Разделы презентаций


ГИА С2 «Сочинение об особенностях разговорного стиля речи»

Содержание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского языковеда Д.Э.Розенталя: «Разговорной речи присущи заметные особенности на всех уровнях языковой системы — в лексике, морфологии и синтаксисе».

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ГИА С2
Сочинение
об особенностях
разговорного
стиля речи

ГИА С2Сочинение об особенностях разговорного стиля речи

Слайд 2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

известного русского языковеда Д.Э.Розенталя: «Разговорной речи присущи заметные особенности на

всех уровнях языковой системы — в лексике, морфологии и синтаксисе».

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского языковеда Д.Э.Розенталя: «Разговорной речи присущи

Слайд 3Основные стилевые черты:
• отсутствие предварительного продумывания высказывания, что делает его

живым, а автора свободным в выборе слов и выражений;
• раскрытие

отношения автора к предмету речи и собеседнику;
• эмоциональность, непринужденность, обобщенность.

Основные стилевые черты:• отсутствие предварительного продумывания высказывания, что делает его живым, а автора свободным в выборе слов

Слайд 4Следует помнить…
Повествовование как тип речи чаще всего представляет разговорный стиль.


Писатели вводят в текст художественного произведения разговорную лексику со

следующими целями:
дать речевую характеристику персонажа;
передать отношение героя к сообщаемому.
Следует помнить…Повествовование как тип речи чаще всего представляет разговорный стиль. Писатели вводят в текст художественного произведения разговорную

Слайд 6Лексические средства разговорного стиля
Лексика преимущественно бытового содержания, конкретная;
мало книжных

слов, отвлеченной лексики, терминов и заимствований;
достаточно много экспрессивно-эмоциональной лексики (фамильярной,

ласкательной, неодобрительной, уничижительной, иронической);
разговорные фразеологизмы, поговорки, пословицы.
Лексические средства разговорного стиляЛексика преимущественно бытового содержания, конкретная; мало книжных слов, отвлеченной лексики, терминов и заимствований;достаточно много

Слайд 7Словообразовательные приметы разговорной речи

Суффиксы

субъективной оценки со значениями ласкательности, неодобрения, увеличительности и др.
глаголов

совершенного вида с приставкой за – со значением начала действия;
суффиксы с функциональной окраской разговорности, например суффиксы у существительных: - к -; - ик-.
Словообразование прилагательных оценочного значения: глаз-ас-тый, очк-ас-тый; кус-ач-ий; драч-лив-ый.
В целях усиления экспрессии используется удвоение слов: он огромный-огромный.

Словообразовательные приметы разговорной речи      Суффиксы субъективной оценки со значениями ласкательности, неодобрения, увеличительности

Слайд 8Морфологические средства разговорного стиля
Глаголы частотнее, чем существительные;
большое количество личных и

указательных местоимений;
малоупотребительны прилагательные (особенно краткие), причастия и деепричастия;
большое количество

частиц и междометий.



Морфологические средства разговорного стиляГлаголы частотнее, чем существительные;большое количество личных и указательных местоимений; малоупотребительны прилагательные (особенно краткие), причастия

Слайд 9Синтаксис разговорного стиля
Свободный порядок слов в предложении;
вопросительные, побудительные предложения;
неполные предложения;
односоставные

предложения (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные);
обращения;
слова-предложения;
повторы слов;
вставные конструкции;
бессоюзные

сложные предложения.

Синтаксис разговорного стиляСвободный порядок слов в предложении;вопросительные, побудительные предложения;неполные предложения;односоставные предложения (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные); обращения; слова-предложения; повторы

Слайд 10Текст
для работы

Текст для работы

Слайд 11 (1) Возвращался я как-то из тайги

домой, да припозднился. (2)А все ж таки хотелось мне до

ночи к себе домой добраться, в рыбачий поселок. (3)Вышел я по течению ручья на берег моря. (4)Ветер вовсю разошелся. (5)В лесу-то он по вершинам гуляет, а на море сильную волну развел.
(6)Мне еще по пути домой нужно было бухту обогнуть.
(7)Только я из глубины бухты обратно в сторону открытого моря повернул, вижу: не пройти. (8)Сильный накат идет, волны песчаную полосу уже захлестывают своими гребнями, запросто могут с ног сбить и утащить в море...
(9)Одна дорога остается: вверх, на крутую скалу. (10)И вода подгоняет: она уже к сапогам подбирается, скоро голенища захлестнет.
(11)Начал я вверх карабкаться. (12)А с тяжёлым рюкзаком да еще с ружьем по скалам лазить не больно-то удобно. (13)Да и смеркаться стало раньше обычного. (14)Тучи небо плотно обложили, чувствую я: стемнеет скоро. (15)Надо на ночлег устраиваться загодя, а то в темноте и голову сломать недолго.
(16)Еще немного вверх залез, остановился отдышаться. (17)Вижу: площадка на скале небольшая. (18)Да мне одному много ли надо?
(19)Зато площадка удобная: скала над ней козырьком нависает, дождь не страшен, и от ветра укрытие.
(20)А внизу береговую полосу совсем приливом скрыло. (21)Ну, устроился я. (22)Ружье к каменной стенке прислонил, лапничку наломал, постель себе приготовил....
(23) "Переночую тут спокойно, - размышляю про себя, - а завтра по заре и двину дальше".
(24)Вдруг я слышу: кто-то ко мне на площадку карабкается. (25)Камни из-под него сыплются, стучат по скале, кусты шевелятся. (26)Кто же это такой от прилива спасается?

(1) Возвращался я как-то из тайги домой, да припозднился. (2)А все ж таки

Слайд 12 (27)Cмотрю: над площадкой медвежья голова

поднимается! (28)Уставились мы друг на друга, и на

какое-то мгновение оба от неожиданности застыли. (29)Не знаю, о чем медведь успел подумать, а я-то думаю:"Ну все... (30)Сейчас он меня лапой как огребет - и кувырк я со скалы в воду! (31)Плохо дело..." (32)Похолодел весь и про ружье забыл...
(33)А снизу вдруг волна ка-а-ак ударит! (34)И такая в ней силища многотонная - аж скала дрогнула и брызги вверх полетели! (35)Нас обоих, словно из пожарного шланга, обдало. (36)Медведь пискнул и бросился прямо ко мне в руки!
(37)Вот уж и верно: у страха глаза велики! (38)Никакой это и не медведь оказался, а маленький, годовалый медвежонок. (39)Должно быть, от матери отстал, заигрался на берегу - его водой прихватило и напугало до смерти. (40)Он ко мне прижался, как ребенок, голову прячет и только дрожит от страха - мелко-мелко, всей своей шкуркой...
(41)Я погладил его осторожно: вдруг цапнет? (42)Нет, вижу, ничего, терпит.
(43)А волна опять как даст! (44)Накрыл я медвежонка своей курткой брезентовой, сам возле него угрелся, да так мы с ним - не поверите! - и задремали под вой ветра и грохот прибоя. (45)Только от каждого удара волны медвежонок во сне вздрагивал. (46)Дышал он ровно и так доверчиво ко мне прижимался...
(47) Вот, думаю, какая удивительная история. (48)Это же не в цирке, где дрессированные медведи за кусочек сахара всякие штуки вытворяют. (49) Это же дикий зверь! (50)А беда приперла - и к человеку сунулся. (51)Доверяет..
(52) Всегда бы так! (53)Мирно...
(По Л.Куклину)

(27)Cмотрю: над площадкой медвежья голова поднимается! (28)Уставились  мы друг на друга,

Слайд 13Приметы стиля в тексте

Приметы стиля в тексте

Слайд 14Работаем с фрагментом текста
(33) А снизу вдруг волна ка-а-ак ударит!

(34)И такая в ней силища многотонная — аж скала дрогнула

и брызги вверх полетели. (35)Нас обоих, словно из пожарного шланга, обдало. (36)Медведь пискнул и бросился прямо ко мне в руки!

В этом фрагменте нашли отражение следующие черты разговорного стиля:
Использование разговорной и просторечной лексики:
существительное силища (суффикс –ИЩ- со значением увеличительности;
разговорное слово обдало
просторечная частица аж (даже).
2. Восклицательные предложения (предложения 33, 36).
3. Простые (33,35,36) предложения;
4. Безличное предложение (предл. 35)
5. Указательное (такая) и личные местоимения (в ней, нас, ко мне)

Работаем с фрагментом текста(33) А снизу вдруг волна ка-а-ак ударит! (34)И такая в ней силища многотонная —

Слайд 15(37)Вот уж и верно — у страха глаза велики! (38)Никакой

это и не медведь оказался, а маленький годовалый медвежонок. (39)Должно

быть, от матери отстал, заигрался на берегу — его водой прихватило и напугало до смерти. (40)Он ко мне прижался, как ребёнок, голову прячет и только дрожит от страха — мелко-мелко, всей своей шкуркой...
(41)Я погладил его осторожно: вдруг цапнет? (42)Нет, вижу, ничего, терпит.
(37)Вот уж и верно — у страха глаза велики! (38)Никакой это и не медведь оказался, а маленький

Слайд 16Варианты сочинений

Варианты сочинений

Слайд 17Вариант 1

Вариант 1

Слайд 18 Разговорному стилю речи, когда автор

делится с окружающими своими мыслями или чувствами, характерны естественность, эмоциональность,

непринуждённость, и это находит отражение в его лексических и грамматических особенностях.
Например, эмоциональное состояние рассказчика, его переживания от разыгравшейся стихии передаёт восклицательное предложение 33 («А снизу вдруг волна ка-а-ак ударит!»). И в следующем же предложении просторечное слово с оценочным значением «силища» и просторечная частица «аж» придают речи рассказчика оттенок легкого ужаса перед разбушевавшимся морем.
Поэтому можно согласиться с известным русским языковедом Д.Э.Розенталем, который считал, что «разговорной речи присущи заметные особенности на всех уровнях языковой системы – в лексике, морфологии и синтаксисе».

Разговорному стилю речи, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами,

Слайд 19Вариант 2

Вариант 2

Слайд 20 Известный русский языковед Д.Э.Розенталь считал, что

«разговорной речи присущи заметные особенности на всех уровнях языковой системы

– в лексике, морфологии и синтаксисе».
Думаю, что лингвистические особенности разговорной речи возникли из-за преимущественно устной формы этого стиля, когда многое в речи можно заменить интонацией, жестами, мимикой, либо необходимый смысл извлечь из ситуации.
Например, в неполном предложении 32 («Похолодел весь и про ружьё забыл...») нет подлежащего, но оно и не нужно: читателю ясно из монолога, что речь идёт о рассказчике, попавшем в непростое положение и испытавшем сложные чувства.
Именно поэтому в его рассказе так много усилительных частиц в восклицательном предложении: «Вот уж и верно — у страха глаза велики!»
Таким образом, на примерах из текста мы убедились, что разговорная речь — особая функциональная разновидность литературного языка.
Известный русский языковед Д.Э.Розенталь считал, что «разговорной речи присущи заметные особенности на всех

Слайд 21Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 22Литература
Бабайцева В.В., Максимова Л.Ю. Современный русский язык: В 3 ч.

- М., 1983.
Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988.
Крючков

С.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. - М., 1977.
Львов М.Р. Риторика. - М., 1995.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М, 1973.
Солганик Г.Я. Стилистика текста. - М., 1997.
ЛитератураБабайцева В.В., Максимова Л.Ю. Современный русский язык: В 3 ч. - М., 1983.Головин Б.Н. Основы культуры речи.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика