Слайд 1Государственная политика в сфере управления трудовыми ресурсами
Слайд 2Учебные вопросы
1. Направления политики государства в сфере управления трудовыми ресурсами
2.
Государственная демографическая политика
3. Государственная политика в области профессиональной подготовки трудовых
ресурсов
4. Государственная политика на рынке труда и в области занятости населения
5. Государственная миграционная политика
6. Государственная политика в социально-трудовой сфере
Слайд 31. Направления политики государства в сфере управления трудовыми ресурсами
Эффективность экономики
впрямую зависит от того, каковы ее трудовые ресурсы (по количеству
и качеству) и насколько эффективно они используются.
Государство оказывает регулирующее воздействие на весь процесс воспроизводства трудовых ресурсов: формирование, распределение и перераспределение, а также их использование.
Слайд 41. Направления политики государства в сфере управления трудовыми ресурсами
Цель государственного
регулирования в области управления трудовыми ресурсами состоит в эффективной занятости
населения, достигаемой на основе:
роста уровня и качества жизни,
повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы,
стимулирования рационального распределения трудовых ресурсов по секторам и отраслям экономики,
обеспечения гарантий в области социально-трудовых отношений.
Слайд 51. Направления политики государства в сфере управления трудовыми ресурсами
Реализация этой
цели не означает, что государство вмешивается в развитие экономических процессов,
протекающих в рыночной среде.
Его роль состоит в содействии, создании правовых, экономических и институциональных условий, при которых может быть обеспечен достойный уровень жизни граждан.
Направления государственной политики в области управления трудовыми ресурсами представлены на следующем слайде.
Слайд 61. Направления политики государства в сфере управления трудовыми ресурсами
Слайд 72. Государственная демографическая политика
Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных
органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов естественного
воспроизводства населения.
Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
Слайд 82. Государственная демографическая политика
Демографическая политика составляет основу социально-экономической политики государства.
Ее содержание и результаты реализации оказывают решающее влияние на развитие
всех сторон общественной жизни.
Состояние экономики, обороноспособность страны, качество жизни населения, политическая и социальная стабильность зависят от того, в какой степени в том или ином государстве решаются вопросы формирования и развития трудовых ресурсов.
Слайд 92. Государственная демографическая политика
Демографическая ситуация в России в последние годы
характеризуется развитием устойчивой тенденции депопуляции населения.
Демографическая ситуация осложняется не
только факторами естественного воспроизводства населения, но и наличием проблем в области миграции населения.
Изменение внутренних миграционных потоков в течение 1990-х гг. привело к интенсивному сокращению численности населения северных и восточных регионов России.
Изменяется возрастная структура населения в сторону увеличение численности людей пенсионного возраста.
Слайд 102. Государственная демографическая политика
Этническая структура населения России также претерпевает изменения,
поскольку прирост рождаемости обеспечивают Дагестан, Ингушетия, Калмыкия и Чеченская Республика.
Кроме того, структура иммиграции формируется под влиянием роста диаспор народов, проживающих преимущественно за пределами РФ.
Слайд 112. Государственная демографическая политика
Таким образом, осложнение демографической ситуации приводит к
развитию проблем в области обеспечения обороноспособности нашей страны, сокращению экономического
потенциала, ухудшению качества трудовых ресурсов, развитию социальной напряженности в обществе.
Все это определило необходимость формирования на государственном уровне целостной системы мер, обеспечивающих рост количественных и качественных характеристик населения страны.
Слайд 122. Государственная демографическая политика
Задачи демографической политики Российской Федерации:
1. в
области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:
увеличение ожидаемой
продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;
улучшение репродуктивного здоровья населения;
Слайд 132. Государственная демографическая политика
увеличение продолжительности жизни населения за счет программ
оздоровления, повышения уровня медицинского обслуживания, профилактики массовых и ранней диагностика
хронических заболеваний, пропаганды здорового образа жизни;
увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни за счет сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;
улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;
Слайд 142. Государственная демографическая политика
2. в области стимулирования рождаемости и укрепления
семьи:
создание предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от
преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;
программы стимулирования рождаемости (регулирование продолжительности и условий предоставления отпуска по беременности и родам, размера компенсационных выплат, связанных с рождением ребенка и его воспитанием, условия использования труда женщин, имеющих детей, и др.), программы поддержки молодых семей и обеспечения их жильем;
Слайд 152. Государственная демографическая политика
всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее
рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;
создание условий для
самореализации молодежи;
социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства;
Слайд 162. Государственная демографическая политика
3. в области миграции и расселения:
регулирование
иммиграционных потоков с целью создания действенного механизма миграционного замещения естественной
убыли населения Российской Федерации;
повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития Российской Федерации;
обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и формирование толерантности к мигрантам.
Слайд 172. Государственная демографическая политика
На уровне органов исполнительной власти субъектов РФ
главные задачи в области улучшения демографической ситуации состоят в следующем:
разработка и реализация региональных программ улучшения демографической ситуации;
разработка и реализация территориальных целевых программ в области народонаселения, здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, включая программы, направленные на улучшение положения семьи и детей;
организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде региональной демографической политики.
Слайд 183. Государственная политика в области профессиональной подготовки трудовых ресурсов
Качество подготовки
трудовых ресурсов - важнейший фактор социально-экономического развития и конкурентоспособности страны
на мировом рынке.
Рост производительности труда в современном мире основывается на повышении профессиональных характеристик рабочей силы, что способствует переходу экономики на передовые технологии, необходимому для ускорения темпов роста народного хозяйства.
Слайд 193. Государственная политика в области профессиональной подготовки трудовых ресурсов
В то
же время образование и профессиональная подготовка населения дают ряд позитивных
социальных результатов:
рост доходов,
улучшение здоровья,
снижение уровня безработицы,
сглаживание социального неравенства и др.
Слайд 203. Государственная политика в области профессиональной подготовки трудовых ресурсов
Развитие экономики,
сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, структурные изменения в сфере
занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности, обусловили необходимость формирования образовательной политики.
Ее реализация позволит укрепить потенциал трудовых ресурсов, а также обеспечит равноправное участие России в мировом сообществе.
Слайд 213. Государственная политика в области профессиональной подготовки трудовых ресурсов
В настоящее
время образовательная структура трудовых ресурсов характеризуется практически равными долями граждан,
имеющих высшее и среднее профессиональное образование, причем вместе эти группы составляют более 50% занятого населения.
Начальное профессиональное образование (училище, лицей) имеют около 18% граждан.
Таким образом, примерно 75% занятых в экономике профессионально подготовлены к трудовой деятельности.
Слайд 223. Государственная политика в области профессиональной подготовки трудовых ресурсов
Принципы образовательной
политики определены в законах РФ «Об образовании», «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 г.
Слайд 233. Государственная политика в области профессиональной подготовки трудовых ресурсов
В качестве
приоритетов образовательной политики государство определило:
обеспечение равного доступа к качественному образованию,
обновление структуры и содержания образовательных программ в соответствии с международными стандартами, их ориентация на инновационную экономику и мировой рынок труда,
формирование системы непрерывного образования.
Слайд 243. Государственная политика в области профессиональной подготовки трудовых ресурсов
Главная задача
системы профессиональной подготовки: обеспечение населения знаниями и навыками, ведущими к
трудоустройству в современной экономике, в том числе путем создания собственного бизнеса.
Это означает, что обучение населения рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений регулирования рынка труда.
Слайд 253. Государственная политика в области профессиональной подготовки трудовых ресурсов
В рамках
современной образовательной политики РФ выделяются следующие направления, реализация которых позволит
не только повысить качество рабочей силы, но и обеспечить соответствие потенциала трудовых ресурсов текущим и перспективным потребностям экономики:
введение системы государственных минимальных социальных стандартов в образование для расширения доступности образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов;
Слайд 263. Государственная политика в области профессиональной подготовки трудовых ресурсов
внедрение системы
специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах школы, ориентированной на
индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда;
расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву; предоставление преференций при подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования лицам, отслужившим не менее трех лет по контракту в Вооруженных силах РФ;
Слайд 273. Государственная политика в области профессиональной подготовки трудовых ресурсов
создание системы
государственного образовательного кредитования;
введение государственного образовательного кредитования и субсидирования для
конкурсного набора на специальности, имеющие особо важное значение для реализации государственных программ экономического и социального развития;
Слайд 283. Государственная политика в области профессиональной подготовки трудовых ресурсов
развитие системы
трудоустройства выпускников, в том числе путём развития целевой контрактной подготовки;
формирование у всех выпускников вузов, техникумов и ПТУ умений поиска и подбора работы, включая и создание рабочих мест, открытие собственного дела;
обеспечение развития начального и среднего профессионального образования, поскольку на современном этапе резко возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего уровня;
прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости;
Слайд 293. Государственная политика в области профессиональной подготовки трудовых ресурсов
приближение профессионального
образования к потребностям территорий и региональным рынкам труда;
формирование условий
для непрерывного профессионального роста кадров, обеспечение преемственности различных уровней профессионального образования и создание эффективной системы дополнительного профессионального образования;
обеспечение активного участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе выработке его стандартов, формировании заказа учреждениям профессионального образования, контрактной подготовке кадров и проведении кадровой политики на уровне субъектов Федерации и др.
Слайд 303. Государственная политика в области профессиональной подготовки трудовых ресурсов
Перечисленные меры
должны обеспечить:
выход на рынок труда достаточно подготовленной для участия в
общественном производстве молодежи,
ее адаптацию и социализацию в системе социально-трудовых отношений,
непрерывное профессиональное развитие работников в течение всей трудовой жизни.
Это становится непременным условием мобильности и гибкости потенциала трудовых ресурсов в постоянно изменяющемся мире.
Слайд 314. Государственная политика на рынке труда и в области занятости
населения
Одна из важнейших задач любого государства состоит в обеспечении занятости
трудоспособного населения, в чем заключается необходимое условие экономического роста и социальной стабильности в стране.
Полная, продуктивная и эффективная занятость - цель государственной социально-экономической политики.
Эта политика реализуется через комплекс мер воздействия на рынок труда и сферу социально-трудовых отношений, направленных на снижение безработицы и создание условий для занятости населения, желающего трудиться.
Слайд 324. Государственная политика на рынке труда и в области занятости
населения
В условиях современной развивающейся экономики России особенно актуальны не только
задачи, связанные с предупреждением роста безработицы, но и, в первую очередь, проблемы адаптации, развития и реализации потенциала трудовых ресурсов.
Решение этих проблем должно носить комплексный характер и имеет целью достижение полной эффективной занятости.
Слайд 334. Государственная политика на рынке труда и в области занятости
населения
Еще в 1991 г. был принят федеральный закон «О занятости
населения в Российской Федерации», определяющий принципы, направления и механизмы реализации политики российского государства на рынке труда.
В последующие годы в этот закон вносились изменения и дополнения уточняющего характера.
Главный принцип, лежащий в основе государственной политики занятости - направленность на обеспечение конституционных прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Слайд 344. Государственная политика на рынке труда и в области занятости
населения
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
развитие
трудовых ресурсов;
обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
Слайд 354. Государственная политика на рынке труда и в области занятости
населения
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
поддержку
трудовой и предпринимательской инициативы граждан в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
Слайд 364. Государственная политика на рынке труда и в области занятости
населения
обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий,
способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
Слайд 374. Государственная политика на рынке труда и в области занятости
населения
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде
всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации федеральной программы содействия занятости населения;
Слайд 384. Государственная политика на рынке труда и в области занятости
населения
координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим
направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств РФ с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;
международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, соблюдение международных трудовых норм.
Слайд 394. Государственная политика на рынке труда и в области занятости
населения
Все меры государственной политики на рынке труда могут быть разделены
на две группы:
1. активные, нацеленные на снижение уровня безработицы и повышение конкурентоспособности человека за счет:
предотвращения увольнений работников и сохранения рабочих мест;
обучения, переподготовки и повышения квалификации лиц, ищущих работу;
активного поиска и подбора рабочих мест;
субсидирования создания новых рабочих мест (как на существующих предприятиях, так и путем развития самозанятости);
организации новых рабочих мест через систему общественных работ и др.;
Слайд 404. Государственная политика на рынке труда и в области занятости
населения
2. пассивные, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, предполагающие ответственность
государства за положение субъектов на рынке труда и включающие регистрацию ищущих работу, страхование от безработицы, неденежные формы поддержки безработных и т.д.
Слайд 414. Государственная политика на рынке труда и в области занятости
населения
К основным направлениям государственной политики в области регулирования рынка труда
относятся:
совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости населения;
совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;
обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;
повышение территориальной мобильности рабочей силы;
Слайд 424. Государственная политика на рынке труда и в области занятости
населения
развитие кадрового потенциала;
оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;
стимулирование экономической
активности населения;
повышение качества рабочих мест.
Слайд 434. Государственная политика на рынке труда и в области занятости
населения
В регионах разрабатываются специальные программы в области занятости и рынка
труда, а их реализация обеспечивается на условиях софинансирования с привлечением средств федерального, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.
Это дает положительные результаты в сфере регулирования занятости населения.
К участию в реализации таких программ привлекаются исполнительные органы государственной власти региона, объединения работодателей и профсоюзы, научные, общественные и некоммерческие организации.
Слайд 445. Государственная миграционная политика
Исторически сложилось, что миграция населения была подчас
ключевым фактором развития государств.
Внешняя миграция обеспечивала приток рабочей силы
извне, а внутренняя - ее оптимальное размещение внутри страны.
США, Австралия и Канада - крупнейшие страны мира - были созданы иммигрантами.
И сегодня практически все развитые государства не могут обойтись без привлечения рабочей силы из-за рубежа.
Причина тому - снижение рождаемости, ухудшение демографической ситуации (старение коренного населения).
Слайд 455. Государственная миграционная политика
В целом миграция населения - позитивный процесс,
обеспечивающий приток необходимой рабочей силы в регионы, испытывающие ее нехватку,
активизирующий рост экономической активности (инвестиции, создание новых рабочих мест), расширяющий возможности сотрудничества, стимулирующий рост квалификации трудовых ресурсов.
Вместе с тем возникают проблемы, связанные с нелегальной миграцией, ростом преступности, «утечкой мозгов» и др.
Слайд 465. Государственная миграционная политика
Влияние миграционных процессов на ход социально-экономической эволюции
в современном мире чрезвычайно велико.
Во-первых, миграция населения приобрела массовый
характер, что обусловлено глобализацией мировой экономики и, как следствие, изменением пространственных границ рынков труда.
Слайд 475. Государственная миграционная политика
Во-вторых, миграция приводит к изменению численности и
состава населения как в принимающих странах, так и в странах,
поставляющих рабочую силу, что, в свою очередь, влияет на изменение социально-демографической и профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов и в тех, и в других.
Слайд 485. Государственная миграционная политика
В-третьих, миграция (особенно внешняя) приводит к нарастанию
социальных проблем: этнические и культурные противоречия, социальное неравенство мигрантов и
коренных жителей страны (региона), конкуренция на рынке труда и т.д.
Слайд 495. Государственная миграционная политика
Формирование миграционной политики в РФ осуществляется по
трем основным направлениям:
1. внутренняя миграция населения,
2. миграция за
пределы РФ,
3. миграционные процессы в пределах СНГ.
Каждое из указанных направлений обладает определенной спецификой как по составу и структуре участвующего в миграции населения, так и по совокупности форм и методов регулирования.
Слайд 505. Государственная миграционная политика
1. Внутренняя миграция населения
Основная функция внутренней
миграции населения состоит в обеспечении оптимального распределения рабочей силы по
территории страны, секторам и отраслям экономики.
Существенное влияние на развитие внутренних миграционных процессов в последние десятилетия оказали политические и этнические конфликты, следствием чего стала волна беженцев и вынужденных переселенцев-граждан РФ - Дагестана, Чеченской Республики и Республики Северная Осетия-Алания.
Поскольку РФ представляет собой многонациональное государство, то одной из основных проблем стала адаптация этой категории мигрантов к социально-экономическим условиям новых мест проживания.
Слайд 515. Государственная миграционная политика
2. Миграция за пределы РФ
За последние
15-20 лет из России по разным оценкам выбыло от 1
до 2,5 млн чел.
Однако стабилизация экономики РФ, ограничение возможностей внешней миграции другими странами, снижение интереса со стороны граждан к перемене постоянного места жительства за пределы России и СНГ существенно уменьшили миграцию за пределы РФ.
Тем не менее проблемы внешней миграции остаются по-прежнему актуальными, поскольку выезжают часто весьма квалифицированные работники, ученые, что ведет к так называемой «утечке мозгов».
Слайд 525. Государственная миграционная политика
Сейчас проблема миграции приобрела иной характер.
Расширение
международного сотрудничества в области науки и образования выделило новое направление
в миграционных процессах - это студенческую миграцию.
Обмен опытом, знаниями, технологиями с зарубежными партнерами позволил значительно повысить уровень подготовки специалистов, необходимых для России.
Однако многие студенты, участвующие в международных образовательных программах, пытаются устроить свою жизнь за рубежом.
Слайд 535. Государственная миграционная политика
3. Миграционные процессы в пределах СНГ
Основной
комплекс проблем межгосударственного регулирования перемещений обусловлен нелегальной миграцией из стран
СНГ в РФ, которая по оценкам экспертов составляет от 1 до 4 млн. чел. в год.
Отсутствие опыта регулирования массовых миграционных процессов, ограниченность законодательных норм, неразвитость государственных институтов управления миграцией населения, привели к тому, что в нашу страну беспрепятственно устремился поток иммигрантов.
Этому способствовало существование безвизового режима въезда и выезда, отсутствие межправительственных соглашений в области миграции населения, «прозрачность» границ РФ.
Слайд 545. Государственная миграционная политика
Распространение нелегальной миграции породило комплекс проблем, требующих
скорейшего разрешения.
Во-первых, уклонение от налоговых выплат приводит к сокращению
поступлений в федеральный и региональные бюджеты.
Во-вторых, формирование теневого рынка труда приводит к развитию дисбаланса на региональном рынке труда, деформируется конъюнктура рынка труда как следствие избыточного спроса на дешевую рабочую силу, усиливается конкуренция между наемными работниками - гражданами страны и работниками - нелегальными мигрантами.
Слайд 555. Государственная миграционная политика
В-третьих, это целый комплекс социальных проблем:
отсутствие
доступа к системе здравоохранения и социального обеспечения для нелегальных мигрантов,
условия их занятости (оплата, организация труда и отдыха, бытовые условия, социальные гарантии) не регулируются законодательством;
рост коррупции среди должностных лиц;
нелегальные мигранты нередко бывают вовлечены в криминальную деятельность и др.
Слайд 565. Государственная миграционная политика
В области государственной миграционной политики определены следующие
приоритеты и направления:
привлечение иммигрантов, в первую очередь граждан государств
СНГ, на основе проведения селективной миграционной политики;
создание условий для сокращения эмиграционного оттока, ведущего к сокращению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала населения РФ;
обеспечение легализации миграции в РФ путем применения соответствующих правовых, организационных, финансовых и прочих механизмов;
создание системы эффективной защиты законодательно закрепленных прав вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации.
Слайд 575. Государственная миграционная политика
Очевидно, что миграционная политика должна быть согласована
с другими направлениями политики государства, в особенности с:
социальной политикой,
политикой
в области занятости и трудовых отношений,
политикой в сфере общественной безопасности,
внешней политикой государства.
Слайд 586. Государственная политика в социально-трудовой сфере
Регулирование трудовых взаимоотношений - необходимое
звено в целостной политике государства в области управления трудовыми ресурсами
общества.
Сущность государственной политики в социально-трудовой сфере состоит в централизованном установлении принципов, правил, норм и гарантий, регулирующих взаимоотношения между работодателем и наемным работником.
Слайд 596. Государственная политика в социально-трудовой сфере
Перечислим основные направления регулирования в
системе социально-трудовых отношений, реализуемые в форме законодательных норм:
1. защита
трудовых прав наемных работников и гарантии занятости;
2. условия и порядок оплаты труда, а также минимальные социальные гарантии по доходам работающего населения;
3. обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников;
4. социальная защита населения.
Слайд 606. Государственная политика в социально-трудовой сфере
Реализация этих направлений обеспечивается путем
создания правовой базы, в состав которой входят:
Трудовой кодекс РФ,
отраслевые соглашения относительно оплаты труда,
системы государственных стандартов, определяющих требования к условиям труда.
Слайд 616. Государственная политика в социально-трудовой сфере
1. Защита трудовых прав наемных
работников и обеспечение гарантий занятости
Обеспечение и защита трудовых прав
и гарантий наемных работников - важнейшее направление государственной политики в сфере использования трудовых ресурсов.
В соответствии с законом о занятости населения цель государственного регулирования в этой области - содействие реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободную избранную занятость.
Слайд 626. Государственная политика в социально-трудовой сфере
Основные права наемного работника, установленные
в российском законодательстве:
право на свободный труд и право свободно
распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
право на справедливые условия труда, право на отдых;
право на справедливую, своевременную и в полном объеме оплату труда;
Слайд 636. Государственная политика в социально-трудовой сфере
равенство прав и возможностей работников
при продвижении по работе с учетом производительности труда, квалификации, деловых
качеств, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
право на возмещение вреда, причиненного здоровью в процессе выполнения трудовых обязанностей;
право на обязательное социальное страхование;
право защищать свои трудовые интересы, в том числе проводить забастовки.
Слайд 646. Государственная политика в социально-трудовой сфере
Трудовой кодекс РФ определяет средства,
способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам
прав в области социально-трудовых отношений.
Государство предоставляет гарантии:
при приеме на работу;
при переводе на другую работу;
по оплате труда;
Слайд 656. Государственная политика в социально-трудовой сфере
по обеспечению здоровых и безопасных
условий труда;
при выполнении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных;
по установлению режимов труда, обеспечивающих восстановление рабочей силы, ее оптимальное использование;
при совмещении работы с обучением;
при прекращении трудового договора и др.
Слайд 666. Государственная политика в социально-трудовой сфере
Проблемы регулирования трудовых взаимоотношений между
работниками и работодателями решаются в рамках системы социального партнерства, призванной
способствовать согласованию интересов субъектов социально-трудовых отношений.
В сфере государственного регулирования находятся вопросы определения норм и правил проведения коллективных переговоров, порядок разрешения трудовых разногласий, права и ответственность участников, рекомендации по разработке и согласованию коллективных договоров и соглашений.
Слайд 676. Государственная политика в социально-трудовой сфере
Социальное партнерство в последние годы
получило широкое развитие.
На федеральном уровне действует Российская трехсторонняя комиссия
по регулированию социально-трудовых отношений.
Такие же комиссии создаются и работают в отраслях и регионах.
Слайд 686. Государственная политика в социально-трудовой сфере
2. Регулирование оплаты труда наемных
работников
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 129)
заработная плата определяется как совокупность вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат.
Такая структура заработной платы отражает множественность источников формирования трудового дохода наемного работника.
Слайд 696. Государственная политика в социально-трудовой сфере
Основу этого дохода составляет базовая
оплата труда, зависящая от характера выполняемой работы.
Существенную роль играют
доплаты и надбавки, учитывающие различия в условиях выполнения работы (отклонения от нормального режима работы, риск для жизни и здоровья, природные и климатические условия и др.) и результатах труда.
Слайд 706. Государственная политика в социально-трудовой сфере
В систему государственных гарантий по
оплате труда (ст. 130) работников включаются:
Величина минимального размера оплаты
труда в РФ - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.
В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Слайд 716. Государственная политика в социально-трудовой сфере
Величина минимального размера тарифной ставки
(оклада) работников организаций бюджетной сферы - фиксированный размер оплаты труда
работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, к которым относится ее индексация в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов.
Слайд 726. Государственная политика в социально-трудовой сфере
Ограничение оплаты труда в натуральной
форме путем запрета выплаты заработной платы в бонах, купонах, в
форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, ядовитых, токсических веществ, оружия и др. Кроме того, доля зарплаты, выплачиваемая в неденежной форме, не должна превышать 20% от общей суммы зарплаты.
Обеспечение получения работником зарплаты в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности.
Государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой зарплаты и реализацией государственных гарантий по оплате труда.
Слайд 736. Государственная политика в социально-трудовой сфере
Ответственность работодателей за нарушения требований
закона в области оплаты труда.
Сроки и очередность выплаты заработной
платы.
Слайд 746. Государственная политика в социально-трудовой сфере
Представленные гарантии отражают степень ответственности
государства за реализацию наемными работниками права на справедливую оплату труда.
Результаты государственной политики в области оплаты труда характеризуются тенденцией роста трудовых доходов населения.
Слайд 756. Государственная политика в социально-трудовой сфере
3. Регулирование условий труда наемных
работников
Условия труда - важнейший фактор рабочей среды, обеспечивающий оптимальные
режимы использования рабочей силы и сохранения ее качественных параметров.
Охрана труда как направление государственного регулирования - это система мер, способствующих сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Слайд 766. Государственная политика в социально-трудовой сфере
Основные аспекты регулирования условий труда
определены Трудовым кодексом РФ, а также Федеральным законом №181-ФЗ от
23 июня 1999 г. «Об основах охраны труда в РФ».
К основным направлениям государственной политики в области охраны труда относятся (ст. 210 ТК РФ):
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
государственная экспертиза условий труда: проведение специальной оценки условий труда (Федеральный закон №426 от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда») и установление соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
Слайд 776. Государственная политика в социально-трудовой сфере
содействие общественному контролю за соблюдением
прав и законных интересов работников в области охраны труда;
профилактика
несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Слайд 786. Государственная политика в социально-трудовой сфере
установление компенсаций за тяжелую работу
и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
участие
государства в финансировании мероприятий по охране труда;
проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников и др.
Слайд 796. Государственная политика в социально-трудовой сфере
Реализация этих мер осуществляется путем
установления требований к состоянию рабочей среды и охране труда, режимам
труда и отдыха, использованию труда отдельных категорий работников (женщин, лиц младше 18 лет, руководителей, совместителей и др.).
Закон определяет обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда: применение средств индивидуальной и коллективной защиты от действия неблагоприятных факторов рабочей среды, установление режимов труда и отдыха работника, обеспечивающих восстановление индивидуальной рабочей силы, обучение работников безопасным приемам и методам работы и др.
Слайд 806. Государственная политика в социально-трудовой сфере
В отношении работника на законодательном
уровне устанавливаются требования о соблюдении правил и норм охраны труда,
прохождении необходимого обучения и проверки знаний и навыков в этой области, а также медицинского обследования.
Слайд 816. Государственная политика в социально-трудовой сфере
В целом меры государственной политики
в области охраны труда направлены на повышение качества условий труда,
сохранение здоровья работников, снижение травматизма на производстве.
Слайд 826. Государственная политика в социально-трудовой сфере
4. Социальная защита населения
Под
социальной защитой понимается целевая комплексная система, предназначенная для решения социальных
и экономических проблем, обусловленных необходимостью поддержки обществом доходов населения в определенных (особых, рисковых) ситуациях, на вспомоществование отдельным социальным группам.
Слайд 836. Государственная политика в социально-трудовой сфере
К важнейшим принципам формирования системы
социальной защиты в современных условиях относятся:
отказ от социального иждивенчества и
предоставление социальных гарантий не столько по принципу уровня доходов, сколько в зависимости от степени трудоспособности граждан;
мобильность системы социальной защиты населения - эта система должна включать в себя комплекс долговременных мер, а также механизм оперативного реагирования;
Слайд 846. Государственная политика в социально-трудовой сфере
преемственность, т.е. использование сложившихся структур
и методов при одновременной модернизации и создании новых;
децентрализация процесса
управления социальной сферой, четкое разграничение функций между федеральными и местными органами исполнительной власти.
Слайд 856. Государственная политика в социально-трудовой сфере
Социальная защита обычно имеет дело
с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности,
отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей, а также потребностей нетрудоспособных членов семьи.
Слайд 866. Государственная политика в социально-трудовой сфере
Система социальной защиты работающих представляет
собой совокупность правовых, экономических и социальных гарантий, обеспечивающих каждому право
на безопасный труд, сохранение здоровья в процессе труда, защиту и поддержку работников и их семей в случае временной или постоянной утраты трудоспособности на производстве, а также на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Слайд 876. Государственная политика в социально-трудовой сфере
Механизм социальной защиты работающих включает
в себя следующие элементы:
1. при поступлении на работу и
увольнении - предупреждение о степени профессионального риска, травматизма, профессиональных заболеваний и сроках их наступления, обязательные медицинские осмотры, проведение профессиональной подготовки и инструктажа, гарантии при увольнении работника;
Слайд 886. Государственная политика в социально-трудовой сфере
2. в процессе работы -
безопасные условия труда, эффективные средства коллективной защиты, предотвращающие нанесение вреда
здоровью работника, проведение периодических осмотров, гарантии при переводе работника на другую работу;
Слайд 896. Государственная политика в социально-трудовой сфере
3. в случае временной или
постоянной утраты трудоспособности - выявление патологических изменений, перевод в случае
заболевания на более легкую работу, обеспечение достаточного уровня жизни работнику при профзаболевании, инвалидности или его иждивенцам при летальном исходе и т.д.
Слайд 906. Государственная политика в социально-трудовой сфере
К настоящему времени в мире
сложились в основном две модели социальной защиты:
социал-демократической ориентации со
значительной ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных механизмов управления;
неолиберальная - с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.
Слайд 916. Государственная политика в социально-трудовой сфере
К основным видам социальной защиты
относятся: защита в связи с болезнью, старостью, инвалидностью, смертью кормильца,
материнством, содержанием семьи, безработицей, несчастными случаями на производстве.
Слайд 926. Государственная политика в социально-трудовой сфере
К числу главных организационно-правовых форм
социальной защиты относятся:
социальное страхование;
социальная помощь;
государственное социальное обеспечение;
провидентные фонды;
частные формы социальной защиты.
Слайд 936. Государственная политика в социально-трудовой сфере
1. В странах с рыночной
экономикой социальное страхование среди организационно-правовых форм социальной защиты остается главной
формой (по объему финансовых средств, массовости охвата, разнообразию и качеству услуг).
На долю всех видов социального страхования в развитых странах приходится, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты или 15-25% ВВП.
В России на долю государственного внебюджетного социального страхования приходится около 45% затрат на цели социальной защиты или 8% ВВП.
Слайд 946. Государственная политика в социально-трудовой сфере
2. Социальная помощь в качестве
организационно-правовой формы социальной защиты ведет свое происхождение от одной из
ранних форм социальной защиты - формы общественного призрения и в течение длительного времени развивалась как альтернатива социальному страхованию.
Объем социальной помощи устанавливается законодательно на национальном или местном уровне, исходя из финансовых возможностей соответствующего органа власти.
Объем предоставляемой помощи не связан с величиной прошлого дохода или сложившимся общим уровнем жизни населения.
Социальная помощь имеет в определенной степени благотворительный характер.
Слайд 956. Государственная политика в социально-трудовой сфере
3. Государственное социальное обеспечение как
особая организационно-правовая форма социальной защиты характеризуется тем, что государство само
определяет приоритеты в отношении необходимых видов социальной защиты и круга охватываемых ими лиц, исходя из собственного понимания важности тех или иных мер в области социальной защиты.
Государство также определяет уровень предоставляемого обеспечения.
Слайд 966. Государственная политика в социально-трудовой сфере
Государственное социальное обеспечение не обусловливается
предварительной уплатой каких-либо взносов или наличием нуждаемости у лиц, которым
предоставляется обеспечение в данной форме.
Государственное социальное обеспечение осуществляется из государственного бюджета, в основном формируемого за счет общих и, в некоторых случаях, специальных налогов и в отличие от социального страхования имеет безэквивалентный характер.
Слайд 976. Государственная политика в социально-трудовой сфере
4. Провидентные фонды - специфическая
форма социальной защиты, используемая в некоторых странах Азии и Африки.
Провидентные фонды – это как правило общенациональные организации, предназначенные для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами, и преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем.
Провидентные фонды представляют собой учреждения типа сберегательного банка, однако взносы в них взимаются в обязательном принудительном порядке как с самих работников, так и с работодателей.
Слайд 986. Государственная политика в социально-трудовой сфере
В провидентных фондах в отличие
от фондов социального страхования регулярно поступающие взносы не обобществляются и
в дальнейшем не перераспределяются между лицами, имеющими право на получение пособий, а хранятся на индивидуальных счетах работников и остаются их собственностью, к которой они могут прибегнуть лишь в установленных законодательством случаях (достижение установленного возраста, получение инвалидности, смерть работника).
Слайд 996. Государственная политика в социально-трудовой сфере
Действующая система социальной защиты в
России базируется на принципах:
поощрительности - властными структурами с целью
общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях - индивидов;
Слайд 1006. Государственная политика в социально-трудовой сфере
заявительности - социальная помощь предоставляется
нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего
его интересы;
патернализма, обозначающего государственную опеку по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.
Слайд 1016. Государственная политика в социально-трудовой сфере
Таким образом, государственная политика в
области социально-трудовых отношений охватывает все основные аспекты занятости, поддерживающие процессы
использования трудовых ресурсов.
Слайд 1026. Государственная политика в социально-трудовой сфере
Каждое из рассмотренных направлений представляет
собой сочетание мер регулирующего характера, комплексная, целенаправленная реализация которых призвана
способствовать формированию эффективной занятости населения Российской Федерации.