Слайд 1Милушкина Ольга Юрьевна
доктор медицинских наук, доцент,
заведующая кафедрой гигиены
ФГАОУ ВО
РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России
Гигиена как профилактическая дисциплина. Исторические аспекты
возникновения и развития гигиены. Гигиенические проблемы современности и их роль в формировании здоровья человека
Слайд 2История гигиены
Гигея, греч., лат. Гигия — дочь Асклепия
и его жены Эпионы, дарительница здоровья и воплощение его. Античные
художники часто изображали ее — в виде молодой женщины, которая поит змею из чаши. Этот символ сохранился в здравоохранении, а имя Гигеи — в слове «гигиена» и производных от него
Слайд 3История гигиены
Гиппокра́т (около 460 года до н. э., остров
Кос — между 377 и 356 годами до н. э., Ларисса) — знаменитый
древнегреческий врач. Вошёл в историю как «отец медицины»
Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдулла́х ибн аль-Ха́сан ибн Али́ ибн Си́на , известный на Западе как Авице́нна (Афшана близ Бухары, 16 августа 980 года — Хамадан, 18 июня 1037) — средневековый персидский учёный, философ и врач
Слайд 4История гигиены
Первый Римский водопровод (акведук) был сооружен в I веке
до нашей эры
Слайд 5История гигиены
Чума в Неаполе 1656 г.
Питер Брейгель старший «Триумф смерти»,
1562 г.
Слайд 6История гигиены
Бернардино Рамаццинни (1633 -1714), итальянский врач, основоположник
учения о профессиональных болезнях. Основной труд — «О болезнях ремесленников.
Рассуждение» (1700), в котором описаны болезни 70 профессий
Слайд 7История гигиены
Макс Йозеф фон Петтенкофер
(нем. Max von
Pettenkofer) (1818-1901) — немецкий естествоиспытатель, химик и врач-гигиенист, основатель первого
в Европе Института гигиены в Мюнхене
Слайд 8История гигиены
Взять в свои руки людей здоровых, предохранить их от
болезней нравственных или угрожающих, предписывать им надлежащий образ жизни есть
и для врача покойно, ибо легче предохранить от болезней, нежели их лечить
Задача врача не столько лечить болезни, сколько предупреждать их, а наиболее - учить беречь свое здоровье
Матвей Яковлевич Мудров (1776-1831)
Слайд 9История преподавания гигиены
первая кафедра гигиены основана в 1865 г. в
Военно-медицинской академии в Петербурге А.П. Доброславиным (1842-1889)
Ф.Ф. Эрисман (1842-1915) в
1882 г. открыл кафедру гигиены в Московском университете
в 1908 г. под руководством М.Б. Коцына (1860-1917) открыта кафедра гигиены Московских высших женских курсов (ныне РНИМУ им. Н.И. Пирогова)
Слайд 10Алексей Петрович Доброславин
(1842-1889)
Первый профессор гигиены как самостоятельного предмета в медико-хирургической
академии; выдающийся общественный деятель
Федор Федорович Эрисман
(1842-1915)
Российско-швейцарский врач-гигиенист; создатель основополагающих принципов
общественной гигиены и социально-гигиенического направления медицины, пионер гигиены в России
Хлопин Григорий Виталиевич
(1863-1929)
Российский учёный-гигиенист, педагог, профессор, заслуженный деятель науки
Слайд 11Мольков Альфред Владиславович
(1870-1947)
Советский гигиенист, основоположник гигиены детей и подростков в
СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор
Коцын Максим Борисович
(1860-1917)
Ученик Ф.Ф. Эрисмана,
первый заведующий кафедрой
гигиены на Московских высших
женских курсах (1908).
Слайд 12Определения
Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние факторов окружающей среды
и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность
жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей
Слайд 13общая гигиена
коммунальная гигиена
гигиена питания
больничная гигиена
радиационная гигиена
гигиена труда и профессиональные болезни
гигиена
детей и подростков
военная гигиена
гигиена села
личная гигиена (гигиена тела, одежды, обуви
и т.д.)
психогигиена
информационная гигиена
«расовая (нацистская) гигиена», «гигиена кошелька»
Разделы гигиены
Слайд 14Факторы, формирующие здоровье человека
Слайд 15Современные гигиенические и экологические проблемы
Изменение газового состава атмосферы:
Увеличение содержания парниковых
газов
Истончение озонового слоя атмосферы
Изменение климата
Загрязнение атмосферы:
Превышение ПДК токсических веществ
Выпадение «кислотных»
дождей
Загрязнение гидросферы
Загрязнение литосферы
Накопление промышленных отходов и бытового мусора
Слайд 17 Источники загрязнения атмосферы
Загрязненность воздуха над океаном – 1 ед.
Над
сёлами - 10 ед.
Над малыми городами – 35 ед.
Над большими
городами и промышленными объектами – 150 ед.
Слайд 18Самые загрязненные города России
Норильск (2368 тыс.тонн в год)
Москва (1113 тыс.тонн
в год)
Магнитогорск (874 тыс.тонн в год)
Липецк (745 тыс.тонн в год)
Нижний
Тагил (663 тыс.тонн в год)
Омск (613 тыс.тонн в год)
С.-Петербург (608 тыс.тонн в год)
Челябинск (521 тыс.тонн в год)
Слайд 19Последствия загрязнения атмосферы
Слайд 20Последствия загрязнения атмосферы
Слайд 21Последствия загрязнения атмосферы
50% лесов в Европе и России погибают из-за
воздействия «кислотных» дождей
В Скандинавии из-за кислых осадков, поступающих из Великобритании
и Германии, погибло 20 тыс. озёр.
Слайд 22Разрушение озонового слоя
Последствия загрязнения атмосферы
Хлорфторуглероды (хладон, фреон):
аэрозольные упаковки —
46%
холодильная техника (бытового, торгового и промышленного назначения) и кондиционеры —
27%
средства пожаротушения — 14%
производство пенопласта — 11%
растворители — 2%
Слайд 23Меры борьбы с загрязнением атмосферного воздуха
Замена сгораемого топлива на электричество
Введение
евро 5 и евро 6
Оптимизация транспортных потоков в черте города
Выведение
промышленных объектов за пределы города
Слайд 24Источники загрязнения гидросферы
Слайд 25Последствия загрязнения гидросферы
Загрязнения вод
мирового океана
28,5 млрд. тонн химических веществ:
320 млн.
тонн соединений железа
2,3 млн. тонн свинца
14 млн. тонн фосфора
10 млн.
тонн нефти и нефтепродуктов
3 млрд. тонн бытовых отходов
Загрязнение
пресноводных
экосистем
11 тыс. тонн синтетических поверхностно-активных веществ
от 0,3 до 2 тыс. тонн фенолов
микробное загрязнение (20% проб не отвечают гигиеническим нормам)
Слайд 26Меры борьбы с загрязнением гидросферы
снижение объема сточных вод, сбрасываемых промышленными
предприятиями, за счет развития безотходных технологий
внедрение систем замкнутого оборотного водоснабжения
очистка
сточных вод промышленных предприятий от свойственных им загрязнителей
нормирование сброса сточных вод промышленных предприятий, содержащих токсичные вещества
очистка хозяйственно-бытовых сточных вод от взвешенных веществ, органических веществ, патогенных микроорганизмов перед спуском в водоем
предотвращение утечек транспортируемых веществ на водном транспорте
организация водоохранных зон на водных объектах (от 0,1 до 1,5 км); запрещение в пределах водоохранной зоны различных видов строительства, распашки земель, свалки мусора и отходов производства, а также других видов деятельности, способных повлечь загрязнение водоема
Слайд 27Источники антропогенного загрязнения почвы и его возможные последствия
Слайд 28Источники загрязнения почвы
На одного горожанина приходится от 150 до 600
кг мусора в год, в том числе:
США – 520 кг
Норвегия
и Испания – 200-300 кг
Россия – 300-320 кг
Слайд 29Источники загрязнения почвы
Мусорные леса Мексики
Слайд 30бумага – 2-10 лет
консервная банка – 90 лет
фильтр от сигареты
– 100 лет
полиэтиленовый пакет – 250 лет
пластмасса – 500 лет
стекло
– более 1000 лет
Разложение мусора в природе
Слайд 31Меры борьбы с загрязнением литосферы
биоразлагаемые материалы
сортировка мусора
вторичная переработка
отходов
разработка низкотоксичных
пестицидов и минеральных удобрений
безотходное производство
Слайд 32We don't need any more heroes;
we just need someone to
take out the recycling
Слайд 33Радиационная обстановка
Cтруктура коллективных доз облучения
Природные источники – 85,3%
Медицинские источники- 14,4%
Техногенный
фон – 0,22%
Эксплуатация ИИИ – 0,04%
Слайд 35Факторы среды обитания, формирующие состояние здоровья населения России
Слайд 36повышение уровня учебной дисциплины студентов в период обучения на кафедре
систематизация
процесса получения знаний, умений и их реализация на практике
объективизация оценки
полученных знаний
ранжирование студентов по успеваемости
оперативная оценка успеваемости студента по текущему рейтингу
антикоррупционная составляющая взаимоотношений преподаватель-студент
Балльно-рейтинговая система
Слайд 37Распределение контрольных значений БРС по дисциплине «Гигиена»
Сумма баллов по всей
дисциплине составляет 100% (70% - текущий рейтинг, 30% - экзамен)
Суммарно
70% рейтинга включают 4 модуля за два семестра и рубежный контроль по итогам первого семестра
По окончании дисциплины в конце второго семестра текущий рейтинг составляет 100% - если студент набрал меньше 70%, он автоматически отчисляется.
Далее набранный рейтинг умножается на 0,7 и получается величина текущего рейтинга без экзамена, за экзамен (тест и устный ответ) набирается еще максимум 30%, итоговая оценка ставится в зачетку.
Слайд 38Распределение контрольных значений БРС
по дисциплине «Гигиена»
Слайд 39СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК
Существует с 1922 года
Руководители:
профессор Скоблина Наталья Александровна,
профессор Шеина
Наталья Ивановна
Формы работы: участие в заседаниях, выполнение научного исследования,
выступление с докладом и презентацией на заседании кружка, публикация тезисов и статей, участие с постерными и устными докладами на конференциях, участие в Пироговской конференции РНИМУ.
Слайд 40Желаю вам крепкого здоровья
и
благодарю за внимание!
http://iuh.su/
http://rsmu.ru/pf_cgoe.html