Слайд 1Гласный /Ы/
РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
ВЫПОЛНИЛА:
СИН
НИЧЖЭНЬ
ПРОВЕРИЛА:
РОЗОВА О.Г.
КАК ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
УПРАЖНЕНИЕ
УПРАЖНЕНИЕ
Слайд 2单击添加标题
单击添加副标题
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1.Прочитайте скороговорки.
1) У ежа́ ежа́та, у ужа́ ужа́та.
2) В бору́ бобёр
и брат бобра́ рабо́тают без топора́.
3) Ли́за везла́ на возу́ козла́
и козу́.
4) Ткёт ткач тка́ни на пла́тки Та́не.
5) Жу́тко жу́ку жить на су́ку.
КАК ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
УПРАЖНЕНИЕ
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 3单击添加标题
单击添加副标题
2. Прочитайте стихотворение.
Песочком и пешочком
— Я иду́ пешо́чком!
— И я иду́
песо́чком!
— Я иду́ с Ми́шкой!
— И я иду́ с ми́ской!
—
Я — за Мари́ной!
— И я — за мали́ной!
— Я иду́ пешо́чком
С Ми́шкой за Мари́ной!
— И я иду́́ песочком
С ми́ской за мали́ной!
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
УПРАЖНЕНИЕ
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 4单击添加标题
单击添加副标题
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
/Ы/ - Ударный звук [ы] произносится с высоким подъёмом
задней части языка, при этом вся спинка вместе с корнем
и кончиком оттягивается назад. Рот раскрыт, как при произнесении звука и; задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу, кончик языка оттянут назад. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.
УПРАЖНЕНИЕ
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 5单击添加标题
单击添加副标题
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
Необходимо заметить, что внутриглоточная артикуляция находится в прямой зависимости
от положения языка и губ. При произнесении и ротовая полость
имеет наименьший объем, а глоточная — наибольший. При произнесении звука а рот максимально, а глоточная полость — минимально.
УПРАЖНЕНИЕ
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 6单击添加标题
单击添加副标题
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
整个舌体连同舌尖一起稍向后移。同时向硬颚前沿抬起,双唇略向两侧舒展。发元音/ы/时,舌中部从发元音/и/的位置稍向后缩,同时舌后部抬起,舌面高度相当于/и/, /у/, 双唇向两旁舒展。(练习发音时可与/и/, /у/对比发音,然后找准/ы/的位置。).
УПРАЖНЕНИЕ
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 7单击添加标题
单击添加副标题
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
1. Прочитайте слоги с гласным /ы/.
ты …
ды … ны … сы … зы …
фы… вы
… пы … бы … мы …
жи … ци … ши …
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 8单击添加标题
单击添加副标题
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
Упражнение 2. Прочитайте слова, и обратите внимание
на гласный нижнего подъема [а] и гласный верхнего подъема [ы]:
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 9单击添加标题
单击添加副标题
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
Упражнение 3. Прочитайте слова, и обратите внимание
на гласный звук переднего ряда [и] и гласный среднего ряда
[ы] :
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 10单击添加标题
单击添加副标题
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
Упражнение 4. Прочитайте слова, и обратите внимание
на гласный звук заднего ряда лабиализованный [у] и гласный среднего
ряда [ы] :
Д/З
УПРАЖНЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 11单击添加标题
单击添加副标题
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
Упражнение 5. Слушайте и повторяйте слова с
буквой /ы/, и обратите внимание на произношение /ы/.
мыло
пышки
сыр
рыба
язык
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 12单击添加标题
单击添加副标题
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
Упражнение 5. Слушайте и повторяйте слова с
буквой /ы/, и обратите внимание на произношение /ы/.
бык
огурцы
мышка
крыша
дым
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 13单击添加标题
单击添加副标题
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
Упражнение 5. Слушайте и повторяйте слова с
буквой /ы/, и обратите внимание на произношение /ы/.
тыква
часы
цветы
фрукты
шары
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 14单击添加标题
单击添加副标题
Упражнение 6. Прочтите слова, сравнивая гласные под ударением и без
него. Помните, что длительность безударного гласного меньше, чем ударного.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК
ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
Во́ды – воды́, во́йны – войны́, го́ловы – головы́, сто́роны – стороны́, мыть – вы́мыть,
Дым – дымы́ – дымово́й, ци́ник – цини́зм, ширь – ширина́, жив – живо́й, рыть – вы́рыть.
Слайд 15单击添加标题
单击添加副标题
Упражнение 7. Буква и после твердых шипящих [ш], [ж] и
после [ц] обозначает звук [ы]. Повторяйте следующие слова с буквой
/и/, которые произносятся /ы/. (на презентации есть картины и звукозаписи)
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
цифры
мыши
лыжи
цикада
жир
Слайд 16单击添加标题
单击添加副标题
Упражнение 7. Буква и после твердых шипящих [ш], [ж] и
после [ц] обозначает звук [ы]. Повторяйте следующие слова с буквой
/и/, которые произносятся /ы/. (на презентации есть картины и звукозаписи)
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
ножи
жираф
карандаши
ежи
жито
Слайд 17单击添加标题
单击添加副标题
Упражнение 8. От данных существительных образуйте формы множе-ственного числа и
составьте с ними предложения.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
Образец: гри́б – грибы́.
Мы купи́ли грибы́ в магази́не.
Сад, актёр, стол, шар, мост, шкаф, сыр, двор, каранда́ш, нож
Слайд 18单击添加标题
单击添加副标题
Упражнение 9. Образуйте формы множественного числа с окончанием Ы.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК
ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
Образец: портре́т – портре́ты
У́лица, ко́мната, карти́на, маши́на, отве́т,
бале́т,
гита́ра, аэропо́рт, балко́н, режи́м.
Слайд 19单击添加标题
单击添加副标题
Упражнение 10. Замените точки существительными.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
Весёлый …, бе́лый…,
гла́вный …, ста́рый …, си́ний …,
Чёрный …, бы́стрый …,
ни́зкий …, дешёвый …, то́нкий ….
Слайд 20单击添加标题
单击添加副标题
Упражнение 11. На месте буквы и в начале слова при
тесном слиянии в произношении этого слова с предшествующим, имеющим на
конце твердый согласный, произносится гласный [ы]. Особенно часто это бывает в сочетаниях с предлогами. Прочитайте следующие слова и словосочетания, и обратите внимание на произношение.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
Из искры (произносится [из-ыскры]),
в úзбы (произносится [в-ызбы]),
к Ире (произносится [к-ыре],
с иглой (произносится [с-ыглóй]),
Слайд 21单击添加标题
单击添加副标题
Упражнение 11. На месте буквы и в начале слова при
тесном слиянии в произношении этого слова с предшествующим, имеющим на
конце твердый согласный, произносится гласный [ы]. Особенно часто это бывает в сочетаниях с предлогами. Прочитайте следующие слова и словосочетания, и обратите внимание на произношение.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
к игре (произносится [к-ыгрé]),
к Иванóву (произносится [к-ыванóву]).
брат идёт (произносится [т-ы]),
он ищет (произносится [н-ы]),
Слайд 22单击添加标题
单击添加副标题
Упражнение 11. На месте буквы и в начале слова при
тесном слиянии в произношении этого слова с предшествующим, имеющим на
конце твердый согласный, произносится гласный [ы]. Особенно часто это бывает в сочетаниях с предлогами. Прочитайте следующие слова и словосочетания, и обратите внимание на произношение.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
Иван Иванович (произносится [н-ы]),
мальчик играет (произносится [к-ы]),
смех и горе (произносится [х-ы]),
кот и повар (произносится [т-ы]).
Слайд 23单击添加标题
单击添加副标题
Упражнение 12. Прочитайте скороговорки, обращая внимание на произношение /ы/.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК
ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
1.Мы́ла Ми́ла ми́шку мы́лом,
Ми́ла мы́ло урони́ла.
Урони́ла Ми́ла мы́ло,
Ми́шку мы́лом не домы́ла.
2.Не жале́ла ма́ма мы́ла.
Ма́ма Ми́лу мы́лом мы́ла.
Ми́ла мы́ла не люби́ла,
Мы́ло Ми́ла урони́ла.
Слайд 24单击添加标题
单击添加副标题
Упражнение 12. Прочитайте скороговорки, обращая внимание на произношение /ы/.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК
ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
3.Все бобры́ для свои́х
бобря́т добры́.
4.Бреду́т бобры́
в сы́ры боры́.
Бобры́ хра́бры, а для
бобря́т добры́.
5.Ры́бу лови́т рыболо́в.
В реку́ весь ушёл уло́в.
Слайд 25单击添加标题
单击添加副标题
Упражнение 13. Прочитайте стихотворения, обращая внимание на произношение /ы/.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК
ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
- Зверёк, зверёк, куда́ бежи́шь?
Как звать тебя́ малы́шка?
- Бегу́
в камы́ш-камы́́ш-камыш,
Я мы́шка-мы́шка-мы́шка.
А. Шибаев
Ре́чку переплы́ли
Ро́вно в полмину́тки:
Цыплёнок на утёнке,
Цыплёнок на утёнке,
Цыплёнок на утёнке,
А ку́рица на у́тке.
Д. Хармс
Слайд 26单击添加标题
单击添加副标题
Упражнение 13. Прочитайте стихотворения, обращая внимание на произношение /ы/.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК
ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
Цып, цып-цып и цып-цып-цып
Нашли́ цвето́к, листо́к и гриб.
Цып-цып-цып, возьми́
цвето́к.
Цып-цып, возьми́ листо́к.
Цып, возьми́ гриб.
Г. Сапгир
Слайд 27单击添加标题
单击添加副标题
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
УПРАЖНЕНИЕ
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
ДАМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.Пишите свои предложения на упражнение 8.
2.Пишите
слова множественных чисел упражнения 9.
3.Пишите подходящие слова данных картин.
Слайд 28单击添加标题
单击添加副标题
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
УПРАЖНЕНИЕ
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 29单击添加标题
单击添加副标题
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
УПРАЖНЕНИЕ
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
Использованные литературы
О.Г. Розова Практическая фонетика русского языка.
Учебное пособие для иностранных студентов. СПб. 2008
http://readik.ru/str1_33_1_7.php
http://readik.ru/str1_33_1_2.php
http://www.skazanul.ru/taxonomy_vtn/term/1616
http://www.philol.msu.ru/~fonetica/index.htm
Слайд 30单击添加标题
单击添加副标题
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
КАК ПРОИЗНОСИТЬ /Ы/
УПРАЖНЕНИЕ
УПРАЖНЕНИЕ
Д/З
ЛИТЕРАТУРА
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!