Слайд 1
ГПОУ «Макеевский медицинский колледж»
Диалогизация профессиональной подготовки
с использованием комплексных средств
обучения
Елена Пимоновна Рыжикова,
директор,
преподаватель гистологии
преподаватель-методист
Татьяна Анатольевна Щадько,
заведующая отделением,
преподаватель реаниматологии,
преподаватель-методист
Слайд 2
Аннотация
В статье раскрыта актуальность теории диалога в педагогике и
методике, обоснованы принцип комплексности и комплексный подход как методологическая основа
применения средств обучения; а также рассмотрены дидактические возможности интеграции данных подходов с целью повышения качества профессиональной подготовки.
Слайд 3
В методике преподавания бесспорным является положение о том, что основным
средством организации учебного процесса является научно-учебная речь, которая в условиях
учебного занятия приобретает определенную содержательную и структурную специфику. При этом и диалог, и монолог являются актуальными
формами научно-учебной речи.
Диалогизация учебного монолога остается актуальной проблемой теории и практики обучения.
Приемы диалогизации монологической научно-учебной речи преподавателя недостаточно разработаны в теории и практике преподавания.
В данной статье мы предлагаем рассматривать вышеуказанные вопросы в контексте улучшения качества профессиональной подготовки студента-медика путем организации научно-учебного диалога с использованием комплексных средств обучения.
Слайд 4
Основной задачей медицинского образования является формирование у обучающихся профессиональных компетенций,
которые предполагают развитие клинического (профессионального) мышления.
Слайд 5 Способы формирования профессионального клинического мышления могут быть различными. Кроме устной
и письменной подготовки к занятию, создания презентаций, решения задач, тестирования,
целесообразными являются дискуссии, деловые игры, ролевые игры системы «стандартизированный пациент», предусмативающие научно-учебный диалог.
Слайд 6 Профессиональная подготовка медицинского лабораторного техника включает изучение междисциплинарного курса «Теория
и практика гистологических исследований». У будущих специалистов на этапе формирования
практических навыков по гистологической технике возникает много активных, зачастую проблемных вопросов.
Слайд 7 Будущий специалист – фельдшер должен научиться распознавать симптомы заболеваний, знать
основные диагностические методы, овладеть методологией постановки диагноза. Сбор сведений о
состоянии пациента предполагает, прежде всего, сформированность умений в области устной речи, а именно умение вести опрос больного: задавать необходимые вопросы, понимать ответы, давать адекватные речевые реакции.
Отсюда можно сделать вывод: в рамках медицинского дискурса диалог – это важнейший жанр речи. Поэтому сформированность лингвистической и коммуникативной компетенций является обязательным профессиональным требованием, так как профессия медика является лингвоактивной. И организуя хороший содержательный научно-учебный диалог на занятии при изучении новой темы, преподаватель тем самым формирует не только клиническое мышление, но и профессиональные коммуникативные компетенции.
Слайд 8 Перспективным в развитии диалогизации профессиональной подготовки выступает применение комплексных средств
обучения. Комплексное средство обучения – это концентрированная совокупность любых средств
обучения на основе современной информационной, аудиовизуальной, компьютерной техники, соответствующая требованиям современного учебного комплекса в отношении методических, эргономических характеристик, главная задача которых – достижение максимального педагогического эффекта.
Слайд 9 Важно учитывать, что ни одно из средств обучения не может
обеспечивать успешное обучение, если будет взято в отдельности. Достигнуть оптимальных
результатов можно только при правильном сочетании различных средств обучения, при котором их комплексное использование полностью отвечало бы особенностям изучаемого вопроса, познавательной деятельности и задачам обучения.
Слайд 10 При отборе средств обучения к занятию целесообразно руководствоваться следующим:
основываться
на его теме и исходить из целей обучения;
учитывать подготовленность
обучающихся к восприятию и изучению данного материала;
провести подробный анализ учебного материала и выделить термины и понятия, которые нужно формировать;
учитывая возможности образовательного учреждения определить средства обучения;
выбрать средства обучения, которые помогут сформировать нужные понятия;
определить место выбранных средств на занятии;
выделить приемы и методы работы со средствами обучения.
Слайд 11 Сочетание комплексных средств обучения в научно-учебном диалоге может быть
параллельным или последовательным. Примеры параллельного сочетания:
Одновременное использование статичного экранного пособия
и звукозаписи, при котором дидактическая роль экранного изображения усилена эмоциональным влиянием звукозаписи. Такой прием был использован при проведении студенческой научно-теоретической конференции «Актуальные вопросы диагностики и лечения сахарного диабета»: учебные фотографии на слайдах презентации, учебные видеосюжеты усилены пояснениями, комментариями и обсуждениями участников мероприятия.
Изучение оборудования гистологической лаборатории, инструментов, лабораторной посуды, химических реактивов и одновременный показ их использования на экране.
Слайд 12 Для достижения поставленной цели – диалогизации профессиональной подготовки с использованием
комплексных средств обучения преподавателю необходимо решить ряд задач теоретического и
практического характера. Важнейшими из них являются:
1) развитие профессионально значимых умений, необходимых для использования средств диалогизации в процессе научно-учебного общения: приобретение знаний о формах диалогизации учебного монолога, продуцируемого на различных этапах процесса обучения как различных типах соотношения смысловых позиций участников учебного общения;
2) работа над своей речью;
3) формирование у студентов профессионально значимых умений диалогизировать учебный монолог в процессе выполнения аналитических, конструктивных и интерпретационных заданий;
Слайд 134) выявить функциональные возможности используемых в рамках преподаваемой дисциплины дидактических
средств и определить предпочтительные области их применения;
5) обосновать целесообразность принципа
комплексности и комплексного подхода к применению выбранных средств обучения в профессиональной подготовке студента-медика;
6) разработать дидактические модели применения средств обучения на основе принципов комплексности и диалогизации в процессе освоения обучающимися учебной информации;
7) экспериментально проверить эффективность предложенных моделей в обеспечении качества профессиональной подготовки.