Слайд 1Сенсорные и гностические слуховые расстройства
Слуховые агнозии, слуховой анализатор.
Гностические слуховые
расстройства.
Слайд 2Агнозия
- нарушение различных видов восприятия при сохранении чувствительности и
сознания;
- связаны с поражением вторичных отделов коры головного мозга, ответственных
за анализ и синтез информации
ведёт к нарушению процесса распознавания комплексов стимулов и узнавания предметов и неадекватной реакции на предъявленные комплексы стимулов.
Слайд 3Слуховые агнозии
- расстройства распознавания звуков и речи, при сохранной функции
слухового анализатора. Развиваются при поражении височной области. Выделяют следующие виды:
простая
слуховая агнозия — невозможность идентифицировать определенные звуки — стуки, бульканье, звон монет, шелест бумаги и т. п.
слухоречевая агнозия — невозможность узнать речь, которую больной распознает как набор незнакомых звуков.
тональная агнозия — выразительных аспектов голоса для этих пациентов не существует. Они не улавливают ни тона, ни тембра, ни эмоциональной окраски. Слова же и грамматические конструкции они понимают безупречно.
Слайд 4Слуховая системы – слуховой анализатор человека
— совокупность нервных структур,
воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражения и определяющих направление и степень
удаленности источника звука, т. е. осуществляющих слуховую ориентировку в пространстве.
Слайд 5Основные уровни организации слухового анализатора
рецептор (кортиев орган улитки);
слуховой нерв (VIII пара);
ядра
продолговатого мозга;
мозжечок;
средний мозг (нижние бугры четверохолмия);
медиальное или внутреннее
коленчатое тело
(МКТ, ВКТ);
слуховое сияние
(пути, идущие от МКТ в кору больших полушарий);
первичное поле коры
(41-е поле височных долей мозга по Бродману),
находящееся в извилине Гешеля
Большее количество звеньев в отличие от зрительной и кожно-кинестетической система, что определяет особенности работы слуховой системы
Слайд 6Комиссура- в общем смысле — связь между двумя органами, структурами или
нервными центрами, пучки нервных волокон, соединяющие элементы нервной системы.
Мозолистое тело
- наиболее крупная комиссура, соединяющая правое и левое полушария
Слайд 7
Слуховой анализатор = функция анализа качества звука + ориентация в
пространстве.
По направлению звука:
левая-правая сторона; верх-низ; направление, угол
отклонения звука от средней линии; степень удаленности источника звука от слушателя
Слайд 8Слуховая система
На ее основе формируется человеческая речь
Подсистемы:
Неречевой - .
способность ориентироваться в неречевых звуках (в музыкальных тонах и шумах);
Речевой
слух - способность слышать и анализировать звуки речи; фонематический и интонационные компоненты.
Имеют общие подкорковые механизмы. Но в пределах коры больших полушарий они различаются.
Слайд 9Неречевой слух и его нарушениях при поражении разных уровней слуховой
системы
Кортиев орган - лабиринт, расположенный внутри улитки, который содержит наружные
и внутренние слуховые клетки, погруженные в эндолимфу.
При поражении кортиевого органа нарушается нормальное восприятие громкости с звуков; вызывают ощущением боли
или не воспринимаются звуки в принципе.
«явление рекрутмента» — неожиданное появление сильного звукового ощущения (вплоть до болевых
ощущений) при плавном нарастании интенсивности звука
Слайд 10VIII пара черепно-мозговых нервов — очень короткий участок слуховой системы,
имеет вестибулярные, и слуховые волокна
При поражении VIII нерва
Симптомы
поражения: шорохи, писк, скрежет и одновременно с ними головокружение, реального внешнего источника этих звуков нет, они возникают в ухе больного.
Полная перерезка VIII нерва приводит к полной глухоте на соответствующее ухо
Слайд 11Продолговатый мозг – в нем первый перекрест путей слуховой системы
Мозжечок - своего рода коллектор, собирающий различную афферентацию, также и
зрительная, и слуховая
большое значение для выполнения основной функции мозжечка — регуляции равновесия – поддерживает равновесие слуховая система
Средний мозг
Очень важен для организации разнообразных безусловных рефлексов, в которых принимают участие звуковые ощущения: рефлекторных движений глаз в ответ на звук, старт-рефлексов в ответ на опасный звук и ряда других безусловных моторных актов, связанных со звуком.
Повреждение не вызывает нарушений слуха как такового, но ведет к симптомам, связанным с рефлекторной сферой
средний мозг (нижние бугры четверохолмия) - переработка слуховой информации, а также интеграция слуховой и зрительной афферентаций
Слайд 12Медиальное или внутреннее коленчатое тело (МКТ) - важнейший коллектор различного
рода афферентаций.
При повреждении- в снижении способности воспринимать звуки ухом,
противоположным очагу поражения, а также в появлении слуховых галлюцинаций.
Слуховое сияние (пучок Грациоле) - большой по протяженности участок слуховой системы.
При повреждении - снижение слуха на противоположное ухо.
Слайд 13Последняя инстанция слухового пути —
41-е первичное поле коры височной
области мозга в извилине Гешеля, в глубине височной коры, не
выходит на поверхность.
Все описанные выше нарушения относятся к относительно элементарным сенсорным слуховым расстройствам.
Слайд 14Гностические слуховые расстройства
поражении вторичных корковых полей слуховой системы правого полушария
-слуховая или акустическая агнозия - неспособность определить значение различных бытовых
(предметных) звуков и шумов.
выражается в том, что больные не могут определить смысл самых простых бытовых звуков, например скрип дверей, шум шагов - перестают быть носителями определенного смысла
При обширном поражении правой височной области, описаны случаи грубой слуховой агнозии при двухстороннем поражении височных областей мозга
Слайд 15 Дефекты слуховой памяти
способные различать звуко-высотные отношения, не способны запомнить
два (или больше) звуковых эталона
При височныех поражениях -
нарушается способность к различению звуковых комплексов разной сложности, особенно состоящих из серии последовательных звуков
Слайд 16Аритмия
больные не могут правильно оценить и воспроизвести относительно простые ритмические
структуры, которые предъявляются им на слух
не способны оценить количество звуков
дефект
различения последовательных комплексных стимулов
можно принять за симптом аритмии немузыкальностъ испытуемых, что является не дефектом, а лишь вариантом нормы.
Слайд 17Амузия
нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую или только что услышанную
мелодию, а также отличать одну мелодию от другой.
Больные с амузией
не только не могут узнать мелодию, но и оценивают музыку как болезненное и неприятное переживание, она для них неприятна
поражении правой височной области, явления аритмии могут наблюдаться не только при правосторонних, но и при левосторонних височных очагах
Слайд 18Нарушение интонационной стороны речи
поражения правой височной области мозга
Больные не различают
речевых интонаций, но и не очень выразительны в собственной речи
неспособность
пропеть фразу
нарушение «эмоционального слуха» — плохое различение интонаций речи, отражающих разные эмоциональные состояния