Слайд 1Психология тревожности
Выполнила: Стальмахович А.Н 505 гр., заочное
Слайд 2
Слово "тревожный" отмечается в словарях с 1771 года.
В психологии под
тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени»,
переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности (Прихожан А.М.).
Слайд 3Тревожность, тревога и страх
Различают тревожность как эмоциональное состояние и как
устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе
это различение зафиксировано соответственно в понятиях «тревога» и «тревожность».
Сегодня наиболее распространена точка зрения, рассматривающая страх как реакцию на конкретную, определенную, реальную опасность, а тревожность - как переживание неопределенной, смутной, безобъектной угрозы преимущественно воображаемого характера.
Слайд 4ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ
Психологические и педагогические факторы возникновения тревожности и
закрепления ее как относительно устойчивого личностного образования.
Внешние источники тревожности:
Семейное
воспитание;
Школьная успешность;
Взаимоотношения с педагогами;
Взаимоотношения со сверстниками;
Внутриличностные источники тревожности:
Эмоциональный опыт;
Внутренний конфликт;
Слайд 5Виды тревожности
Выделяются разные виды тревожности:
устойчивая тревожность в
какой-либо сфере - ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную.
общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека.
Слайд 6Формы тревожности
Форма тревожности -особое сочетание характера переживания, осознания, вербального
и невербального его выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности.
Существует две основных категорий тревожности:
1 открытая- сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
2 скрытая- в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем - через специфические способы поведения.
Слайд 7Маски
Говоря о формах тревожности, нельзя не коснуться также проблемы так
называемой «замаскированной» тревожности.
«Масками» тревожности называются такие формы поведения, которые,
имея вид ярко выраженных проявлений личностных особенностей, порождаемых тревожностью, позволяют человеку вместе с тем переживать ее в смягченном виде и не проявлять вовне.
В качестве таких «масок» чаще всего описываются агрессивность, зависимость, апатия, чрезмерная мечтательность.
Слайд 8Портрет тревожного ребенка
Таких детей отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они
боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают
самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети думают, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Слайд 9Психопрофилактическая и психокоррекционная работа
1. Психологическое просвещение родителей;
2. Психологическое просвещение педагогов;
3.Обучение
родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей;
4. Непосредственная работа
с детьми и подростками;
5. Обеспечение и обсуждение практики реализации новых навыков и умений в реальной жизни, помощь и поддержка со стороны психолога за пределами обучающей ситуации;
Слайд 10Методы коррекции
Определены следующие эффективные методы коррекции детской
тревожности:
арттерапия (рассматривается в трудах О.А. Карабановой, А.И. Захарова и других);
музыкотерапия
(В.Н. Бехтерев и другие);
сказкотерапия;
поведенческий тренинг;
психогимнастика (М.И. Чистякова, Р.В. Овчарова и др.);
психогимнастические игры и упражнения.
Слайд 11Игра в психокоррекции
Главным, ведущим видом деятельности в дошкольном
возрасте является игра: именно благодаря правильно организованной и подобранной игре
можно преодолеть различные эмоциональные трудности ребенка.
Игры-драматизации, посвященные разыгрыванию жизненных проблем, ситуаций, произошедших с ребенком.
Элементы дидактических игр, предполагающих постановку и реализацию учебных задач. Их значимость велика при обучении тревожных детей процессу планирования своей деятельности.
Подвижные игры с правилами – они направлены на развитие саморегуляции мышечной напряженности, представляют собой первый шаг на пути развития способности к регуляции своих эмоциональных состояний.