Слайд 1Государственное казенное образовательное учреждение Республики Карелия дополнительного профессионального образования (повышения
квалификации)
специалистов «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики
Карелия»
Преподаватель
Шкреба
Василий Никитович
г. Петрозаводск
2011
Слайд 2ТЕМА № 25
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ
РАБОТ (АСДНР)
Слайд 3УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ
Ознакомить слушателей с общими понятиями по организации и проведению
аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения (заражения) и
зонах чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Учить должностных лиц ГО, РСЧС и руководителей формирований организации разведки в зонах ЧС, оценке обстановки, принятию решения, управлению при ведении АСДНР.
Слайд 4УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
Общие положения по организации и проведению аварийно-спасательных и
других неотложных работ (АСДНР).
Организация и ведение разведки в
очагах поражения и районах ЧС.
Оценка обстановки и принятие решения на организацию АСДНР.
Организация управления взаимодействия между силами ГО и РСЧС, привлекаемых для проведения АСДНР.
Слайд 5ВВЕДЕНИЕ
Организация и ведение АСДНР в очагах поражения и
районах ЧС является одной из основных и трудных задач, особенно
в условиях внезапности.
Руководители ГО и РСЧС, исходя из современных требований предъявляемых к их подготовке, должны уметь в короткие сроки организовать АСДНР и управлять подчиненными силами в сложной и экстремальной ситуации.
Слайд 6Первый вопрос
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ
НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ (АСДНР)
Слайд 7Определения
Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и
культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС,
подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
Неотложные работы при ликвидации ЧС – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Слайд 8Аварийно-спасательные работы
Цель: розыск и деблокирование пострадавших, оказание им
первой медицинской помощи и эвакуации их в безопасные районы.
Они включают:
Разведку маршрутов выдвижения и участков (объектов) работ;
Локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках (объектах) работ;
Розыск и извлечение пострадавших из-под завалов и других опасных мест;
Вскрытие заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
Слайд 9Подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденными фильтрационными системами;
Оказание
первой медицинской помощи пораженным и доставка их в лечебные учреждения;
Эвакуацию
населения из опасных зон (районов);
Санитарную обработку людей, специальную обработку техники, территорий, сооружений.
Слайд 10Другие неотложные работы
Цель: создать условия для проведения спасательных
работ, обеспечить жизнедеятельность населения.
Они включают:
Прокладывание колонных путей,
устройство проездов (проходов) в завалах;
Локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, технологических сетях;
Ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения аварийно-спасательных работ;
Слайд 11Укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и
препятствующих безопасному движению и проведению аварийно-спасательных работ;
Ремонт и восстановление поврежденных
защитных сооружений;
Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
Поиск, опознание и социальная защита пострадавших.
Слайд 12I этап
II этап
III этап
Этапы проведения аварийно-спасательных
и других неотложных работ
Проведение мероприятий
по экстренной защите и спасению населения, подготовке сил и средств
РСЧС к проведению АСДНР
Проведение крупномасштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС
Ликвидация последствий ЧС
Слайд 14Силы привлекаемые для АСДНР
В зависимости от объема работ для ликвидации
последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве,
чтобы они обеспечили непрерывность ведения АСДНР.
В планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС и в планах ГО и защиты населения предусматривается создание группировки сил и средств для ликвидации ЧС, а также при ведении военных действий.
Слайд 15В группировку сил для проведения АСДНР в зоне ЧС включаются
объектовые и территориальные формирования повышенной готовности общего назначения, а также
специальные формирования для обеспечения АСДНР.
Основу группировки сил составляют аварийно- спасательные формирования и спасательные службы, специально предназначенные для решения задач в области ГО и ЧС.
Слайд 16Приведение АСФ в готовность
Для проведения АСДНР формирования необходимо привести
в полную готовность.
Полная готовность – это такое состояние формирования,
при котором оно способно организованно, в установленные сроки приступить к выполнению поставленных задач и успешно их выполнять.
Решение на приведение формирования в готовность принимает руководитель (председатель КЧС ПБ ) организации.
Ответственность за своевременное приведение формирования в готовность несет его руководитель (командир).
Слайд 17Типовые технологии проведения АСДНР
Устройство проездов (проходов) в завалах.
Обрушение
(укрепление) конструкций зданий, угрожающих обвалом.
Поиск пострадавших.
Оказание первой медицинской
помощи.
Деблокирование пострадавших.
Эвакуация пострадавших из зоны поражения.
Слайд 18Исходные данные для принятия решения о ликвидации ЧС
- задача, поставленная
вышестоящим органом управления, КЧС ПБ района;
- данные разведки об обстановке
в зоне ЧС;
- выводы из оценки обстановки;
- оценка возможностей, имеющихся и прибывающих сил и средств;
- выводы из оценки местности, погоды, их возможного влияния на ход работ.
Слайд 19Организация и ведение АСДНР
Органы управления, силы и средства ГО
и РСЧС в пределах конкретной территории в зависимости от обстановки
решением соответствующих органов исполнительной власти переводятся в режим повышенной готовности или режим чрезвычайной ситуации.
Слайд 20Развертывание органов управления и наращивание группировки сил для организации и
ведения АСДНР осуществляется по мере приведения их в готовность и
выдвижения в ОЯП, зону ХЗ, зону ЧС природного и техногенного характера.
В первую очередь (1 смена, 1 эшелон) в зону вводятся подразделения разведки и формирования постоянной готовности, дежурные подразделения воинских СФ, ОГ ОУ РСЧС, подсистем и звеньев.
Ими организуется разведка зоны ЧС, очагов поражения, пострадавших объектов и населенных пунктов, проводятся первоочередные мероприятия по защите населения.
Слайд 21Во втором эшелоне вводятся воинские СФ, территориальные и ведомственные аварийно-спасательные
формирования. Организуется проведение полномасштабных АСДНР.
В дальнейшем (третий эшелон) – резерв,
при необходимости осуществляется наращивание сил и средств.
АСДНР ведутся как правило, непрерывно, днем и ночью в любую погоду.
При крупных авариях и катастрофах, очагах ядерного поражения, больших объемах АСДНР работы организуются в 2-3 смены.
Слайд 22Смена формирований проводится исходя из создавшейся обстановки непосредственно на рабочих
местах. При этом тяжелая инженерная техника обычно не выводится, а
передается формированию , прибывшему на смену.
Сменившиеся аварийно-спасательные формирования при необходимости проводят специальную обработку.
При работе ОЯП, зонах заражения РВ организуется дозиметрический контроль.
Чрезвычайная ситуация считается ликвидированной, когда устранена или снижена до приемлемого уровня угроза жизни и здоровью людей, организовано первоочередное жизнеобеспечение персонала объекта и населения.
Слайд 23Второй вопрос
ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ
РАЗВЕДКИ В ОЧАГАХ ПОРАЖЕНИЯ И РАЙОНАХ
ЧС
Слайд 24Ведение разведки
Разведка является важнейшим видом обеспечения действий сил и мероприятий
ГО и РСЧС при ведении АСДНР.
Разведка - комплекс мероприятий, проводимый
органами управления ГОЧС по сбору, обобщению и изучению данных о состоянии природной среды и обстановке в районах ЧС, а также на участках ( объектах) проведения АСДНР.
По характеру решаемых задач и способу получения разведданных разведка ведется системой СНЛК и органами (формированиями) общей и специальной разведки.
Слайд 25Общая разведка
Учреждения СНЛК осуществляют наблюдение и контроль за состоянием природной
среды, потенциально опасных объектов, производят оценку и прогнозирование вероятности возникновения
ЧС, а также их последствия.
Наблюдение ведется учреждениями и службами федеральных, территориальных органов субъектов РФ и местного самоуправления.
Общая разведка ведется органами управления и силами РСЧС в целях сбора данных об обстановке в районах ЧС, определения количества пострадавших, степени и характера разрушений, направлений распространения опасных последствий. Ведется разведывательными группами, звеньями и наблюдательными постами.
Слайд 26Специальная разведка
Специальная разведка включает радиационную, химическую, инженерную, пожарную, медицинскую и
биологическую разведку.
Организация всех видов разведки включает:
определение целей, задач
и районов ведения разведки, распределение сил и средств, планирование и постановку задач, организацию взаимодействия, организацию связи и управления, контроль действий, организацию сбора и обработки разведданных и доклад органам управления ГОЧС и председателю КЧСПБ.
Ответственность за организацию разведки несут руководители ГО всех уровней. Они определяют состав сил и средств разведки, ее цели, задачи и объекты.
Слайд 27Задачи и документы
Задачи по разведке ставит руководитель ГО района (объекта)
или КЧС ПБ.
Непосредственным организатором разведки призваны быть органы управления ГОЧС
районов, городов (организаций) и нештатные органы управления разведкой, специально подготовленные лица.
Основным документом, определяющим порядок организации и ведение разведки в районе, на объекте является План разведки.
Слайд 28В разведывательных формированиях разрабатываются карточки-задания в 2-х экземплярах для мирного
и военного времени.
Виды разведки: наземная, воздушная, речная (морская).
Способы ведения разведки:
-
осмотр местности и объектов;
- наблюдение;
- поиск;
- лабораторное исследование;
- опрос местных жителей, начальников цехов и др.
Слайд 29Третий вопрос
ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ НА ОРГАНИЗАЦИЮ АСДНР. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СОСТАВА И ЧИСЛЕННОСТИ ГРУППИРОВКИ СИЛ И СРЕДСТВ ПРИВЛЕКАЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Слайд 31Заключение
Защита населения от последствий
применения современных средств поражения, последствий ЧС мирного времени, проведение АСДНР
в ходе ликвидации этих последствий стали главными задачами ГО и РСЧС.