Слайд 1География машиностроительного комплекса России
Слайд 2Состав
Машиностроение (19 комплексных подотраслей и более 100 специализированных):
энергетическое, транспортное, электротехничес-кое,
станкостроение и т.д.)
Металлообработка (ремонт машин)
Черная и цветная
металлургия
Химическая
промышленность
Промышленность
стройматериалов
Слайд 3Статистический учет в машиностроении
Производство машин и оборудования (стан-костроение, оборудования
для отраслей промыш-ленности, подъемно-транспортного оборудования и др.)
Производство электрооборудования, элек-тронного и
оптического оборудования
Производство транспортных средств и оборудования
Слайд 4Роль в экономике России
определяет пути и темпы роста всей эко-номики;
выступает
как районообразующий фактор;
влияет на масштаб и темпы внедрения оборудования;
создает орудия
труда;
отражает степень развития НТП
Слайд 5Доля комплекса в общем выпуске производственной продукции
Статучет на 2014:
10,3% –
производство транспорт-
ных средств и оборудования;
5,8% - производство электрообо-
рудования, электронного и
опти-
ческого оборудования;
5,4% - производство машин и
оборудования
В промышленно развитых странах
доля в обрабатывающих произ-
водствах составляет 35-45%, что
позволяет технологически обнов-
лять отрасль каждый -10 лет
Технологические темпы обновления
в России – 0,5 – 1,0% в год
Коэффициенты выбытия – 1,5 – 2,5%
Слайд 6Среднегодовая численность работников организаций машиностроения, тыс. чел.
Слайд 7Технолого-экономические особенности комплекса
Сложность и многообразие (как технологического процесса, так и
отраслевого состава комплекса в целом)
Разнообразие ассортимента выпускаемой про-дукции
Машиностроительный комплекс
не имеет собст-венной сырьевой базы
Высокие темпы развития в XX в. (за 1940 – 1985 гг. объемы промпроизводства - в 23 раза, в машиностроительном комплексе – в 130 раз)
Отзывчивость – гибкость к НТП
Разнообразие форм организации производства
Слайд 8Основные формы организации машиностроительного пр-ва
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
Проявляется в:
обособлении отдельных
производств
разделении
труда между
предприятиями внутри
одной отрасли
Предметная специализация
Детальная специализация
Технологическая
специализация
КООПЕРИРОВАНИЕ
Проявляется в создании тер-
риториальных машинострои-
тельных комплексов и широ-
ком взаимодействии с дру-
гими видами промышленного
производства
Слайд 9Факторы размещения отраслей машиностроения
Исторический (уровень развития специализации в районах)
Трудоресурсный
Наукоемкости
(в т.ч. квалификации трудовых ресурсов)
Выгодности транспортно-географического положения
Потребительский
Военно-стратегический
Капиталоемкости (источники инвестиций)
Сырьеемкости
Транспортабельности
сырья и готовой продукции
Слайд 10Примеры влияния факторов размещения
Слайд 11Тяжелое машиностроение: оборудование для металлургии
ОАО «Иркутский завод тяжелого машиностроения»
ЗАО «УралСпецМаш»
(Магнитогорск)
ООО «ССМ-Тяжмаш» (Череповец)
ОАО МК «ОРМЕТО-УРМЗ» (Орск)
ОАО «Уралмашзавод» (Екатеринбург)
ЗАО «Кушвинский завод
прокатных валков»
ОАО «Бузулуксктяжмаш»
ОАО «Оскольский завод металлургического машинострое-ния»
ОАО «Оленегорский механический завод»
ОАО «Электростальский завод тяжелого машиностроения»
Слайд 12Тяжелое машиностроение: подъемно-транспортное оборудование
ОАО «Автокран» (г. Иваново)
ОАО «Клинцовский автокрановый
завод»
ОАО «Галичский крановый завод»
ОАО «Угличмаш»
ООО «Юргинский машзавод» (автокраны, самоходные, гусенич-ные)
ЗАО
«Нязепетровский краностроительный завод» (башенные краны) (ООО «Крановые технологии)
ОАО «Кушвинский завод транспортного машиностроения»
ОАО «Магнитогорский крановый завод» (мостовые электрические краны)
ОАО «Щербинский лифтостроительный завод»
ЗАО «Уральский лифтостроительный завод» (г. Екатеринбург)
ООО «Камский лифтостроительный завод» (г. Наб. Челны)
ЗАО «Сибтяжмаш» (краны для металлургии, АЭС, ГЭС)
Слайд 13Тяжелое машиностроение: горно-шахтное и горное оборудование
Экскаваторы:
роторные, шагающие: ОАО «КрасТяжМаш», ОАО
«Кранэкс», ОАО «Уралмашзавод», УЗТМ;
легкие: ОАО «Тверской экскватор», ООО «Ковровец» (группа
«ГАЗ»), ОАО ПО «Елабужский автомобильный завод», ОАО «Уралвагонзавод» (гусеничные);
траншейные: ЗАО «ПО «Ирмаш» (Брянск), ФГУП «Дмитров-ский экскаваторный завод»;
Горно-шахтное оборудование: Новокузнецк, Юрга, Копейск, Кумертау, Карпинск, Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевск, Ле-нинск-Кузнецкий, Первоуральск, Орск, Александровск, Пермь, Усолье-Сибирское, Дарасун, Иркутск
Оборудование для нефтегазодобычи: Выборг, Орск, Екатеринбург, Самара, Волгоград, Тюмень, Пермь, Салават, Черемхово, Воткинск, Армавир
Оборудование для шельфовой добычи начинают делать в Мурманске
Слайд 15Тяжелое машиностроение: электротехническое машиностроение
Турбины всех видов – ОАО «Силовые машины»,
в т.ч. ЛМЗ, «Электросила», завод турбинных лопаток (г. СПб), Калужский
ТЗ (паровые) и ОАО «Красный котельщик» (Таганрог). Другие: ОАО НПО «ЭЛСИБ» (Новосибирск), ОАО «Тяжмаш» (Сызрань)
Котлы паровые: Бийск, Барнаул, Белгород
Дизели – СПб, Брянск, НН, Хабаровск (для судов), Балаково, Пенза (дизели для ЭС))
Трансформаторная техника: ОАО «Уралэлектротяжмаш», ООО «Тольяттинский трансформатор»
Атомное машиностроение (Колпино, Волгодонск, Подольск, Петрозаводск, Электросталь)
Кабели и провода: Пермь (ЗАО «Камкабель»), Москва (ОАО «Энергокабель»), Подольск, Рыбинск, Кирс, Псков, Саранск, Иркутск (ИРЗ), Томск, (ЗАО «Сибкабель»), Армавир (ЗАО «Кубанькабель»), Кольчугино, СПб
Слайд 16Общее машиностроение: локомоти-востроение
ЗАО «Трансмашхолдинг» - крупнейшее рос-сийское предприятия ж/д машиностроения.
В 2008 г. предприятия компании выпустили 98 % российских электровозов,
77 % тепловозов, 92 % пассажирских вагонов, 85 % электропоездов. Выпускались также дизель-поезда (рельсовые автобусы), вагоны метро, грузовые вагоны (платформы и хопперы) и др.
Существует с 2002 г. 25% акций - ОАО «РЖД», еще 25% - у французской компании Alstom
Слайд 17ЗАО «Трансмашхолдинг»: активы в России, Украине, Узбекистане и др.
Новочеркасский
электровозостроительный завод
Коломенский завод тепловозов
Брянский машиностроительный завод
Демиховский машиностроительный завод
Метровагонмаш
Пензадизельмаш
Октябрьский электровагоноремонтный завод
Трансконвертер
(совместное предприятие с Сименс АГ).
Тверской вагоностроительный завод
Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения (ВЭлНИИ).
Луганский тепловозостроительный завод
Слайд 18ОАО ПК «Новочеркасский электрово-зостроительный завод»
ЭП20 – двухсистемный
скоростной пассажирский
2ЭС5К «Ермак»– грузовой
переменного
тока
2ЭС4К «Дончак»
грузо-пассажирский
постоянного тока
Слайд 19ООО «Уральские локомотивы»
Существует с 2010 г. Создано группой Синара и
не-мецким производителем Siemens AG
г. Верхняя Пышма Свердловской области
120 локомотивов
в год
В 2011 г. создано еще одно совместное предприятие по производству высокоскоростных электропоездов на платформе Desiro
2ЭС10 «Гранит»
2ЭС6 «Синара»
«Ласточка»
Слайд 20ОАО «Коломенский завод»
Также производит дизели для тепловозов, магист-ральные грузовые и
пассажирские тепловозы
ЭП200 -
магистральный пассажирский
электровоз постоянного тока
Иные предприятия локомотивостроения:
ЗАО «Брянский
машзавод» (магистральные
и маневровые тепловозы, дизели)
ОАО «Людиновский тепловозостроительный
завод» (маневровые тепловозы, путевая техника)
ОАО «Калугапутьмаш» (промышленные тепло-
возы, путевая техника)
ОАО «Муромтепловоз» (маневровые тепловозы,
автомотрисы)
ТМ14
Слайд 21ГК «Ремпутьмаш» (2006г.): производство и ремонт машин для обслуживания ж/д
путей
ОАО «Абдулинский путевой ремонтно-механический завод»
ОАО «Верещагинский путевой ремонтно-механический завод»
ОАО «Калужский
завод „Ремпутьмаш“»
ОАО «Московский опытный завод путевых машин»
ОАО «Оренбургский путевой ремонтно-механический завод»
ОАО «Пермский мотовозоремонтный завод»
ОАО «Свердловский путевой ремонтно-механический завод»
ОАО «Ярославский вагоноремонтный завод»
ОАО «Экспериментальный завод»
Рельсошлифовочная машина
(совместное произ-во с Speno, SUI)
Слайд 22Иные производства
Стрелочные заводы: Новосибирск, Муром
Локомотиворемонтные заводы: Улан-Удэ, Орен-бург, Екатеринбург, Новосибирск,
Ростов, Ярос-лавль, Челябинск, Уссурийск, Астрахань, Воро-неж, – объединены в ОАО
«Желдорреммаш» - филиал ОАО «РЖД»
Слайд 23Пассажирское вагоностроение
ОАО «Тверской вагоностроительный завод»
В настоящее время выпускает пассажирские ва-гоны
для поездов дальнего следования (до ско-ростей 160 км/ч и 200
км/ч), кузова вагонов мет-рополитена, тележки для пассажирских вагонов и вагонов метрополитена, колёсные пары, ва-гоны грузовые и специального назначения, ваго-ны повышенной комфортности, вагоны «Невско-го экспресса» и «Красной стрелы»
С 2013 г. начато производство двухярусных вагонов (64 пассажирских места)
Слайд 24Электропоезда
ОАО «Демиховский машиностроительный завод» - крупнейший производитель в России и
Европы (бо-лее 80% отечественных электропоездов)
ЭД4МКМ-АЭРО:
аэроэкспрессы
Экспресс Москва — Владимир
с
ЭД4МКМ-0155
Слайд 25Электропоезда
ОАО «Торжокский вагоностроительный завод» производил электропоезда и вагоны специального назначения.
Ликвидирован в 2017 г.
Электропоезд ЭТ2М
(с 1999 по 2010 г.)
Электропоезд ЭТ4А
(с 2011 г.)
Слайд 26Пассажирские вагоны для узкоколейных ж/дорог
Продукцию производит ОАО «ТД «Камбарский машиностроительный
завод» (тепловозы, ре-монтные машины, дре-зины, пассажирский ва-гоны, снегоочистители, вагоны-цистерны и
др.)
Вагон ПВ40
Слайд 27Грузовое вагоностроение
ОАО «НПК «Уралвагонзавод им. Ф.Э. Дзержинского» (цистерны, полувагоны, платформы)
ОАО
«Калининградский ВЗ» (думпкары)
ОАО «Алтайвагон» (Новоалтайск, филиалы в Рубцовске и Кемерово,
полувагоны и крытые вагоны, 10% СНГ)
ОАО «Абаканвагонмаш» (крупнотоннажные контейнеры, фитинговые платформы)
ЗАО «Промтрактор-вагон» (Канаш, автомобилевозы, полувагоны, платформы)
ОАО «Рузаевкахиммаш» в составе Вагоностроительной компании Мордовии (вагоны-цистерны, хранилища для сжиженного газа)
ОАО «Трансмаш» (Энгельс, платформы, вагоны-лесовозы)
ООО «Орский вагонный завод» (2005 г., полувагоны, вагоны-самосвалы)
ОАО «Армавирский завод тяжелого машиностроения» (с 2005 г, полувагоны)
ЗАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» (2008 г., полувагоны)
ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» (2012 г., группа компаний ИСТ, крупнейший проект в Европы – 4 типа полувагонов на базе американской тележки Barbier)
Слайд 29Метростроение и производство трамваев
ОАО «Метровагонмаш» (Мытищи – вагоны метро и
рельсовые автобусы)
ЗАО «Вагонмаш» и ПТМЗ (закрыты в 2013 г.). Производили
вагоны метро и трамвая
ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод им. С.М. Киро-ва» (вагоны трамвая) (с 1947 г.)
ОАО «Уральский завод транспортного ма-шиностроения» (с 1997 г.)
ПК «Транспортные системы» (Москва)
Слайд 30Производство гражданских самолетов в России, шт.
Слайд 31Военное самолетостроение
ФГУП «Экспериментальный машзавод им. В.М. Мяснищева» (им. Хруничева, Жуковский)
ОАО
«Компания «Сухой» (Москва)
ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (Москва)
Заводы: Иркутский
авиационный, Комсомольс-кий-на-Амуре АЗ им. Ю.А. Гагарина, Новосибир-ское АПО им. В.П. Чкалова (Су), производствен-ные комплексы ОАО «Российской самолетост-роительной корпорации «МиГ» в Луховицах и Москве, ОАО «Нижегородский АЗ «Сокол» (МиГ)
Слайд 32Пассажирские самолеты и их проекты
Слайд 33Ил-96-300
Ту-204
SSJ-100
МС-21
Ан-148
Слайд 34Иные самолеты
Транспортные (двойного назначения) выпускают в Воронеже, Омске (ПО «Полет»
Ан-70, Ан-74), Ульяновске (Ан-124-100 «Руслан», Ил-176)
Легкомоторные, учебно-военные – в Иркутске,
Луховицах, Смоленске (ОАО «Смоленский АЗ»)
Самолеты-амфибии серии Бе – ОАО «Таганрогский авиационный НТ комплекс им. Г.М. Бериева»
Слайд 35Самолет-амфибия Бе-200
(собирают в Таганроге)
Слайд 36«Семейный» легкомоторный самолет ВМБ 59 «Арктур» (Пермь, ООО «ВМБ Авиагруппа»)
Опытный
образец
собран в сентябре 2013 г.
Слайд 37Вертолетостроение: объединено в холдинг ОАО «Вертолеты России» (100% акций –
у ОАО «Оборонпром»)
ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. И.И. Сазыкина
ОАО
«Казанский вертолетный завод»
ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие»
ОАО «Камов» (Люберцы)
ОАО «Московский ВЗ им. М.Л. Миля» (Томилино)
ОАО «Московский МЗ «Вперед»
ОАО «Росвертол» (Ростов-на-Дону)
ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод»
ОАО «Редуктор-ПМ» (Пермь)
ОАО «Ступинское машиностроительное производственное предприятие»
Проект совместного предприятия ОАО «Вертолеты России» и итальянской фирмы Agusta Westland по производству гражданских вертолетов AW139 в Подмосковье
Слайд 40Ми-8 /Ми-17 – самый массовый двигательный вертолет в мире (создан
в 1960-х гг.)
Слайд 41Ка-72 «Аллигатор» - военный ударный вертолет (выпуск с 2010 г.
в Арсеньеве)
Слайд 42Авиационное двигателестроение
ОАО «Рыбинские моторы»
АО «ОДК-Пермские моторы»
ОАО «Казанское моторостроительное ПО»
АО «ОДК-Уфимское
моторостроительное ПО»
ОАО «Омское моторостроительное ПО»
ОАО «Климов» (СПб)
ОАО «Кузнецов» (Самара)
ММП им.
Чернышева («Красный Октябрь»)
Авиамоторный научно-технический комплекс «Салют» (Москва)
Ремонт двигателей – в Екатеринбурге на ОАО «Уральский завод гражданской авиации»
Слайд 43Общее машиностроение. Транспортное машиностроение
Судостроение (СПб – линейные пассажирские, грузопассажирские, наливные,
ледоколы-атомоходы, речные суда; Выборг (плавучие платформы), Калининград, Астрахань (рыболовецкие суда),
Северодвинск, Петрозаводск, Владивосток – завод «Звезда»)
Судоремонт (Новороссийск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Мурманск, Находка)
Речное машиностроение (НН, Волгоград, Астрахань, Красноярск, Зеленодольск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре)
Слайд 44Среднее машиностроение. Автомобилестроение
22 производственных объединения, объединяющих 200 заводов России
Занято до
1 миллиона человек
30% российского машиностроения
Наиболее кооперационная из отраслей
Развиваются сети (головное
предприятие – филиалы)
Слайд 45Общее машиностроение. Транспортное машиностроение
Производство троллейбусов
ЗАО «ТролЗА» (Энгельс)
ОАО «БТЗ» (Уфа) с
1999 г.
Московский троллейбусный завод – филиал ГУП «Мосгортранс»
ОАО «Вологодский механический
завод» с 1994 г.
ЗАО «Волгоградский ЗТМ» с 1999 г.
ООО «Ликинский автозавод» (группа ГАЗ) с 2007 г.
Слайд 47Среднее машиностроение. Автомобилестроение
Легковые автомобили (собственные марки)
Тольятти (ОАО «АвтоВаз»)
НН (ОАО «ГАЗ»,
Volga Siber)
Ижевск (ОАО «ИжАвто», собирают Lada)
Сборочные производства
Калининград («Автотор»: BMW, Chevrolet
(DAT), KIA, Opel)
Москва («Автофрамос»: Renault)
Черкесск (АК ДерВейс: Lifan)
Шушары (Тойота Мотор Мануфэкчуринг»)
Тольятти («GM-АвтоВАЗ»: Chevrolet Niva)
Каменка («Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус»: Ниссан)
НЧ, Елабуга, Владивосток («Соллерс»: Фиат, SsangYong)
Таганрог (ОАО «ТагАЗ»: Chery, Hyundai)
Всеволожск («Форд Мотор Компани»: Ford)
Калуга («Фольксваген Груп Рус»: Volkswagen, Skoda)
Слайд 48Автомобильный кластер
под Санкт-Петербургом
ЗАО «Форд Мотор Компани» (авто)
ООО «Гестамп Северсталь
Всеволожск»
(сборные двери, крыши, крылья и основа-
ния кузовов для Ford Focus)
ООО
«Нокиан Шина» (11 млн т)
ОАО «Амтел-Фредештайн»
Magna International (производство
пластмассовых и металлических
компонентов)
Промзона «Шушары»
Toyota Motor Corporation
General Motors (сборка автомоби-
kей Opel Astra и Chevrolet Captiva)
ООО «Скания – Питер» (грузовые)
Magna International (производство
пластмассовых и металлических
компонентов)
Также будут построены заводы
Fiat, Navistar International (г. Пушкин)
Промзона «Каменка»
Заводы Nissan, Hyundai
Magna International (производство
пластмассовых и металлических
компонентов)
ООО «Тойота Бошоку» (сидения)
ООО «Теннеко Рус» (выхлопные
трубы, глушители)
Промзона «Марьино» (Ломоносов)
производство E- мобиля (ЯРОВИТ)
Слайд 49Среднее машиностроение. Автомобилестроение
Грузовые автомобили
-
Н. Челны (ОАО «КАМАЗ»)
НН (ОАО «ГАЗ»)
Миасс (ОАО
«УралАЗ», Урал, Iveco)
Ульяновск (ОАО «УАЗ», Соллерс)
Орехово-Зуево (ОАО «МЗ Тонар»)
Курган, Брянск
(колесные тягачи)
Саранск (Саранский завод автосамосвалов)
Автобусы
НН (ОАО «ГАЗ»)
Ульяновск (ОАО «УАЗ»)
Павловск (ООО «ПАЗ»)
Курган (ОАО «КАвЗ»)
Ликино-Дулево (ОАО «ЛиаЗ»)
Нефтекамск (ОАО «НефАЗ»)
Волжский (ООО ВАП «Волжанин»)
НН (ООО «СТ Нижегородец)
Мичуринск (ООО «МАРЗ»)
Сборка Scania в СПб, Fiat - Елабуге
Слайд 50Производство бытовой техники
Производство холодильников
Красноярск (ОАО «Бирюса»)
Липецк (ОАО «Стинол») с 2000
г.
Завод LG Electronics в Рузе, Завод «Vestel» в Александрове, BEKO
в Киржаче, с 2006 г.
Стрельна (ООО «БСХ Бытовые приборы»)
Уссурийск (ООО «Завод «Океан»)
Зеленодольск (ОАО «ПО Завод им. С. Орджоникидзе)
Выборг (ООО «Хелкама Форсте Виипури»)
Слайд 51Микроэлектроника:
интегральные микросхемы
Производство микросхем (ГП «Ангстрем», ОАО «НИИМЭ и
Микрон»). Находятся в Зеленограде.
Крупнейшие в В. Европе.
20% экспортируются
Компания
«Ситроникс-Нано» (2009 г.)
Планы создания Центра для исследования и разработок
Слайд 52Микроэлектроника: производство микропроцессоров
Разработкой занимаются ЗАО «МЦСТ» и НИИСИ РАН (серия
«Комдив»)
Разработкой специализированных микро-процессоров, ориентированных на создание нейтронных систем и цифровую
обработку сигнала, ведут НТЦ «Модуль» (серия NeuroMatrix), ГУП НПЦ «ЭЛВИС» (серия Мультикор, MultiForce), ОАО «Ангстрем»
Слайд 53Задачи развития комплекса
Конверсия, то есть перепрофилирование предприятий военно-промышленного комплекса на
выпуск продукции гражданского назначения;
Освоение и расширение производства тех видов товаров,
выпуск которых в России не осуществлялся или происходил в ограниченных объемах, так как после распада СССР в силу высокой монополизации экономики страны производство ряда товаров отрасли осталось в бывших республиках (железнодорожное машиностроение, судостроение, производство нефтегазопромыслового оборудования и др.);
Реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий (в 1990-е годы практически прекратилось обновление основных фондов в отрасли);
Расширение производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции. Эта задача реализуется двумя основными путями: во-первых, созданием совместных с иностранными компаниями производств и налаживанием выпуска на них зарубежных образцов продукции; во-вторых, оснащение отечественных образцов техники и оборудования отдельными деталями импортного производства (например, установка зарубежных двигателей на отечественных самолетах);
В начале 2000-х гг. в связи с экономическим подъемом в стране возник дефицит высококвалифицированной рабочей силы на машиностроительных предприятиях, в значительной степени сдерживающий темпы освоения выпуска высокотехнологической продукции (в годы кризиса практически прекратилась подготовка кадров для отрасли);
Структурная перестройка отрасли: свертывание или сокращение производства в традиционных отраслях, ориентирующихся на потребности экономики прежних десятилетий и резкое расширение выпуска наукоемкой и высокотехнологичной продукции, способной конкурировать на внешнем рынке (сейчас доля России на мировом рынке инноваций и высоких технологий составляет всего лишь 0,3%).