Разделы презентаций


Грамматические нормы литературного языка (существительное, прилагательное)

Содержание

Грамматика Традиционно морфология и синтаксис объединяются, составляя два относительно самостоятельных раздела, в более общую лингвистическую науку — грамматику (от греч. gramma — письменный знак) — раздел языкознания, содержащий учение о формах

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1К ОГЭ и ЕГЭ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

К ОГЭ и ЕГЭГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО  РУССКОГО ЯЗЫКА

Слайд 2Грамматика
Традиционно морфология и синтаксис объединяются, составляя два относительно самостоятельных

раздела, в более общую лингвистическую науку — грамматику (от греч.

gramma — письменный знак) — раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.
 

Грамматика Традиционно морфология и синтаксис объединяются, составляя два относительно самостоятельных раздела, в более общую лингвистическую науку —

Слайд 3Грамматика
Отдельно взятое слово выражает смысл явлений окружающей нас жизни.

Но люди общаются друг с другом, создавая высказывания. В них

слова связаны не только по смыслу, но и по форме. Благодаря способности слов изменять грамматическую форму они объединяются между собой в предложения, и мы можем общаться друг с другом.

Грамматика Отдельно взятое слово выражает смысл явлений окружающей нас жизни. Но люди общаются друг с другом, создавая

Слайд 4Грамматические нормы

регулируют выбор вариантов образования форм

слова и построение словосочетаний и предложений.

Грамматические нормы              регулируют выбор

Слайд 5К грамматическим нормам относятся
морфологические
нормы
синтаксические нормы

Морфологические нормы
регулируют

выбор
вариантов морфологической
формы слова
при его соединении
с другими

словами:
много дел (а не делов),
офицеры, инженеры
(а не офицера, инженера).

Синтаксические нормы
регулируют выбор
вариантов построения
словосочетаний,
простых и
сложных предложений.

К грамматическим нормам относятся морфологические нормы синтаксические нормыМорфологические нормы регулируют выбор вариантов морфологической формы слова при его

Слайд 6Морфологические нормы
Каждая часть речи
имеет свои слабые участки морфологической вариантности.

Морфологические  нормыКаждая часть речи имеет свои слабые участки морфологической вариантности.

Слайд 7В Р.п. ед.ч. варьируются окончания -у (разговори.) и -а (книжн.):

винограду — винограда.
Окончание -у сохраняют
вещественные сущ. при образовании

части целого: кружка квасу, кусок сыру;
2) некоторые собирательные и отвлечённые существительные: много народу, мало жару;
3) в устойчивых сочетаниях: не зная броду, не суйся в воду; не подавал виду; без году неделя; с пылу с жару; что есть духу; не давать спуску; ни шагу назад; смеяться до упаду и др. При этом прочнее сохраняются формы с -у в словах из одного и двух слогов {воску, сахару, творогу и др.). если слогов больше, то употребляются формы с -а (шоколада, нафталина).

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

В Р.п. ед.ч. варьируются окончания -у (разговори.) и -а (книжн.): винограду — винограда. Окончание -у сохраняют вещественные

Слайд 82. В Им.п. мн.ч. существует трудность выбора окончаний -а(-я) или

-ы(-и).
1) С ударяемым окончанием -а(-я) употребляются: директора, инспектора, доктора,

профессора, фельдшера, сторожа, веера, катера, клевера, корма, кузова, невода, короба, отпуска, паспорта, стога, флигеля, хлева, шомпола, штабеля, штемпеля, якоря, ястреба;
2) с неударяемым окончанием -ы(-и) употребляются: инженеры, шофёры, бухгалтеры, редакторы, корректоры, конюхи, лекари, лекторы, клапаны, тракторы, договоры, приговоры, выборы, порты, почерки, прииски, фронты, цехи;
3) равноправные варианты имеют слова: слесаря и слесари, пекаря и пекари, тома и томы;
4) различаются по смыслу формы: корпуса (войсковые соединения) — корпусы (туловища), образа (иконы) — образы (литературно-художественные), повода (поводья) — поводы (побуждения), пояса (часть одежды) — поясы (часовые), учителя (преподаватели) — учители (идейные), соболя (меха) — соболи (животные) и др.

2. В Им.п. мн.ч. существует трудность выбора окончаний -а(-я) или -ы(-и). 1) С ударяемым окончанием -а(-я) употребляются:

Слайд 93. В Р.п. мн.ч. употребляются следующие формы существительных :
1) слова

м.р.:
2) слова ж.р.:

3. В Р.п. мн.ч. употребляются следующие формы существительных :1) слова м.р.:2) слова ж.р.:

Слайд 103) слова с.р.: верховьев, низовьев, устьев, платьев, захолустий, побережий, коленей,

снадобий, древков, яблок, личиков, остриев, болотцев, копытцев, кружевцев, блюдец, зеркалец,

одеялец, полотенец',
4) слова, не имеющие ед.ч.:

5. Сложность в определении рода представляют имена существительные с невыраженными морфологическими показателями: на -ль (тюль, толь, выхухоль и др.) и несклоняемые сущ. (пенальти, цунами и др.). Иноязычные несклоняемые слова, как правило, относятся к ср.р.: широкое шоссе, вкусное пюре. Но: седьмая авеню, свежая кольраби, салями, фейхоа, влажный сирокко, чёрный кофе. Чаще отклонение от правила вызвано родо-видовыми смысловыми отношениями: авеню — улица.

3) слова с.р.: верховьев, низовьев, устьев, платьев, захолустий, побережий, коленей, снадобий, древков, яблок, личиков, остриев, болотцев, копытцев,

Слайд 11ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1. Краткие формы ед.ч. м.р. в прилагательных на -ный

оканчиваются на -ен, если предпоследний звук основы полного прилагательного —

согласный: любезный — любезен, идейный — идеен, складный — складен и др.
В этом случае других вариантов нет.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ1. Краткие формы ед.ч. м.р. в прилагательных на -ный оканчиваются на -ен, если предпоследний звук основы

Слайд 12Вызывает сложности образование краткой формы прилагательных на -нный:
нравственный —

нравственен, нравствен.
В этом случае предпочтителен первый вариант.

Вызывает сложности образование краткой формы прилагательных на -нный: нравственный — нравственен, нравствен. В этом случае предпочтителен первый

Слайд 13Форму на -ен (а не -енн) имеют прилагательные:

Форму на -ен (а не -енн) имеют прилагательные:

Слайд 142. Сложность представляет образование и употребление форм сравнительной степени прил.:
1)

при образовании сложной формы сравнительной степени имени прилагательного используются слова

«более», «менее» + начальная форма прилагательного: более привлекательный, менее интересный. Не употребляются формы «более лучший», «более худший» и т.п., поскольку второе слово само по себе уже выражают значение сравнительной степени;
2) в русском литературном языке приняты следующие формы сравнительной степени имён прилагательных: бойкий — бойче, звонкий — звонче, ловкий — ловче, сладкий — слаще, хлёсткий — хлестче;
3) при сравнительной степени (более светлый) должен быть указан предмет сравнения (более светлый, чем...) или следует добавить усилительное слово ещё.
2. Сложность представляет образование и употребление форм сравнительной степени прил.:1) при образовании сложной формы сравнительной степени имени

Слайд 15Источники
Симакова Елена Святославовна. Русский язык. Новый полный справочник для

подготовки к ОГЭ: 9-й кл. / Е.С. Симакова. — Москва

: ACT : Астрель, 2015. — 350, [2] с. — (Государственная итоговая аттестация). Стр. 295-297
Русский язык и культура речи: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. — М.: ИНФРА-М, 2009. - 240 с.

Источники Симакова Елена Святославовна. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9-й кл. / Е.С.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика