Слайд 1Характеристика географического района
Европейская часть России: Северо-Запад
Слайд 2План характеристики географического района
Состав района.
Географическое положение района.
Природа района и природные
предпосылки его развития.
История заселения и освоения территории.
Население.
Хозяйственный комплекс района.
Территориальная структура
хозяйства района.
Культурно-географические особенности района.
Основные проблемы района и перспективы его развития.
Слайд 3Состав района
Северо-Запад- это территория, тяготеющая к Балтийскому морю. Это Санкт-Петербург
и его зона влияния, а также Калининградская область(российский анклав).
В состав
Северо-западного района России входят: Ленинградская, Новгородская, Псковская области, Санкт- Петербург.
Анклав – это часть территории государства, полностью окруженная территорией других государств, части государства, полностью окруженные одной страной.
Слайд 4Географическое положение районов
Северо-Западный экономический регион – самый маленький регион
Европейской части России. Его площадь – 210 тыс. км2. Район имеет приморское положение:
омывается Финским заливом Балтийского моря. Имеет крупные морские порты: Санкт-Петербург, Калининград и др. Через систему рек и каналов регион имеетвыход в Волгу и Белое море, через Онежское озеро и Беломоро-Балтийский канал – в Белое и Баренцево моря, через Онежское озеро, Волго-Балтийский канал и Волгу – в Каспийское море, а через Волгу, Волго-Донской канал и Дон – в Азовское и Черное моря (рис. 2).
Северо-Западный регион граничит с Белоруссией, Латвией, Эстонией, Финляндией, а Калининградская область – с Польшей и Литвой. По территории района проходят железнодорожные и автомобильные дороги, которые от Санкт-Петербурга веером расходятся во все соседние территории. Экономико-географическое положение района со временем менялось. Так как регион находился на торговом пути «из варяг в греки», то был заселен рано. Здесь располагаются древнерусские города: Великий Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса. В начале XVII в. выход в Балтийское море был закрыт шведами, и только после победы над шведами он был возвращен в состав России.
Слайд 6Природа района и природные предпосылки его развития
Характерен моренно-ледниковый рельеф с
холмами, грядами. Особенно много моренных холмов на возвышенностях, где они
чередуются с озерными впадинами. Северо-Запад Русской равнины — озерный край: здесь около 7 тысяч озер. Крупнейшие — Ладожское (площадь 18 тыс.км2), Онежское, Чудское, Ильмень. Речная сеть — густая. Сравнительно короткая река Нева (74 км), вытекающая из Ладожского озера в Финский залив — одна из самых многоводных в России.
Климат района умеренно-континентальный, на побережье — морской. Балтийское море не замерзает лишь у Калининграда Для всей территории характерны подзолистые и торфяно-болотные почвы. Леса занимают немногим менее половины площади района, а на северо-востоке лесистость местности достигает 70%.
Полезные ископаемые: огнеупорные глины, горючие сланцы, фосфориты, кварцевые пески, известняки, соляные источники (в районе Старой Русы), бокситы (Тихвин).
Слайд 7История заселения и освоения территории
Историки предполагают, что славяне пришли на
северо-запад в V веке н. э. из Европы с более
теплым климатом и меньшей лесистостью. Постепенно адаптируясь к природным условиям они создали свою культуру, религию, архитектуру, национальную кухню, ремесло, одежду. Район был заселен рано, так как находился на торговом пути из “варяг в греки”. Здесь находятся великие русские города – Новгород, Псков, Великие Луки В конце мая 1703 года в России появился новый город, которому суждено было на протяжении последующих столетий играть выдающуюся роль в ее судьбах, в жизни Европы и всего мира. Основал этот город в устье Невы, на берегу Балтийского моря российский император Петр I. Вряд ли найдется другой город в мире, который потребовал бы больше жертв для своего рождения, чем Пальмира Севера. По истине Петербург – город на костях человеческих. Туманы и болота из которых возник город, свидетельствуют о той египетской работе, которую нужно было произвести, чтобы создать здесь, на зыбкой почве сотканный из туманов этот “Парадиз”. Здесь все повествует о великой борьбе с природой
Слайд 8Население
Население Северо-Запада начиная с 1992 г. постоянно сокращается. За последние 10
лет оно сократилось почти на полмиллиона человек и составило более
8,3 млн чел. Особенно неприятная демографическая ситуация наблюдается в Новгородской и Псковской областях. Естественная убыль населения отражается и на возрастной структуре в пользу лиц старшего возраста и сокращением доли лиц молодого возраста. Население Северо-Запада размещено неравномерно: почти 72 % населения проживает в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Район отличается довольно высокой плотностью: 41 чел/км2, при этом в Ленинградской области этот показатель достигает 73 чел/км2, в Калининградской – 63 чел/км2, а в Псковской и Новгородской областях – соответственно 14 и 13 чел/км2.
Район отличается самым высоким в стране уровнем урбанизации: в городах проживает около 87 % жителей. На территории района расположены 78 городов и 71 поселок городского типа, в том числе самый большой нестоличный город Европы – Санкт-Петербург (рис. 1).
Основу городской сети составляют старые города, особенно в Новгородской, Псковской и Калининградской областях, но 2/5 городов сосредоточено на территории Ленинградской области.
Слайд 9Население Калининграда
Калининград (в прошлом Кенигсберг) – самый западный центр
России, который расположен при впадении реки Преголи в Калининградский залив.
Население –
более 430 тыс. чел. Это крупный транспортный узел. Здесь есть железные и шоссейные дороги, морской и речной порты, международный аэропорт (Храброво).
Примерно с 1999 г. можно говорить о небольшом экономическом подъеме Калининградской области. Здесь восстановлено производство на важных предприятиях области: вагоностроительном заводе, судостроительном заводе «Янтарь» (рис. 3), «Калининградгазавтоматика».
В области созданы новые предприятия, например, автомобилестроительное предприятие «Автотор» (рис. 4), собирающее автомобили по лицензиям концернов БМВ (Германия), КИА (Корея), «Дженерал моторс» (США).
Слайд 10Хозяйственный комплекс района
Сельское хозяйство и пищевая промышленность достаточно разнообразны, но ориентированы
в первую очередь на удовлетворение потребностей городского населения в продуктах
питания. Сельское хозяйство специализируется на молочно-мясном скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве, а также выращивании картофеля и овощей.
Северо-Западный экономический район
- Сельское хозяйство:
· животноводство (молочно-мясное и молочное скотоводство, свиноводство);
· птицеводство;
· растениеводство (зерновое хозяйство, картофелеводство, выращивание кормовых культур, льноводство);
В районе также получил развитие индустриально-строительный комплекс: стекольная промышленность,
- производством железобетонных изделий и конструкций
- строительные материалы.
Рекреационное хозяйство:
- санаторно-курортного обслуживания;
- экскурсионного обслуживания международного значения.
Слайд 11Территориальная структура хозяйства района
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области, которые занимают
менее 1/2 территории района, проживает 80% его населения, производится 80%
промышленной и свыше 50% сельскохозяйственной продукции.
Новгородская область, занимая свыше 1/4 территории района, сосредоточивает менее 1/10 населения. Здесь развивается машиностроение – электротехника, приборостроение, химическое машиностроение, производство медицинских инструментов и химическая промышленность – производство азотных удобрений, синтетических материалов, керамическое и стекольное производство, предприятия лесопиления, изготовление спичек. Главными отраслями сельского хозяйства являются льноводство и молочно-мясное животноводство.
Псковская область занимается льноводством, молочным животноводством и свиноводством. Развиваются предприятия электро - и радиотехники, выпускаются торфодобывающие машины, запасные части к тракторам и сельскохозяйственному оборудованию.
Калининградская область выделяется рыбной и янтарной отраслями, развитием курортной зоны. В поселке Янтарном работает единственный в России янтарный комбинат. На древесине Северного района функционирует целлюлозно-бумажная промышленность. Большое развитие получили мясная и маслодельная промышленность.
Северо-Западный район владеет всеми видами современного транспорта. Транспорт играет важную роль в обеспечении перерабатывающей промышленности сырьем и топливом. Основной вид транспорта – железнодорожный. Так же производится много речных и морских перевозок.
Слайд 12Культурно-географические особенности района
У региона очень богатая история и культура. Осталось
много исторических памятников со времен царской России. Естественно, все сначала
едут в Санкт-Петербург смотреть Эрмитаж, Петропавловскую крепость, Исаакиевский и Казанский соборы, Кунсткамеру, Русский и другие музеи, дворцы королей и придворных, парки, памятники, многочисленные соборы, церкви и часовенки. Не менее интересны и пригороды Санкт-Петербурга: такие дворцовые комплексы как Гатчина, Петергоф, Ораниенбаум, Пушкин, Павловск, Выборг…
«Серебрянное кольцо»
Идею программы «Серебряное кольцо» предложил В.В. Путин в 2003 гг. Серебряное кольцо объединяет монастыри и крепости пригородов Санкт-Петербурга и ленинградской области, а также псковской и новгородской областях.
Санкт-Петербург, Великий Новгород, Вологда Петрозаводск, Псков — опорные центры «Серебряного кольца», крупные транспортные узлы и одновременно центры региональных рекреационных систем.
Высоким уровнем сохранности историко-градостроительной среды отличаются 24 города, при этом только семь городов — Великий Устюг, Гатчина, Старая Русса, Печоры, Павловск, Петродворец и Пушкин — отличаются самым ценным историко-культурным наследием и высоким уровнем сохранности исторической среды. В ареале «Серебряного кольца» сохранились также образцы народной градостроительной культуры, глубокого понимания функциональной, пространственной и эстетической организации среды жизнедеятельности. Это многочисленные северорусские поселения Карелии, Архангельской, Вологодской и северо-востока Ленинградской областей. В настоящее время российская глубинка вызывает повышенный интерес у туристов, в том числе и у иностранных, который может быть удовлетворен в рамках системы «Серебряное кольцо».
Слайд 13Основные проблемы района и перспективы его развития
Район отличается мощным экономическим
потенциалом, особым транспортно-географическим положением и огромными историко-культурными ценностями.
Перспективы:
- Развитие отраслей
производящих импорт заменяющую продукцию и экспортной специализации (сложного и точного машиностроения), научных разработок, культурного и туристического обслуживания.
- Развитием непроизводственной сферы.
- Использование научного и социально-культурного потенциала региона;
- Возрастание международной роли Санкт-Петербургского морского порта и всей транспортной системы района в транзитной и экспортно-импортной системах России требует повышения ее пропускной и провозной способности за счет реконструкции и нового строительства.
- Организация в Ленинградской и Новгородской области свободных экономических зон, способствующих крупномасштабному привлечению иностранных инвесторов в разнообразные отрасли хозяйства.
Слайд 14Вывод
Вывод.ЭГП района выгодное:приморское положение,морской порт,через систему каналов выход на Волгу
и Белое море,хорошее соседское положение,по территории района проходит сеть железных
и автомобильных.