Разделы презентаций


Гигиена и экология человека

Содержание

1. Основные термины и определения2. История развития гигиены и экологии3. Глобальные экологические проблемы 4. Гигиеническое нормированиеПлан:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Гигиена и экология человека
ТЕМА: «ВВЕДЕНИЕ В ГИГИЕНУ И

ЭКОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА»

Преподаватель Кириенко И.Ю.




Гигиена и экология человека  ТЕМА: «ВВЕДЕНИЕ В ГИГИЕНУ И ЭКОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА»Преподаватель Кириенко И.Ю.

Слайд 21. Основные термины и определения
2. История развития гигиены и экологии
3.

Глобальные экологические проблемы
4. Гигиеническое нормирование

План:

1. Основные термины и определения2. История развития гигиены и экологии3. Глобальные экологические проблемы 4. Гигиеническое нормированиеПлан:

Слайд 3Гигиена — наука, изучающая влияние различных факторов окружающей среды и

производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни. Одной

из важнейших задач гигиены является разработка профилактических мероприятий, направленных на оздоровление условий жизни и труда человека.

1. Основные термины и определения

Гигиена — наука, изучающая влияние различных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность,

Слайд 4Древние греки представляли себе богиню здоровья в виде молодой женщины,

держащей в руке чашу, наполненную водой. Они считали ее дочерью

бога здоровья Эскулапа и дали ей благозвучное имя "Гигиея". Отсюда и произошло слово "гигиена", т. е. забота о здоровье. Гигиену следует отличать от понятия "санитария", которая представляет собой совокупность практических мероприятий, направленных на проведение в жизнь требований гигиены.
Древние греки представляли себе богиню здоровья в виде молодой женщины, держащей в руке чашу, наполненную водой. Они

Слайд 5Предметами гигиены являются окружающая среда и здоровье.
Окружающая среда –

это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера,

которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экосистему.
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Предметами гигиены являются окружающая среда и здоровье. Окружающая среда – это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического,

Слайд 6Гигиенические знания, основанные на жизненных наблюдениях, зародились в глубокой древности.

Первые гигиенические трактаты, дошедшие до нас («О здоровом образе жизни»,

«О воде, воздухе и местностях»), принадлежат перу великого врача Древней Греции Гиппократу (460—377 гг. до н. э.). Первые городские водопроводы, больницы были построены в Древнем Риме.


Большой вклад в развитии гигиены внес Абу Али ибн Сина- естествоиспытатель, описавший способы ухода за больными. Его великий труд- «Трактат по гигиене».

2. История развития гигиены и экологии

Гигиенические знания, основанные на жизненных наблюдениях, зародились в глубокой древности. Первые гигиенические трактаты, дошедшие до нас («О

Слайд 7В глубокой древности на русской земле славянские племена имели хотя

и очень элементарные, но в определенной мере действенные представления о

заразности многих болезней и необходимости борьбы с ними. Для предупреждения инфекционных заболеваний использовали окуривание полынью и другими травами, сжигали одежду и малоценные постройки после смерти больных, организовывали заставы для ограничения перемещения населения во время эпидемий.

В более поздний период, в X – XI веках, уделялось много внимания благоустройству городов, пищевой санитарии и соблюдению санитарных правил в войсках. В России с давних времен умели беречь и сохранять воду, строили для этого шахтные колодцы, тайники.

В период царствования Ивана Грозного создается «Домострой» - документ, в котором даются указания о соблюдении чистоты в жилищах, мытье посуды и правилах питания.

Неоценима роль Петра I в развитии санитарной культуры в России. Он упразднил Аптекарский приказ и создал Медицинскую канцелярию, издал указы по охране здоровья населения, учредил запись родившихся и умерших, лично следил за санитарным благополучием и питанием в войсках.

Развитие гигиены в России

В глубокой древности на русской земле славянские племена имели хотя и очень элементарные, но в определенной мере

Слайд 8Первую гигиеническую кафедру при медицинском факультете Мюнхенского университета в 1865

г. организовал Макс Петтенкофер (1818—1901). Он не только исследовал факторы

окружающей среды (воду, воздух, почву, пищу), но и создал первую школу гигиенистов.
Особое значение профилактических мероприятий в предупреждении высокой заболеваемости указывали многие русские врачи: Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Н. Г. Захарьин, М. Я. Мудров.
Первую гигиеническую кафедру при медицинском факультете Мюнхенского университета в 1865 г. организовал Макс Петтенкофер (1818—1901). Он не

Слайд 9В России гигиена как курс судебной медицины начинал преподаваться в

Медико-хирургической академии (Санкт-Петербург) с 1798 г. Сначала курс назывался «Медицинская

полиция», а с 1835 г. «Медицинская полиция и гигиена». Первая самостоятельная кафедра гигиены в академии открылась в 1871 г. под руководством приват-доцента Алексея Петровича Доброславина (1842—1889). Он организовал экспериментальную лабораторию, создал первую русскую школу гигиенистов, им были написаны первые русские учебники по гигиене.

В России гигиена как курс судебной медицины начинал преподаваться в Медико-хирургической академии (Санкт-Петербург) с 1798 г. Сначала

Слайд 10Московская школа гигиенистов была создана Федором Федоровичем Эрисманом (1842—1915). В

1881 г. Он работал в области гигиены детей и подростков

(до сих пор известна универсальная парта Эрисмана), социальной гигиены, заложил основы изучения влияния факторов среды на здоровье подрастающего поколения, доказал, что физическое развитие может выступать в качестве показателя санитарного благополучия детского населения.
Доброславин и Эрисман считаются основоположниками гигиены.
Московская школа гигиенистов была создана Федором Федоровичем Эрисманом (1842—1915). В 1881 г. Он работал в области гигиены

Слайд 11
Гигиена на современном этапе представляет собой широко дифференцированную науку. Впервые

возникнув как общая гигиена, в дальнейшем, по мере расширения изучаемых

проблем и объектов внешней среды, стали самостоятельно развиваться такие дисциплины, как
гигиена труда,
гигиена питания,
коммунальная гигиена,
гигиена детей и подростков и др.
Гигиена имеет тесную связь со всеми медицинскими дисциплинами, а также с химией, биологией, физикой, математикой, общественными науками и др. Гигиена непосредственно связана с эпидемиологией, которая широко использует гигиенические рекомендации и санитарные мероприятия для борьбы с инфекционными заболеваниями.
Гигиена на современном этапе представляет собой широко дифференцированную науку. Впервые возникнув как общая гигиена, в дальнейшем, по

Слайд 12Разработка предупредительного и санитарного эпиднадзора;
Разработка санитарного законодательства;
Обоснование гигиенических мероприятий по

охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха;
Охрана здоровья

детей и подростков;
Участие в разработке основ рационального питания;
Санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.

Основные задачи гигиены

Разработка предупредительного и санитарного эпиднадзора;Разработка санитарного законодательства;Обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда

Слайд 13Экология – это наука о взаимоотношениях между живыми организмами и

средой их обитания. Слово «экология» образовано от греческого слова oikos,

что значит дом, жилище. Основные законы экологии сформированы американским экологом Б.Коммонером

Медицинская экология – отрасль экологии человека, изучающая влияние природных и техногенных аномальных процессов в окружающей среде на здоровье человека с целью устранения влияния экологического фактора риска на индивидуальное и общественное здоровье населения.

Экологическое здоровье – способность организма сохранять соответствующие возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения структурной и сенсорной информации.

Экология – это наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Слово «экология» образовано от

Слайд 14В окружающей среде и биосфере происходят непрерывные сложные процессы. Одни

из этих процессов связаны с действием факторов, направленных на обеспечение

постоянства качества окружающей среды (гомеостаз). Это так называемые стабилизирующие факторы. Другие факторы, связанные с деятельностью человека (антропогенные), приводят к нарушению природного равновесия в природе. Это дестабилизирующие факторы.

3. Глобальные экологические проблемы

В окружающей среде и биосфере происходят непрерывные сложные процессы. Одни из этих процессов связаны с действием факторов,

Слайд 15Возникновение пожаров вследствие пренебрежительного использования природных ресурсов
Автомобильный транспорт

Возникновение пожаров вследствие пренебрежительного использования природных ресурсовАвтомобильный транспорт

Слайд 16Влияния среды обитания на здоровье населения
Загрязнение — это процесс отрицательного

видоизменения окружающей среды — воздуха, воды, почвы — путём её

интоксикации веществами, которые угрожают жизни живых организмов.
Виды загрязнений:
Биологическое — загрязнителем являются не свойственные экосистеме организмы. Наиболее известный пример — бесконтрольно расплодившиеся в Австралии кролики.
Микробиологическое – бактерии, вирусы, грибы, простейшие, яйца гельминтов.
Механическое — загрязнение химически инертным мусором, протаптывание тропинок и прочее механическое воздействие на среду. Космический мусор.
Химическое — загрязнителем являются вредные химические соединения. Химические загрязнители могут вызывать острые отравления, хронические болезни, а также оказывать канцерогенное и мутагенное действие.
Влияния среды обитания на здоровье населенияЗагрязнение — это процесс отрицательного видоизменения окружающей среды — воздуха, воды, почвы

Слайд 17Широкое использование разнообразных методов в гигиенических исследованиях по изучению факторов

окружающей среды и здоровья населения позволяет научно обосновать разработку законодательных,

нормативных документов, гигиенических регламентов и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и сохранение здоровья.

4. Гигиеническое нормирование

Широкое использование разнообразных методов в гигиенических исследованиях по изучению факторов окружающей среды и здоровья населения позволяет научно

Слайд 18Основой гигиены служат гигиенические нормативы – предельно допустимые концентрации (ПДК),


предельно допустимые уровни (ПДУ), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) для

воздуха населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности.
Основой гигиены служат гигиенические нормативы – предельно допустимые концентрации (ПДК), предельно допустимые уровни (ПДУ), ориентировочные безопасные уровни

Слайд 19Широко используемые разнообразные методы гигиенических исследований можно объединить в две

основные группы:
1) методы, с помощью которых изучается гигиеническое состояние

факторов внешней среды;
2) методы, позволяющие оценить реакцию организма на воздействие того или иного внешнего фактора.
Широко используемые разнообразные методы гигиенических исследований можно объединить в две основные группы: 1) методы, с помощью которых

Слайд 20Санитарное описание – гигиеническое исследование.
Этот метод широко используется при

изучении условий жизни в населенных местах – жилищных, производственных, бытовых

и др. санитарному описанию подвергаются объекты окружающей среды, условия жизни и труда.
К объектам окружающей среды относятся:
водоисточники
почва
воздух
пищевые продукты
жилье
места труда и отдыха
больничные и школьные учреждения
Метод санитарного описания позволяет охарактеризовать состояние объекта наблюдения, наметить объем и характер необходимых лабораторных исследований, с помощью которых объективно оценивается санитарная ситуация.
Санитарное описание – гигиеническое исследование. Этот метод широко используется при изучении условий жизни в населенных местах –

Слайд 21Физические методы: чрезвычайно широко применяются в санитарно- гигиенических исследованиях. С

их помощью исследуют температуру, скорость движения воздуха, электрическое состояние воздуха,

барометрическое давление, все виды лучистой энергии. Физические методы широко применяются в коммунальной гигиене при оценке климата населенных мест, в гигиене труда для оценки метеоусловий на производстве, различных видов излучений на производстве. В настоящие время широко используются современные методы: спектрографический анализ, люминисцентный анализ, радиометрические и дозиметрические методы, телеметрическая аппаратура.

Методы гигиенических исследований

Физические методы: чрезвычайно широко применяются в санитарно- гигиенических исследованиях. С их помощью исследуют температуру, скорость движения воздуха,

Слайд 22Химические методы: используются при изучении химического состава воздуха, воды, почвы,

пищевых продуктов, для определения ядохимикатов, различных синтетических веществ и разнообразных

токсических веществ, поступающих в биосферу в малых количествах. С помощью химических методов, определяют примеси, не свойственные природному составу. С помощью химических методов устанавливают такой важный фактор, как миграция по пищевым цепочкам некоторых ядохимикатов, применяемых в сельском хозяйстве.
Химические методы: используются при изучении химического состава воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, для определения ядохимикатов, различных синтетических

Слайд 23 Биологические методы: делятся на собственно биологические и бактериологические.

Собственно биологические – это такие методы исследования объектов окружающей

среды, в процессе которых определяются микро и макро организмы и вещества животного и растительного происхождения, характеризующие санитарное состояние объекта. Например: исследование водоема с целью изучения населяющих водоем растительных и животных организмов. К биологическим методам относятся гельминтологические исследования.
Бактериологические методы в практике санитарно-гигиенических исследований имеют первостепенное значение, т.к. с их помощью можно не только определить общую обсемененность изучаемого объекта, но выделить и идентифицировать санитарно-показательные микроорганизмы. Бактериологический анализ имеет важное значение для оценки пищевых продуктов (молоко, мясо, готовая пища). К числу объектов санитарного надзора относятся предприятия промышленности, сельского хозяйства, общественного питания, торговли, жилые дома, детские учреждения, новые виды посуду, тары, оборудования и упаковок из полимерных материалов, детские игрушки, книги, одежда.
Биологические методы: делятся на собственно биологические и бактериологические.   Собственно биологические – это такие методы

Слайд 24Клинические методы широко используются для оценки состояния здоровья населения, подвергающегося

воздействию факторов окружающей среды. Эти методы применяют не только для

определения выраженных нарушений, но и для выявления показателей преморбидных состояний у практически здоровых людей. Это осуществляется в процессе клинического наблюдения в больницах и клиниках или при диспансерном обследовании на производстве.

Эпидемиологические методы – это совокупность методик изучения изменений здоровья населения под влиянием различных эндогенных и экзогенных социальных и природных факторов. Эпидемиологический метод позволяет изучать здоровье коллектива или населения города, района, области путем анализа определенных медицинских учетных и отчетных документов, проведения медицинских обследований населения в амбулаторных и стационарных условиях с последующим расчетом показателей, характеризующих здоровье населения.
Клинические методы широко используются для оценки состояния здоровья населения, подвергающегося воздействию факторов окружающей среды. Эти методы применяют

Слайд 25Социологические исследования и санитарно-статистические методы дают возможность проанализировать и количественно

оценить ряд явлений и, в частности, динамику естественного движения населения

(рождаемость, смертность, прирост населения), заболеваемость, физическое развитие и т. д. Эти методы основаны на изучении медицинских документов и отчетов, содержащих информацию о состоянии здоровья населения.
Статистические исследования включают 4 этапа:
1. Составления программ и плана исследования;
2. Сбор материала;
3. Разработку данных;
4. Анализ материала, составление выводов и предложений для внедрения результатов исследований в практику.
Санитарная статистика широко применяет метод математического анализа.
Метод лабораторного эксперимента позволяет моделировать процессы и явления для выяснения их значения для здоровья человека. Эксперимент проводится на лабораторных животных, а в отдельных случаях, при соблюдении всех мер безопасности, установленных ВОЗ, на добровольцах. Примером может служить изучение на лабораторных установках процессов накопления в почве и растениях вредных химических веществ.
Метод гигиенического эксперимента ставит своей целью в натуральных или лабораторных условиях изучить влияние различных факторов окружающей среды на организм человека или животных.
Социологические исследования и санитарно-статистические методы дают возможность проанализировать и количественно оценить ряд явлений и, в частности, динамику

Слайд 26 Перспективное развитие гигиенической науки и санитарно-эпидемиологической

службы в нашей стране определяется принятой Конституцией Российской Федерации (12

декабря 1993 г.) "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

Перспективное развитие гигиенической науки и санитарно-эпидемиологической службы в нашей стране определяется принятой Конституцией

Слайд 27Актуальной в настоящее время является проблема охраны среды обитания человека

(воздуха, воды, почвы, населенных мест). Ее изучение проводится на основе

разработки системы общегосударственных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Немаловажной задачей является гигиеническое воспитание населения, создание безопасных условий применения товаров широкого потребления, особенно бытовой химии и полимерных материалов и изделий на их основе.
Актуальной в настоящее время является проблема охраны среды обитания человека (воздуха, воды, почвы, населенных мест). Ее изучение

Слайд 28БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

БУДЬТЕ     ЗДОРОВЫ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика