Слайд 1
«ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»
Слайд 2СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
В поле, в лесу, в роще звенели птичьи голоса.
Ветерок
поиграл с кленом и полетел дальше.
Отзвенит ручьями весна, и наступит
лето.
Тут ее тоска взяла, и царица умерла.
В наших пресных водах обитают щука, карась, окунь, пескарь.
Учебник, задачник и карта не любят без дела лежать.
Чуть зашумел ветерок, и зашелестела на деревьях листва.
Весело, радостно играют у высокой сосны белки.
Красив, наряден русский лес.
Дымилась роща под горою, и вместе с ней горел закат.
Слайд 3 БЕСЕДА.
С каким разделом науки о языке вы
познакомились на прошлом уроке?
Что изучает фонетика?
Как ученые называют звуки
речи?
Чем отличаются звуки речи от звуков природы?
С какими другими разделами науки о языке связана фонетика?
Что изучают эти разделы науки о языке?
Слайд 4РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
Сегодня мы продолжим
наш разговор о звуках речи.
На какие две группы
делятся звуки речи?
Звуки речи
гласные согласные
Слайд 6 ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
В сложном мире звуков речи гласным «живется»
легче, так как, образуясь, они на своем пути не встречают
никаких преград – воздух свободно идет через рот. Гласные можно легко тянуть, петь.
Гласных звуков 6 :
[а], [о], [э], [и], [ы], [у].
Задание. Произнесите каждый гласный звук в отдельности.
Слайд 7 В русском языке гласных букв десять: а, о,
э, и, у, ы, е,
ё, ю, я.
Гласных звуков шесть: [и], [ы], [у], [э], [о], [а].
Чтобы отличить их от букв, мы ставим их в квадратные скобки.
Гласные звуки бывают ударными и безударными: во́ды - вода́.
Слайд 8 СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
В отличие от гласных,
при образовании на своем пути встречают препятствия : губы,
зубы, язык. При произношении согласного нужно хоть чуть-чуть приоткрыть рот, из-за чего получается шум.
Задание. В лесу, если вы заблудились, кричите «Ау». Попробуйте прокричать, используя только согласные звуки [ф], [п], [р], [к].
Почему не получилось?
Чтобы кричать, нужен голос, а у согласных его почти нет, один шум.
Слайд 9Согласные звуки состоят из голоса и шума или только из
шума.
Согласные, которые состоят только из шума, называются глухими.
Согласные,
которые состоят из шума и голоса, называются звонкими.
Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, например:
[ б ] был – [ б` ] бил; [ т ] ток – [ т` ] тёк.
Твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные бывают
парными и непарными:
[ б ] - [ б` ] (парные по твёрдости/мягкости);
[ з ] - [ с ] (парные по звонкости/глухости);
[ ш ] (непарные твёрдые согласные);
[ ч` ] (непарные мягкие согласные).
Слайд 10
Согласные парные по твёрдости / мягкости
Согласные непарные твёрдые: [Ж], [Ш], [Ц].
Согласные непарные мягкие: [Ч`], [Щ`], [Й`].
Слайд 11
Согласные парные по звонкости / глухости
Согласные звонкие непарные:
[й],
[л], [л`], [м], [м`], [н], [н`], [р], [р`].
Согласные глухие непарные:
[х], [х`], [ц], [ч`], [ш`].
Слайд 12Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным
заменяется
парным ему глухим. Эта замена называется оглушением:
плуг [к], сыроежка [ш], сказка [с].
Глухой согласный перед звонким согласным ( кроме л, м, н, р, в, й )
заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением:
косьба [з`], молотьба [д`].
Сильной позицией для согласных звуков является позиция пред гласными, а также перед согласными ( л, м, н, р, в, й ).
Перед звонкими и глухими — позиция слабая.
ловкость [ф] – ловок [в], косьба [з`] – косить [с`].
Слайд 13Задание . Прочитайте текст. Вслушайтесь в его звуковое оформление. Найдите
гласные и согласные, которые автор использовал как средство выразительности.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф.И.Тютчев)
Слайд 14 Если гласные «даны для пенья» (С.Маршак), то согласные –
«шелестят, шипят, скрипят, жужжат». Это свойство согласных звуков: передавать звуки
окружающего мира – используют поэты и писатели для образной передачи явлений природы: шума леса, плеска воды, раскатов грома…
Слайд 15 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Над какой темой мы сегодня
работали?
Чем отличается образование гласных и согласных звуков?
Какое значение имеют повторы
гласных и согласных в тексте?
Что вам понравилось на уроке?
Что не понравилось?