Слайд 2Грунтоуплотняющие машины входят в состав комплекса средств механизации при возведении
насыпей, дамб и других земляных сооружений, служат для восстановления плотности
грунта, разрушенного при его разработке, до проектного (нормативного) значения в целях обеспечения устойчивости сооружений.
Плотность грунта — отношение его массы, включая массу воды в его порах, к занимаемому этим грунтом объему. С повышением плотности несущая способность грунта увеличивается.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Слайд 3Укатка (уплотнение достигается за счёт
статического воздействия веса перекатываемого груза)
Трамбование (уплотнение достигается
за счёт динамического воздействия веса падающего груза)
Вибрация (за счёт сообщения грунту колебательных движений , грунт уплотняют слоями толщиной в среднем 10 см)
СПОСОБЫ УПЛОТНЕНИЯ
Слайд 4 а) - укатка; б)
- трамбование; в) - вибрация;
V — направление перемещения
рабочего органа;
G — рабочий вес; т — рабочая масса;
Я — высота подъема плиты;
h — величина остаточной деформации уплотняемой среды
СПОСОБЫ УПЛОТНЕНИЯ
Слайд 5Назначение
Катки предназначены для уплотнения оснований и покрытий из асфальтобетонных смесей,
а также для послойного уплотнения грунтов, гравийно-щебёночных и стабилизированных материалов
при сооружении плотин, дамб, аэродромов и дорог.
ГРУНТОУПЛОТНЯЮЩИЕ КАТКИ
Слайд 6Рабочие органы
Металлические вальцы
Пневматические колеса
Ведущие и ведомые рабочие органы
К ведущим рабочим
органам передается крутящий момент от двигателя внутреннего сгорания.
Ведомые рабочие
органы самоходных катков являются направляющими и служат для поворота машины
Слайд 7Дорожные катки по конструктивным признакам подразделяют на типы:
по способу уплотнения;
статические
(КДС) и вибрационные (КДВ)
по конструкции рабочего органа;
с гладкими вальцами
(1), кулачковые (2), пневмоколесные (3), комбинированные (4), решетчатые (5), пластинчатые (6), ребристые (7)
по числу осей
одноосные, двухосные, трехосные и т.д.
Слайд 8Эксплуатационную массу катков в тоннах рекомендуется выбирать из ряда: 1,0;
1,5; 2,0; 3,0; 4,0; 5,0; 6,0; 7,0; 8,0; 9,0; 10,0;
12,0; 14,0; 17,0; 20,0; 24.
По способу соединения с тягачом
а) прицепные
б) полуприцепные - часть его массы передается на тягач через сцепное устройство (пневмоколесные тягачи или трактор)
в) самоходные
По числу пальцев :
Одновальцовый; двухвальцовый; трехвальцовый
Слайд 9Пневмоколесные полуприцепные катки разделяют на следующие типы (ГОСТ 1648170):
легкие
(15 т),
средние (30 т)
и тяжелые (45 т).
Пневмоколесные самоходные
катки
средние (16 т)
тяжелые (30 т).
Слайд 10Каток с гладким вальцем
Каток с кулачковым вальцем
Вибрационный каток
Трамбующая машина и
оборудование
Каток с решетчатым вальцем
Пневмоколёсный каток
Комбинированные катки
ВИДЫ МАШИН
ДЛЯ УПЛОТНЕНИЯ
ГРУНТА
Слайд 12Пример условного обозначения дорожного вибрационного катка с кулачковыми вальцами массой
1085 кг четвертой модели:
КДВ-2-1,0-04
Слайд 13Статические машины
Наиболее широко используются в дорожном строительстве статические самоходные установки
в двухосевом и двухвальцовом исполнении. Машина равномерно утрамбовывает и уплотняет
слои строительного материала по всей рабочей полосе одинаковыми по ширине вальцами.
Слайд 141 — управляемый валец; 2 — фара освещения; 3 —
вилка руля; 4 — скребок очистки вальца; 5 — рулевое
управление; 6 — органы управления; 7 — место оператора; 8 — валец ведущий; 9, 10 ,11 — рама и узлы трансмиссии
Слайд 15Рама изготавливается из профильного и листового стального проката и является
базой для установки всех узлов и механизмов катка. В переднюю
часть рамного устройства вваривается стальной оголовник, для крепления оси направляющего катка.
Слайд 16Вальцы изготавливаются литьем или свариваются из нескольких частей. Внутренние полости
сварных вальцов заполняются балластом (вода, песок). На асфальтовый каток устанавливаются
вальцы с гладкой, без задиров и вмятин рабочей поверхностью.
Слайд 17применяются скребки для его очистки и устройства, обеспечивающие смачивание вальца
специальными масляными смесями.
Крутящее усилие силовой установки передается на задний ведущий
валец трансмиссией механического, гидромеханического и гидрообъемного типа.
Слайд 18В двухосных трехвальцевых катках на задней оси устанавливаются два вальца,
общая ширина которых перекрывает рабочую полосу переднего вальца и позволяет
увеличить ширину обработки по обеим сторонам. Подобная компоновка позволяет вести работы около стен и бордюров.
Слайд 19В окончательной отделке верхних асфальтовых слоев эффективно используются трехосные трехвальцовые
машины. Особенность конструкции подобных агрегатов состоит в установке трех одинаковых
по ширине вальцов, два из которых направляющие ведомые.
Слайд 20Ведущий валец по диаметру больше ведомых. Подвеска агрегата перераспределяет весовую
нагрузку по осям в соответствии с профилем уплотняемой поверхности —
все неровности и выступы обрабатываются повышенным давлением и выравниваются.
Слайд 211 - одноосный пневмоколесный тягач; 2 - кабина;
3 -
вибровалец; 4 - рама вибровальца; 5 - вибровозбудитель;
6 -
шарнирное сочленение полурама тягача и вибровальца;
7 - гидроцилиндр управления поворотом
катка; 8 - пневмоколесо тягача
ВИБРАЦИОННЫЙ КАТОК
Слайд 22Катки легкого и среднего типа изготавливаются с вальцами вибрационного действия.
Подобные машины применяются при дорожно-ремонтных работах, а так же при
прокладке тротуаров, пешеходных дорожек, выравнивания и асфальтирования ограниченных по площади строительных площадок.
Слайд 23Главное их преимущество — высокая маневренность и удобство транспортировки. При
необходимости вибрация катка может быть отключена.
Слайд 24Уплотняющие колебания в большинстве подобных устройств создает дебалансный возбудитель вибраций
— вал с грузом, вращающийся в подшипниковых устройствах ступиц вальца
и создающий переменное усилие F.
1 — груз дебаланса; 2 — вал привода; 3 — ступица вальца; 4 — шпоночное крепление
Слайд 26Для уплотнения гравийных, песчаных оснований, верхних слоёв дорожной одежды. Уплотнение
песчаных грунтов за 3-4 проходки, глинистые 6-8 проходок. Средняя скорость
движения 2,5-3,5 км/ч.
КАТОК С ГЛАДКИМ ВАЛЬЦЕМ
Слайд 27а) - общий вид;
б) - схема уплотнения грунта кулачком;
I - начало уплотнения,
II - промежуточная фаза;
III -
конец уплотнения
КАТОК С КУЛАЧКОВЫМ ВАЛЬЦЕМ
с небольшими выступами по всей поверхности, эффективно работают по рыхлому грунту
Слайд 28удельного давления и уплотнения слоев грунта значительной толщины. Продолговатые кулачки
формы ж) способствуют высококачественному уплотнению и являются как бы разрезным
ребристым катком. Кулачки формы з) используются на всех отечественных катках, обеспечивают равномерное уплотнение в вертикальной и горизонтальной плоскостях и наибольшее удельное давление. У современных катков отношение длины кулачка к диаметру вальца составляет 1 : 6 - 1 : 7.
а, б) - односторонние, е) - симметричные,
ж) - продолговатые,
Прямой кулачок формы
е) применяется преимущественно на тяжелых катках при необходимости получения наибольшего
ФОРМЫ КУЛАЧКОВ
Слайд 31 Необходимое число проходов кулачкового катка по уплотняемому слою
зависит от веса катка, вида уплотняемого грунта и условий производства
работ; в среднем это число составляет от 6 до 12.
Достоинство кулачковых катков — хорошее уплотнение нижней части слоя грунта.
Недостатки — разрыхление верхней части слоя при выходе кулачков из грунта и большое сопротивление движению. Кулачковые катки предназначаются для уплотнения рыхлых связных, в том числе комковатых грунтов.
Слайд 32Решетчатые катки – их применяют для уплотнения связных и несвязных
грунтов, которые содержат твердые включения, например крупнообломочные грунты. Особенно эффективны
эти катки при уплотнении грунтов, содержащих мерзлые комья. Качество уплотнения в последнем случае достигается за счет дробления комьев.
КАТОК С РЕШЁТЧАТЫМ ВАЛЬЦЕМ
поверхность покрыта выступами в виде решетки, дробят крупные фрагменты, увеличивая уплотнение
8 7 6
1 — силовой модуль; 2 — вибровалец; 3 — гидромотор привода вибровозбудителя; 4 — бак смачивающей системы; 5 — полурама вибровальца; 6 — шарнирное сочленение полурам; 7 — гидроцилиндр поворота катка; 8 — пневмоколесо
КОМБИНИРОВАННЫЙ КАТОК
Слайд 351 - гусеничный трактор; 2 - редуктор; 3 - полиспастный
механизм; 4 - передняя подвеска; 5
- канатный компенсатор; 6 - тяга; 7 - канат; 8 - задняя подвеска;
9 - направляющие штанги; 10 - подвижные удлинители; 11 - трамбующая плита
ТРАМБУЮЩАЯ МАШИНА
Слайд 36ТРАМБОВКА ВЗРЫВНАЯ
Трамбовки с приводом рабочего органа взрывным, пневматическим или электрическим
способом имеют ограниченное применение — для уплотнения грунтов в труднодоступных
и неудобных местах и при небольших объемах работ (пазухи сооружений, дно траншей и т. п.).
Слайд 37ТРАМБУЮЩИЕ ПЛИТЫ
Трамбующие плиты, свободно подвешенные на экскаваторах и кранах, малопроизводительны.
Кроме того, динамика работы экскаватора и крана с трамбующей плитой
вредна для их механизмов и часто приводит к преждевременному их износу. Этот метод уплотнения следует применять лишь при отсутствии других грунтоуплотняющих машин.
Слайд 38СоНемецкая компания BOMAG GmbH
Сочлененные катки в тандемном исполнении для работ
по асфальту:
легкие, с собственным весом от 1,8 т до
5 т;
тяжелые от 6,5 до 16 т.
Статические и вибрационного типа катки для работ по уплотнению грунта с весом от 3 до 26 т.
Слайд 41Завод «РАСКАТ» из г. Рыбинска в 1971 году освоил производство
двухосевого двухвальцового вибрационного катка универсального назначения ДУ 47.