Слайд 1Гонения на христиан
в Римской империи
I-IV век
Слайд 2Церковь и Римская империя
Апостольская проповедь проходила совпала с решительным моментом
мировой истории - завершением создания универсальной по духу и замыслу
Римской империи
Никогда ранее эти громадные территории, обнимавшие все, что обычный человек того времени знал о цивилизованной жизни, не находились в сфере единой культуры, единой ойкумена (др.-греч. οἰκουμένη «заселённая» (земля), от οἰκέω «населяю, обитаю») – вселенной
Благодаря походам Александра Македонского большая часть территорий, вошедших в Римскую империю, уже была объединена единой культурой - культурой эллинизма - и единым международным языком (по крайней мере, для представителей образованного класса) - греческим
Слайд 4I-IV вв. – эпоха гонений на христиан
ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН
В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ - преследование раннехрист. Церкви в I-IV вв.
как «незаконного» сообщества, организованное Римским гос-вом. Г. периодически возобновлялись и прекращались по различным причинам
Слайд 5Важно знать
История взаимоотношений между Римской империей и христ. общинами на
ее территории в I-IV вв. представляет собой сложный комплекс богословских,
юридических, религиозно-исторических проблем
На протяжении этого периода христианство в Римской империи не обладало устойчивым статусом, официально считалось «недозволенной религией» (лат. religio illicita), что теоретически ставило ее стойких приверженцев вне закона
Слайд 6При этом
В то же время значительная часть населения империи, а
также определенные круги рим. высшего общества, особенно с кон. II
- нач. III в., симпатизировали христианству
Время относительно мирного, стабильного развития общин сменялось периодами более или менее решительных преследований христианства со стороны общеимперских или местных властей, Г. на христ. Церковь. Враждебное отношение к христианам было характерно как для консервативно настроенной аристократии, так и для «толпы», к-рая склонна была видеть в христианах источник социально-политических проблем или природных бедствий, происходивших в империи
Слайд 7Причины?
В определении причин неприятия христианства Римским гос-вом и Г. на
Церковь у совр. исследователей нет единого мнения
1) Наиболее часто говорится
о несовместимости христ. мировоззрения с рим. традиц. общественными и гос. Порядками
Однако история христианства с IV в., после реформ имп. Константина, указывает именно на совместимость и широкие возможности взаимодействия между христианством и рим. обществом
Слайд 82) Указывается также на религ. противостояние христ. вероучения и традиц.
рим. языческой религии
При этом религ. традиция античного мира, определяемая как
язычество, часто воспринимается недифференцированно, не учитывается состояние и эволюция культов различного типа на территории империи
Тем не менее эволюция античных религий в эпоху империи оказывала существенное влияние на распространение христианства и его отношения с гос-вом. Задолго до появления христианства стал свершившимся фактом упадок греч. олимпийской религии, сохранившей влияние лишь в нек-рых регионах
Слайд 9Система традиц. рим. городских культов, сосредоточенных на Капитолии, стремительно теряла
популярность
Слайд 10Ярким свидетельством было то, что
В первые века по Р. Х.
наиболее влиятельными в империи стали синкретические культы ближневост. происхождения, так
же как и христианство, ориентированные на распространение по всей ойкумене вне этнических и гос. границ и содержавшие осмысленную тенденцию к монотеизму
Кроме того, внутреннее развитие античной философской мысли уже со II в. (Марк Аврелий, Аристид), и особенно в III-V вв., в период расцвета неоплатонизма, привело к существенному сближению основ христ. и позднеантичного философского мировоззрения
Слайд 11Гонения в разные периоды истории империи и христианства были вызваны
различными причинами
На раннем этапе, I-II вв., их определяли противоречия между
идеями рим. гос. культа и принципами христианства, а также длительный конфликт между Римом и иудеями
Позднее, в кон. III-IV в., Г. были следствием внутриполитической и общественной борьбы в империи, сопровождали процесс поиска новых религиозно-идеологических ориентиров в обществе и гос-ве
В этот последний период христ. Церковь превратилась в одно из общественных движений, на к-рое могли опираться различные политические силы, и в то же время Церковь подвергалась Г. по политическим мотивам
Слайд 12Особенной ожесточенности Г. способствовало и то, что христиане, отказавшись от
ветхозаветной религии, сохранили непримиримое отношение ко всем «чужим», «внешним» культам,
изначально характерное для иудаизма
Большую роль в развитии Г. сыграло также распространение эсхатологических ожиданий в христ. среде, к-рые в той или иной мере присутствовали в жизни общин на протяжении I-IV вв. и влияли на поведение христиан
Слайд 13Толерантность римлян к иным религ. традициям на территории империи базировалась
на признании последними рим. суверенитета и, следов., рим. гос. религии.
Цель
разумного существа,- по определению Марка Аврелия,- подчиняться законам государства и древнейшему государственному устройству» (Aurel. Antonin. Ep. 5)
Неотъемлемой частью рим. политической и правовой системы оставалась рим. гос. религия, в к-рой капитолийские боги во главе с Юпитером выступали в качестве символа гос-ва, могущественного гаранта его сохранения, успеха и процветания
Слайд 14Немалую роль сыграл культ императора
После смерти мн. императоры, снискавшие
добрую славу у подданных, официально обожествлялись и в Риме особым
решением сената
Наиболее интенсивно имп. культ начал развиваться в эпоху солдатских императоров III в., когда власть, испытывая недостаток средств для обеспечения своей легитимности, прибегала к постулированию собой связи и приобщенности императора к сверхъестественному
В этот период в офиц. титулатуре появилось определение правителя Dominus et deus (Господин и бог); титул эпизодически был использован Домицианом в кон. I в., широкого распространения достиг при Аврелиане и тетрархах в кон. III-IV в.
Слайд 15При этом
Одним из важнейших титулов в III в. стал Sol
Invictus (Непобедимое Солнце), имевший родственные связи как с влиятельным в
империи митраизмом, так и с сир. культом Бэла-Мардука.
Гос. культ эпохи империи, особенно в поздний период, уже не мог удовлетворять духовным запросам абсолютного большинства ее населения, однако устойчиво сохранялся и развивался как средство политического и идеологического объединения страны и принимался обществом
Рим. гос. культ изначально был неприемлем для христиан и неизбежно вел к прямому столкновению Церкви с гос-вом. Стремясь всячески продемонстрировать свою лояльность к имперским властям (по изречению ап. Павла, «нет власти не от Бога» - Рим 31. 1), христиане последовательно отделяли рим. гос. систему от рим. религ. традиции
Слайд 16Об этом свидетельствуют
На рубеже II и III вв. Тертуллиан заявлял,
обращаясь к рим. власти:
«Всякий человек может располагать собою, так
же точно волен поступать человек в делах религии... Право естественное, право общечеловеческое требует, чтобы каждому было предоставлено поклоняться тому, кому он хочет. Религия одного не может быть ни вредна, ни полезна для другого… Итак, позвольте одним поклоняться истинному Богу, а другим Юпитеру…»
Говоря о праве христианина - подданного империи не признавать рим. гос. культ, он заявлял: «Не вправе ли он сказать: не хочу я, чтоб Юпитер мне благоприятствовал! Что вы тут мешаетесь? Пусть Янус сердится на меня, пусть обращает ко мне лицо, какое ему угодно!» (Tertull. Apol. adv. gent. 28)
Слайд 17 Ориген в III в. в трактате против Цельса противопоставлял христианство,
следующее Божественному закону, рим. гос-ву, основанному на законе, писанном людьми:
«Мы имеем дело с двумя законами. Один закон естественный, причина которого есть Бог, другой - закон писаный, который дается государством. Если они согласны между собою, следует одинаково соблюдать их. Но если естественный, Божественный закон повелевает нам то, что расходится с законодательством страны, то до́лжно это последнее оставлять без внимания и, пренебрегая волею человеческих законодателей, слушаться только воли божественной, каковы бы не соединялись с этим опасности и труды, даже если бы пришлось претерпеть смерть и посрамление» (Orig. Contr. Cels. V 27)
Слайд 18Стоит упомянуть и влияние ложных представлений
Существенную роль в Г. сыграла
также враждебность огромной массы населения империи, от самых низших его
слоев до интеллектуальной элиты, к христианам и христианству. Восприятие христиан значительной частью населения империи было полно всевозможных предубеждений, недоразумений, часто и прямой клеветы на сторонников учения Христа
Пример такого восприятия описан в диалоге «Октавий» Минуция Феликса (ок. 200)
Автор вкладывает в уста своего собеседника Цецилия суждения, к-рые выражали наиболее распространенные взгляды римлян на христиан:
Слайд 19«Из самых низших подонков собрались там невежды и легковерные женщины,
которые из-за подверженности чужому влиянию, свойственной их полу, и без
того попадаются на любую удочку: они образуют общую банду заговорщиков, которая братается не только при празднествах с постом и недостойной человека пищей, но и в преступлениях, подозрительное, светобоязненное общество, немое на людях и болтливое по углам; они пренебрегают храмами, как будто они могильщики, плюют перед изображениями богов, высмеивают священные жертвоприношения; глядят свысока - можно ли вообще об этом упоминать? - с сожалением на наших жрецов; сами полуголые, они презирают должности и звания. О невообразимая глупость, о безграничная наглость! Они считают нынешние пытки ничем, потому что боятся неизвестных будущих, потому что боятся умереть после смерти, а сейчас умереть не боятся. Ложная надежда на воскрешение утешает их и лишает всякого страха» (Min. Fel. Octavius. 25)
Слайд 20Как у язычников, так и у христиан
Со своей стороны мн.
христиане были не менее предвзяты по отношению к ценностям античной
культуры
Апологет Татиан (II в.) крайне презрительно отзывался об античной философии, науке и лит-ре: «Ваше (языческое.- И. К.) красноречие есть не что иное, как орудие неправды, ваша поэзия воспевает только ссоры и любовные проделки богов на пагубу людей, глупцы и льстецы были все ваши философы» (Tatian. Adv. gent. 1-2)
Негативным было отношение христиан к античному театру, к-рый Тертуллиан (III в.) и Лактанций (IV в.) объявляли нечестивым святилищем Венеры и Вакха
Мн. христиане считали невозможным учиться музыке, живописи, содержать школы, поскольку на занятиях в них так или иначе звучали имена и символы языческого происхождения. Как бы обобщая противостояние христианства и античной цивилизации, Тертуллиан провозглашал: «Язычники и христиане чужды друг другу во всем» (Tertull. Ad uxor. II 3).