Слайд 1Геннадий Айги
Табульдин Арслан
9а
Слайд 2АЙГИ, ГЕННАДИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1934–2006), русский поэт.
Невысокий, коренастый, может быть, правильнее
– корнистый(?) – ибо от корня, с копной седоватых волос,
лицом впалым, угловатым, испещрённым глубокими морщинами, удивительной пронзительности, с лёгкой лукавинкой, взглядом – таким, нет, не запомнился – запал он в душу, Айги.
Слайд 3Родился 21 августа 1934 в с.Шаймурзино в Чувашии. До 1969
носил фамилию отца – Лисин. Дед Айги по материнской линии
был последним в деревне жрецом. Один из предков поэта произносил чувашское слово «хайхи» («вон тот»), опуская начальный звук, – так возникло семейное прозвище «Айги», ставшее впоследствии для поэта «программным художественным именем» (по выражению швейцарского переводчика и литературоведа Ф.Ф.Ингольда).
Слайд 4 В 1953 году закончил Батыревское педагогическое училище имени И.Я.
Яковлева и поступил в Литературный институт имени М.Горького. После окончания
института более 10 лет проработал в Государственном музее В.В. Маяковского старшим библиографом, заведующим изобразительным сектором фондов музея.
Слайд 5Айги начал писать стихи по-чувашски, испытывал влияние М.Сеспеля (1899–1922) и
П.Хузангая (1907–1970). С 1949 печатался в чувашской периодике. В 1949–1953
учился в Батыревском педагогическом училище, в 1953 по совету Хузангая поступил в Литературный институт им. А.М.Горького, где занимался в семинаре М.А.Светлова.
Слайд 6В 1958 вышла его первая книга стихов на чувашском языке,
и в том же году он был исключен из института
«за написание враждебной книги стихов, подрывающей основы метода социалистического реализма». Год спустя получил диплом института, представив к защите переводы.
Слайд 7Большое значение имели для Айги встречи с Б.Л.Пастернаком, посоветовавшим молодому
поэту перейти на русский язык. Поселившись в Москве, Айги в
1961–1971 работал в Государственном музее В.В.Маяковского старшим библиографом, заведующим изосектором. Айги составил полное описание иконографии Маяковского, участвовал в организации выставок К.Малевича, В.Татлина и других мастеров русского авангарда.
Слайд 8С 1972 занимается исключительно литературным трудом, сочетая поэтическое творчество с
переводческой и составительской работой. В 1968 выпустил в переводе на
чувашский язык антологию Поэты Франции, где представлены стихи 77 авторов 15–20 вв. (удостоена в 1972 премии Французской Академии). В 1974 выпустил антологию Поэты Венгрии, в 1987 – Поэты Польши. Составленная Айги и снабженная его предисловием антология чувашской поэзии выходила в переводах на венгерский, итальянский и английский языки.
Слайд 9Долгое время русские стихи Айги печатались только за рубежом. Первая
большая книга Стихи 1954–1971 вышла в 1975 в Мюнхене; в
1982 парижское издательство «Синтаксис» выпустило собрание стихотворений Айги Отмеченная зима. С 1962 его стихи стали публиковаться в переводах на иностранные языки – сначала в периодике, а с 1967 книжными изданиями в Чехословакии, ФРГ, Швейцарии, Франции, Англии и других странах.
Слайд 10Новаторское творчество Айги явно выбивается из контекста отечественной литературы 1960–1990-х
годов. Р.Якобсон назвал его «экстраординарным поэтом современного русского авангарда». Именно
Айги в современной поэзии представляет не модернистское и не постмодернистское, а собственно авангардное начало (еще одним носителем которого является В.А.Соснора). Своими творческими предшественниками Айги считает В.А.Хлебникова, Маяковского, К.С.Малевича, пробудивших в нем стремление «предельно заострять поэтический язык».
Слайд 11 С 1987 Айги начал печататься на родине, в 1991
вышла первая в России книга его стихов Здесь. В 1990
он был удостоен Государственной премии Чувашии им. К.В.Иванова, в 1994 стал народным поэтом Чувашии. В 1997 в Чебоксарах состоялась международная конференция, посвященная творчеству поэта, – своеобразный съезд «айгистов» всего мира. В 2000 стал первым лауреатом учрежденной в России Пастернаковской премии. Среди его международных наград – европейская премия имени Петрарки (1993), звание Командора Ордена искусств и литературы (Франция, 1998).
Слайд 12В поэзии Айги органично осуществился переход к верлибру, который Ю.Н.Тынянов
предсказывал для русской поэзии еще в середине 1920-х годов. Свободный
стих Айги начисто лишен оттенка «экспериментальности», это не усложнение стиха метрического, а первородная форма поэзии, достигающая порой предельной простоты в «минималистских» произведениях автора: так, стихотворение Спокойствие гласного состоит из одной буквы (звука) «а» и является как бы словесно-поэтическим аналогом Черного квадрата Малевича. Синтаксис Айги радикально отличался от обыденно-прозаического: здесь все слова поставлены в новые связи, глубоко индивидуальна и пунктуация, выполняющая роль нотно-музыкального письма.
Слайд 13сборник Айги «Поля-двойники»,
вышедший в конце 1987 года
в виде
приложения к чебоксарской газете «Молодой коммунист»,
в оформление обложки этого
экземпляра,
выполненное Игорем Вулохом,
в стиле рисунка, автор вписал: дорогому Виталию Амурскому Айги;
Слайд 14Айги опубликовал около 10 книг стихов на чувашском языке, делает
собственные переводы их на русский язык. Переводит на чувашский с
европейских языков: опубликовал антологии – Поэты Франции, Поэты Венгрии, Поэты Польши.
Слайд 15Геннадий Айги (1934 года рождения) по сути вывел чувашскую литературу
– литературу малого народа – в большой мир. Он выпустил
несколько Антологий чувашской поэзии, которые стали открытием для зарубежных стран. Сам поэт пишет стихи на чувашском и русском языках. Они переведены почти на 40 языков мира, отмечены многочисленными премиями в России, в том числе литературной премией имени Б.Пастернака, и в зарубежных странах – Франции, Венгрии, Италии, Македонии. В начале 90-х годов выдвигался на Нобелевскую премию.
Слайд 16В 50-е годы он учился в Литературном институте в Москве.
Был исключен с формулировкой - «за написание стихов, подрывающих основы
метода социалистического реализма», фактически же – за поддержку писателя и поэта Бориса Пастернака. После ухода из института Г.Айги сближается с художниками, поэтами, музыкантами, составляющими отечественный андеграунд того времени. В подпольных авангардистских кругах формировался поэтический стиль Г.Айги, его удивительная свобода, раскрепощенность. Поэзия для него – не только сочинение стихов. Он утверждает: «Современная поэзия – будто беспрерывно воюющая. Поэты пишут в большинстве случаев для утверждения собственной личности как таковой. А не для того, чтобы выражать через себя мир, природу, Вселенную и утверждать таким образом единство человека с природой, его свободу и ответственность в мире».
Слайд 17Умер 21 февраля 2005 в Москве, похоронен на родине, в
деревне Шаймурзино.
На 72 году жизни в Москве после тяжелой болезни
умер поэт Геннадий Айги