Слайд 2
Изменения
в КИМах
2O12 года
Слайд 3Изменено количество заданий
2011 год
2012 год
Часть А (с выбором ответа) –
3
Часть В (с кратким ответом) – 14
Часть А (с
выбором ответа) – 7
Часть В (с кратким ответом) – 9
Слайд 4А4.Фонетика
Укажите ошибочное суждение.
В слове СБЕЖАТЬ первый звук – [з].
В
слове ВХОДЯ первый звук – [ф].
В слове ДОСТАНЬТЕ мягкость согласного
[н̕ ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
В слове СЕРЬЁЗНОГО звуков больше, чем букв.
Слайд 5А4. Фонетика
Фонетический анализ слова, в том числе:
соотношение звуков
и букв;
обозначение мягкости согласных на письме;
оглушение и озвончение согласных;
обозначение звука
[й] на письме ;
наличие непроизносимых согласных.
Слайд 6Рассмотрим примеры
В слове СБОЙ первый согласный глухой.
В слове ЕГО один
согласный звук.
В слове ЛЮБОВЬ последний звук – [в ̕ ].
В
слове ПРАЗДНИК – 6 согласных звуков.
В слове РОЖЬ мягкий знак обозначает мягкость последнего согласного звука.
В слове ОБЪЯСНИЛ звуков больше, чем букв.
В слове УЛЫБАТЬСЯ два мягких согласных звука.
Слайд 7Изменён формат заданий по
орфографии (А5-А7)
А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) подивилась
2) вклинилась
3) касаются
4) написал
Слайд 8Изменён формат заданий по
орфографии (А5-А7)
А6. В каком слове правописание приставки определяется её
значением - «приближение»?
пришли
2) привычный
3) прикрыла
4) прислушалась
Слайд 9Изменён формат заданий по
орфографии (А5-А7)
А7. В каком слове правописание суффикса является исключением
из правила?
1) бесценные
2) сосредоточена
3) напряжённо
4) деревянная
Слайд 10Изменён формат задания В7
Новое задание объединяет два задания
спецификации 2011 г.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной [сочинительной] связью.
Слайд 11
Исключено задание В13 спецификации 2011 г.- сложные бессоюзные предложения.
Слайд 12Изменено количество микротем исходного текста для написания сжатого изложения
2011 год
2012
год
4 микротемы
(и соответственно 4 абзаца)
3 микротемы
(и соответственно 3 абзаца)
Примерное
количество слов в тексте для изложения – 140-150 слов
Слайд 13Изменен объем изложения и сочинения
2011 год
2012 год
Объем изложения –
не
менее 90 слов
Объем сочинения –
не менее 50 слов
Объем изложения
–
не менее 70 слов
Объем сочинения –
не менее 70 слов
Слайд 14С2.1. Сочинение-рассуждение
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста
Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди,
а грамматика – как они думают».
Аргументируя свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего два примера).
Слайд 15
В 2012 году
на государственном экзамене
в 9-ом классе во всех школах РФ будет
именно эта формулировка задания С2.1.
Слайд 16
Изменены системы оценивания С1, С2.1 и С2.2
Слайд 18С2.1
С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос
Слайд 20С1К2 Наличие примеров-аргументов
Слайд 21С2.2
С2К4 Композиционная стройность
Слайд 22
Методика работы над сжатием текста изложения
(задание С1)
Слайд 23Модель проведения сжатого изложения
Слайд 24Последовательность приёмов работы над сжатым изложением
Слайд 25Последовательность работы при визуальном восприятии текста
Прочитайте исходный текст.
Сформулируйте
основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел
сказать автор? ).
Подчеркните ключевые слова и предложения.
Выделите в тексте микротемы или сформулируйте их самостоятельно.
Выделите в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии.
Слайд 26Последовательность работы при визуальном восприятии текста
6. Используя различные способы
сжатия, сократите текст.
7. Проверьте наличие в тексте изложения всех микротем,
их последовательность и точность передачи информации каждой из них.
8. Проверьте связь между частями изложения, а также наличие авторского замысла.
9. Напишите сжатое изложение.
Слайд 27 Последовательность работы при восприятии текста на слух
Прослушайте исходный текст.
Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что
хотел сказать автор? ).
Зафиксируйте последовательность событий, рассуждений.
Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста.
Слайд 28 Последовательность работы при восприятии текста на слух
5. Выберите способы
компрессии для каждой части текста.
6. Используя эти способы, сократите текст,
сохраняя главную информацию и все микротемы.
7. Проверьте связь между частями изложения, а также наличие авторского замысла.
8. Напишите сжатое изложение.
Слайд 29Основные принципы сжатия текста
Выпускник должен продемонстрировать не репродуктивные, а продуктивные
коммуникативные умения.
Сокращения в тексте не должны носить случайный, субъективный характер.
В
результате сжатия должен получиться связный, логичный сокращённый текст, а не его план или подробный пересказ.
Желательно сохранить в новом тексте все микротемы и не упустить идею (основную мысль) исходного текста.
Слайд 30Основные приёмы компрессии текста
Исключение – отдельных членов предложения,
однородных членов,
повторов;
одного
или нескольких синонимов;
фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение и др.
Замена
– однородных членов обобщающим словом,
фрагмента предложения синтаксическим синонимом,
прямой речи косвенной,
предложения или его части указательным местоимением, сложного предложения простым и др.
Слияние – двух простых предложений. Как правило, сопровождается заменой или исключением.
Слайд 31Исключение
Исходный текст
Сжатый текст
«Сколько же в нашей жизни всего пушкинского?» -
задавался я вопросом.
Вот центральные улицы
и площади городов, названные в честь поэта и даже город его имени.
Сколько же в нашей жизни всего пушкинского?
Вот улицы, площади и даже город, названные в честь поэта.
Слайд 32Обобщение с заменой
Исходный текст
Сжатый текст
Не счесть театральных постановок.
Есть
ещё сувениры разные с изображением поэта…
А сколько разных драматических спектаклей, опер и балетов? Не счесть.
Есть ведь ещё мелочь разная – брелоки, значки, календари, блокноты, шкатулки с изображением поэта…
Слайд 33Обобщение и исключение
Исходный текст
Сжатый текст
Александр Сергеевич Пушкин – первый из
всех, кто так близко подступил
к русской душе и сросся с нею.
Александр Сергеевич Пушкин – первый из всех, так близко подступивший к русской душе.
Он и до сих пор путешествует неотрывно с нею.
Так вцепился, так схватился, что, скорее всего, уже никогда эту душу от себя не отпустит.
Слайд 34
Методика работы над сочинением
(задание С2.1)
Слайд 35С2.1 Сочинение-рассуждение
Задание. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного
лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди,
а грамматика – как они думают».
Аргументируя свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего два примера).
Слайд 37 Учащиеся должны подобрать примеры из текста, аргументирующие обе части
высказывания Г.Степанова, – о словаре и грамматике.
Примеры-аргументы, взятые из прочитанного
текста, должны прокомментировать слова Г.Степанова. Продемонстрируем это на примере текста С.Соловейчика (Текст взят из книги ГИА-2012, с.102).
Слайд 38Тезис
Тезисом в сочинении С2.1 являются слова Г.Степанова «Словарь языка свидетельствует,
о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Начать
сочинение можно словами Г.Степанова.
Слайд 39Аргументы
Способы оформления
Указать номера предложений
ИЛИ
использовать цитирование.
Слайд 40Лексические явления
для аргументации
лексика с точки зрения стилистической окраски;
лексика с
точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.);
лексика
с точки зрения происхождения;
лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы);
синонимы, антонимы;
фразеологизмы и др.
Слайд 41Грамматические явления
для аргументации
однородные члены предложения;
обособленные члены предложения;
вводные слова и
предложения;
обращения;
разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные)
Слайд 42 (21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут
быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние.
(22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.
Слайд 43Примеры-аргументы
(иллюстрация лексического явления)
Словарь любого языка – это его лексика. Человек
использует в своей речи слова
и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Лексика всегда выражает мысли, чувства и настроения говорящего (автора).
С.Соловейчик использует разговорные слова «хныкать, ныть и причитать» (предложение 22), которые снижают пафосный настрой всего текста и дают яркую словесную характеристику тем людям, которые от трудностей впадают в уныние.
Слайд 44Примеры-аргументы
(иллюстрация грамматического явления)
Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего,
ход его мыслей.
Так, однородные члены могут выражать различные отношения между
предметами, явлениями или событиями: отношения соединения их, противопоставления или исключения.
Слайд 45Примеры-аргументы
(иллюстрация грамматического явления)
Например, ряды однородных членов
в предложении 21 позволяют автору
путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.