Разделы презентаций


Группы дошкольников с ОВЗ: особенности развития и трудности социализации

Содержание

Дети с задержкой психического развития (ЗПР).Дети с умственной отсталостью.Дети с нарушениями речи.Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).Дети с детским церебральным параличом (ДЦП).Дети с расстройствами аутистического спектра.Дети с соматическими заболеваниями.Дети

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Группы дошкольников с ОВЗ: особенности развития и трудности социализации
Докладчик: Фатихова

Лидия Фаварисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Башкирского государственного

университета
Группы дошкольников с ОВЗ: особенности развития и трудности социализацииДокладчик: Фатихова Лидия Фаварисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

Слайд 2Дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Дети с умственной отсталостью.
Дети с

нарушениями речи.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Дети с

детским церебральным параличом (ДЦП).
Дети с расстройствами аутистического спектра.
Дети с соматическими заболеваниями.
Дети с социально-педагогической запущенностью.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР).Дети с умственной отсталостью.Дети с нарушениями речи.Дети с синдромом дефицита внимания и

Слайд 3обнаруживают недостаточную готовность к обучению в школе;
характеризуются социальной дезадаптацией в

детском саду и школе;
Нуждаются в обучении по адаптированной образовательной программе;
в

раннем (не позднее 5 летнего возраста) начале коррекционной помощи со стороны педагогов-дефектологов, педагогов-психологов и учителей-логопедов.

1. Дети с ЗПР

обнаруживают недостаточную готовность к обучению в школе;характеризуются социальной дезадаптацией в детском саду и школе;Нуждаются в обучении по

Слайд 4Особенности детей с ЗПР
тотальная неуспеваемость;
ограниченный кругозор;
нарушения поведения, правил;
эмоционально-волевая неустойчивость (гиперактивность);
низкий

познавательный интерес;
низкая работоспособность, быстрая утомляемость;
несформированность игровой деятельности, которая носит предметный

характер;
несформированность познавательной деятельности, несоответствие уровня ее развития норме (слухоречевой памяти, словесно-логического мышления, произвольной памяти и запоминания, слабость творческого воображения);
трудности формирования общеинтеллектуальных умений (умения слушать инструкцию и следовать ей, умения планировать, доказывать, делать выводы, умения осуществлять контроль и др.).
Особенности детей с ЗПРтотальная неуспеваемость;ограниченный кругозор;нарушения поведения, правил;эмоционально-волевая неустойчивость (гиперактивность);низкий познавательный интерес;низкая работоспособность, быстрая утомляемость;несформированность игровой деятельности,

Слайд 5не способны освоить программу дошкольного образования для нормально развивающихся детей;
нуждаются

в обучении по адаптированной образовательной программе;
основная задача сопровождения – максимально

возможная социальная адаптация, формирование социально-бытовых умений, ручных навыков;
часть детей способна интегрироваться в инклюзивную группу другая часть – в специальное (коррекционное) ДОУ.

2. Дети с нарушением интеллекта

не способны освоить программу дошкольного образования для нормально развивающихся детей;нуждаются в обучении по адаптированной образовательной программе;основная задача

Слайд 6Особенности детей с нарушением интеллекта
тотальная неуспеваемость, непреодолимая в условиях воспитания

и обучения по общеобразовательной программе;
резко ограниченный кругозор;
низкий познавательный интерес с

трудом поддающийся коррекции;
в условиях отсутствия коррекционной помощи в дошкольный период несформированность навыков ухода за собой;
часто недоразвитие речи разной степени – от несформированности лексико-грамматической стороны речи, низкого развития связной речи до полного безречия и неспособности использовать речь как средство коммуникации;
недоразвитие познавательной деятельности – всех видов внимания, памяти и мышления, при этом наиболее страдают произвольная память и внимание, словесно-логическое мышление;
трудности вхождения в среду нормально развивающихся сверстников, неумение взаимодействовать с ними;
выраженная неуклюжесть, некоординированность движений;
выраженные трудности в усвоении предпосылок учебной деятельности – графомоторных навыков, счета и решения задач.

Особенности детей с нарушением интеллектатотальная неуспеваемость, непреодолимая в условиях воспитания и обучения по общеобразовательной программе;резко ограниченный кругозор;низкий

Слайд 7Дети с фонетико-фонематическими нарушениями.
Дети с системными нарушениями речи (тяжелыми нарушениями

речи).
Дети с нарушениями темпо-ритмической стороны речи (как правило, заиканием).
3. Дети

с нарушениями речи
Дети с фонетико-фонематическими нарушениями.Дети с системными нарушениями речи (тяжелыми нарушениями речи).Дети с нарушениями темпо-ритмической стороны речи (как

Слайд 8Дети с тяжелыми нарушениями речи:
в условиях отсутствия квалифицированной коррекционно-логопедической помощи

могут перейти в разряд тотально неуспевающих в школьный период;
наибольшие трудности

испытывают при выполнении заданий требующих речевого опосредования;
низкий познавательный интерес именно тем видам заданий, которые требуют речи.
Дети с тяжелыми нарушениями речи:в условиях отсутствия квалифицированной коррекционно-логопедической помощи могут перейти в разряд тотально неуспевающих в

Слайд 9Дети с преобладающим нарушением внимания.
Дети с преобладающим нарушением гиперактивности.
Дети со

смешанными нарушениями внимания и гиперактивности.



4. Дети с СДВГ

Дети с преобладающим нарушением внимания.Дети с преобладающим нарушением гиперактивности.Дети со смешанными нарушениями внимания и гиперактивности.4. Дети с

Слайд 10Дети с СДВГ характеризуются:
сохранным интеллектом и речью;
двигательной расторможенностью и неустойчивостью

внимания;
нарушениями поведения, повышенной утомляемостью и эмоциональной неустойчивостью;
неспособностью следовать правилам и

нормам;
неуспеваемостью, связанной с трудностями адаптации к правилам, требованиям.


Дети с СДВГ характеризуются:сохранным интеллектом и речью;двигательной расторможенностью и неустойчивостью внимания;нарушениями поведения, повышенной утомляемостью и эмоциональной неустойчивостью;неспособностью

Слайд 11По степени сохранности интеллекта дети с ДЦП подразделяются на группы:
Дети

с ДЦП с сохранным интеллектом.
Дети с ДЦП с задержкой психического

развития.
Дети с ДЦП с нарушением интеллекта.


5. Дети с ДЦП

По степени сохранности интеллекта дети с ДЦП подразделяются на группы:Дети с ДЦП с сохранным интеллектом.Дети с ДЦП

Слайд 12По наличию у детей с ДЦП других видов нарушений:
Дети с

ДЦП с нарушенным слухом.
Дети с ДЦП с нарушенным зрением.
Дети с

ДЦП с нарушениями речи разной степени (нарушениями звукопроизношениями, системными нарушениями речи).
Дети с ДЦП с множественными нарушениями (сочетание интеллектуальных, речевых, сенсорных нарушений).

По наличию у детей с ДЦП других видов нарушений:Дети с ДЦП с нарушенным слухом.Дети с ДЦП с

Слайд 13Дети с ДЦП характеризуются:
низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью;
замедленной переработкой материала;
трудностями в

овладении графомоторными навыками, предпосылками к чтению и счету, которые еще

более усугубляются при сочетании ДЦП с нарушениями речи, интеллекта и др.;
трудностями в пространственной ориентировке и координации движений;
низкой регуляцией эмоциональной сферы.
Дети с ДЦП характеризуются:низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью;замедленной переработкой материала;трудностями в овладении графомоторными навыками, предпосылками к чтению и

Слайд 14Типология детей с РАС
F 84.0 Синдром Каннера;
F 84.1 Атипичный аутизм;
F

84.2 Синдром Ретта;
F 84.5 Синдром Аспергера.




6. Дети с расстройствами аутистического

спектра
Типология детей с РАСF 84.0 Синдром Каннера;F 84.1 Атипичный аутизм;F 84.2 Синдром Ретта;F 84.5 Синдром Аспергера.6. Дети

Слайд 15Классификация детей с РАС по уровню эмоциональной регуляции (О.Н. Никольская)
Дети

1 группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией, их поведение носит

полевой характер, не владеют всеми формами контакта и не имеют потребности в нем, почти полное отсутствие навыков самообслуживания, имеют наихудший прогноз развития и нуждается в постоянном уходе, отрешены от внешней среды.
Дети 2 группы отличаются более целенаправленным поведением, у них спонтанно вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы. Прогноз лучше, чем в предыдущей группе, при длительной коррекции могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения, отвергают окружающую реальность.





Классификация детей с РАС по уровню эмоциональной регуляции (О.Н. Никольская)Дети 1 группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией,

Слайд 16Дети 3 группы характеризуются большей произвольностью в поведении, имеют более

сложные формы аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений,

в компенсаторных фантазиях, имеют более высокий уровень развития речи, при адекватной коррекции могут быть подготовлены к обучению в специальной (коррекционной) школе для детей с умственной отсталостью. Ведущий патопсихологический синдром –замещение с целью противостояния аффективной патологии.
Дети 4 группы характеризуются менее глубоким аутистическим барьером, меньшей патологией в аффективной и сенсорной сферах, на первый план выступают неврозоподобные расстройства – тормозимость, робость, пугливость, особенно при контактах. Основной патопсихологический синдром – повышенная ранимость при взаимодействии с окружающими. У детей этой группы наблюдается развернутая, менее штампованная речь, сформированы навыки самообслуживания. При адекватной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.





Дети 3 группы характеризуются большей произвольностью в поведении, имеют более сложные формы аффективной защиты, что проявляется в

Слайд 17Основные признаки РАС
недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах;
отгороженность

от внешнего мира;
слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже

к матери, вплоть до полного безразличия к ним;
неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;
недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;
приверженность к сохранению неизменности окружающего (феномен тождества);
неофобии (боязнь всего нового);
склонность к стереотипным движения (вращение кистей рук перед глазами, раскачивание туловищем, подпрыгивание на носках);
речевые нарушения: мутизм (полная утрата речи), повышенный вербализм, избирательное отношение к определенным словам и выражениям;
однообразные игры – стереотипные манипуляции с неигровым материалом (веревки, гайки, ключи, бутылки и пр.), использование игрушек но не по назначению;
интеллектуальные нарушения.
Основные признаки РАС недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах;отгороженность от внешнего мира;слабость эмоционального реагирования по отношению

Слайд 18Особенности детей с соматическими заболеваниями:
трудности социальной адаптации, в целом, и

адаптации к ДОУ, в частности;
плаксивость, ранимость, лабильность настроения, эмоционально-волевая неустойчивость;
низкие

волевые возможности;
быстрая утомляемость, недостаточность сформированность внимания и работоспособности;
трудности общения со сверстниками, предпочтение в качестве субъекта общения взрослых;
сохранный интеллект и речь, отсутствие психических нарушений, однако при этом низкая мотивация и часто недостаточная сформированность детских видов деятельности.




7. Дети с соматическими заболеваниями

Особенности детей с соматическими заболеваниями:трудности социальной адаптации, в целом, и адаптации к ДОУ, в частности;плаксивость, ранимость, лабильность

Слайд 19Особенности детей с социально-педагогической запущенностью:
ограниченный кругозор, недостаточная готовность к взаимодействию

со сверстниками, несформированность предпосылок к обучению в школе;
трудности усвоения правил,

нежелание их соблюдать и подчиняться;
низкая познавательная активность к тем видам деятельности и сфере знаний, которые имеют пробелы, недостаточную сформированность;
легкость формирования асоциальных форм поведения (бродяжничества, лживости, вредных привычек и др.).




8. Дети с социально-педагогической запущенностью

Особенности детей с социально-педагогической запущенностью:ограниченный кругозор, недостаточная готовность к взаимодействию со сверстниками, несформированность предпосылок к обучению в

Слайд 20Варианты дошкольного образования детей с ОВЗ

Варианты дошкольного образования детей с ОВЗ

Слайд 21Сопоставление специального и инклюзивного образования

Сопоставление специального и инклюзивного образования

Слайд 22Система дошкольного образования детей с ОВЗ в России включает:
специальные (коррекционные)

дошкольные образовательные организации(детские сады компенсирующего и комбинированного вида, коррекционные школы

с дошкольным отделением (нулевыми классами));
детские сады общеразвивающего вида с группами комбинированной направленности (инклюзивными группами);
группы кратковременного пребывания при детских садах общеразвивающего вида;
детские сады различного вида, на базе которых функционируют дополнительные службы: лекотека, службы ранней помощи, консультативные пункты.

Примечание: пока нет юридических документов, регламентирующих деятельность групп комбинированной направленности в детских садах общеразвивающего вида, в том числе и наличия специалистов в штатном расписании.


Система дошкольного образования детей с ОВЗ в России включает:специальные (коррекционные) дошкольные образовательные организации(детские сады компенсирующего и комбинированного

Слайд 23Условия включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду

Условия включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду

Слайд 24Проблемы инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ
1) государство должно резко

увеличить финансирование образования, подлинная инклюзия дороже дифференцированного специального образования;
2) многие

педагоги массовых ДОУ не готовы к инклюзии и попали в ситуацию профессионального и психологического дискомфорта;
3) дополнительное внимание педагога к включенному в общеобразовательную среду ребенку, по мнению родителей здоровых детей и некоторых специалистов, приводит к снижению качества воспитания, обучения и развития его сверстников. Не все родители здоровых детей являются сторонниками инклюзии.

Проблемы инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ 1) государство должно резко увеличить финансирование образования, подлинная инклюзия дороже дифференцированного

Слайд 25Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика