Слайд 1Гигиена труда медицинских работников.
Вопросы деонтологии в работе врача по
гигиене труда
Слайд 2Структура профессиональной заболеваемости женщин-медработников Приморского края за период 1990-2002гг.
1 –
аллергические заболевания, 2 – заболевания опорно-двигательного аппарата; 3 – заболевания
кровеносных сосудов; 4 – заболевания нервной системы; 5 – заболевания глаз; 6 – отравления;
7 – инфекционные заболевания
Слайд 3Структура профессиональной заболеваемости медиков по РФ за 2000г. по отдельным
нозологическим формам:
1 – туберкулез органов дыхания; 2 – гепатит сывороточный;
3 – бронхиальная астма; 4 – гепатит инфекционный; 5 – дерматит;
6 – аллергия лекарственно-медикаментозная; 7 – аллергозы;
8 – туберкулез почек; 9 – экзема; 10 - прочие
Слайд 4Выявляемость профессиональных заболеваний среди медицинских работников не превышает 10% от
их реального числа.
Число первично установленных профессиональных заболеваний среди медицинских
работников в год в России составляет 1- 2 случая на 10000 медиков.
В США, Германии, Чехии и Словакии, Болгарии и др.– 8 - 20 случаев в год на 10000 медиков.
Слайд 5Значимость ряда профессиональных факторов, отмеченных как неблагоприятные, врачами некоторых специальностей
при социологическом опросе
Слайд 6Участковый врач терапевт
На обследование пациента, постановку диагноза и назначение лечение
располагает весьма коротким временем – около 12 мин.
Значительную долю времени
тратит на заполнение амбулаторных карт, выписку рецептов и т.п. – 25-48%
Большая физическая нагрузка при обслу-живании больных на дому + влияние неблагоприятных погодных условий
Постоянный контакт с возбудителями инфекционных заболеваний (ОРВИ, гриппа и т.д.)
Слайд 7Врач-терапевт в стационаре
Большая загруженность - рабочий день около 9 часов
Доля
лечебно-диагностической работы – 47,7%
Доля организационно-методической рабо-ты (заполнение различной медицинской документации)
– 46,7%
Нервно-эмоциональный характер работы: наличие тяжелых больных, необходимость общения с их родственниками, ночные и суточные дежурства
Слайд 8Врач-инфекционист
Профессиональная деятельность по структуре близка к деятельности врача-терапевта стационара
Постоянно присутствует
фактор риска заражения при контакте с инфекционными больными, в том
числе особо опасными инфекциями
Повышается вероятность изменения иммунологического статуса, вирусо-носительства
Слайд 9Врачи хирургического профиля
Нервно-эмоциональный характер труда – сочетание интенсивной умственной деятельности
с высоким эмоциональным напряжением, ночные и суточные дежурства (50% в
возрасте старше 50 лет умирают от инфаркта миокарда и сосудистых поражений ЦНС)
Нагрузка на костно-мышечный аппарат в большом диапазоне – от тончайших манипуляций до значительных физических усилий (ортопедические операции) + вынужденная рабочая поза
Воздействие наркотических и лекарственных средств
Дискомфортные микроклиматические условия
Возможность воздействия шума, лазерного излучения, барометрического давления, ионизирующего излучения
Слайд 10Врач-стоматолог
Плотность рабочего дня – 93% рабочего времени
Выраженное психо-эмоциональное напряжение (контакт
с пациентом, испытывающим боль и страх)
Вынужденная рабочая поза – тело
наклонено и изогнуто вбок
Присутствие в воздухе кабинетов ртути, мышьяка, других химических веществ
Воздействие шума и локальной вибрации
Слайд 11Нормативно-методические документы
Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц,
родильных домов и других лечебных стационаров (СанПиН 2.1.3.1375-03)
Гигиенические требования
к естественному и искусственному освещению жилых и общественных зданий (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03)
Использование УФ бактерицидных ламп для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях (Р 3.1.683-98 )
Безопасность работы с микроорганизмами 1-II групп патогенности (опасности) (СП 1.3.1285-03)
Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований (СанПиН 2.6.1.1192-03)
Гигиенические требования к устройству, оборудованию и эксплуатации радоновых лабораторий, отделений радонотерапии (СанПиН 2.6.1.1310-03)
Слайд 12Требования к планировке и устройству помещений
Архитектурно-планировочные решения стациона-ров различного профиля
должны обеспечить опти-мальные санитарно-гигиенические и противоэпи-демические режимы и условия пребывания
боль-ных и медперсонала, с исключением возможности пересечения «чистых» и «грязных» потоков
Для инфекционных и детских больниц в состав помещений должны входить приемно-смотровые боксы, оборудованные туалетом и ванной, палатой и шлюзом между палатой и коридором
Отделка помещений должна быть гладкой, доступ-ной для влажной уборки и устойчива к обработке дезинфицирующими средствами
В помещениях операционных, перевязочных, нарко-зных, процедурных и т.д. полы должны быть водо-непроницаемыми и антистатическими
Слайд 13Требования к устройству вентиляции
Проектирование и эксплуатация вентиля-ционных систем должны исключать
пере-текание воздушных масс из грязных зон в чистые помещения
Воздух, подаваемый
в помещения опера-ционных, реанимационных и т.д., палаты интенсивной терапии, для ожоговых боль-ных и больных СПИД должен обрабатыва-ться обеззараживающими устройствами, обеспечивающими инактивацию микро-организмов и вирусов – не менее 95%
Кондиционирование воздуха применяется для создания оптимальных соотношений температуры, влажности, скорости движе-ния воздуха
Слайд 14Профилактические мероприятий с целью предупреждения простудных и острых инфекционных заболеваний
Проведение
обязательной вакцинации в предэпидемический период
Усиление контроля за использованием масок
Маски
и перчатки рекомендуется приме-нять при проведении различных лечебных и диагностических мероприятий с целью профилактики заражения СПИД, гепати-том В, снижения контакта с лекарствен-ными средствами
Слайд 15«Деонтология» должное поведение
(от греческого слова deon – должное)
медицинская деонтология
– это медицинс-кая этика, трансформированная с областью практического ее приложения.
3
направления:
должное поведение в зависимости от медицинской специальности;
должное поведение в зависимости от уровня образования (т.е взаимоотношение – врач, фельдшер, медсестра);
должное поведение в зависимости от объекта воздействия (больной, семья, коллектив, сослуживец, общество)