Слайд 1Государственное управление в 30-е годы
Государственно-политический строй СССР в 30-х годах.
Конституция
СССР 1936 г.: высшие органы власти и управления, избирательная система,
права граждан.
Формирование командно-административной системы управления экономикой.
Централизация правоохранительной системы в СССР. Развитие внесудебной юстиции.
Слайд 2Характерные черты государственного аппарата СССР
30-х гг.
Замкнутость (путь наверх –
только через партийные организации).
Иерархичность (в сложившейся лестнице партийных и советских
должностей занятие каждой последующей ступени зависело не от выбора снизу, а от назначения и рекомендации сверху).
Тенденция к слиянию партийных структур с государственными (через партийные ячейки в государственных органах партия могла обеспечить принятие любого решения).
Жесткая централизация (власть сконцентрирована в верхней части государственного и партийного аппарата).
Окончательное оформление номенклатуры – касты чиновников, пользующихся системой льгот и привилегий, недоступных рядовым гражданам.
Ротация кадров осуществлялась, главным образом, в ходе репрессивных кампаний, инициированных руководством страны.
Слайд 3Общая характеристика государственно- политического строя 30-х гг.
- Окончательно сформирована
однопартийная система.
В самой ВКП(б) с 1921 г. – официальный
запрет фракционной деятельности. В течение 20-х и до начала 30-х гг. – борьба «генеральной линии партии (И.В. Сталин)» с «рабочей», «левой», «новой», «правой» и прочими оппозициями, в ходе которой устранена «ленинская гвардия» (Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др.). На местах – партийные «чистки».
В государственное и партийное руководство вводились новые люди, лично преданные И.В. Сталину (А.А. Жданов, А.И. Микоян, Н.С. Хрущев, Л.П. Берия, В.М. Молотов и др.).
К началу 30-х гг. государственно –политический строй СССР приобрел все признаки тоталитарного режима.
Слайд 4Нарастание масштабов террора в 30-е гг.
Первая репрессивная кампания – против
«классово чуждых элементов».
Жертвы: «кулаки», «подкулачники», духовенство, мелкие торговцы, «старые специалисты»,
обвиненные в саботаже и вредительстве.
Вторая репрессивная кампания затронула рядовые массы (рабочих, крестьян, служащих). Общее ужесточение карательной политики государства привело в ряде случаев к введению уголовного наказания за административные нарушения и нарушения трудового законодательства.
Третья репрессивная кампания (1934-1938 гг.) – против партийных государственных, военных руководителей, директоров предприятий, профессоров вузов, научной интеллигенции. Из 139 членов ЦК ВКП(б) арестованы 110; из 1996 делегатов XVII съезда ВКП(б) на свободе оставались 59. Репрессированы трое из пяти маршалов, все командармы, 90% комкоров, 70% командиров дивизий и полков. За десятилетие репрессии коснулись 7-10 млн чел., в ГУЛАГЕ – 2 млн чел.
Слайд 5Система прокурорского надзора в СССР (с 1933 г.)
н на 7 лет
назначение
утверждение на 5 лет
на 5 лет
на 5 лет
на 5 лет
Верховный совет СССР
Прокурор СССР
Прокуроры республик
Прокуроры областей (краёв)
Городские прокуроры
Районные прокуроры
Слайд 6Структура и функции Прокуратуры СССР:
Структура Прокуратуры СССР:
- территориальная прокуратура;
военно-морская прокуратура;
прокуратура железнодорожного транспорта;
прокуратура водного транспорта;
прокуратура по
специальным делам.
Функции прокуратуры СССР:
надзор за законностью действий органов государственной власти;
наблюдение за правильным применением законов судами союзных республик;
возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения в судах всех уровней;
надзор за законностью действий ОГПУ, милиции, угрозыска и исправительно-трудовых учреждений.
Слайд 7Изменения в судебной системе в соответствии с Законом о судоустройстве
СССР 1938 г.
Суды СССР: Верховный суд СССР и специальные суды
(военные трибуналы, линейные транспортные суды). Избирались Верховным Советом СССР сроком на 5 лет.
Нижнее звено судебной системы - народный суд в составе судьи и двух заседателей – избирался населением сроком на 3 года.
Остальные суды (от областного до республиканского) избирались соответствующими Советами на 5 лет.
Слайд 8Изменения в статусе НКВД в 30-х годах
1934 г.
1934 г.
1930 г. 1930 – 1933 гг.
НКВД республики
Совнарком республики
ГУ милиции
ГУ угрозыска
ГУ ЖКХ
НКВД СССР
Совнарком СССР
Особое совещание
Слайд 9Структура НКВД СССР:
Главное управление государственной безопасности (ГУГБ);
Главное управление милиции (ГУМ);
Главное
управление пограничной и внутренней охраны;
Главное управление лагерей (ГУЛАГ);
Главное управление пожарной
охраны;
Отделы ЗАГС.
Позднее в ведение НКВД - геодезия и картография, управление шоссейными дорогами, архивное дело, Центральное управление мер и весов, ГАИ, ОБХСС, медицинские вытрезвители и т.д.
Слайд 10Органы внесудебной юстиции в 1934- 1938 гг.
Состав «троек»:
Полномочия:
- начальник обл. управления ВД или нарком ВД; - ссылка, высылка;
- первый секретарь обкома ВКП(б) - заключение в лагеря;
или ЦК республиканской компартии; - расстрел или заключение от
- областной или республиканский прокурор 8 до 10 лет (с 1937 г.)
Особое совещание («тройка»)
Особое совещание («тройка»)
Особое совещание
НКВД СССР
НКВД республики
Областное (краевое) управление ВД
Слайд 11Высшие органы власти и управления по Конституции СССР 1936 г.
(5 декабря 1936 г. – 14 марта 1946 г.)
Верховный Совет
СССР
Совет Союза
Совет Национальностей
Президиум
Совнарком СССР
Верховный суд СССР
Прокурор СССР
Слайд 12Конституция СССР 1936 г.: новые положения
Вывод о построении социализма в
СССР.
Политическая основа СССР – Советы депутатов трудящихся.
Экономическая основа СССР –
социалистическая собственность в двух формах: государственной и колхозно-кооперативной. Экономическая жизнь определяется единым народнохозяйственным планом.
Форма государственного устройства – федерация республик. Впервые – перечень полномочий федеральных органов.
Вводилось всеобщее, прямое, равное избирательное право при тайном голосовании.
Фактически – признание принципа разделения властей.
Впервые – положение о руководящей роли ВКП(б) в системе государственного управления.
Впервые включена глава «Основные права и обязанности граждан».
Слайд 13Основные права граждан по Конституции СССР
1936 г.
Социальные права:
на труд;
- на образование;
на отдых; - на материальное обеспечение в старости и
по болезни.
Личные права:
равноправие полов; - равноправие национальностей;
свобода совести; - неприкосновенность личности и жилища;
тайна переписки; - неприкосновенность частной жизни.
Политические права:
свобода слова; - свобода собраний и митингов;
свобода печати; - свобода уличных шествий и демонстраций;
избирательное право; - право на объединение в общественные
организации.
Слайд 14Изменения в управлении сельским хозяйством
в 30-е гг.
С 1929
г. – курс на сплошную коллективизацию. За год в колхозы
предполагалось объединить 30 млн единоличных хозяйств.
Принята программа борьбы с кулачеством. На местах – комиссии по раскулачиванию. В помощь комиссиям восстанавливались комбеды.
После корректировки курса (март 1930 г.) – массовый выход из колхозов. План хлебозаготовок сорван. Контрмеры власти:
- введение уголовных наказаний за мелкие хищения (указ о колосках);
- организация движения 25- тысячников среди рабочих;
- чистка аппарата в связи с саботажем хлебозаготовок;
- возрождение продотрядов с целью ревизий и карательных мер.
4. Создание новых органов управления: НК земледелия (при нем - Колхозцентр), НК зерновых и животноводческих совхозов, Комитета по заготовкам (Комзаг) при Совнаркоме СССР.
Слайд 15Изменения в управлении сельским хозяйством в 30-е гг.
5. В 1934
г. установлена повышенная ставка налога на единоличников.
6. В 1933г. –
«Примерный устав сельскохозяйственной артели»:
а) в коллективную собственность передавались земельные наделы, скот. техника , хозяйственные постройки;
б) колхозы обязаны вести хозяйство по государственному плану»
в) прием в колхоз- на общем собрании колхозников;
г) очередность выполнения обязательств колхозов:
- обязательные поставки государству и машинно-тракторным станциям;
- создание семенных фондов и фондов социальной поддержки;
- остальное - на выплаты колхозникам по трудодням;
д) основная форма организации труда – бригада, форма оплаты – трудодень.
Поборы с колхозов достигали 50-60% урожая, но таким образом государство получило в два раза больше зерна, чем в последние годы НЭПа.
Слайд 16Изменения в промышленном секторе в 30-е гг.
С конца 20-х гг.
– курс на индустриализацию. Источники средств: а) продажа зерна, топлива,
леса за границу; б) принудительные займы у населения; в) эмиссия денег; г)винно-водочная монополия;
С 1929 г. – переход на пятилетние планы развития. Первая и вторая пятилетки не были выполнены полностью из-за дефицита сырья, топлива, рабочей силы, оборудования. При этом производительность труда выросла вдвое; СССР из страны, ввозящей машины, превратился в страну, их производящую. Отставание от Запада значительно сокращено.
Кадровая политика. С конца 20-х гг. - кампания против саботажа «старых специалистов» («шахтинское дело», процесс Промпартии; чистки в Госплане, Наркомфине, ВСНХ). Через несколько лет – отмена дискриминационных мер и осуждение «спецеедства».
Слайд 17Изменения в промышленном секторе в 30-е гг.
4. Политика закрепления рабочей
силы на местах. С 1932 г. – система прописки, трудовые
книжки с фиксацией мест работы. В том же году – меры наказания за неявку на работу: увольнение, лишение продовольственных карточек, выселение с жилплощади.
5. Централизация управления на предприятиях: замена управленческого «треугольника» (секретарь парткома, председатель профкома, директор) единоначалием директоров.
6. Нарастание планово-регулирующих начал в экономике: с 1929 г. тресты и синдикаты ориентируются исключительно на план. С 1930 г. – запрет на частные магазины, централизация кредитной системы.
7. Постепенное усиление отраслевого принципа управления, создание системы отраслевых промышленных народных комиссариатов.
Слайд 18Изменение административно-территориального деления страны в 1926-1930 гг.
Старое
Новое
1930 г.
Волость
Уезд
Губерния
Район
Округ
Область (край)
Слайд 19Этапы формирования системы отраслевых промышленных народных комиссариатов
I этап: 1932- 1934 гг.
II этап: 1936-1937 гг.
III этап: 1938 г.
К
К 1940 г. число общесоюзных наркоматов выросло до 25, объединенных – до 16.
ВСНХ
Наркомтяжпром
Наркомлегпром
Наркомлеспром
Наркомпищпром
Наркомат машиностроения
Наркомоборонпром
Ещё 6 наркоматов
Ещё 3 наркомата
Ещё 4 наркомата
Слайд 20Предпосылки формирования административно-командной системы управления экономикой
Необходимость выравнивания экономических показателей различных
регионов огромной страны.
Сама природа социалистического строя, основанного на общественной собственности.
Ускоренная
модернизация экономики в условиях нарастающей военной угрозы.
Недооценка правящей элитой национальной и региональной специфики.
Низкий уровень политической культуры и общественной активности граждан.
Административно-командная система управления – особая разновидность государственного управления, отличающаяся преимущественным применением директивных методов, широким использованием административного принуждения в экономике.
Слайд 21Особенности административно-командной системы управления
Жесткая централизация.
Широкое применение чрезвычайных методов с использованием
репрессий.
Разрастание исполнительного аппарата.
Отказ от рыночных механизмов.
Развитие экономики на основе планирования.
Пресечение
всякой несанкционированной социальной
инициативы.
Слайд 22Изменения в ходе военной реформы конца 30-х гг.
Снижение призывного возраста
до 19 лет (для выпускников школ – до 18 лет);
сужение круга лиц, пользовавшихся освобождением или отсрочками.
Создание военных советов при военных округах и на флотах, впоследствии – Главных военных советов при народных комиссариатах обороны и военно-морского флота.
Расширение сети военных учебных заведений (к началу 40-х гг. – 19 военных академий, 7 высших военно-морских училищ, 10 военных факультетов при гражданских вузах, 208 средних военных училищ).
Восстановление института военных комиссаров во всех воинских частях, штабах, учебных заведениях.
Переход на кадровой принцип формирования армии.