Слайд 1Государственное предприятие «Севастопольстандартметрология
Теоретические и практические аспекты внедрения систем управления качеством
(ДСТУ ISO 9001:2009)
и проведения внутренних аудитов
(ДСТУ ISO 19011:2012)
Слайд 2ПЕРЕСМОТР СТАНДАРТОВ В 2000 ГОДУ
был более тщательным и учитывал новшества
и
существующий опыт в сфере качества.
Процесс пересмотра стандартов ISO
серии 9000
совершался комплексно с учетом всех мероприятий,
таких как опрос пользователей с целью
определения требований к будущим стандартам
История создания стандарта
в 1972 году Британский институт стандартов опубликовал Руководящие указания по обеспечению качества
BS 4891
в 1975 году был составлен стандарт BS 51-79
В 1979 году был
опубликован
стандарт BS 5750,
состоящий из
трех частей
ПЕРВЫЙ ПЕРЕСМОТР был совершен в 1994 году.
Пересмотр стандартов 1994 года был
незначительным и касался вопросов устранения
внутренних несоответствий
В 1987 году Международная организация по стандартизации, используя опыт создания британских стандартов, разработала
стандарты ISO серии 9000
Пакет предписаний военно-промышленного комплекса
С 1947г-работа Международной организации по стандартизации (ISO)
Слайд 3Семейство национальных стандартов ДСТУ ISO 9000 версии 2001
Слайд 4Принципы управления качеством
Слайд 5Принципы управления качеством
Надо пытаться предугадать невысказанные желания потребителя и постараться
удовлетворить их.
Искреннее стремление к этому может быть даже важнее самого
результата.
Непонимание требований потребителей
Непонимание качества своей работы
Отсутствие решимости нацелиться на потребителей
Традиционные мифы о том, как надо работать
Причины неудовлетворённости потребителей
Слайд 6Принципы управления качеством
Никакое серьезное дело не будет выполнено с наибольшим
эффектом, если люди, которые его возглавляют, не возьмут на себя
лидерские функции.
Руководитель-лидер - необходимое условие устойчивого успеха.
умение прогнозировать ситуации и осуществлять руководство, принимая во внимание накопленный опыт;
принятие во внимание потребностей всех заинтересованных сторон, включая потребителей, владельцев, сотрудников, поставщиков, общество в целом;
формирование ясного видения будущего организации;
поощрение сотрудников и признание их вклада в постоянное улучшение деятельности организации;
ведение открытого и честного обмена информацией;
постановка достижимых целей и показателей, вызывающих у сотрудников стремление к самосовершенствованию и постоянному улучшению деятельности организации;
применение стратегии организации для достижения установленных целей и показателей.
Слайд 7Принципы управления качеством
Современная организация - система взаимодействующих команд.
принятие ответственности
за определенный круг задач и решение возникающих при этом проблем;
активный поиск возможностей для улучшений;
активный поиск возможностей повышения уровня компетентности, знаний и опыта;
свободный обмен знаниями и опытом внутри команд и групп;
сосредоточение на создании ценности для потребителей;
новаторство и изобретательность при формулировании будущих целей организации;
стремление к улучшению имиджа организации у потребителей, местного сообщества и общества в целом;
получение удовлетворения от работы;
энтузиазм в работе и гордость за принадлежность к своей организации.
Слайд 8Принципы управления качеством
Все виды действий, совершаемых в организации, необходимо рассматривать
как процессы - логически упорядоченные последовательности (алгоритмы) этапов (шагов, элементов),
преобразующих входы в выходы.
определение такого процесса, с помощью которого достигается желаемый результат;
• определение и измерение входов и выходов этого процесса;
• выявление внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других заинтересованных лиц процесса;
• выявление способа «общения» участников процесса с функциональными подразделениями организации;
• оценка возможных рисков, последствий и влияния процессов на потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон;
• установление ответственности, полномочий и четких взаимодействий для управления процессом;
Слайд 9Принципы управления качеством
Системный подход требует координации всех аспектов деятельности, применения
"проектного стиля" организации работ, вовлечения людей в управление, делегирования им
полномочий и оказания им доверия.
Это - процессный, гуманистический подход к управлению, разрушающий барьеры между подразделениями.
формирование системы на основе определения или разработки процессов, влияющих на достижение поставленной цели;
структурирование системы для достижения цели самым эффективным способом;
понимание взаимозависимости процессов в системе, разрушающих барьеры между подразделениями;
постоянное улучшение системы на основе измерения, анализа процессов и оценки их результатов;
установление ограничений на ресурсы до начала действий.
Слайд 10Принципы управления качеством
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать
как ее неизменную цель.
постоянное улучшение продукции, процессов и системы
- цель всех сотрудников организации;
• применение основных концепций улучшения - постепенного и прорывного;
• использование периодического оценивания по установленным критериям совершенства для выявления областей потенциального улучшения;
• постоянное улучшение работоспособности и эффективности всех процессов;
• первостепенное осуществление действий, направленных на предупреждение несоответствий;
• установление показателей и целей для управления улучшениями и их анализа;
• признание улучшений.
Слайд 11Принципы управления качеством
Принятие решений на основе фактов снижает огромные потери
от неэффективных управленческих решений. При этом идет накопление информации, которая
постепенно превращается в знания.
измерение и сбор данных и информации для достижения поставленной цели;
• обеспечение точности и достоверности данных и информации и доступа к данным и информации;
• проведение анализа данных и информации с использованием утвержденных методов;
• понимание важности использования соответствующих статистических методов;
• принятие решений и осуществление действий на основе сбалансированных результатов логического анализа, опыта и интуиции.
Слайд 12Принципы управления качеством
Организация и ее поставщики взаимозависимы,
и отношения взаимной выгоды
повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Поставщики - необходимое условие
успеха организации. Организация не может повысить результативность и эффективность своей деятельности без своих поставщиков.
выявление и отбор основных поставщиков;
• установление таких отношений с поставщиками, которые балансируют краткосрочные выгоды с долгосрочными соображениями для организации и для общества в целом;
• создание ясного и открытого обмена информацией;
• инициирование совместной разработки и совершенствования продукции и процессов;
• совместное достижение ясного понимания требований потребителя;
• обмен информацией и планами на будущее;
• признание улучшений и достижений поставщика.
Слайд 13 Подход к системе управления качеством
ЭТАПЫ:
определение
потребностей и ожиданий заказчиков;
политики и целей организации в сфере качества;
процессов и ответственности,
необходимых для достижения целей в сфере качества;
ресурсов, необходимых для достижения целей в сфере качества;
методов, которые дают возможность измерять результативность и
эффективность каждого процесса;
средств, дающих возможность предотвращать несоответствия и
устранять их причины;
использование результатов измерений для определения
результативности и эффективности каждого процесса
внедрение и применение процесса постоянного улучшения СК.
Слайд 15Система управления качеством (4.)
4.1. Общие требования
4.2. Требования к документации
4.2.1. Общие
положения
4.2.2. Руководство по качеству
4.2.3. Управление документацией
4.2.4. Управление протоколами
Слайд 16Общие требования к СК (4.1.)
Систему управления качеством
необходимо
СОЗДАТЬ
ЗАДОКУМЕНТИРОВАТЬ
ВНЕДРИТЬ
ПОДДЕРЖИВАТЬ
НЕПРЕРЫВНО СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ
с целью
улучшения результативности
СПЛАНИРУЙ !
ОПИШИ !
СДЕЛАЙ ТАК, КАК НАПИСАЛ !
ПРОВЕРЬ и ПРОАНАЛИЗИРУЙ
!
ВМЕШАЙСЯ
и улучши !
Слайд 17Общие требования к СК (4.1.)
О
Р
Г
А
Н
И
З
А
Ц
И
Я
должна
определить процессы, необходимые для
СК
определить последовательность и взаимодействие
процессов
определить критерии
и методы, необходимые для
обеспечения результативности функционирования
этих процессов и управления ими
обеспечить наличие ресурсов и информации,
необходимых для поддержания функционирования
и мониторинга этих процессов
Если организация решает передать выполнение какого-либо процесса сторонним организациям, влияющего на соответствие продукции требованиям, она должна обеспечить со своей стороны контроль за такими процессами. Управление ими должно быть определено в СК.
Описанные выше процессы, необходимые для системы управления качеством, должны охватывать процессы, связанные с управленческой деятельностью, обеспечением ресурсов, выпуском продукции и измерениями.
Слайд 18Процесс – деятельность, в которой используются ресурсы и которой необходимо
управлять для преобразования «входов» в «выходы» (ДСТУ ISO 9000-2007)
выход
процесс
вход
Слайд 21Цикл Деминга
Э. Деминг: «Ломайте барьеры между подразделениями»
Слайд 23Требования к документации (4.2.)
Слайд 24Политика и цели в сфере качества (5.3)
Может быть отдельным документом
или входить в Руководство по качеству
Слайд 25ПОЛИТИКА в сфере качества (5.3)
Название документа
Лозунг
Сущность политики (основные направления развития)
Поставленные
цели
Средства реализации политики
Подпись руководителя
Слайд 26Девиз- лозунг предприятия
Концентрированным выражением политики
выступает девиз предприятия в сфере
качества.
«Качество прежде всего,
никаких компромиссов в области
качества»
(компания «Хонда Мотор», Япония)
Слайд 27Руководство по качеству (4.2..2)
Слайд 28Руководство по качеству- цели применения
эффективное внедрение СК;
• изложение политики
предприятия в сфере качества;
• эффективное управление процессами в СК;
• обеспечение
нормативного основания для аудита СК;
• обеспечение стабильности функционирования СК в условиях изменений;
• подготовка персонала предприятия в сфере качества;
• демонстрация предприятием соответствия СК
ДСТУ ISO 9001:2009 в контрактных ситуациях;
• презентация СК
Слайд 296 обязательных методик -документированных процедур
+
Слайд 30Составление документированных методик – рекомендации
СОВЕТ:
описывайте кратко и понятно;
используйте блок-схемы для описания процессов;
используйте стандартный формат, шаблон оформления;
предварительно опробуйте ДП и получите отклик
(обратная связь)
определите для каждого процесса входы и выходы, ответственность, соответствующие стандарты, требуемые ресурсы, какие записи необходимо вести и сохранять, действия в критических ситуациях
Слайд 31Рабочие и должностные инструкции, положения о подразделениях
Слайд 32Рабочие и должностные инструкции, положения о подразделениях – составление
Слайд 33Порядок разработки документов
обеспечить четкое информационное восприятие документов;
обеспечить
легкую идентификацию и быструю прослеживаемость документов;
предотвратить появление в документах
избыточной информации;
облегчить пользователям документов поиск необходимых сведений
необходимо
Слайд 35Ответственность руководства (5.)
5.1. Ответственность руководства
5.2. Ориентация на потребителя
5.3. Политика в
сфере качества
5.4. Планирование
5.4.1. Цели в сфере качества
5.4.2. Планирование СК
5.5. Ответственность,
полномочия и информирование
5.5.1. Ответственность и полномочия
5.5.2. Представитель руководства
5.5.3. Внутреннее информирование
5.6. Анализ со стороны руководства
5.6.1. Общие положения
5.6.2. Входные данные анализа
5.6.2. Выходные данные анализа
Слайд 37соответствовать целям организации
Политика в сфере качества должна
содержать обязательства по выполнению
требований и постоянному повышению результативности СК
Быть распространённой и понятой на
всех уровнях предприятия
Политика в сфере качества (5.3. )
анализироваться на предмет сохранения актуальности
быть основой для принятия и пересмотра целей в сфере качества
Слайд 39Ответственность и полномочия (5.5.1.)
ВЫСШЕЕ
РУКОВОДСТВО
Слайд 40Представитель руководства
по качеству
Представитель руководства по качеству (5.5.2.)
ВЫСШЕЕ
РУКОВОДСТВО
Слайд 415.5.3. Внутреннее информирование
Слайд 42Критический анализ со стороны руководства (5.6.1.)
Оценивание возможностей улучшения
Определение необходимости в
изменениях
СК
АНАЛИЗ
со стороны руководства
Протоколами
В том числе ПОЛИТИКИ и ЦЕЛЕЙ в сфере
качества
Оформляют
должен охватывать
Слайд 43Входные и выходные данные анализа (5.6.2., 5.6.3.)
Входные данные:
а) результаты аудитов;
б)
обратная связь с
заказчиками;
в) информация о
функционировании
процессов и соответствии
продукции;
г) информация о
предупреждающих и
корректирующих
действиях;
д) действия по результатам
предшествующего анализа
со стороны руководства;
е) рекомендации по улучшению;
ж) изменения, влияющие на СК
Выходные данные:
Решения и действия,
связанные с:
а) улучшением
результативности СК и её
процессов;
б) повышение
удовлетворённости
заказчиков путём
выполнения их требований;
Слайд 44Управление ресурсами (6.)
6.1. Обеспечение ресурсами
6.2. Человеческие ресурсы
6.2.1. Общие положения
6.2.2 Компетентность,
осведомлённость и подготовка
6.3. Инфраструктура
6.4. Производственная
среда
Слайд 45Компетентность, инфраструктура и
производственная среда
(ДСТУ ISO 9000-2001)
Слайд 48Мероприятия по повышению профессиональной компетентности
Каждый этап документируется
– ведутся протоколы
качества
Слайд 51Выпуск продукции (7.)
7.1. Планирование выпуска продукции
7.2. Процессы, относящиеся к заказчику
7.3.
Проектирование и разработка
7.4. Закупки
7.5. Производство и предоставление услуг
7.6. Управление средствами
мониторинга
и измерительной техники
Слайд 53Если в следствие характера организации и её
продукции невозможно применить требования
ДСТУ ISO 9001:2009, возможно
рассмотреть вопрос об исключении этих
требований,
но только если исключения касаются 7 раздела.
Обоснование исключения даётся в РК
Исключения
Слайд 54Планирование выпуска продукции (7.1.)
Слайд 55Определение требований к продукции (7.2.1)
Организация должна определить:
а) требования, установленные заказчиком, в
т. ч. требования, связанные с поставками и последующим обслуживанием;
б) требования, не
установленные заказчиком, но необходимые для установленного или предусмотренного использования, если о таком известно;
в) законодательные и регламентирующие требования к продукции;
г) любые дополнительные требования, определенные организацией
Слайд 56Анализ требований к продукции (7.2.2.)
Слайд 58Проектирование и разработка (7.3.)
7.3.1. Планирование проектирования и разработки
7.3.2. Входные данные
проектирования и разработки
7.3.3. Выходные данные проектирования и разработки
7.3.4. Анализ проекта
и разработки
7.3.5. Проверка проекта и разработки
7.3.6. Утверждение проекта и разработки
7.3.7. Управление изменениями в проекте и разработке
Слайд 59Планирование проектирования и разработки (7.3.1)
Слайд 60Входные и выходные данные проектирования и разработки (7.3.2. и 7.3.3.)
Слайд 61Анализ проекта и разработки (7.3.4.)
Слайд 62Проверка и утверждение проекта и разработки
(7.3.5. и 7.3.6.)
Результаты -
регистрируются
Согласно запланированных мероприятий (7.3.1)
Слайд 64Производство и предоставление услуг (7.5.)
Слайд 65Управление средствами мониторинга и измерительной техники (7.6.)
Слайд 66Измерения, анализ и улучшения (8.)
8.1. Общие положения
8.2. Мониторинг и измерения
8.2.1.
Удовлетворённость заказчика
8.2.2. Внутренний аудит
8.2.3. Мониторинг и измерение процессов
8.2.4. Мониторинг и
измерение продукции
8.3. Управление несоответствующей продукцией
8.4. Анализ данных
8.5. Улучшение
8.5.1. Постоянное улучшение
8.5.2. Корректирующие действия
8.5.3. Предупреждающие действия
Слайд 68Применение статистических методов
Руководителям всех уровней управления организации необходимо усвоить основы
«статистического мышления».
Статистическое мышление - это философия обучения и действий, основанная
на следующих фундаментальных принципах:
• вся работа происходит в системе взаимосвязанных процессов;
• вариация присуща всем процессам;
• понимание и снижение вариаций - ключи к успеху.
Слайд 69 Графические методы
Методы анализа статистических совокупностей зависимость изучаемых явлений
от случайных факторов
Экономико-математические методы критерий оптимальности
Неформализованные методы японских групп качества
Классификационные группы статметодов
Слайд 70 Графические методы
Основаны на применении графических
средств анализа статистических данных
Семь простых японских инструментов качества
контрольный листок,
диаграмма Парето,
схема Исикавы,
гистограмма,
диаграмма разброса,
расслоение,
контрольные карты и др.
Слайд 71Удовлетворённость заказчика (8.2.1.)
Слайд 73Мониторинг и измерение процессов (8.2.3.) и продукции (8.2.4.)
Слайд 74Управление несоответствующей продукцией (8.3.)
Идентифицированная
несоответствующая
продукция
Устранение выявленных несоответствий
Разрешение на её использование / выпуск или принятие
уступки по согласованию с уполномоченными лицами
(должно регистрироваться)
Принятие мер по недопущению её предусмотренного
использования или применения
Выполнить 1 или несколько действий:
Слайд 76Постоянное улучшение (8.5.1)
Организация должна постоянно улучшать результативность системы управления
качеством, применяя политику и определяя цели в сфере качества, используя
результаты аудитов,
анализ данных, проводя корректирующие и предупреждающие действия, а также анализ со стороны руководства.
Слайд 78Корректирующие действия
Корректирующее действие – действие, которое выполняют для устранения причины
выявленного несоответствия или другой нежелательной ситуации
В документированной методике устанавливаются требования
к:
анализу несоответствий;
определению причин несоответствий;
оценке потребности в мероприятиях для обеспечения уверенности в том,что несоответствия не возникнут повторно;
определению и выполнению соответствующих действий;
регистрации результатов выполненных действий;
анализу выполненных действий
Слайд 79Предупреждающие действия
Предупреждающее действие - действие, которое выполняют для устранения
причины потенциального несоответствия с целью предупреждения их появления
В документированной методике
устанавливаются требования к:
определению потенциальных несоответствий и их причин;
оценке потребности в мероприятиях для предупреждения возникновения несоответствий;
определению и выполнению соответствующих действий;
регистрации результатов выполненных действий;
анализу выполненных действий
Слайд 80Диапазон постоянных улучшений исключительно широк:
от постепенных (шаг за шагом),
никогда не прекращающихся улучшений по-японски, известных под термином "кайзен",
до
периодически реализуемых проектов прорыва, т.е. изменений принципиального характера (инноваций)
Непрерывное улучшение
Слайд 81Серия стандартов ISO 9000 и ISO 14000
акцентирует внимание на
важности аудитов,
как инструмента управления для
мониторинга и подтверждения
результативности
реализации политики
качества и экологической политики
организации.
Слайд 82ISO 19011 предоставляет руководство
по управлению программами аудитов,
проведению внутренних
или внешних
аудитов систем качества и/или систем
управления окружающей средой.
Он служит также руководством по
определению компетенции и оценке
аудиторов.
Слайд 853. Термины и определения
Аудит - систематический, независимый
и
документированный процесс получения
доказательства аудита и его объективной
оценки для
определения меры выполнения
критериев аудита
Слайд 863. Термины и определения
Внутренние аудиты,иногда называемые аудитами
первой стороны, проводятся
самой организацией
(или от ее имени) для анализа со стороны
руководства или для других внутренних целей и
могут служить основой для заявления организации
о собственном соответствии. Во многих случаях,
особенно в небольших организациях,
независимость может быть обеспечена свободой
от ответственности за аудитируемую деятельность.
Слайд 873. Термины и определения
Внешние аудиты включают аудиты, обычно
называемые аудитами
второй и третьей стороны.
Аудиты второй стороны проводятся сторонами,
заинтересованными
в деятельности организации,
например – потребителями, или другими лицами от
их имени. Аудиты третьей стороны проводятся
внешними независимыми организациями,
предоставляющими аудиторские услуги. Такие
организации выполняют сертификацию или
регистрацию соответствия требованиям
ISO 9001 и ISO 14001.
Слайд 883. Термины и определения
В случае если система управления качеством и
система управления окружающей средой
аудитируются совместно, такой аудит называется
комбинированным
аудитом.
В случае если две или больше организаций
кооперируются для аудитирования одного объекта
аудита, такой аудит называется совместным.
Слайд 893. Термины и определения
Критерии аудита - набор политик, процедур или
требований.
Стандарт;
Условия договора;
Документация СК и СУОС;
Экологические
программы и планы;
Законодательные и другие требования
Слайд 903. Термины и определения
Доказательства аудита - записи, изложение фактов
или другая информация, которые соответствуют критериям аудита и могут быть
доказаны.
Слайд 913. Термины и определения -Участники аудита:
Слайд 94Раздел 4 описывает принципы аудита.
Эти принципы помогают пользователю понять
природу
аудитирования, они являются необходимым предисловием
к разделам 5, 6 и
7.
В разделе 5 приведены руководящие положения по управлению
программами аудитов и охватывают такие вопросы, как
назначение ответственности за управление
программами аудита, определение целей программы аудита,
координация проведения аудитов и обеспечение необходимых
ресурсов, т.е. аудиторской группы.
Раздел 6 содержит руководство по проведению аудитов СК и
систем управления окружающей средой, в том числе выбор
аудиторской группы.
Раздел 7 предлагает руководящие положения по компетенции,
которую должны иметь аудиторы, и описывает процесс оценки
аудиторов.
Слайд 964. Принципы аудита
Принципы делают аудит
эффективным и надежным
инструментом
поддержания
Политики руководства
и его методов управления,
а также
обеспечение информацией,
на основе которой
организация может совершенствовать
свою деятельность
Слайд 985 Управление программой аудита
Ответственный за управление программой аудита должен:
Слайд 995 Управление программой аудитов
Ход процесса управления программой аудитов
Слайд 1005 Управление программой аудита
Примеры программ аудита :
а) серия внутренних аудитов на текущий год;
б) аудиты второй стороной для проверки систем
управления потенциальных поставщиков важной
продукции;
в) сертификационные/регистрационные и
надзорные аудиты, выполняемые третьей стороной
в течение периода, оговоренного в контракте между
органом по сертификации и заказчиком.
Программа аудита также включает соответствующее
планирование, обеспечение ресурсами и определение
методик проведения аудитов в рамках программы.
Слайд 1015.2.1 Цели программы аудита
Цели могут определяться на основании :
приоритетов управления
коммерческих намерений
требований системы управления
законодательных и договорных требований
потребности в оценке поставщиков
требований потребителей
требований других заинтересованных сторон
рисков для организации
Слайд 1025.2.2 Объём программы аудита
Зависит от размера, характера и сложности организации,
а также от :
сферы, цели и длительности каждого аудита
частоты проведения аудитов
количества, важности, сложности, аналогичности и месторасположения
видов деятельности
стандартов, законодательных, регламентирующих и договорных
требований и других критериев аудита
результаты предыдущих аудитов или результаты анализа предыдущих
программ аудита
языковых, культурных или социальных аспектов
потребности в аккредитации или сертификации
интересов заинтересованных сторон
существенных изменений в организации или ее деятельности .
Слайд 1035.3.1. Ответственность за программу аудита
Ответственность за управление
программой аудита
возлагается
на
одно или несколько лиц,
понимающих в целом принципы аудита,
требования к компетентности аудиторов и
применению методов аудита.
Кроме того, эти лица должны иметь
опыт управления, а также понимать
технические и предпринимательские
аспекты, связанные с деятельностью,
подлежащей аудиту
Слайд 1045.3.2 Ресурсы программы аудита
финансовые ресурсы, необходимые для подготовки, осуществления,
управления и совершенствования аудиторской деятельности
методы аудита
Приобретение и
поддержание компетентности аудиторов
и улучшение их деятельности
наличие аудиторов и технических экспертов, компетентность,
которых соответствует целям конкретной программы аудита
объем программы аудита
время и расходы на переезды, проживание и другие
потребности аудита
Слайд 1055.3.3 Методики программы аудита
Методики программы аудита должны касаться :
Планирования аудитов и составления графиков их проведения
Подтверждения компетентности аудиторов
и руководителей
аудиторских групп
Формирования соответствующих аудиторских групп
с распределением ролей и ответственности
Проведения аудитов
Выполнения, при необходимости, дальнейших действий после аудита
Ведения протоколов по программе аудита
Мониторинга выполнения и результативности программы аудита
Подготовки отчета высшему руководству об общих результатах по
программе аудита
Слайд 1065.4 Выполнение программы аудита
информирование о программе аудита соответствующих
сторон
координация и составление графика проведения аудита, а также
другой
деятельности в рамках программы аудита
установление и поддержание процесса оценки аудиторов и постоянного
повышения их квалификации согласно 7.6 и 7.5 соответственно
формирование аудиторских групп
обеспечение аудиторских групп необходимыми ресурсами
проведение аудитов согласно программы аудитов
управления протоколами аудиторской деятельности
анализ и утверждения отчетов об аудите, их
рассылка заказчику аудита и другим установленным сторонам
обеспечение, при необходимости, выполнения
дальнейших действий после аудита
Слайд 1085.6 Мониторинг и анализ программы аудита
Слайд 1116.2.4 Формирование аудиторской группы
При установлении численности и состава группы учитывают:
-
цели, сферу, критерии и продолжительность аудита;
- вид аудита (совместный или
комбинированный);
- общую компетентность аудиторской группы, необходимую для достижения целей аудита;
- законодательные, регламентирующие, контрактные требования и требования к аккредитации/сертификации ;
независимость аудиторской группы от проверяемой деятельности во избежание конфликта интересов;
язык аудита и понимание социальных и культурных особенностей объекта аудита ( собственные умения аудитора или при помощи технического эксперта)
Слайд 1126.3 Анализ документов
Перед осуществлением аудита
на месте должна быть
проанализирована документация
объекта аудита для определения
соответствия документированной
системы критериям
аудита
Слайд 1136.4 Подготовка к проведению аудита на месте
6.4.1 Подготовка плана
аудита
План аудита может содержать:
Цели;
Критерии и любые документы,
на которые есть
ссылки
Сферу аудита, включая идентификацию подразделений и
процессов
Дата, место и продолжительность (включая совещания);
Состав аудиторской группы, распределение ролей и
ответственности аудиторов и сопровождающих лиц ;
Выделение соответствующих ресурсов для
критических элементов аудита
Слайд 1156.5 Проведение аудита на месте
6.5.1 Проведение вводного совещания
6.5.2
Обмен информацией в ходе аудита
6.5.3 Роли и ответственность сопровождающих
лиц и наблюдателей
6.5.4 Сбор и проверка информации
6.5.5 Подготовка данных аудита
6.5.6 Подготовка выводов аудита
6.5.7 Проведение заключительного совещания
Слайд 116Совещания:
Вводное;
Заключительное;
Обсуждение хода выполнения аудита,
необходимости перераспределения
ответственности,
корректировки плана
аудита;
Обмен информацией
между членами группы
Слайд 1176.5.1 Проведение вступительного совещания
Представление участников и их ролей;
Подтверждение целей, сферы, графика,
методов и методик и критериев
аудита;
Градация несоответствий;
Способы обмена информацией, язык аудита, ресурсы и условия;
Условия, при которых аудит может быть приостановлен;
Соблюдение конфиденциальности;
Инструктаж по требованиям охраны труда;
Отчётность и апелляции.
Слайд 1206.5.6 Подготовка выводов аудита
Отражают аспекты:
степень соответствия системы управления критериям
аудита
фактическое внедрение, поддержание и
улучшение системы
управления
способность процесса анализа со стороны руководства
обеспечивать постоянное соответствие, адекватность,
результативность и постоянное улучшение системы управления
По выводам аудита можно представить рекомендации
по улучшениям, деловым отношениям, сертификации/регистрации
или последующей аудиторской деятельности(если это
предусмотрено целями аудита)
Слайд 1216.5.7 Проведение заключительного совещания
анализ выполнения плана аудита;
представление
данных и выводов аудита;
обсуждение и согласования разногласий (при необходимости);
информирование о ситуациях во время аудита, снижающих доверие к выводам аудита;
согласование сроков выполнения корректирующих и предупреждающих действий;
рекомендации по улучшению (если предусмотрено целями);
председатель - руководитель группы аудита
Слайд 1226.6 Подготовка, утверждение и рассылка отчета по аудиту
6.6.1
Подготовка отчета по аудиту
Ответственный за подготовку и содержание отчета
–
руководитель аудиторской группы
В отчете нужно обеспечить:
Отчет должен включать или содержать ссылки на:
- цели аудита, - сферу аудита,
идентификация подразделений, - данные аудита,
-сроки проведения - идентификация руководителя и членов - дата и место проведения аудита, аудиторской группы,
критерии аудита, - выводы аудита
При необходимости, можно включать дополнительную функцию
ясное, чёткое, краткое описание;
всесторонне описывающий проблему;
объясняет требования, которые нарушены;
указывает доказательства.
Слайд 1236.6.2 Утверждение и рассылка отчета
Отчет об аудите должен быть:
подготовлен в установленные сроки
датирован, проанализирован
и
утвержден согласно методикам программы аудита
разослан получателям, определенным
заказчиком аудита
соблюдать конфиденциальность
Слайд 1256.7 Завершение аудита
Аудит является завершенным, когда
выполнены все работы согласно
плану аудита,
и разослан утвержденный отчет по аудиту
Слайд 126 6.8 Выполнение дальнейших действий после аудита
Слайд 1277 Компетентность и оценка аудиторов
7.1 Общие положения
7.2 Личные
качества
7.3 Знания и навыки
7.4 Образование, опыт работы, подготовка
и
аудиторский опыт
7.5 Поддержка и улучшение компетентности
7.6 Оценка аудиторов
Слайд 1287.2 Личные качества
Аудитор должен быть:
а) этичным
б) беспристрастным;
в) дипломатичным;
г) наблюдательным;
д) восприимчивым;
е) разносторонним;
ж) настойчивым
;
з) решительным;
и) уверенным в себе
Слайд 1297.4 Образование, опыт работы, подготовка и аудиторский опыт
Аудиторы должны
:
пройти обучение, достаточное для приобретения
знаний
и навыков, описанных в 7.3;
иметь опыт работы, способствующий развитию знаний
и навыков (7.3.3; 7.3.4);
пройти аудиторскую подготовку, которая способствует развитию
знаний и навыков (7.3.1; 7.3.3; 7.3.4)
приобрести опыт проведения аудитов в рамках
аудиторской деятельности , описанной в разделе 6.
Слайд 1307.5 Поддержка и улучшение компетентности
Постоянное повышение квалификации направленное на
поддержку
и улучшение знаний, навыков
и личных качеств за счет:
приобретения дополнительного опыта работы,
подготовки, самообучения,
тренингов,
участия в совещаниях, семинарах и конференциях
Слайд 1317.6 Оценка аудиторов
Основные шаги:
Определение личных качеств, знаний и навыков,
удовлетворяющих потребности программы аудита
Установление критериев оценки
Выбор соответствующего метода
оценки
Проведение оценки
Слайд 132 Методы оценки аудиторов
Анализ записей
Положительные или отрицательные отзывы
Интервью
Наблюдение
Тестирование
Анализ после аудита