Слайд 1Средства связи
предложений
в тексте
Слайд 2 Прочитайте выразительно текст М.Пришвина, раскрывающий его понимание смысла
русской пословицы.
Назовите эту пословицу.
Укажите
основные признаки, по которым вы определили, что это текст.
Слайд 3 (1) Вернуться к молчанию в том смысле,
что говорить для
себя, а молчать от
внимания к другому. (2)Просить молчания,
значит, просить внимания
к человеку.
(3)Разговор выявляет свое первенство, а
внимание рождает друзей (4). Вот почему
разговор – серебро, а молчание ─ золото.
(М.Пришвин)
Золото молчания
Слайд 4Теория
Практика
Средства связи
Слайд 5
Теория
Средства связи
Лексические
Морфологические
Синтаксические
Слова одной
тематической группы.
Зима в этих краях бывает суровой и
долгой. Морозы достигают 60 градусов.
Снег лежит до июня. И еще в апреле
случаются метели.
Синонимы
Особое значение для развития
русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.
Слайд 9 Лексические повторы
Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то,
чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными.
Антонимы
(в том числе контекстуальные)
Один был высокого роста, другой
роста низкого.
2. Тот же самый орёл как только вышел
из комнаты и приближается к кабинету
своего начальника, куропаткой такой
спешит с бумагами под мышкой, что мочи
нет.
Слайд 11 Слова и словосочетания
со значением
логических связей предложений и резюмирующие слова типа
вот почему, поэтому,
из этого следует, кроме того, подведем итог, в заключение и другие.
Морская вода содержит много соли.
Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.
слова
В этом лесу много милых сердцу
русских
деревьев. Но прежде всего
замечаешь стволы любимых берез.
Слайд 14 Единство видовременных форм
Ночь наступила. Стало темно.
На небе загорелись звезды.
2.Тяжелораненый
Сергей Муравьев-Апостол, собравшись с сипами, стоит прямо. Он подходит к
печке и дотрагивается до неё закоченевшими руками.
Слайд 15 Местоимения
1. Язык не передается человеку по
наследству. Он развивается лишь в процессе общения.
2.
А годы шли да шли; быстро и неслышно, как подснежные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Подруг у нее не было: изо всех девиц, посещавших дом Страховых, она не сошлась ни с одной.
Слайд 16 Союзы, частицы, вводные слова
Он сказал, что
после признаний на суде он так поступить не может. Ведь
обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признает и покаянных слов писать не может.
2. За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.
Наречия со значением
времени и пространства
1. Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.
2. Сегодня кольцо во многих местах разорвано. До сорок первого года оно было сплошным, с тремя воротами.
Степени сравнения
прилагательных и наречий
1.Место
было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя.
2.Мы оказались над облаками. Выше уже ничего не было.
Слайд 20 Синтаксический параллелизм
Надо быть современным.
Надо быть безжалостным к прошлому.
Парцелляция
1. Он нервничал и ждал. Её и Фомина.
2. В его
сердце опять толкнулась непрошенная боль. Жалость. Любовь, слегка забытая.
3. Катенька часто заходила к Григорию в госпиталь. И потому что это было по пути в гимназию. И потому что её тянуло туда…
Слайд 22 Предложения-скрепы
1.Перейдём к следующей части высказывания.
2.
Об этом говорилось выше.
3.Как уже было отмечено...
Практика
Средства связи
Алгоритм анализа текста
Разбор примеров
Слайд 24 Алгоритм анализа текста
Помни об условии задания:
Слайд 25
1. В задании речь идет о связи двух соседних предложений,
а не частей сложного.
2. Важно, чтобы во втором предложении было
слово (группа слов), которое( ые) связывало (и) бы оба предложения.
3. Обратите внимание на слово "предыдущий":
нам надо искать предложение, смысл которого связан с предыдущим
(а не расположено где-то еще в тексте).
Слайд 26
4. Не следует искать полное грамматическое соответствие форм слов,
связанных в двух предложениях.
Например, личное местоимение из второго
предложения может
стоять не в том
падеже, в котором стоит соотнесенное с ним существительное.
Однако иногда связь по некоторым признакам должна прослеживаться
(число местоимения, вид и время глагола).
(задание В-7)
1.Среди предложений 15–19 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18) Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19) Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке .
Слайд 29Ответ:
1.Пары предложений 15-16;16-17;17-18 между собой грамматически не связаны.
2.Остается только пара
18-19. Здесь лексическая связь: личное местоимение "она" из предложения (19)
соотнесено с словосочетанием из предложения (18): "девочка лет девяти" (или просто "девочка").
Записываем в бланк ответа число "19”.
Слайд 302.Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на
месте пропуска в шестом предложении?
1) прежде всего
2) однако
3) кроме того
4)
иными словами
Разбор примеров
(задание А -8)
Слайд 31(5)Все числа в компьюторе
представляются с помощью нулей
и единиц
(т.е.
двоичная система).
(6) …компьюторы обычно работают
в двоичной системе счисления.
Слайд 32 Обрати внимание! Предложение в тексте может не
только вводить новую информацию, которой не было в предыдущем предложении,
но и противопоставлять ее уже известной информации, дополнять уже известное, либо повторять его.
Внимательно прочитайте эти предложения. Посмотрим как соотносятся предложения (5) и( 6). Мы видим, что речь в них, по сути, идет об одном и том же. для связи этих предложений подходит вводное сочетание слов иными словами, означающее « то же самое сказанное по-другому».