Слайд 1
ГКУ РО «Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»
4 сентября
2018 год
«Безопасность образовательной среды»
Слайд 2Самарина Эльвира
Владимировна
директор научно-образовательного центра практической психологии и психологической службы
РГУ им. С.А.Есенина, кандидат психологических наук, доцент
Слайд 3Путинцева Ольга Сергеевна, директор
ГКУ РО «Центр психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи»
Слайд 4Правительство Рязанской области
Министерство образования и молодежной политики Рязанской области
«Система образования
как ресурс развития человеческого капитала в условиях цифровизации»
Слайд 5«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года»
Указ Президента РФ
от 07.05.2018
Слайд 6Достижение к 2024 году следующих целей и целевых показателей:
Обеспечение глобальной
конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих
стран мира по качеству общего образования
Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций
Слайд 7НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
ДЕМОГРАФИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Слайд 8Современные родители
В Рязанской области функционируют 1 областная и 2 муниципальных
психолого-медико-педагогических комиссий
На базе муниципальных учреждений дополнительного образования детей функционируют 10
психолого-педагогических центров и ГКУ РО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
В образовательных организациях работает 220 педагогов-психологов
В 2017/2018 учебном году в образовательных организациях области действовало 97 служб медиации (примирения) с общим количеством участников – 838 человек.
Слайд 9 Цифровая
образовательная среда
Рязанская область выбрана в качестве пилотного региона
по внедрению в образовательный процесс портала «Российская электронная школа»
Слайд 10СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Воспитание активного гражданина
Поддержка и развитие добровольчества, волонтерства
Слайд 11Экспертно-аналитическая форсайт-сессия
«Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса»
Слайд 12 Психолого-педагогическое сопровождение детей в процессе киберсоциализации, как залог развития
информационного общества.
Допсихологическая помощь в образовательной организации в кризисной
ситуации.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в современном образовании.
Проблемы для обсуждения,
в рамках темы «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса»
Слайд 13Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе киберсоциализации
Слайд 15Симакова Татьяна Александровна
«Особенности позитивной киберсоциализации учащихся»
педагог-психолог, кандидат психологических наук, доцент
Слайд 16Традиционные ресурсы современного общества
Слайд 17Трансформация ресурсов информационного
(постиндустриального) общества
Слайд 19Структура человеческого капитала
Слайд 20Улучшение структуры человеческого капитала
ПАССИВНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Пожилое «дожитие»
Потребление без накопления
Маргинализация
Депрессивные состояния
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Неблагополучие семей
Пьянство, наркомания
Низкая культура
Социальный паразитизм
Преступность
Безответственность
Коррупция
Эффективная политика развития человеческого капитала
ПРОДУКТИВНЫЙ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Знания, навыки, компетенции
Трудовая этика
Социальный капитал
Творческий капитал
Экономический капитал и предпринимательство
Командный капитал
Эффективная элита, определяющая вектор развития города
Слайд 21Захарьящева Ольга Алексеевна
«Как снять конфликт диалогом или
школьная медиация»
Педагог-психолог ГКУ
РО «ЦППМСП»
Слайд 23Волчкова Алена Александровна
«Антикризисная допсихологическая помощь в образовательных организациях»
Педагог-психолог ГКУ РО
«ЦППМСП»
Слайд 24Кризисная ситуация
Кризисная ситуация, по определению Всемирной организации здравоохранения, - угроза
телесной целостности или жизни, перемены в семейной организации или статусе,
изменение роли индивидуума в группе людей, угроза нации и культуре [ВОЗ, 1994].
Слайд 25Типы кризисных ситуаций, затрагивающих субъекты образовательной среды
Слайд 26Типы кризисных ситуаций
Несчастные случаи, сопровождающиеся гибелью детей и их инвалидизацией
Потери
(развод, расставание, перевод в другой класс, другую школу), в том
числе в результате смерти близкого
Суицидальное поведение
Вовлечение в секты и экстремистские организации
Слайд 27Психотравмирующие ситуации
К психотравмирующим событиям относятся ситуации, связанные с угрозой жизни
(или ее благополучию), чести, достоинству, касающиеся человека и его близких.
Травматическое воздействие на психику может оказать не только гибель других (незнакомых) людей, но и врагов. Психологическую травму также вызывают ситуации преднамеренного обмана, мошенничества, что сказывается на потере доверия в целом к людям, к миру, на развитии кризисных состояний. Пережив травматическую ситуацию, человек выполняет громадную внутреннюю работу, которая направлена на переоценку самого себя, своего прошлого, перестройку привычных ранее форм поведения, взглядов относительно будущего и т.д.
Слайд 28Ресурсные люди - те, которые не нуждаются в ЭПП, на
кого можно опираться в оказании помощи
Кого затрагивает кризисная ситуация?
учащихся
родителей
педагогов
администрацию учреждения и других его сотрудников
общество
Слайд 29Основные первичные реакции учащихся и сотрудников образовательного учреждения на травматическую
ситуацию
Когнитивная сфера: отрицание, недоверие к источнику и неверие в достоверность
информации.
Эмоциональная сфера: шок, оглушение, потрясение, боль, растерянность, подавленность, тревога, страхи, обида, раздражение, агрессия, чувство вины.
Поведенческая сфера: объединение, сбор информации, поиск виновных, стратеги совладания (участие в рении проблемы или уход, избегание).
Вегетативные, психосоматические реакции (побледнение кожных покровов, слабость, головная боль, тошнота, нарушение работы ЖКТ, нарушение сна, аппетита и др.).
Массовые психические явления: паника, слухи. Механизмы влияния: заражение, внушение, подражание, убеждение, мода.
Слайд 30В случае недостатка ресурсов для совладания по прошествии небольшого периода
времени в школе могут становиться заметными (прежде всего, учителям и
сверстникам) уже и другие проявления психологического и психического неблагополучия, затрагивающие:
когнитивную,
эмоциональную,
поведенческую,
мотивационную сферы личности,
наблюдаются вегетативные расстройства и психосоматические нарушения, тревожно-фобические, а также тревожно-депрессивные расстройства,
происходит актуализация старых (более ранних) травм.
Основные реакции на психотравмирующее событие, возникающие по прошествии небольшого периода времени
Слайд 31Экстренная до психологическая помощь
– это система приемов, которая позволяет людям, не обладающим
психологическим образованием, помочь себе и окружающим, оказавшись в экстремальной ситуации,
справиться с психологическими реакциями, возникшими в связи с этим кризисом или катастрофой
Слайд 32Кокорева Светлана Валерьевна
«Образование – как процесс и результат формирования успешной
личности»
Заместитель директора по дошкольному
образованию МБОУ «Варсковская средняя школа»