.
6. Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.
7. Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.
Слайд 21ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЧЕЛОВЕКОМ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
8. Если существуют трудности
при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться. Не
говорите: «Ладно, это неважно...» Сообщения должны быть простыми.
9. Не меняйте тему разговора без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить...»
10. Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
Слайд 22ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЧЕЛОВЕКОМ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
11. Не все люди,
которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего
спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните: а) только три из десяти слов хорошо прочитываются; б) нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов; в) нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.