Слайд 1Государственность
Тип государственного устройства, включающий форму правления и политический режим
Государственный аппарат,
как совокупность различных органов власти и управления, правоохранительных учреждений, органов
государственной безопасности, а также особенностей административно-территориального устройства
Слайд 2Государственность
(продолжение)
Государственная служба, т.е корпус государственных служащих, обслуживающих «государственную машину»
Государственная
идеология, включая тесно связанную с ней государственную символику
Слайд 3Черты абсолютизма
как формы правления
Сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти
в руках наследственного монарха
Право монарха распоряжаться государственными финансами и устанавливать
налоги
Наличие обширного, разветвленного чиновничье-бюрократического аппарата управления, осуществляющего от имени монарха управленческие функции
Слайд 4Черты абсолютизма
как формы правления (продолжение)
Централизация и унификация государственного и
местного управления, территориального деления
Создание постоянной армии и полиции
Регламентация службы и
частной жизни сословий
Слайд 5Особенности российского абсолютизма
Возник в условиях полного господства крепостнических порядков и
отсутствия развитых буржуазных отношений
Воздействие восточных или деспотических традиций на политический
строй государства (страх населения перед властью и полное бесправие подданных)
Опора на крепостническое дворянство и служилые сословия
Слайд 6Российская государственность
в XVIII веке
I этап –
1689-1725 гг.
II этап
–
1725-1762 гг.
IV этап –
1796-1801 гг.
III этап –
1762-1796 гг.
«Регулярное»,
полицейское
государство
Эпоха «дворцовых
переворотов»
«Просвещенный
абсолютизм»
«Непросвещенный
абсолютизм»
Слайд 7I этап – «регулярное», полицейское государство
Император
Петр I Алексеевич
(1682-1721 гг.)
Слайд 8Идея служения отечеству –
основание всей реформистской
политики Петра I
Слайд 9Институционализация
управления
Повышение
эффективности
управления
Новые принципы
комплектования
аппарата управления
Внедрение и
распространение
камерализма
Унификация
Централизация
Дифференциация
Милитаризация
Новые принципы построения
государственного аппарата
Слайд 10Функциональность в управлении
Специализация учреждений
государственной администрации
и специализация канцелярского
труда
в каждой из сфер государственного
управления
Регламентация обязанностей
чиновников
Унификация штатов
и жалования
чиновников
Принципы камерализма
Слайд 11Государственный аппарат Российской империи в первой четверти XVIII в.
Император
(1721
г.)
Сенат (1711 г.)
К О Л Л Е Г И И
Ино-
странных
дел
Военная
Адмирал-
тейская
Камер-
Штатс-
контор-
Ревизион-
Берг-
Ману-
фактур-
Коммерц-
Юстиц-
Вотчин-
ная
Главный
магист-
рат
Синод
(1721 г.)
Кабинет
Слайд 12Здание Сената в Санкт-Петербурге
Слайд 13Здание 12 коллегий в Санкт-Петербурге
Слайд 14Здание 12 коллегий в Санкт-Петербурге
Слайд 19Система контроля над
государственным аппаратом
Преображенский
приказ
В Москве
Тайная канцелярия
в Санкт-Петербурге
Сенат
Фискалат (1711
г.)
Генерал-фискал
Генерал-прокурор
(1722 г.)
Расправная палата
Генерал-рекетмейстер
Император
Слайд 20Фискалы
2 марта 1711 г.
Орган тайного надзора за деятельностью губернской администрации.
Созданы по подобию фискалов, действовавших в Пруссии.
Не подчинялись местным властям.
Были подсудны только Сенату
Численность фискалов - около 500 человек
Слайд 21Фискалы
Не получали государственного жалованья, а кормились от дел: ½ (позднее
- ¼) штрафа или имущества нарушителя закона шла фискалу, ½
в казну.
До 1714 г. не несли никакой ответственности за ложный донос.
Выдвигали обвинения против губернаторов, сенаторов Ф.М.Апраксина, кн. Я. Ф.Долгорукого, князя А. Д. Меншикова
Слайд 22Фискалы
Именно фискалы помогли прекратить вопиющие злоупотребления властью устюжского коменданта Акишева,
сибирского губернатора кн. А. Д. Гагарина, обвиненного в грабеже населения
и незаконной торговле китайским товаром.
Слайд 23Фискалы
Многие из фискалов за злоупотребления подвергались суровым наказаниям и даже
были казнены: бит кнутом и сослан на каторгу первый обер-фискал
М. В. Желябужский, в 1724 г. окончил жизнь на плахе его знаменитый преемник А. Я. Нестеров.
Слайд 24
Местные органы власти в Российской империи
Сенат
Губернаторы
Воеводы
Земские комиссары
Губернские канцелярии
Провинциальные канцелярии
Канцелярии дистриктов
Слайд 25Местные учреждения центральных органов Российской империи в первой четверти XVIII
в.
СЕНАТ
К О Л Л Е Г И И
Военная
Провиантмейстерская
контора
Полковой двор
Контора рекрутских
дел
Адмирал-
тейство
Вальдмейстерская
контора
Главный
магистрат
Юстиц-
Штатс-
контор
Камер-
Контора
камерирских
дел
Рентмейстерская
контора
Надворный суд
Ратуша
Ямской
приказ
Ям
Малороссийская
коллегия
Слайд 26Эпоха дворцовых переворотов
Тут кротко или строго
Царило много лиц
Царей не очень
много,
А более цариц …
А.К.Толстой
Слайд 27Верховные законосовещательные органы при императорах в эпоху дворцовых переворотов
1726-1730 гг.
1731-1740
гг.
1756-1761 гг.
1762 г.
Екатерина I,
Петр II
Анна Иоанновна
Елизавета
Петровна
Петр III
Верховный тайный
совет
Кабинет министров
Императорский
совет
Конференция при
высочайшем дворе
Слайд 28II этап – эпоха «дворцовых переворотов»
Императрица
Екатерина I
Алексеевна
(1725-1727 гг.)
Слайд 30II этап – эпоха «дворцовых переворотов»
Император
Петр II
Алексеевич
(1727-1730 гг.)
Слайд 31Императрица Анна
Иоанновна
(1730-1740 гг.)
II этап – эпоха «дворцовых переворотов»
Слайд 32Императрица Анна
Иоанновна
(1730-1740 гг.)
Слайд 34Императрица Елизавета I Петровна
(1741-1762 гг.)
Слайд 35Елизавета I Петровна
(1741-1761)
Веселая царица
Была Елизавет:
Поет и веселится
Порядка только нет
А.К.Толстой
Слайд 37II этап – эпоха дворцовых переворотов
Император
Петр III Федорович
(1761-1762 гг.)
Слайд 39III этап – «просвещенный абсолютизм»
Слайд 40III этап – «просвещенный абсолютизм»
Императрица
Екатерина II
Алексеевна
(1762-1796 гг.)
Слайд 41«Просвещенный абсолютизм»
Содержание –
преобразование наиболее устаревших социальных институтов
под воздействием требований времени
Инструмент – законодательная деятельность просвещенных монархов.
Монарх не просто «отец нации», а блюститель законности.
Слайд 42«Просвещенный абсолютизм»
Кодификация законов –
цель и средство создания новой системы
регулирования общественных отношений
«Наказ Комиссии о сочинении
проекта нового Уложения»
Екатерины II
Слайд 43«Наказ» Екатерины II
Огромная протяженность территории России требует только самодержавного образа
правления.
Цель самодержавия - благо всех подданных.
Монарх правит в соответствии с
законами, им установленными.
Роль государя состоит не в непосредственном управлении, а в главном надзоре за действиями посредствующих властей.
Слайд 44«Наказ» Екатерины II
Все граждане свободны и имеют равную обязанность перед
лицом государственной власти.
Свобода – право делать то, что разрешено законом.
Четкое
деление общества на сословия, у каждого сословия свои права и обязанности.
Слайд 45Недостатки в системе местного управления во второй половине XVIII в.
Губернии
к тому времени представляли слишком обширные административные территории
Недостаток (количественный и
качественных) местных управленческих структур и губернских чиновников
В губернском управлении отсутствовало разделение властей, неоправданно совмещалась деятельность различных ведомств и ветвей власти
Слайд 46Управление губернией и уездом в конце XVIII в.
Губернатор
Губернское правление
Вице-
губернатор
Казенная палата
Губернское
дворянское
собрание
Приказ
общественного
призрения
Уездный
казначей
Капитан-
исправник
Нижний
земский суд
Губернский
предводитель
дворянства
Уездный
предводитель
дворянства
Уездное
дворянское
собрание
Слайд 47Городское самоуправление в конце XVIII в.
Настоящие
городовые
обыватели
Купцы
гильдейские
Цеховые
ремеслен-
ники
Иностранные
иногородние
гости
Именитые
граждане
Люди
посадские
Собрание общества градского
(ценз: 5 тыс.
руб.)
гражданский староста
Общая дума
городской голова
Шестигласная
дума
городской голова
Губернатор
1 раз в 3 года
Слайд 48Судебные учреждения губернии и уезда в конце XVIII в.
Сенат
Губернские судебные
палаты
По гражданским
делам
По уголовным
делам
Верхний
земский суд
Нижний
земский суд
Губернский
магистрат
Городовой
магистрат
Верхняя
земская
расправа
Нижняя
земская
расправа
Совестный
суд
Епископ
Консистория
Слайд 49Государственная служба в XVIII веке
Указы от 20 января и 28
февраля 1714 г. -
дети дворян, приказных людей, духовных
лиц
должны в возрасте от 10 до 15 лет
пройти курс обязательного обучения:
основы грамоты, арифметики и геометрии
Указ от 23 марта 1714 г. - «О единонаследии»
Всеобщая мобилизация элитарного слоя на государственную службу
Слайд 50Государственная служба в XVIII веке
(продолжение)
Регулярные смотры, нередко
осуществлявшиеся лично Петром
I
Указ от 26 февраля 1714 г. категорически
Запрещал производство в офицеры
дворян, не прошедших солдатскую службу
«Инвентаризация» наличного состава
дворянства – отчетность о пригодных к службе
дворянских детях, достигших 10-летнего
возраста, направляемая в Разрядный
стол (Герольдмейстерскую контору) Сената
Слайд 51Государственная служба в XVIII веке
(продолжение)
24 января 1722 г. - «Табель
о рангах»
- приоритет служебной заслуги перед
аристократической иерархией породы:
«Знатность по годности
считать»
Указ от 16 января 1721 г. –
лица любого звания, дослужившиеся до
обер-офицерского чина,
получали потомственное дворянство
Слайд 52Л. Ф. Писарькова
«Табель о рангах» оставляла вне иерархии приказных людей.
Классные должности не ниже 8 и 9 классов на гражданской
службе заполнялись дворянами, получившими отставку с военной службы, что привело к значительному «размножению» высшего и среднего чиновничества, которое сильно уступало в профессиональном отношении своим предшественникам приказным людям 17 века.
Слайд 53Государственная служба в XVIII веке
(продолжение)
1714 г. – казенное жалованье вместо
поместного верстания для центрального
аппарата и кормлений для провинциальных
чиновников
В 1723
г. ¼ часть выделенных на
жалованье служащим средств пошла на
покрытие дефицита бюджета
Военный бюджет России в 1680 г. - 50%
В первой четверти XVIII в. военный бюджет
– от 66% до 80-85%, в 1705 г. – 96%.
Слайд 54Размер жалования чиновников
в первой четверти XVIII в.
Канцелярский служащий
15-60 руб.
в год
До 100 руб. в столице
Секретарь в коллегии
До 120 руб.
в год
Прожиточный минимум
18 руб. в год
На содержание 1 солдата – 28 руб. в год
Слайд 55Цель кадровой политики Петра I
Не заменить элиту представителями более
низких социальных слоев, а сделать ее
более эффективной и квалифицированной
Методы
Обязательная
государственная
служба
Обязательное
обучение
Указ о
единонаследии
Табель о рангах
Слайд 56Преимущества потомков
аристократических родов в
конкурентной борьбе за власть
Традиции управления
Родственные связи
Крупные
состояния
Новый, европейский,
уровень образования
Слайд 57Репрессивные санкции к дворянам, уклоняющимся от службы
Указ 1714 г. грозил
дворянам,
не явившимся на смотр, лишением всего
движимого и недвижимого имущества
в пользу доносчика о неявке, даже если
в качестве такового выступал собственный
крепостной дезертира
Указ от 11 января 1722 г. предусматривал
политическую смерть не явившегося
на смотр, т.е. объявление его вне закона.
Доносчик получал, как минимум, половину
всего имущества виновного
Слайд 58Система контроля над
государственным аппаратом
Преображенский
приказ
В Москве
Тайная канцелярия
в Санкт-Петербурге
Сенат
Фискалат
Генерал-фискал
Генерал-прокурор
(1722 г.)
Расправная
палата
Генерал-рекетмейстер
Император
Слайд 59Качество государственного
аппарата эпохи Петра I
Казнокрадство и взяточничество
«Из 100 рублей, собранных
с
обывательских дворов,
не более 30 рублей действительно
шло в казну, остальное
собиралось и
доставлялось чиновникам»
Слайд 60Птенцы гнезда Петрова
Светлейший князь
А.Д. Меншиков —
сын конюха из
Владимирской губернии,
торговавший в Москве
пирогами,
и едва умевший
поставить свою подпись,
но
поднявшийся
на высоту
второго лица государства
Слайд 61Казнокрадство и взяточничество
Бюджет
России
Конфисковано у
А. Д. Меншикова
после его отставки
1710
г. –
3 134 000 руб.
1725 г. –
10 186
707 руб.
90 000 крепостных
Капитал на сумму
13 000 000 руб.,
из них - 9 000 000 руб. –
в иностранных банках,
драгоценности на сумму
1 000 000 руб.
Золотой и серебряной посуды
более 200 пудов (3200 кг)
Слайд 62IV этап - «непросвещенный абсолютизм»
Император
Павел I
Петрович
(1796-1801 гг.)
Слайд 63Государственная служба в XVIII веке
1727 г. – право на отпуск
для офицеров, а с 1744 г. – для гражданских служащих
31
декабря 1736 г. - указ об ограничении службы 25 годами
18 февраля 1762 г. – Манифест «О даровании вольности и свободы всему дворянству» - право дворянам не служить
1763 г. – введены пенсии для генералов, а в 1764 г. - для отставных военных и гражданских чинов, прослуживших 35 лет (с 15-летнего возраста) - не более половины прежнего жалованья
Слайд 64Государственная служба в XVIII веке
19 апреля 1764 г. и 13
сентября 1767 г. – правило автоматического продвижения чиновников по службе
по истечении 7 лет нахождения в одном чине независимо от личных качеств и заслуг
21 апреля 1785 г. – Жалованная грамота дворянству – право не служить
Слайд 65Государственная служба в XVIII веке
При Павле I – правило автоматического
продвижения чиновников по службе по истечении
4 лет нахождения в
одном чине, независимо от личных качеств и заслуг
Слайд 66Титулование
Первая треть
XVIII в.
Конец XVIII в.
Ваше превосходительство
(высшие классы)
Ваше сиятельство
(для сенаторов)
Ваше благородие
(для
прочих чинов и дворян)
1-2 классы - Ваше
высокопревосходительство
3-4 классы –
Ваше
превосходительство
5 класс –
Ваше высокородие
6-8 классы – Ваше
высокоблагородие
9-13 классы - Ваше
благородие