Слайд 1С2 ГИА 2013
Готовимся к ГИА 2013. Сочинение - рассуждение на
основе
прочитанного текста (С2). Часть 9
Седьмой раздел тем. Функции языка. Язык
и речь.
Устная и письменная речь.
Практикум по написанию сочинения
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 21 села Архиповского Будённовского района» Ставропольского края
Работа учителя русского языка
и литературы Н. Г. Харлановой
2013 год
Слайд 2С2 ГИА 2013
В слове «проявляется исключительная способность человека выражать гласно
мысли и чувства свои, дар говорить, сообщать разумно...»
В слове «не
менее жизни, как и в самом человеке...»
В. И. Даль
Нет мысли и нет думы, нет понятия без слов.
В. И. Даль
Слайд 3С2 ГИА 2013
Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты
одного человека другому.
Л. Н. Толстой
Всякая мысль, выраженная словами, есть сила,
действие которой беспредельно.
Л. Н. Толстой
…мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык. В нем самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, словесная живопись.
С. Я. Маршак
Слайд 4С2 ГИА 2013
Письменная речь воплощает в себе всё, чем богата
жизнь: она приносит и новые знания, и опыт мудрости, и
добрый привет близких людей, находящихся в разлуке с нами. Благодаря человеческой речи человеческий опыт не пропадает, а копится и передаётся из поколения в поколение.
Г. Г. Гранник, С. М. Бондаренко
Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи — единицы: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу.
М. В. Панов
Слайд 5С2 ГИА 2013
Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без языка
человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и
общества, а тем самым и человека. Без языка не может быть и мышления, т. е. понимания человеком действительности и себя в ней.
А. А. Реформатский
Когда мы думаем и желаем передать кому–то то, что осознали, мы облекаем мысли в форму языка.
А. А. Реформатский
Как орудие общения язык должен быть организован как целое, обладать известной структурой и образовать единство своих элементов как некоторая система.
А. А. Реформатский
Слайд 6С2 ГИА 2013
… язык может выражать эмоциональное состояние говорящего, волю,
желания, направленные как призыв к слушающему.
А. А. Реформатский
Язык – это
то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи.
Поль Рикёр
Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью.
А. А. Мирошниченко
Слайд 7С2 ГИА 2013
Литературный язык, которым мы пользуемся, - это подлинно
драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно
дает нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времен.
Л. В. Щерба
Слово – эхо мысли.
Гюстав Флобер
Слайд 8С2 ГИА 2013
Дар речи — одна из самых удивительных и
самых человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим
чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен.
Л. А. Введенская
….язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности
Л. А. Введенская
Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет.
А. А. Мирошниченко
Слайд 9С2 ГИА 2013
О языке и речи. Теория
Слайд 10С2 ГИА 2013
Мир полон чудес. Разве не чудо, что мы
можем разговаривать с людьми, находящимися в другом городе, да при
этом еще и видеть их? Или наблюдать с Земли за тем, что происходит в космическом корабле? Или смотреть спортивные игры, проходящие в другом полушарии? Да только ли это? Но среди различных чудес мы как-то не обращаем внимания на одно из самых удивительных — на наш родной язык.
Заглянем в современный четырехтомный «Словарь русского языка». В нем дано 8 значений слова язык, для нас важно вот это: « Язык - система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей».
Слайд 11С2 ГИА 2013
Имеет место и такое определение:
Язык - это исторически
сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, которая помогает осуществлять
работу мышления и является орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
Слайд 12С2 ГИА 2013
Функции языка
Язык – важнейшее средство общения. Это основная
функция языка – коммуникативная.
Язык –орудие выражения мысли. Это познавательная функция
языка.
Экспрессивная функция языка: с помощью языка мы можем выразить чувства.
Функция воздействия на адресата речи.
Слайд 13С2 ГИА 2013
Коммуникативная функция
Главнейшая функция языка - коммуникативная. Язык служит,
прежде всего, средством человеческого общения. Мы живем в обществе и
общаемся в определенном социуме в определенном пространстве в определенное время. Таким образом, язык является основным средством общения. Коммуникация – значит общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует, прежде всего, для того, чтобы люди могли общаться. Информация – это сведения, доступные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы.
(коммуникация — от лат. communico — связываю, общаюсь)
Слайд 14С2 ГИА 2013
Познавательная функция язык
С помощью языка происходит в значительной
степени познание, изучение окружающего мира. Ученые признают факт сложной взаимосвязи
между языком и мышлением.
В общем виде отношения между языком и мышлением проявляются в следующем. Возможность соотнесения языковых единиц с явлениями действительности основана на мышлении, на способности человеческого мозга к отражению действительности. Без такой соотнесенности невозможно было бы общение между людьми.
Слайд 15С2 ГИА 2013
Язык выступает связующим звеном между поколениями, служит "хранилищем"
и средством передачи внеязыкового коллективного опыта.
Издавна человечество
стремилось сохранить память о людях и событиях, однако ни специально построенные гробницы, ни предметы древних цивилизаций, найденные археологами, не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Сам язык является бесценным хранителем информации об истории народа, его культуре.
Слайд 16С2 ГИА 2013
Учёные-лингвисты выделяют так называемую этническую функцию языка: язык
для этноса (народа) является объединяющим фактором, знаком национально-культурной идентичности.
Слайд 17С2 ГИА 2013
Экспрессивная функция речи – функция передачи чувств и
эмоций пишущего.
Экспрессивность (экспрессия) – выразительность, сила проявления чувств, переживаний, эмоций.
Слайд 20С2 ГИА 2013
Язык и речь
Основной объект языкознания - естественный человеческий
язык в отличие от искусственного языка или языка животных.
Следует различать
два тесно связанных понятия - язык и речь.
Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.
Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.
Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку.
Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык - ручка, а речь - текст, который записан этой ручкой.
Слайд 21С2 ГИА 2013
Язык и речь
Речь – это конкретное говорение, происходящее
в устной или письменной форме, реализация которого осуществляется за счет
использования средств языка.
Слайд 22С2 ГИА 2013
Устная и письменная формы речи речи
Слайд 23С2 ГИА 2013
Устная и письменная формы речи
Речевое общение происходит в
двух формах - устной и письменной. Они находятся в сложном единстве
и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости.
Основой письменной и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка. Литературная речь - это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, т.е. они фиксируются в грамматиках, словарях, учебниках.
Слайд 24С2 ГИА 2013
Устная форма речи
Устная речь – это речь звучащая,
она создается в процессе говорения; для нее характерны словесная импровизация
и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода, повторы, незаконченность выражения мысли).
Устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки, смех – все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции.
Слайд 25С2 ГИА 2013
Устная форма речи
Устная форма речи закреплена за всеми
функциональными стилями русского языка, однако, она имеет преимущество в разговорно-бытовом
стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует сказать, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Это выражается в проявлении авторского "я", личностного начала в речи с целью усиления воздействия на слушающих. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.
Слайд 26С2 ГИА 2013
Письменная речь
Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая
система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи.
В то же время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Читая книги, исторические документы разных времен и народов, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества.
Слайд 27С2 ГИА 2013
Письменная речь
Основная функция письменной речи - фиксация устной
речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо
служит средством коммуникации между людьми, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем.
Основное свойство письменной речи - способность к длительному хранению информации. Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д.
Слайд 28С2 ГИА 2013
Письменная речь
Письменная речь использует книжный язык, употребление которого
достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен,
инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.
Слайд 29С2 ГИА 2013
Мы повторили основные теоретические положения. Практикум по написанию
сочинения смотри ЗДЕСЬ!!!
Слайд 30С2 ГИА 2013
Интернет-ресурсы
http://www.langust.ru/review/lang_h03.shtml#03_04
http://www-2010.rsu.edu.ru/files/e-learning/Shuvaeva/l2.htm
http://mgup-vm.ru/russian/04.html
http://www.iteconomic.com/ustnaya-i-pismennaya-rech.aspx