Слайд 1 Хохлома - странное, веселое слово. В нем и смех
слышится, и восхищенное ОХ! И восторженное АХ!
Хохломская роспись - это
самобытный русский народный промысел, существующий более трехсот лет, уникальное явление не только в масштабах России, но и в мировом искусстве.
Слайд 2 Как же начиналось это удивительное, хохломское художество?
Разное рассказывают . Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился
в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда. Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров - иконописцев. Свои иконы они писали на деревянных досках, которые покрывали льняным маслом, прогревали в печи. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить. Издавна делали посуду в лесных Заволжских деревеньках Виноградово, Семино, Куличино, Разводино, Хрящи. Но зовут ее не виноградовской или куличинской, а хохломской.
Слайд 3 Давным-давно жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы,
но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился
в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами. Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла.
Слайд 4 Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17
в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных
изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.
Слайд 5 Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и
нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно Хохлома так
любима не только туристами, но и самими россиянами. В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с ее характерными самобытными элементами. Хохлома – это снова модно и стильно!
Слайд 6Из истории хохломской росписи Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень
раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители
села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.
Слайд 7Цвета хохломы Рисунок Хохлома из древне привлекал своей красочностью и
яркостью. Особенностью рисунка Хохлома является то, что он изображается всегда
на черном фоне. Несмотря на это, рисунок Хохлома выглядит праздничным благодаря красным и золотистым узорам, которые наносятся поверх черного фона. Традиции хохломского рисунка пришли к нам в народное искусство с украшениями древнерусских рукописных книг и икон. Хохломские ремесленники расписывали свои изделия только тремя красками. На любом предмете, украшенном хохломским узором, можно увидеть красные ягоды, рассыпанные по черному фону. Яркие пятна ягод кажутся такими сочными и выделяются на черном так четко, что смотрятся настоящими сочными плодами кислой брусники, рябины или клюквы. Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками. Такой выбор не случаен. Раньше красный цвет считался праздничным и не мог встречаться в повседневной жизни часто. Да и золотистая роспись была дорогим украшением – не каждая невеста могла похвастать таким приданым, и не в каждой семье можно было встретить расписную хохломскую ложку.
Слайд 8 В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники
рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки
цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры называются «кудрины». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы. «Кудрины» всегда пишутся золотом. Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи.
Слайд 9 Хохломской орнамент удивителен. Его отличает богатство
красок медово-золотого цвета. Орнамент хохломской росписи очень разнообразен и декоративен.
Художники передают красоту нашей жизни, которую мы, обычные люди, порой и не замечаем. Яркую осень с ее яркой листвой, красочные цветы, многочисленные разноцветные ягоды. Орнаменты наносятся красными и черными цветами.
Слайд 10 Процесс производства различных изделий расписанных под хохлому ,
не изменился со времени своего зарождения, но все же благодаря
современным материалам и некоторым измененным принципам производства, хохломские изделия стали более прочными и долговечными. Этот процесс заключается в следующем. Вначале вытачивается само изделие, которое получается белого цвета. После этого мастера грунтуют изделие, то есть покрывают его раствором глины, после чего умельцы вылуживают его оловом, серебром или алюминием. Затем изделие становиться готовым для росписи, т.е. блестящим и гладким. Далее изделия с нанесенной росписью закрепляются сушкой в печи. Последним этапом является лакировка или сушка под высокой температурой .
Слайд 11 Одним из крупнейших специализированных мест производства хохломских
ложек может считаться Семенов. Хохломская ложка – один из популярнейших
сувениров из России. Композиционный орнамент ложки - змеящийся стебель, покрытый травой, где каждое ветвь оканчивается насыщенными ягодами. Ложки, в основном обрабатываются в ручную. Ложки изготавливают в основном из осины, липы, березы, а дорогие – из пальмы и клена. Существует различные виды ложек, например: тонкая, полубасская, ложка для варенья, сувенирная, детская, салатная.
Слайд 12 Когда умельцы перешли к занятию
на широких поверхностях золотистого фона, выразилась присущая русскому орнаменту тяготение
к широте письма, что хорошо видно на расписанных под хохлому шкатулках.. Дерзкий кистевой мазок делается одним из главных составляющих травяного узора. И так и эдак совмещая вытянутые мазки черной и красной краски, большие и маленькие, густые и воздушные, умельцы творили мелодии цветов, травок, деревьев и кустов с роскошной кучерявой кроной. Узор дополнялся мелодией цветов и ягод .
Слайд 13 Характерной чертой хохломских изделий является традиционный
рисунок: узорчатая тонкая роспись из вьющихся растений и ягод. Хохломская
роспись встречается практически на всех предметах домашнего и кухонного обихода. Изделия начали украшать только в 17 веке – возможно, тогда и были привезены дорогие и редкие краски, которые не стирались с течением времени. Сейчас хохломская роспись стала забытой историей, к которой возвращаются, чтобы скорее порадовать иностранных да иногородних гостей, чем вспомнить о своих истоках. Драгоценность хохломских украшений перестала быть редкостью – купить ее может практически каждый, кто заинтересован культурой русского народа. В Нижегородской области хохломские изделия по-прежнему остаются востребованным товаром – недалеко от села Хохлома работают две ремесленные фабрики, которые пытаются сохранить и передать традицию русского народа. Традицию, которую ни забыть, ни купить нельзя
Слайд 14Выполнил Киркаленко Дима
Руководитель Удодова В.Д.
Спасибо за внимание!