Слайд 1ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ИЗМАЙЛОВСКИЙ» АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА СПб
ПЕДАГОГ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШУТИКОВ Ю.Н.
Исследовательская работа
«Отечественная бальная хореография, как связующее звено
нашей истории с современностью»
Слайд 2Учащиеся старшей группы хореографического коллектива «Золотые Искры» шк. №615
Все танцы
исполняют учащиеся коллектива «Золотые Искры»
Слайд 3
1. Известно, что бальный танец, как историческое явление, уходит своими
корнями в бытовые формы народного танца. Важнейшей художественной особенностью классической
хореографии, и в том числе бальных танцев, является органическое сочетание истории и творчества. На определенном этапе появляются социальные, или бальные, танцы. В основу их легли бытовые, народные танцы, которые видоизменялись под влиянием этикета и уклада жизни. И если раньше на балах главенствовал менуэт и гавот, то затем им на смену пришел вальс и кадриль.
До наших дней сохранились названия этих танцев: вальс- гавот, полонез- мазурка, па-де-труа и другие. Многие композиции отечественных бальных танцев решены в стилистике, характерной для середины прошлого века. Близкие по художественному языку танцам предыдущих эпох они, вместе с тем, внесли новый образный мотив в отечественную культуру и традиции.
Слайд 4Замечательные отечественные хореографы недавнего прошлого
(Е. Иванов, Н. Яковлев, Н.
Гавликовский, Л. Степанова, И. Кусов,
И. Диментман и другие) смогли
создать такую жанровую форму, которая органически соответствовала реальному сюжету, вместила большой и разнообразный материал прошлых лет, а главное - давала авторам широкую свободу в выражении своих замыслов. При этом особенностью Ленинградской школы отечественной бальной хореографии стало тяготение авторов к классическому мышлению, к ясности внутри хореографических композиций, к строгости и содержательности образов танцев. Их произведения включали в себя многие направления отечественной и мировой хореографии: классику, народно-характерный танец, народно-поэтические сказания и так далее. Все это оказалось сплавленным в одно целое не только благодаря усилиям авторов и их единого отношения к творчеству, но и благодаря тематическому единству всех вводимых в танец других жанров. Формируется русская школа бального танца, связь с национальными хореографическими традициями, строгость, простота, внутренняя чистота исполнительской манеры. В конечном итоге судьба любого танца, длительность его существования зависят от того, примет его народ или нет. Так, например, артист балета Е. Иванов сочинил танец «Па-де-грас» еще вначале ХХ века. Однако, логичность композиции, несложные, но изящные движения обеспечили танцу всеобщее признание и долгую жизнь.
Слайд 62. Танцевальные формы бытовой и бальной хореографии оттачивались временем и
приобретали законченность и художественную ценность. В бальных танцах отражается, прежде
всего, внутренний мир человека, его эмоциональное состояние, настроение, чувства, мысли. Техника исполнения движений значительно упрощается, композиция приобретает законченность.
Еще в ХVII в. впервые на балах появился такой танец, как «контрданс». В этом танце могло принимать участие любое количество пар, а танцевальные фразы последовательно повторялись то одной, то другой парой танцующих. Сегодня на смену контрдансу, экосезу и лансье пришла наша русская бальная кадриль, которая имеет многочисленных поклонников. Один из вариантов кадрили- «Круговая кадриль». Автор танца В.Ф. Смирнов, Городской ДТЮ СПб.
Слайд 83. В 40-х годах ХIХ века появился новый танец, который
затмил все, что было наиболее популярно и любимо до него.
Этим танцем была Полька.
Полька имела огромный успех и на балах в ХIХ столетии, и сейчас. Этот танец дошел до нашего времени и с удовольствием исполняется на многих вечерах отдыха, праздниках и концертах. Вариантов композиций польки- великое множество. Автор одной из современных полек- «Берлинской польки» - Л. Школьников.
Слайд 10Другой вариант исполнения польки, позволяющий включить в танец всех присутствующих
на балу - «Полька тройками». Автор композиции - Н. Горохова
(название автора - «Лошадки») .
Слайд 124. Еще в ХVIII в. кончилась эпоха менуэта и гавота.
На смену им пришел Вальс. Эта одна из самых замечательных
и важных страниц в истории танцевального искусства. История возникновения вальса до сих пор вызывает споры: одни называют вольту, другие - алеману, третьи - лендлер, но несомненно, что первоосновой послужил народный танец. Характерная особенность и вместе с тем прелесть этого танца заключается в непрерывном и плавном кружении танцующих пар.
Королем вальса суждено было стать Иоганну Штраусу - сыну. Он создал 447 вальсов. Так вальс стал всемирно известным, он побеждал не только уходящие, но и вновь возникающие, модные танцы. Просуществовав уже почти двести лет, вальс до сих пор пользуется успехом, не утрачивая своего былого значения. Его исполняют то в более медленном, то в более быстром темпе, то вправо, то влево, то в два па, то в три па. Элементы вальса входят во многие бальные танцы, например, «Вальс- миньон», «Падекатр» и др. Танцы на музыку вальса являются одними из самых любимых учащимися коллектива бальной хореографии «Золотые искры».
Слайд 14В композиции на музыку вальса нередко включаются элементы народно- характерного
танца. Примером может служить танец «О, ля-ля», предложенный Методическим объединением
Городского ДТЮ СПб, включающий элементы испанского танца, имитирующие звуки кастаньет.
Слайд 16Одним из любимых вальсов и школьников, и взрослых танцоров является
«Фигурный вальс». Очень часто его включают в концертные программы выпускников
старших классов. Первоначально он назывался довольно странно - «Фигурный вальс Людовика ХV», и только в конце века он получил название, которое удержалось до сего времени. Одним из вариантов «Фигурного вальса» стали авторы: Р.Г. Школьникова, С.И. Жуков, В.Л. Жуков
Слайд 185. Мы познакомились с небольшой историей возникновения и развития бальной
хореографии. Многие танцы, дошедшие до наших дней, включены в программы
занятий кружков и коллективов бального танца, с удовольствием исполняются на многих танцевальных вечерах и детьми, и взрослыми. Сегодня мы попробуем разучить один из самых доступных парных танцев на начальном этапе обучения- танец «Па-де-патинер» или, как его чаще всего называют, «Конькобежцы», т.к. он слегка имитирует движения конькобежца.
Танец состоит из двух фигур и занимает 16 тактов музыкального сопровождения, музыкальный размер- 2/4. Сочинил танец солист Петербургского балета Н. Гавликовский совместно с И. Яковлевым в конце ХIХ, начале ХХ века. Этот очень живой и легкий танец десятилетиями пользуется заслуженным успехом, несмотря на свою простоту и доступность. Он рассчитан на умение хорошо исполнять «па шассе» в быстром темпе. Мы приглашаем Вас на видео урок, посвященный отечественной бальной хореографии.
Ведет урок кандидат педагогических наук, доцент Амосова В.В.