Слайд 1Главная линия прокатного стана
Слайд 2Прокатным станом называется комплекс машин и агрегатов, предназначенных для осуществления
пластической деформации металла в валках (собственно прокатки), дальнейшей его обработки
(правки, резки и т.д.) и транспортировки.
Оборудование прокатного стана делится на две группы:
1. Оборудование, входящее в линию рабочей клети;
2. Прочее оборудование, предназначенное для отделки и транспортировки металла.
Определение прокатного стана.
Слайд 3Главная линия прокатного стана
Оборудование, входящее в главную линию, состоит из
рабочей клети, шпинделей, шестеренной клети, коренной муфты, редуктора, моторной муфты
и главного электродвигателя.
Главная линия прокатного стана: 1–электродвигатель; 2–моторная муфта; 3– редуктор; 4–коренная муфта; 5–шестеренная клеть; 6–шпиндели; 7–уравновешивание шпинделей; 8–рабочая клеть.
Слайд 4Главным двигателем современных прокатных станов является электродвигатель переменного или постоянного
тока с широким диапазоном регулирования числа оборотов. Мощность двигателя колеблется
в значительных пределах в зависимости от производительности стана и сортамента прокатываемого металла.
Назначение главного двигателя — привести во вращение валки рабочей клети.
Слайд 5Редуктор предназначен для изменения больших чисел оборотов двигателя до необходимых
чисел оборотов рабочих валков. В зависимости от передаточного числа редукторы
изготавливают одно-, двух- и редко трехступенчатыми, причем передаточное число каждой ступени редуктора принимается от 1 до 6.
Слайд 6Муфта моторная (главная муфта) соединяет вал двигателя с ведущим валом
редуктора.
Слайд 7Муфта коренная соединяет ведомый вал редуктора с шестеренной клетью.
Слайд 8Шестеренная клеть — устройство для передачи вращения от одного двигателя
двум или трем прокатным валкам. Число шестерен (шестеренных валков) этой
клети равно числу рабочих валков. Шестерни установлены в специальном литом корпусе соответственно расположению валков в рабочей клети. Каждая шестерня соединена с рабочим валком шпинделем.
Слайд 9Шпиндели служат для передачи валкам рабочей клети вращения и крутящих
моментов от шестеренной клети или непосредственно от главного электродвигателя.
Слайд 10Рабочая клеть, в которой происходит собственно процесс прокатки, служит для
установки валков и восприятия давления, действующего на валки при деформации
металла. К оборудованию рабочей клети относятся: станина, валки, подушки с подшипниками, устройства для установки валков, проводки, линейки и пр.
Слайд 11Виды главных линий прокатных станов
Современные прокатные станы обычно имеют главные
линии двух типов:
с индивидуальным и групповым приводом.
Слайд 12Главная линия с индивидуальным приводом каждого валка
Достоинствами этого варианта являются
хорошие динамические качества из-за малого момента инерции деталей привода, меньшая
стоимость механического оборудования и возможность раздельного регулирования скорости каждого валка, что иногда требуется технологией. Недостатки − большая стоимость электрооборудования и необходимость электрической синхронизации вращения валков, что требуется технологией прокатки в чистовых клетях.
Слайд 13Главная линия с групповым приводом каждого валка
Название этого варианта происходит
из того, что один двигатель приводит несколько (группу) валков. Динамические
качества этого варианта хуже, поскольку шестеренные клети имеют очень большой момент инерции. Стоимость электрооборудования меньше, а механического – больше, чем при индивидуальном приводе. Отсутствует возможность раздельного регулирования скорости валков. Но там, где нужно иметь строго одинаковые скорости валков, этот вариант предпочтителен.
Слайд 14Классификация прокатных станов
по расположению главных линий
Слайд 151. Одноклетьевые станы. Это крупные обжимные и толстолистовые станы. Для
увеличения суммарной деформации они обычно работают в реверсивном режиме.
Слайд 162. Линейные станы. Так называются потому, что в них несколько
(2÷5) рабочих клетей устанавливаются в одну главную линию.
Прокатка идет в
двух горизонтах, а передача раскатов из клети в клеть - в поперечном направлении, посредством обводных аппаратов или толкателей. Основной недостаток этого типа – невозможность увеличения скорости прокатки по мере роста длины раската (из-за вытяжки). В прошлом этот тип станов широко применялся для прокатки сорта и проволоки, а в настоящее время применение линейного расположения клетей считается целесообразным только для рельсобалочных станов.
Слайд 173. Станы с последовательным расположением клетей.
Прокатные клети располагаются вдоль технологической
линии.
а) станы «тандем» - двухклетьевые реверсивные.
Этот вариант применяется для
толстолистовых станов.
б) многоклетьевые – с расположением клетей на расстояниях, превышающих длину раскатов.
Слайд 181. Станы последовательно-возвратные или «кросс-каунтри». Клети располагаются обычно в три
линии и передача раскатов с одной линии на другую производится
шлепперами.
2. «Шахматные» станы, у которых последние клети расположены в шахматном порядке для передачи раскатов в продольном направлении.
Слайд 194. Непрерывные станы – характерны тем, что прокатка идет одновременно
в нескольких клетях. Для этого клети устанавливаются в непосредственной близости
друг от друга. Благодаря непрерывности процесса потери тепла минимальны, а качество проката - наилучшее, т.к. непрерывные процессы легче поддаются автоматизации. Но при прокатке на непрерывных станах необходимо поддерживать «константу прокатки», что требует очень точной регулировки скорости прокатки.
Обычно клети непрерывных станов объединяются в черновую и чистовую группы. По этому типу выполняются средне- и мелкосортные станы и проволочные станы, а также станы холодной прокатки полос.
Слайд 205. Полунепрерывные станы – состоят из непрерывной группы и одной
реверсивной клети или нескольких клетей с последовательным расположением клетей. Для
горячей прокатки листов используют станы с черновой группой в виде последовательно расположенных клетей. В силу традиции такие станы называются непрерывными широкополосными (НШС). Кроме того, станы с черновой реверсивной клетью и непрерывной чистовой группой. Эти станы называются полунепрерывными широкополосными (ПНШС). Для прокатки крупного сорта применяют полунепрерывные станы с непрерывной черновой группой и последовательно-возвратной чистовой.
Слайд 216. Комбинированные станы – с линейным и последовательным расположением клетей.
Слайд 22Классификация прокатных станов
по режимам работы
Слайд 231. Реверсивный режим работы – прокатка идет с изменением направления
вращения валков и полосы на обратное. Благодаря реверсивности в одной
клети можно делать много проходов и т.о. осуществлять значительную суммарную деформацию.
Слайд 242. Нереверсивный режим работы – валки вращаются в одном направлении
и направление движения полосы при прокатке не изменяется.
Подразделяется на:
а) с
постоянной скоростью прокатки. Реализуется при установке в клетях синхронных двигателей;
б) с переменной, редко изменяемой скоростью (при переходе на прокатку другого профиля). Имеет место на сортовых станах с последовательным расположением клетей;
в) с уменьшающейся скоростью в проходе (рис.3.2в) – на линейных станах с маховиками, которые отдают энергию при уменьшении скорости их вращения, компенсируя недостаточную мощность двигателя;
г) с регулируемой скоростью в проходе – скорость уменьшается при захвате и выбросе металла.
Слайд 25Классификация прокатных станов по назначению
Слайд 261. Обжимные станы – блюминги для производства блюмов, слябинги –
слябов и блюминги-слябинги для производства того и другого. Обозначаются по
номинальному диаметру валков: блюминг 1300, слябинг 1150, блюминг-слябинг 1250. Режим работы – реверсивный. Число клетей n = 1. Скорость прокатки Vmax - до 6м/с. Годовая производительность – Q до 6 млн.т. Исходный материал – слитки.
Слайд 272. Заготовочные станы – обычно непрерывные (НЗС). Типичный представитель –
отечественный НЗС 900/700/500. Имеет 14 клетей трех типов с диаметрами
валков 900, 700 и 500мм. Скорость прокатки Vmax - до 7м/с. Годовая производительность – Q до 5 млн.т. Исходный материал – блюмы.
Слайд 283. Рельсобалочные станы (РБС) – обычно линейного типа с диаметром
валков 800÷850мм. Число клетей - до 4. Годовая производительность –до
1,5 млн.т. Скорость прокатки – до 4м/с. Исходный материал – блюмы. Продукция – рельсы 38÷75 кг/п.м. и балки до №60.
Слайд 304. Крупносортные станы – полунепрерывные или с последовательным расположением клетей,
но встречаются еще старые станы линейного типа. Диаметр валков –
560÷800мм. Крупнейший в Европе стан 600 АМК имеет 15 клетей, скорость прокатки Vmax - до 10м/с. Годовая производительность –1,6 млн.т. Исходный материал – блюмы. Продукция - круги диаметром до 120мм, балки до №20.
Слайд 315. Среднесортные станы – непрерывного типа. Диаметр валков - 350÷550мм.
Типовой отечественный среднесортный стан 350 имеет число клетей – 14,
годовую производительность –1млн.т. Скорость прокатки – до 15м/с. Исходный материал – заготовки 170х170мм. Продукция – круги диаметром до 75мм, уголки до 90х90мм.
Слайд 326. Мелкосортные станы – непрерывного типа. Диаметр валков - 250÷330мм.
Типовым является отечественный мелкосортный стан 250. Имеет число клетей –
23, годовую производительность –0,8млн.т. Скорость прокатки – до 20м/с. Исходный материал – заготовки 80х80мм. Продукция – круги диаметром до 30мм, уголки до 40х40мм. Прокатка на этих станах ведется в две «нитки».
Слайд 337. Проволочные станы – исключительно непрерывные с диаметром валков 150÷280мм.
Отечественные станы 250 имеют по 37 клетей. В черновых клетях
прокатка ведется в 4 «нитки», в чистовых - в одну. Скорость прокатки – до 46 м/с. Годовая производительность –0,8млн.т. Исходный материал – заготовки 80х80мм. Продукция – катанка диаметром 6÷9мм. Зарубежные проволочные станы с чистовыми клетями в виде блоков имеют скорость прокатки до 120м/с.
Слайд 348. Толстолистовые станы (ТЛС) – в основном двухклетьевые «тандем» (стан
2800 АМК). Иногда оснащаются третьей клетью с вертикальными валками (стан
3600 з-да «Азовсталь»). Крупные ТЛС с длиной бочки 4000÷5000мм имеют одну клеть. Длина бочки ТЛС − 2250÷5500мм. Годовая производительность – до 3,6млн.т. Режим работы – реверсивный. Скорость прокатки – 4÷5м/с. Исходный материал – слябы, иногда − слитки.
Слайд 359. Широкополосные станы горячей прокатки − непрерывные (НШС) и полунепрерывные
(ПНШС). Длина бочки − 1300÷3050мм, но у большинства - 2000÷2300мм.
В действительности НШС и ПНШС являются полунепрерывными станами, но у первых черновая группа – с последовательным расположением клетей и непрерывным режимом работы, а у вторых – в виде одной реверсивной клети. У НШС число клетей - 11÷15, ПНШС имеют 6÷10 клетей, Vmax - до 20м/с, Q до 2,5 млн.т. Прокатываются полосы 1÷16мм из литых слябов массой до 45т. ПНШС применяют при относительно небольших объемах производства и сложном сортаменте, включающем высоколегированные и специальные марки сталей.
Слайд 3610. Станы Стеккеля (или станы с моталками в печах)– это
реверсивные одно-двухклетьевые станы, у которых по обе стороны чистовой клети
расположены моталки в камерных печах, благодаря которым при прокатке осуществляется подогрев тонкой полосы. Это при относительно небольшой скорости прокатки предотвращает захолаживание металла.
Длина бочки - 915÷1675мм. Скорость прокатки - 6÷10м/с. Годовая производительность – 0,2÷0,4млн.т. Исходный материал – слябы и слитки массой до 12т. Продукция – полосы толщиной 1÷8мм шириной до 1525мм.
Слайд 3811. Листовые станы холодной прокатки (ЛХП) − подразделяются на непрерывные
и одноклетьевые реверсивные. Непрерывные имеют 3÷5 клетей с длиной бочки
1200÷2210мм. Скорость прокатки – до 40м/с. Годовая производительность – 0,55÷1,8 млн.т. Исходный материал – горячекатаные полосы толщиной 1,2÷6,5мм в рулонах массой до 45т. Продукция – полосы толщиной 0,15÷38мм шириной до 2080мм. Для прокатки жести применяются непрерывные 6-ти клетьевые станы с длиной бочки 1300÷1420мм, Vmax - до 37м/с, Q =0,5÷0,7 млн.т. Они производят жесть толщиной 0,08÷0,15мм из горячекатаных полос толщиной 1,5÷3,5мм. Одноклетьевые реверсивные станы имеют очень много различных конструкций. Длина бочек у них - 1200÷2285мм, Vmax - до 20м/с, Q до 0,08 млн.т. Производят полосы толщиной 0,2÷4,0мм из горячекатаных полос толщиной 1,5÷6,5мм. В этот же класс входят многовалковые (20-ти и более) станы для прокатки фольги.
Слайд 3912. Дрессировочные станы – для холодной прокатки листов и полос
с малыми (0,8÷2)% обжатиями. Дрессировка применяется для получения
наклепа поверхностных слоев
металла, что необходимо для холодной
листовой штамповки.
Слайд 4013. Трубопрокатные станы (агрегаты) – отличаются большим разнооб-
разием конструкций. К
ним относятся прошивные станы для получения гильз из трубных заготовок.
Для превращения гильз в трубы применяются автомат-станы, непрерывные станы, пильгер-станы, реечные станы, раскатные трехвалковые станы поперечно-винтовой прокатки. Для уменьшения диаметра труб и получения их точных размеров используются редуцирующие и калибрующие станы. Все это оборудование будет подробно изучаться в курсе трубного производства.
Слайд 4114. Станы специального назначения – для производства специального проката. К
ним относятся:
а) профилегибочные станы – для производства гнутых профилей продольной
прокаткой посредством изгиба в холодном состоянии из полос и листов толщиной 0,1÷20мм и шириной до 2000мм. Гнутые профили (уголки, швеллеры, волнистые листы и т.д.) легче горячекатаных и имеют более высокую чистоту поверхности. Их применение вместо горячекатаных позволяет экономить до 25%; металла;
Слайд 43б) станы для прокатки круглых периодических профилей − ступенчатых и
конических валов и осей, торсионных валов и т.п. посредством поперечно-винтовой
прокатки на трехвалковых станах с коническими валками;
Слайд 44в) станы для прокатки коротких тел вращения в винтовых калибрах
– шаров, цилиндрических втулок, велосипедных втулок. Используется процесс поперечно-винтовой прокатки,
но валки имеют бочкообразную форму, а на их поверхности нарезаны ручьи калибров;
Слайд 45г) станы для прокатки профилей с винтовой поверхностью – винтов,
ребристых труб, шнеков и т.п. Реализуют процесс поперечно-винтовой прокатки в
двух- и трех валковых клетях с цилиндрическими валками, на бочках которых имеются кольцевые калибры.
Слайд 46д) станы для прокатки сверл – посредством процесса продольно-винтовой прокатки.
Четыре валка-сектора, расположенных под углом 900 друг к другу и
развернутых относительно оси заготовки на угол, равный углу подъема винтовых канавок сверла, образуют закрытый калибр, обеспечивающий прокатку канавок сверла одной парой валков и профиля спинок – другой парой.
Слайд 47е) станы для прокатки зубчатых колес – посредством процесса поперечной
прокатки. Валки имеют поверхность в виде зубьев и при деформировании
нагретого металла происходит накатка зубьев на поверхность заготовки.
Слайд 48ж) кольцепрокатные станы – для производства колец диаметром 200÷6000мм, которые
используются в авиационной, судостроительной и подшипниковой промышленности. Эти станы имеют
наружные и внутренние валки для обработки соответствующих поверхностей колец. К этому же классу относятся и станы для прокатки ж.д. колес.