Разделы презентаций


Гигиена учебных занятий в школе

Содержание

Обучение в школе связано с напряженной и сложной умственной работой, в процессе выполнения которой постепенно развивается утомление, снижающее качество усвоения преподаваемого материала.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Гигиена учебных занятий в школе
Практическое занятие № 15
Министерство

здравоохранения и социального развития
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального

образования
«Балтийский федеральный университет им. И. Канта»
Гигиена учебных занятий в школе  Практическое занятие № 15 Министерство здравоохранения и социального развитияФедеральное государственное автономное

Слайд 2 Обучение в школе связано с напряженной и сложной

умственной работой, в процессе выполнения которой постепенно развивается утомление, снижающее

качество усвоения преподаваемого материала. Утомление - естественное следствие любой работы особенно однообразной и монотонной. Объективно оно характеризуется снижением работоспособности (главным образом, со стороны органов и систем, несущих основную нагрузку во время занятий), субъективно проявляется усталостью. В детском возрасте в ЦНС преобладают процессы возбуждения над процессами активного торможения, имеет место повышенная подвижность нервных процессов (быстрая смена очагов возбуждения и торможения), склонность процессов возбуждения к иррадиации, большая выраженность ориентировочного рефлекса "что такое?" Все эти особенности ЦНС выражены более четко у детей младшего школьного возраста, и они должны обязательно учитываться при организации учебных занятий с целью профилактики переутомления учащихся.
Обучение в школе связано с напряженной и сложной умственной работой, в процессе выполнения которой постепенно

Слайд 3 Поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение недели

способствуют соответствие величины учебной нагрузки возрасту ребенка, правильный режим занятий

(построение расписания на учебный день и неделю), методика проведения уроков и перемен. Обусловленная особенностями высшей нервной деятельности недостаточная длительность активного внимания у детей младшего школьного возраста (15-20 мин) вызывает необходимость использования разнообразных методик преподавания и включения пауз, заполненных физическими упражнениями (физкультминутки, активный отдых на переменах), которые способствуют перемещению очагов возбуждения в коре головного мозга и отдыху первично возбужденных центров. Преобладание у младших школьников первой сигнальной системы (восприятие с помощью органов чувств) требует применения в учебном процессе различных наглядных пособий.
Поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение недели способствуют соответствие величины учебной нагрузки возрасту ребенка,

Слайд 4 На состояние работоспособности учащихся влияют также микроклиматические условия

в классе и рекреационных помещениях, уровень освещенности рабочего места школьника,

правильный подбор мебели, посадка учащегося и т.д.
Для обеспечения благоприятного микроклимата (температура воздуха 18-20°С, относительная влажность 40-60%, скорость движения воздуха 0,2-0,4 м/сек) необходимо производить интенсивное проветривание классов и рекреационных помещений до занятий и на переменах. В осеннее и зимнее время окна должны быть надежно заклеены, чтобы исключить излишнее охлаждение детей на занятиях, приводящее к снижению резистентности детского организма и повышению заболеваемости.
(Продолжение – смотри учебник)
На состояние работоспособности учащихся влияют также микроклиматические условия в классе и рекреационных помещениях, уровень освещенности

Слайд 5Постоянная статическая нагрузка во время занятий за монитором может быть

причиной усталости, появления болей в мышцах рук, шеи, плеч, спины.

Длительная работа на дисплее требует большой умственной нагрузки и нервно-эмоционального напряжения. У учащихся отмечаются жалобы на постоянную головную боль после работы на дисплее, боль в глазах, головокружение, обусловленное зрительной нагрузкой.
Основное развитие оптической системы глаз происходит весьма быстрыми темпами и к 3-5 годам почти завершается. Формирование глазницы в основном завершается к 10-14 годам. К 7-10. годам у большинства детей рефракция глаз становится соразмерной функции глаза, совершенствуется на основе жизненного опыта по мере роста и развития детского организма, но темпы увеличения остроты зрения существенно различаются у детей даже одного возраста.

Постоянная статическая нагрузка во время занятий за монитором может быть причиной усталости, появления болей в мышцах рук,

Слайд 6 Зрительная работа при недостаточном или нерациональном освещении снижает

умственную работоспособность, вызывает перенапряжение органа зрения и способствует развитию близорукости.

Поэтому во всех школьных помещениях для учебных занятий должно быть обеспечено достаточно интенсивное, равномерное освещение, не оказывающее слепящего действия и не дающее резких теней.
В средних и южных широтах наилучшие условия естественной освещенности классов, кабинетов, лабора­торий создаются при южной или юго-восточной ориентации. Для создания более равномерного освещения и исключения слепящего действия прямых солнечных лучей кабинеты черчения и рисования рекомендуется ориентировать на север. Световой коэффициент в помещениях для учебных занятий должен быть в пределах 1:4-1:6,а коэффициент естественной освещенности не ниже 1,5%. В то же время значения КЕО для выполнения более точных работ должны быть выше 2% (чертежные работы, рисование), для спортивных и актовых залов, рекреационных помещений допус­кается КЕО не менее 1%.

Зрительная работа при недостаточном или нерациональном освещении снижает умственную работоспособность, вызывает перенапряжение органа зрения и

Слайд 7 Уровень искусственного освещения рабочих поверхностей в классах, аудиториях,

учебных кабинетах, лабораториях должен быть не менее 150 лк (лампы

накаливания) или 300 лк (люминесцентные лампы).
Для кабинетов черчения и рисования уровень освещенности должен составлять 300 лк или 500 лк, а в швейных мастерских 200 лк и 400 лк в зависимости от способа освещения. При этом предпочтение отдается люминесцентному освещению, в наибольшей степени отвечающему гигиеническим требованиям к искусственному освещению.
Для создания достаточной освещенности в типовом классе устанавливают 12 люминесцентных светильников ШОД 2 х 40 (в 2 ряда по 6 светильников) или8 светильников ШОД 2 х 80 (по 4 светильника в ряду). Классная доска дополнительно освещается двумя зеркальными светильниками, установленными параллельно ей. Вертикальная освещенность на середине доски нормируется на уровне 500 лк. При использовании ламп накаливания достаточная освещенность достигается за счет 7-8 светильников СК (светильники кольцевые с мощностью 300 вт), размещаемых в 2 ряда вдоль класса, а также над доской.

Уровень искусственного освещения рабочих поверхностей в классах, аудиториях, учебных кабинетах, лабораториях должен быть не менее

Слайд 8 Восприятие знаков на экране дисплея, которые чередуются с

переводом взора на клавиатуру и текст, может вызвать напряжение аккомодационного

аппарата глаз, зрительное утомление и снижение работоспособности глаз. В результате однообразных повторяющихся действий естественная подвижность глаз оказывается резко ограниченной, что приводит к напряжению глазодвигательных мышц, их работоспособность снижается и общее состояние зрения ухудшается.
Человеческий глаз обладает различной световой чувствительностью к разным длинам волн монохроматических излучений в диапазоне 380-700 нм. Инфракрасные и ультрафиолетовые лучи человеческий глаз не видит. Наибольшая чувствительность глаза днем в спектре (555 нм). Светотехнические параметры дисплея (цветовые параметры, скорость смены информации, яркость экрана дисплея и частота смены кадров), размеры экрана и символов, и общая освещенность в помещении влияют на состояние органа зрения. Низкая освещенность экрана ухудшает восприятие информации, а слишком высокая приводит к уменьшению контраста изображения на экране, что вызывает утомление глаз. При длительной работе на компьютере появляется утомление и переутомление, снижение работоспособности и возникновение головной боли.
Работа на близком расстоянии (менее 50 см) вызывает покраснение глаз, слезотечение, резь и ощущение инородного тела 1 глазах, что может привести к сухости глаз, светобоязни, плохой видимости в темноте (в некоторых случаях заболевание катарактой) из-за постоянных электромагнитных излучений.
Восприятие знаков на экране дисплея, которые чередуются с переводом взора на клавиатуру и текст, может

Слайд 9Правила работы школьников на компьютере
1. Длительность непрерывной работы учащихся не

должна превышать 25 минут.
2. При сдвоенных уроках по информатике время

урока не должно превышать 40 мин (по 20 мин. на каждый урок с переменой между уроками - 10 мин).
3. При появлении первых признаков усталости глаз следует проводить комплекс упражнений для улучшения их функционального состояния.
4. Для искусственного освещения помещения лучше использовать люминесцентные лампы дневного света.
5. Размеры мебели должны соответствовать росту школьника, с регулировкой высоты сидения и угла наклона спинки стула; поза перед компьютером не должна вызывать напряжение мышц спины и ног, локти согнуты под прямым углом.
6. Для снятия статического напряжения туловище должно быть слегка наклоненным вперед, руки свободно лежать на столе, а поясничная часть спины опираться на спинку стула.
7. Изображение на экране дисплея должно быть четким, контрастным, не иметь отражений от окружающих предметов.
8. При работе с текстовой информацией наиболее физиологичными являются черные знаки на светлом (белом) фоне.
9. Оптимальная температура воздуха в классе (помещении) при работе на компьютере не выше 20-21º С, относительная влажность воздуха 40-60%.
10. Необходимо проветривать помещение перед началом занятий и во время перемены.
11. Для школьников всех возрастных групп обязательно выполнять релаксационные упражнения (для глаз, мышц шеи, плеч и ладоней рук).
Правила работы школьников на компьютере1. Длительность непрерывной работы учащихся не должна превышать 25 минут.2. При сдвоенных уроках

Слайд 10Физиологические методики, используемые для оценки работоспособности и функционального состояния школьников

Особенности высшей нервной деятельности в совокупности с перечисленными внешними

факторами создают возможность для быстрого утомления детей и снижения их работоспособности. В связи с этим большое значение приобретают объективные методы определения функционального состояния ЦНС, которые могут быть использованы в качестве критериев правильной орга­низации учебного процесса. Среди них широко используются: а) исследование устойчивости ясного видения; б) исследование и оценка зрительно-моторной и слухомоторной реакций; в) исследование тонкой координации движений; г) изучение работоспособности путем дозированных заданий;
д) изучение поведения детей на уроке.

Физиологические методики, используемые для оценки работоспособности и функционального состояния школьников  Особенности высшей нервной деятельности в совокупности

Слайд 11Исследование устойчивого ясного видения
Устойчивость ясного видения при стабильных

условиях осве­щения зависит от состояния зрительного анализатора и общего состояния

организма.
При длительном рассматривании предмета теряется способ­ность четко различать его и две близко расположенные точки воспринимаются как одна через некоторое время. Способность четко воспринимать очертания предметов или букв, между ко­торыми имеется небольшое расстояние, вновь восстанавливает­ся, затем снова исчезает и т.д. При утомлении время ясного видения предмета уменьшается. Показателем устойчивости ясного видения является выраженное в процентах отношение ясного видения к общему времени наблюдения.
При проведении этой методики используют вычерченное на белом листе и заштрихованное кольцо с разрывом одной стороны (кольцо Ландольта). Кольцо имеет наружный диаметр - 7 мм, разрыв и толщина заштрихованной части - 1,5 мм. Обследуемый рассматривает кольцо Ландольта с расстояния, равного 5 м, при­чем подбородок должен фиксироваться специальной подставкой, линия взора должна быть параллельна полу. Продолжительность исследования 3 мин, в течение которых обследуемый, не отры­ваясь, смотрит на разрыв в кольце Ландольта и сообщает иссле­дователю моменты, когда он видит и когда не видит разрыв.

Исследование устойчивого ясного видения  Устойчивость ясного видения при стабильных условиях осве­щения зависит от состояния зрительного анализатора

Слайд 12Пример записи в протоколе
Показания обследуемого

Показания секундомера, сек.
Видит разрыв

0 25 45 10 45
Не видит разрыв 10 35 05 30 60 и т.д.
Время ясного видения составляет 10+10+20+20+15=75сек. Устойчивость ясного видения равна: 75 ·100 % : 120 = 62,5%
Оценка результатов: например, до занятий время ясного видения составляло 75 сек., после занятий - 60 сек. Приняв исходное время за 100%, можно определить, сколько процентов составляет повторно определенный результат. х = 60 ·100%: 75 = 80%
Вывод: после занятий время ясного видения снизилось на 20%. Снижение времени ясного видения говорит о снижении работоспособности.

Пример записи в протоколе Показания обследуемого     Показания секундомера, сек.Видит разрыв

Слайд 13Исследование и оценка зрительно-моторной и слухо-моторной реакции
Данная методика (хронорефлексометрия) позволяет

опреде­лить изменение соотношения основных нервных процессов (воз­буждения и торможения). В

основе её лежит установление вре­мени реакции обследуемого на световой и звуковой раздражи­тели. Для этой цели используют специальные приборы типа хронорефлексометра, позволяющие определить латентный период реакции с точностью до тысячных долей секунды (рис.).
Исследование начинают с инструктирования обследуемого, суть которого сводится к просьбе нажать кнопку аппарата и при поступлении светового сигнала на панели прибора (или звуково­го) быстро отпустить палец. Такой прием позволяет определить время простой реакции, которая характеризует состояние воз­будительных процессов. Для изучения активного внутреннего торможения надо выработать у обследуемого дифференцировку на определенный (тормозной) сигнал. Для этого обследуемо­му предлагают, например, отпускать кнопку только при появлении светового сигнала определенного цвета. В протоколе фикси­руют время простой реакции, время реакции с дифференцировкой, количество ошибок. В процессе каждого исследования делают 5 измерений.
Исследование и оценка зрительно-моторной и слухо-моторной реакцииДанная методика (хронорефлексометрия) позволяет опреде­лить изменение соотношения основных нервных процессов (воз­буждения

Слайд 14Средняя величина характеризует время скрытого периода условного рефлекса. Необходимо проводить

определения в динамике (до и после воздействия изучаемого фактора).
Увеличение латентного

периода хотя бы одной реакции следует рассматривать, как нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения. Оценку полученных данных можно производить, руководствуясь данными таблицы.

Пример. У обследуемого Н. до занятий время простой реакции 0,2 сек, реакции с дифференцировкой 0,3 сек, одна ошибка. После занятий время про­стой реакции 0,1 сек, время реакции с дифференцировкой не изменилось, 3 ошибки.
Вывод. Имеют место превалирование процессов возбуждения и ослабле­ние активного внутреннего торможения.

Средняя величина характеризует время скрытого периода условного рефлекса. Необходимо проводить определения в динамике (до и после воздействия

Слайд 16Исследование тонкой координации движений
Методика позволяет определить изменения точности движе­ния рук

под влиянием трудовой деятельности учащихся. Для исследования используют тремометр, главной

частью которого яв­ляется металлическая пластина с вырезанными на ней геометрическими фигурами и металлическая игла. Обследуемому да­ется задание с помощью иглы обвести ряд фигур в течение опре­деленного времени, стараясь не касаться панели прибора. Каждое касание фиксируется электросчетчиком.
Оценку результатов проводят по количеству касаний. Повышение точности движений свидетельствует об уравновешенности нервных процессов, понижение - о наступлении утомления.

Исследование тонкой координации движенийМетодика позволяет определить изменения точности движе­ния рук под влиянием трудовой деятельности учащихся. Для исследования

Слайд 17Определение и оценка работоспособности и состояния ЦНС путем дозированных заданий

Корректурные пробы выполняются на специальных таблицах, представляющих собой набор

различных букв (таблицы Анфимова) или их сочетаний, лишенных смыслового значения (табли­цы Иванова-Смоленского). Для дошкольников имеются таблицы, в которых буквы заменены разнообразными геометрическими фигурами.
Задания, предлагаемые испытуемым, могут быть разных ва­риантов, но все они сводятся в общем к вычеркиванию или под­черкиванию тех или иных букв или их сочетаний.
В соответствии с модификацией А.И. Кабанова с помощью кор­ректурных таблиц В.Я. Анфимова учащиеся выполняют два задания. В первом задании учащиеся получают инструкцию вы­черкивать какую-либо одну букву (например, "X") по команде "Начали" и закончить вычеркивание строго по команде "Закончи­ли". Последнюю просмотренную букву необходимо обвести в кру­жок. Задание выполняется в течение одной минуты. Затем учащийся отдыхает 1 минуту и в то же время прослушивает следующее задание - продолжать вычеркивать эту же букву, но в том случае, если перед буквой "X" стоит буква "В" данную букву не вычеркивать, а сочетание "ВХ" следует подчеркнуть. На выпол­нение второго задания отводится такой же отрезок времени (1 минута), как и на первое, и с использованием тех же команд. При необходимости проводить исследования в течение дня, недели следует менять "сигнальные" буквы, не меняя сложности заданий, т.е. новые буквы должны быть равноценными исходной букве.

Определение и оценка работоспособности и состояния ЦНС путем дозированных заданий  Корректурные пробы выполняются на специальных таблицах,

Слайд 18Критерии оценки: при оптимальном функциональном состо­янии ПНС количество просмотренных знаков

увеличивается к концу деятельности; введение условного торможения во втором задании

не сказывается на темпе работы; общее количество оши­бок и ошибок на дифференцировку уменьшается или остается без изменений. Подобные результаты теста заслуживают положи­тельной оценки.
Отрицательные результаты: уменьшение количества про­смотренных знаков, снижение скорости работы после введения условного раздражителя на торможение, увеличения количест­ва ошибок, уменьшение числа просмотренных знаков, свидетель­ствующие о снижении подвижности нервных процессов, о раз­витии последовательного торможения.

Критерии оценки: при оптимальном функциональном состо­янии ПНС количество просмотренных знаков увеличивается к концу деятельности; введение условного торможения

Слайд 19Наряду с определением общей умственной работоспособнос­ти в гигиенических исследованиях используют

методики изуче­ния таких психических функций, как способность к запомина­нию (кратковременная

память) и внимание.
Для определения объема кратковременной памяти исследуе­мому предъявляется в течение определенного времени несколь­ко цифр, слов (не имеющих смысловой связи) или изображений предметов, которые он должен запомнить, а затем воспроизвес­ти в письменном виде. Число правильно названных элементов отражает степень запоминания, которая выражается в процен­тах от общего их числа.
Внимание исследуют с помощью специальных заданий, напри­мер, отыскивание чисел с "переключением" по черно-красной таблице Платонова. Задание состоит в том, чтобы без ошибок в минимально короткий срок найти, показать и назвать в возрас­тающем (от 1 до 24) или убывающем (от 24 до 1) порядке цифры красного или черного цвета, расположенные в таблице без опре­деленной системы.
Наряду с определением общей умственной работоспособнос­ти в гигиенических исследованиях используют методики изуче­ния таких психических функций, как способность

Слайд 20Гигиеническая характеристика школьной мебели

Гигиеническая характеристика школьной мебели

Слайд 21Гигиеническая характеристика школьной мебели
Существенную часть общей школьной нагрузки детей состав­ляет

статическое напряжение, которое возникает в результате вынужденного неподвижного положения тела

на протяжении большей части урока. Длительное статическое напряжение яв­ляется одним из факторов, способствующих более быстрому утомлению во время учебных занятий. Это прежде всего отно­сится к учащимся младших классов в связи с перечисленными выше особенностями ЦНС и несовершенством костно-мышечного аппарата детей. Уменьшение статического напряжения во вре­мя сидения за партой может быть достигнуто за счет сохранения правильной рабочей позы, которая, в свою очередь, зависит от соответствующего подбора школьной мебели.
Главный показатель, используемый при подборе мебели - рост учащихся. В связи с введением кабинетной системы обучения были приняты ГОСТы "Столы ученические" и "Стулья ученические", согласно которым школьная мебель распределялась на 5 групп в зависимости от роста учащихся (с интервалом 15 см) и имела буквенное обозначение (от А до Д).
Гигиеническая характеристика школьной мебелиСущественную часть общей школьной нагрузки детей состав­ляет статическое напряжение, которое возникает в результате вынужденного

Слайд 22
Номер рост учащихся

основные параметры цвет маркировки

(мм) ученической мебели
высота рабочей высота
плоскости cидения
стола (мм) мм
1000-1150 460 260 оранжевый
1150-1300 520 300 фиолетовый
1300-1450 580 340 жёлтый
1450-1600 640 380 красный
1600-1750 700 420 зелёный
Выше 1750 760 460 голубой
Группы мебели имеют фабричную маркировку: цифровое обо­значение и соответствующее цветовое обозначение. Эту марки­ровку (табл.) наносят на нижнюю поверхность крышки стола и сиденья стула. Номер стола или стула стоит в числителе, а рост детей, для которых предназначена данная мебель - в знаменате­ле дроби. Например,
___3__
130-145
Кроме того, с обеих внешних сторон стола наносят дополни­тельную цветовую маркировку в виде круга диаметром 15-20 мм или прямоугольника

Размеры ученической мебели для детей школьного возраста

Номер     рост учащихся    основные параметры

Слайд 23Несоответствие мебели росту детей, изменение взаимоотно­шений между столом и стулом

могут привести к неравномерной нагрузке и неодновременному утомлению различных мышечных

групп, вследствие чего возникает мышечная асимметрия, кото­рая является одной из причин различного рода нарушений осан­ки. Неправильная посадка вызывает более быстрое утомление учащихся, понижение внимания и работоспособности. Кроме того, она является одним из ведущих факторов, способствующих раз­витию близорукости в результате несоблюдения оптимального расстояния от книги до глаз.
Правильной считается такая посадка, когда школьник сидит прямо с легким наклоном вперед. Тетрадь или книга находится на расстоянии 25-35 см от глаз. Между грудью и столом свободно проходит кисть руки. Спина опирается на спинку стула или ска­мьи на уровне поясницы. Ноги согнуты в тазобедренном и ко­ленном суставах под прямым или тупым углом и опираются всей ступней о подставку или пол.
Несоответствие мебели росту детей, изменение взаимоотно­шений между столом и стулом могут привести к неравномерной нагрузке и неодновременному

Слайд 24Обе руки свободно лежат на столе, плечи находятся на одной

высоте, параллельно краю стола.
При правильной посадке органы грудной и брюшной

полости не стеснены, дыхание свободное. Нагрузка на костно-мышечный аппарат минимальная, зрение не напряжено (рис.).
Правильная посадка возможна при соответствии мебели рос­ту и размерам тела ребенка. Высота сидения должна соответст­вовать длине голени вместе со стопой с добавлением 1,5-2 см на высоту каблука. Рельеф сидения должен соответствовать фор­ме бедра и ягодиц, сиденье должно иметь небольшой наклон назад. При такой форме сиденья учащийся не соскальзывает впе­ред. Глубина (передне-задний размер) сиденья должен равнять­ся приблизительно 3/4 длины бедра. При меньшей глубине си­денья уменьшается площадь опоры, и посадка учащегося стано­вится менее устойчивой и более утомительной. При глубине си­денья более 3/4 бедра край сиденья сдавливает сосудисто-нервный пучок в подколенной ямке.

Обе руки свободно лежат на столе, плечи находятся на одной высоте, параллельно краю стола.При правильной посадке органы

Слайд 26Правильная посадка школьников обеспечивается также ра­циональным устройством стола и определенным

соотношением между столом и сиденьем. Крышка стола состоит из горизонталь­ной

и наклонной частей. Наклонное положение крышки стола об­легчает также аккомодационную работу глаз при письме и чте­нии, так как при этом расстояние между глазом и любой строкой книги почти одинаково, и степень аккомодации глаз при чтении постоянная. Соотношение между столом и сиденьем определя­ется дистанциями спинки и сидения, а также дифференцией.
Дистанция спинки - расстояние по горизонтали от края сто­ла, обращенного к ученику, до спинки сиденья. Эта величина должна быть на 3-5 см больше передне-заднего размера тулови­ща. При большей дистанции создается возможность для излиш­него наклона туловища, при меньшей величине дистанции ребе­нок зажат между краем стола и спинкой стула, в результате чего затрудняется экскурсия грудной клетки.

Правильная посадка школьников обеспечивается также ра­циональным устройством стола и определенным соотношением между столом и сиденьем. Крышка стола

Слайд 27Дистанция сиденья - расстояние от переднего края сиденья до вертикальной

линии, опущенной от края стола, обращенного к ученику. Дистанция сиденья

может быть отрицательной, поло­жительной и нулевой. При отрицательной дистанции край стола заходит за край скамьи на 3-5 см, при нулевой дистанции края стола и стула расположены на одной вертикали. При положитель­ной дистанции - вертикальная линия проходит впереди края ска­мьи. Положительная дистанция необходима учащемуся при от­вете с места, при усаживании за парту и при выходе из-за неё. Она создается наличием откидной крышки или при отодвигании стула. При письме и чтении наиболее благоприятна отрицатель­ная дистанция. Дифференция - расстояние по вертикали от поверхности стола до плоскости сиденья.
Различают нормальную, большую и малую дифференцию.
Так, при низком столе и высоком стуле (малая дифференция ученик вынужден сильно наклоняться вперед и опираться на стол, что приводит к сдавливанию органов грудной клетки у брюшной полости. Правое плечо опускается, что способствуй появлению левостороннего сколиоза.


Дистанция сиденья - расстояние от переднего края сиденья до вертикальной линии, опущенной от края стола, обращенного к

Слайд 28При высоком столе и низком стуле создается большая диф­ференция, которая

также приводит к неправильной посадке уча­щихся - правое плечо поднято,

мышцы плечевого пояса напря­жены, что способствует образованию правостороннего сколиоза.
Для определения высоты стола и сидения для учащегося сле­дует руководствоваться данными таблицы.
К началу учебного года медицинский персонал школы совмест­но с классным руководителем должен позаботиться об укомплек­товании каждого класса соответствующей мебелью. Практика по­казывает, что для этого необходимо иметь в каждом классе сто­лы или парты различных размеров. Двухместные парты расстав­ляются в классе в 3 ряда, одноместные - в 5 рядов. Впереди ста­вят столы или парты меньших размеров, дальше от доски - боль­ших размеров. Проход между рядами столов или парт должен составлять 0,7 м, а расстояние от стен до крайних рядов от 0,5 до 0,6м.

При высоком столе и низком стуле создается большая диф­ференция, которая также приводит к неправильной посадке уча­щихся -

Слайд 29Контроль за правильностью рассаживания детей должен осу­ществляться медицинским персоналом школы.

При рассажива­нии следует обратить особое внимание на детей с нарушенным

здоровьем. Дети с пониженным зрением должны сидеть за пе­редними партами или столами, стоящими у окна. Школьников с пониженным слухом также нужно рассаживать на передние парты, ближе к стене (явление резонанса). Учащихся, страдающих ревматизмом и склонных к простудным заболеваниям, не рекомендуется сажать за парты и столы, расположенные у на­ружной стены класса. Школьников размещают за партами или столами в строгом соответствии с их ростом. В целях профилак­тики нарушений осанки и развития косоглазия рекомендуется два-три раза в год менять местами учащихся, сидящих в край­нем левом и правом рядах, соблюдая соответствие их росту но­мера парты.

Контроль за правильностью рассаживания детей должен осу­ществляться медицинским персоналом школы. При рассажива­нии следует обратить особое внимание на

Слайд 30Гигиена учебных занятий в школе

Гигиена учебных занятий в школе

Слайд 31Оценка школьного расписания
Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе

должны обязательно учитывать динамику изменения работоспособности и физиологических функций учащихся

на протяжении учебного дня и недели. Основная задача рациональ­ной организации учебных занятий заключается в том, чтобы, ис­пользуя сочетания разнообразных видов деятельности, обеспе­чить сохранение работоспособности учащихся к концу занятий на довольно высоком уровне.
В составлении школьного расписания необходимо учитывать трудность предметов и преобладание статического или динами­ческого компонентов во время занятий. Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, труда, производственной практики и пения. Это наименее утомительные уроки, и они, при правильной организации занятий, снимают утомление, возник­шее на предшествующих занятиях. В качестве одного из возмож­ных способов оценки можно использовать ранговую шкалу трудности, предложенную И.Г. Cивковым (табл.).


Оценка школьного расписанияГигиенические требования к составлению расписания уроков в школе должны обязательно учитывать динамику изменения работоспособности и

Слайд 32Ранговая шкала трудности уроков по И.Г. Сивкову

Ранговая шкала трудности уроков по И.Г. Сивкову

Слайд 33Наиболее трудные предметы следует включать в расписание для начальных классов

первыми и вторыми, а в средних и старших классах -

вторыми или третьими уроками, т.е. вводить их в период наиболее высокой работоспособности учащихся. Не рекомендуется сочетание двух или трех трудных уроков подряд (например: физика, математика, иностранный язык); лучше чередовать их с менее трудными предметами (например: история, математика, география). Рационально чередование предметов естественно-математического и гуманитарного направлений с уроками физкультуры, труда, пения и рисования, что даёт уча­щимся возможность переключаться с умственной деятельности на физическую. Такое переключение служит активным отдыхом и обеспечивает высокую работоспособность как в течение учеб­ного дня, так и в течение всей учебной недели.

Наиболее трудные предметы следует включать в расписание для начальных классов первыми и вторыми, а в средних и

Слайд 34Для младшего и среднего возраста (7

- 12-13 лет)
Для старших школьников
(13 - 18 лет)

Для младшего и среднего возраста     (7 - 12-13 лет)Для старших школьников(13 - 18

Слайд 35Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов школ, ДДУ
При оценке проекта

вначале следует прочитать пояснитель­ную записку, установить тип школы, число детей,

на которое она рассчитана, радиус обслуживания. Затем переходят к анализу генерального плана школьного участка и внутренней планиров­ки школьного здания. При рассмотрении генерального плана не­обходимо выяснить следующие вопросы:
1. Размещение земельного участка (внутриквартальное, смеж­ное с несколькими кварталами).
2. Конфигурация, общая площадь земельного участка и пло­щадь на одного ребенка.
3. Составные элементы участка (защитная зона, спортивная зона, биологический уголок, зона отдыха, хозяйственный двор).
4. Процент застройки участка.
5. Процент озеленения.
6. Входы и проезды на земельный участок, наличие отдельно­го проезда на хозяйственный двор.
7. Расположение здания школы на участке. При анализе проекта здания школы оценивают:
- Композицию школьного здания (централизованная, блочная, павильонная).
- Этажность здания.

Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов школ, ДДУ   При оценке проекта вначале следует прочитать пояснитель­ную записку, установить тип

Слайд 36Основные помещения школы:
а) классные комнаты (их число на каждом этаже,

площадь, длина и глубина каждой классной комнаты, площадь на одного

человека); естественное освещение (ориентация, световой коэф­фициент, коэффициент заглубления, с какой стороны по отно­шению к ученикам падает свет);
б) лаборатории (физическая, химическая, биологическая) и кабинеты (истории, географии, литературы, математики, чер­чения), их размещение, площадь каждого помещения и площадь на одного учащегося. Естественное освещение, наличие лаборант­ских комнат при лабораториях химии, физики, уголка живой природы при биологической лаборатории;
в) гимнастический зал (расположение, общая площадь, пло­щадь на одного учащегося, высота, естественное освещение и воз­можность проветривания, наличие раздевалки, душевых, снаряд­ной, комнаты для преподавателей, туалетов);
г) помещения для политехнического обучения (столярная и слесарная мастерские - расположение, общая площадь на одного работающего, естественное освещение; кабинеты маши­новедения и электротехники, комнаты ручного труда - площадь и естественное освещение);
д.) помещение для организации продленного дня.

Основные помещения школы:а) классные комнаты (их число на каждом этаже, площадь, длина и глубина каждой классной комнаты,

Слайд 37Нормы проектирования школ и школ-интернатов
Школа должна иметь самостоятельный

земельный участок, изолированный и, как правило, удаленный от транспортных ма­гистралей,

промышленных и других предприятий - источниками шума и загрязнения воздуха. Земель­ные участки ограждаются зелеными насаждениями, а примы­кающие к улицам и проездам - ограждениями высотой 1,2м. Пло­щадь озеленения участка составляет 40-50 %.
Выделяются зоны: спортивная, отды­ха, учебно-опытная и хозяйственная.
Спортивная зона занимает 35-40 % площади земельного участ­ка, включает площадки для спортивных игр (футбольную - 45 х 20 м; волейбольную - 9 X 18 м; баскетбольную - 15 X 24 м). Спор­тивную зону не допускается размещать со стороны окон учеб­ных помещений.
Зона отдыха включает отдельные площадки для подвижных игр 1-2-х, 3-4-х, 5-8-х и 9-10-х классов, а также площадки для тихого отдыха.
Хозяйственный двор располагают вдали от спортивных и иг­ровых площадок, он должен иметь отдельный въезд с улицы.
Здания школ должны иметь следующие группы помещений:
учебные секции для I-III (IV) классов;
учебные секции для V -X (XI) классов для трудового обуче­ния;
учебно-спортивная и культурно-массового назначения;
для организации продленного дня;
общешкольного назначения - столовая, библиотека, админи­стративно-хозяйственного, медицинского обеспечения.
В школах-интернатах, школах с продленным днем предусмат­риваются секции спальных помещений.
Нормы проектирования школ и школ-интернатов  Школа должна иметь самостоятельный земельный участок, изолированный и, как правило, удаленный

Слайд 38Основные помещения.
Классная комната должна иметь пло­щадь 50м2, на одного

учащегося - 1,25 м2, при глубине 6,0-6,3 м, длине 8,0-8,4

м, высоте – З м.
Учебные комнаты имеют те же самые габариты, что и классные комнаты, исключение составляет кабинет черчения и рисо­вания: его площадь 66 м2.
Лаборатории физики, химии, биологии - 66 м2, на одного уча­щегося - 1,65 м2; при каждой лаборатории предусматривается лабораторная комната площадью 15-24 м2.
Военный кабинет имеет площадь 72 м2.
Мастерские по обработке дерева и металла предусматривают­ся площадью 66 м2, на одного учащегося - не менее 3,3 м2. При мастерской проектируется инструментальная 16 м2.
Кабинет домоводства - 50-53 м2.
Помещения для трудового обучения необходимо располагать на первом этаже и размещать в торцах зданий, причем мастер­ская по обработке древесины должна иметь дополнительный вы­ход из здания.
Мастерская для практикумов для 9-10-х классов - 66 м2.
Спортивный зал в неполных средних школах и средних шко­лах на 10-16 классов имеет площадь 162 м2 (9 х 18) при высоте 5,4 м. Школы большей вместимости должны иметь зал площа­дью 288 м2 (12 х 24), высотой 6 м. В школах на 40-50 классов про­ектируют по два зала: 144 и 288 м2 или 144 и 450 м2 соответствен­но. Малые залы используют для занятий младших классов. При спортивном зале предусматриваются снарядная площадь 12-24 м2, две раздевальни (по 16м2 каждая) и две душевые.

Основные помещения. Классная комната должна иметь пло­щадь 50м2, на одного учащегося - 1,25 м2, при глубине 6,0-6,3

Слайд 39Помещения для организации продленного дня.
В школах на

8-12 классов предусматривается одна комната площадью 60 м2 и инвентарная

5 м2. В школах на 16-20 классов проектируются две комнаты по 52 м2 или 60 и 30 м2 с инвентарными. Далее на каждые 10 классов добавляется по одному помещению площадью 50 м2.
Вспомогательные помещения.
Гардероб проектируется цент­рализованный при вестибюле и децентрализованный по учебным секциям вблизи входов и лестниц. Площадь гардероба в вести­бюле на одного учащегося не менее 0,25-0,35 м2.
Рекреационные помещения проектируют или в виде односто­ронне застроенных коридоров шириной не менее 2,8 м, или в виде залов, куда выходят 3-6 классных комнат. На каждого уча­щегося в рекреационном помещении должно приходиться не менее 0,6 м2.
Столовая должна иметь обеденный зал (от 0,65 до 1 м2 на одно посадочное место; при посадке не более, чем в 4 очереди).
Актовый зал рассчитывают по 0,6 м2 на одного учащегося при одновременном размещении не менее 25% от общего числа школь­ников.
Библиотека-книгохранилище проектируется из расчета 0,05-0,08 м2 на одного учащегося, желательно на первом этаже.
Туалетные комнаты размещают на каждом этаже, их площадь должна составлять не менее 0,1 м2 на одного учащегося. Для пер­сонала школы предусматривают отдельный туалет. Количество санитарных приборов: один унитаз на 30 девочек, один умываль­ник на 60 девочек; один унитаз на 40 мальчиков, один писсуар на 40 мальчиков, один умывальник на 60 мальчиков.

Помещения для организации продленного дня.  В школах на 8-12 классов предусматривается одна комната площадью 60 м2

Слайд 40Служебные помещения. Учительская рассчитывается по 2-2,5 м2 на одну классную

комнату.
Комната общественных организаций - 15-17 м2.
Кабинет врача размещают на первом

этаже или у лестничной клетки последующих этажей. В школах на 320-784 учащихся проектируют одну комнату 10 м2, в школах большей вместимос­ти - две смежные комнаты, вторая (12 м2) оборудуется под каби­нет зубного врача. Глубина медицинской комнаты должна быть не менее 5 м2.
Школа-интернат. Неполные средние школы-интернаты про­ектируются на 280 и 560 учащихся, средние - на 340 учащихся. Общая площадь земельного участка должна быть не менее 2,0-2,2 га при озеленении территории на 40-50%.
Помещения школы-интерната объединяют в комплексы в за­висимости от их назначения: помещения учебного корпуса, по­мещения спального корпуса. Классные комнаты и кабинеты пла­нируют площадью 50 м2, что составляет на одного воспитанника 1,4-1,5 м2.

Служебные помещения. Учительская рассчитывается по 2-2,5 м2 на одну классную комнату.Комната общественных организаций - 15-17 м2.Кабинет врача

Слайд 41Актовый зал рассчитывается на 50 учащихся (по 0,6 м2 на

одно место).
Спальные комнаты для младших школьников должны быть рассчитаны не

более чем на 8-10 человек, а для учащихся 5-10 классов не более чем на 6 человек. На одно спальное место должно приходиться не менее 4 м2. Спальни не должны размещаться в проходных комнатах.
Пищеблок состоит из складских, производственных, админи­стративно-хозяйственных помещений и обеденного зала. Обеден­ный зал рассчитан на питание в две смены. На одно посадочное место приходится 0,6-1 м2. Перед обеденным залом должны быть установлены умывальники. Пищеблок должен быть удобно свя­зан как с жилыми, так и с учебными помещениями.
Медицинский пункт-изолятор размещается изолированно от остальных помещений и должен иметь отдельный вход. Он состоит из кабинета врача (12 м2), процедурной (15 м2), палат (по 6 м2 на койку), боксированных палат (по 9 м2), буфетной, ванной комнаты, умывальни и туалета.
Актовый зал рассчитывается на 50 учащихся (по 0,6 м2 на одно место).Спальные комнаты для младших школьников должны

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика