Слайд 2План
Гендерная система
Гендерная культура, гендерная культура семьи,
Гендерное самоопределение, гендерная
идентичность,
Гендерный контракт, гендерный дисплей.
Слайд 3Литература
1. Бем С.Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства
полов/ пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.
336 с.
2. Ерофеева Н.Ю. Г ендерная педагогика: учебное пособие. Ижевск: Изд-во ERGO, 2010. 312 с.
3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1- 4 классы. М.: ВАКО, 2006. 336 с.
4. Ридли М. Геном: автобиография вида в 23 главах. М.: Эксмо, 2008. 432 с.
5. Рыбцова Л.Л. Динамика ценностных ориентаций женщин в реформируемой России: гендерный подход: дис. ... д-ра социол. наук. Екатеринбург, 1998
Слайд 6Гендерная культура
- это социальная среда, созданная стереотипами поведения, порожденных обществом
и вложенных в сознание индивидуумов, осуществляющая процесс гендерно-ролевой социализации ребенка
Слайд 7Гендерная культура семьи
- это своего рода конструирование социальной среды и
создание ее неповторимости на основе существующих в данной семье стереотипов
поведения, семейных легенд и традиций
Слайд 8Роль гендерной культуры
предполагает формирование у ребёнка представлений о жизненном предназначении
мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера;
раскрытие физиологических, психологических и этических особенностей мальчиков-юношей, девочек-девушек;
формирование представлений о мужском и женском достоинстве, а также подлинной и мнимой красоте человека.
Слайд 9Гендерная идентичность
- это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определенному
полу (осознание себя мужчиной, женщиной или существом какого-то другого пола).
Формирование гендерной идентичности происходит во-первых в семье на основе гендерных стереотипов родителей и членов семьи.
Полоролевые характеристики под воздействием гендерной культуры семьи превращаются в гендерные стереотипы
Процесс гендерной идентичности сопровождается двумя составляющими - гендерным дисплеем и гендерным контрактом. Это два взаимодополняющих процесса
Слайд 10«гендерный дисплей»
Понятие «гендерного дисплея» (display-англ. показывать, воспроизводить)было введено И. Гоффманом
как характеристика множества проявлений культурных составляющих пола, предписанных обществом нормами
мужского и женского.
Впервые понятие «гендерного контракта» было использовано шведской исследовательницей Ш. Мтап для характеристики гендерной системы как совокупности гендерных контрактов.
Слайд 11гендерный контракт -
набор социально сконструированных обществом ожиданий (стереотипов) или идеальных
представлений о социальных ролях, которые порождены обществом и вложены в
сознание индивидуумов
Слайд 12Соотношение гендерный дисплей (совокупность культурных составляющих личности) - гендерный контракт
(идеальное представление о выполнении социальной роли) влияет на процесс гендерной
идентичности (процесс соответствия социальной роли).
Основу гендерного дисплея и гендерного контракта закладывает семья, ее гендерная культура
Слайд 13Традиции и новации
Семья долгие годы представляла из себя полоролевую систему,
живущую по принципу: «ты женщина и должна...», «ты мужчина и
должен...».
Но создаются семьи, осуществляющие гендерный подход, учитывающий возможности личности, а не биологический пол.
«Культура является продуктом человеческой психологии, но не наоборот».
У каждой гендерной системы формируются свои гендерные контракты (ожидания), и мы, пытаясь войти в систему, можем проявить только те характеристики культурной составляющей личности (гендерный дисплей), которые имеем.
Слайд 14Проблема
У каждого человека свое представление о семье и о тех
отношениях, какие должны в ней быть.
Проявляя свои личностные качества
в новой для вас ситуации, вы не учитываете тот факт, что ваша новая семья (как гендерная система) выстраивается на иных отношениях, тех, о которых вы вместе договариваетесь, не уступая или соглашаясь.
Слайд 15Процесс гендерного самоопределения
Осмысление соответствия гендерной роли - это гендерная идентичность,
а оценка и деятельность в изменении качеств личности для выполнения
гендерной роли - процесс гендерного самоопределения.
Он наступает тогда, когда человек дает себе оценку: что ему необходимо изменить в себе для выполнения социальной роли и чтобы соответствовать сложившемуся стереотипу
Слайд 16Гендерное самоопределение
- это процесс поведенческий, отражает понимание человеком сущности социальной
роли и способов ее реализации.
То есть личность не просто
осознает себя мужчиной или женщиной, а может определить аспекты своего поведения и соотнести их для применения в конкретной ситуации, определить, как лучше себя вести, используя гендерные характеристики социальной роли.
Именно на этой стадии происходит изменение соотношения биологического и социального в личности.
Слайд 17Почему мы по-разному выполняем гендерные роли?
В семье (дочь, сын,
внук, сноха, невестка и т.д) процесс самоопределения происходит в соответствии
с той гендерной культурой, которая в ней сложилась.
При создании молодой семьи человеку сложно меняться, потому что осознание гендерной идентичности формировалось в другой семейной культуре, а процесс гендерного самоопределения происходит на стыке двух гендерных культур.
Слайд 18Что оказывает непосредственное влияние на гендерное самоопределение личности? Женская и
мужская стратегия поведения личности формируется под влиянием стереотипов родительского поведения,
семейных легенд и романов, а также семейных традиций или предпочтений.
Слайд 19Семейная память
- это «строительный материал» при создании самого себя в
процессе гендерного самоопределения.
Традиции - это способ накопления значимого опыта
и передача его из поколения в поколение. Но какой опыт считать значимым и как его передать следующему поколению, каждая семья определяет самостоятельно.
Ошибка традиционализма состоит вовсе не в том, что признают традицию, а в том, что становятся ее рабами, пытаются навязать ее своей нынешней семье, повторить почти один к одному ту атмосферу, которую ничто не способно возродить.
Слайд 20идеология «добродетельной матери».
В эпоху зарождения капитализма в Соединенных Штатах в
среде буржуазии возникла идеология «добродетельной матери».
Поведение матери, согласно ей, должно
было служить детям назидательным примером для подражания;
женщина должна была заботиться о муже, эмоционально поддерживать и морально укреплять его, когда он возвращался домой из аморального мира труда и конкуренции.
Слайд 21Таким образом, как раз тогда, когда с биологической точки зрения
тяготы материнства уменьшились, когда женщина рожает меньше детей и стало
доступным искусственное вскармливание, ответственность биологической матери по отношению
к ребенку стала гораздо выше.
Слайд 22Быть матерью
— это не только родить ребенка.
Это - быть
тем, кто выращивает, социализирует и воспитывает.
Это - стать первым,
главным родителем, осуществлять первичную заботу.
Но тогда можно спросить, почему именно женщины выполняют эти материнские функции, функции заботы и воспитания?
Почему человек, который изо дня в день делает все то, что составляет родительские обязанности, не мужчина?
Слайд 23Проблема
действительно ли женщина обладает
особенным биологическим свойством, которое задает ее исключительную,
по сравнению с мужчиной, способность
заботиться о других.
Всегда ли именно
женщина должна выполнять все родительские функции, сопряженные с выращиванием и воспитанием ребенка?
Слайд 24происхождение человека с точки зрения теории эволюции.
Большая ловкость, сила, быстрота
и агрессивность мужчины естественным образом способствуют тому, чтобы именно он
охотился, а женщина занималась собирательством и воспитанием детей
Другое объяснение исходит из требований беременности и заботы о ребенке самих по себе: кормящей женщине необходимо длительное время быть рядом с младенцем;
из-за беременности и лактации женщина не может эффективно участвовать в охоте — это опасно для нее самой, для ребенка, которого она носит в животе или держит на руках, и в итоге представляет опасность для всей группы".
Слайд 25Детей растит женщина
. В нашем обществе, как и в большинстве
других, женщина не только вынашивает и рожает ребенка, она также
берет на себя все обязанности по уходу заним и проводите детьми больше времени, чем ужчина.
С ней младенец устанавливает и поддерживает самые ранние эмоциональные отношения.
В отсутствие биологической матери ее почти всегда заменяет другая женщина, а не мужчина.
Отец и другие родственники-мужчины общаются с детьми, однако
отец редко выполняет основные родительские обязанности.
Слайд 26Женщина продолжает выполнять материнские функции,
и большинство людей все еще вступает
в брак. Женщина по-прежнему испытывает на себе половую дискриминацию на
рынке труда и половое неравенство в семье;
уровень физического насилия в обществе не падает.
Мы все еще живем в обществе, где господствует мужчина, хотя правовые основания мужского доминирования пересмотрены и отвергнуты. Эти черты современной социальной организации гендера свойственны большинству других современных обществ и являются наследием нашего доиндустриального, докапиталистического западного прошлого.
Слайд 27
Пролонгированное (продленное) и социальное материнство женщины воспроизводится на нескольких
уровнях.
Из-за требований, предъявляемых к родительству, и особенно из-за его
современной, во многом психологической формы, происхождение психологических способности и склонности к исполнению материнских функций у женщины является фундаментальным и определяющим на каждом уровне.
Слайд 28Эгалитарность
(равенство полов) – трактовка равенства предполагает, что мужчины и
женщины должны иметь равные доли в социальной власти, равный доступ
к общественным ресурсам.
Значимость идей равенства полов можно выразить через гендерные ценности.
Слайд 29С раннего детства происходит обучение гендерно обусловленным социальным нормам и
правилам поведения, ценностям, и благодаря этому возникают социально детерминированные представления
о мужчинах и женщинах;
из поколения в поколение передаются нормы поведения и система убеждения в обычаях, традициях, философских идеях, морали, художественном творчестве, историческом наследии.
Слайд 30Традиционная культура
Культура транслирует во все сферы жизни, включая сферу сознания,
неоднозначное отношение к женщинам и мужчинам, как представителям разных социальных
и демографических общностей.
Оно выражается в том, что представления о женщинах в традиционной культуре трактуется через отличие от «другого» - мужского, которое рассматривается самостоятельно.
Слайд 31По мнению Т.А. Клименковой
Мужчина выступает как представитель всеобщности, всего человечества,
призванный говорить от его лица, его миссия понимается как общезначимая,
связанная с выполнением основной и важнейшей для цивилизации задачи; женщина понимается как выражающая нечто частное.
В политических культурах цивилизованных стран, или в странах так называемой "устоявшейся" демократии, гендерный подход стал азбучной истиной, усвоенной политиками обоих полов.
Слайд 33Гендерная тенденция в политике
Применительно к западно-американской политической культуре настало время
говорить о существовании гендерной тенденции в современной политической культуре.
Прежде
всего это проявляется в поведенческом элементе: введено гендерное квотирование (ограничение) в партийных списках в избирательных системах, разработаны национальные механизмы по ликвидации гендерного дисбаланса власти, имеются также другие признаки.
Слайд 34Типы семейных отношений у предпринимательниц
Равные партнеры – семейные обязанности распределены
равномерно между супругами
Первая в паре – женщина – лидер по
всем позициям. Муж берет на себя традиционные женские роли
Просто жена – муж требует выполнения всех патриархальных функций от жены, несмотря на ее занятость
Семья двух предпринимателей
Слайд 35Маскулинность
— это то, что добавлено к анатомии для получения мужской
гендерной роли» Здесь же отмечается, что при рассмотрении маскулинности необходимо
учитывать ее множественность, историчность и ситуационностъ, что указывает на вариативность моделей маскулинности и их зависимости от изменений происходящих в обществе.
Слайд 36Э. Фромм отмечает
противоречивость ролей соответствующих представителю мужского пола в различных
ситуациях: «Мужчина на работе, в деловой обстановке должен быть агрессивным,
а дома — нежным.
Он должен жить своей профессией, но вечером, придя домой, он не может быть уставшим.
В отношениях с клиентами и в конкуренции он должен быть бесцеремонным, но в отношениях с женой и детьми он должен быть абсолютно искренним.
Он должен быть всеми любим и, конечно же, большую часть себя посвящать семье»
Слайд 37Феминность
— характеристики, связанные с женским полом, или характерные формы поведения,
ожидаемые от женщины в данном обществе, или же социально определенное
выражение того, что рассматривается как позиции, внутренне присущие женщине
Слайд 39Вопрос о влиянии школы на становление мальчика — будущего мужчины
и девочки — будущей женщины.
«Мальчик в ходе феминизированного воспитания
переходит из одних женских рук в другие (мать — воспитательница — учительница — женщина-начальник), и, какими бы ни были призывы воспитания, сколько бы мальчик ни слышал от женщин, каким должен расти мужчина, он воспитывается прежде всего как „удобный в обращении“ для женщин.
Слайд 40Детская феминность
В школе чаще всего воспитывается феминность. Это осложняется ещё
тем, что роль школьника и школьниц по-разному соотносится с полоролевыми
стереотипами.
Быть «хорошей» школьницей и «настоящей» женщиной — в общем, не противоречит одно другому;
но быть хорошим (прилежным) школьником и в тоже время чувствовать себя «настоящим» мужчиной — это вещи в определенном смысле противоположные.
Слайд 41Единый подход в половом просвещении
Необходим единый подход со стороны родителей,
педагогов и специалистов по половому просвещению.
Цели, средства, методы и
содержание варьируются в зависимости от возраста. Гендерное воспитание старшеклассников должно затрагивать различные аспекты психологической и физиологической совместимости супругов, вопросы, относящиеся непосредственно к подготовке создания семьи.
Слайд 42Критерии сформированности гендерной культуры
установление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши
и девушки;
стремление к взаимопониманию;
наличие качеств характерных для мальчика (юноши, мужчины):
смелость, мастерство в деле, рыцарство, благородство, трудолюбие, умение преодолевать трудности и др.;
наличие качеств характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость, забота, любовь к детям;
наличие честности, искренности, доверия, верности, милосердности, взаимопомощи.